Конспект урока и презентацию по произведению "Затейники" - Носов (начальные классы)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Усачева Виктория Олеговна

Конспект урока литературного чтения 2 класс 2 часть

ТЕМА: Детство и творчество Н.Н. Носов. Анализ произведения «Затейники»

ТИП УРОКА: комбинированный

ЦЕЛЬ: познакомить детей с детством и творчеством Н.Н. Носов, проанализировать произведение «Затейники»

ЗАДАЧИ:

·               образовательные:

Ø знать биографию и творчество автора;

Ø уметь давать характеристику персонажу;

Ø уметь определять главную идею;

Ø уметь составлять план для пересказа.

·               развивающие:

Ø развивать мышление учащихся посредством анализа;

Ø развивать речь, эмоций;

Ø развивать умение объяснять значение незнакомых слов;

Ø развивать словарный запас;

Ø развивать выразительное и правильное чтение.  

·               воспитательные:

Ø воспитывать стремление к знаниям;

Ø воспитывать активность на уроке;

Ø воспитывать интерес к творчеству Носова;

воспитывать всесторонние развитие.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения 2 класс 2 часть

ТЕМА: Детство и творчество Н.Н. Носов. Анализ произведения «Затейники»

ТИП УРОКА: комбинированный

ЦЕЛЬ: познакомить детей с детством и творчеством Н.Н. Носов, проанализировать произведение «Затейники»

ЗАДАЧИ:

  • образовательные: 
  • знать биографию и творчество автора;
  • уметь давать характеристику персонажу;
  • уметь определять главную идею;
  • уметь составлять план для пересказа.
  • развивающие: 
  • развивать мышление учащихся посредством анализа;
  • развивать речь, эмоций;
  • развивать умение объяснять значение незнакомых слов;
  • развивать словарный запас;
  • развивать выразительное и правильное чтение.  
  • воспитательные: 
  • воспитывать стремление к знаниям;
  • воспитывать активность на уроке;
  • воспитывать интерес к творчеству Носова;
  • воспитывать всесторонние развитие.  

ПЛАНИРУЕМЫЕ РУЗЕЛЬТАТЫ:

  • познавательные УУД:
  • общеучебные – ознакомление с произведением «Что любит Мишка»;
  • восприятия литературного произведения;
  • формулирование ответов на вопросы по содержанию произведения;
  • деление на логические части, построение оценочных рассуждений.
  • регулятивные УУД:
  • выполнение принятой учебной задачи;
  • адекватное восприятие оценки учителя и товарищей;
  • планирование своих действий.

коммуникативные УУД:

  • взаимодействие с окружающими;
  • умение слышать, слушать и понимать партнера;
  • планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;
  • правильно выражение своих мыслей, оказание поддержки друг другу;
  • эффективное сотрудничество как с учителем, так и со сверстниками.

личностные УУД:

  • умение высказывать свое мнение о знании моральных норм поведения;
  • умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
  • умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Анализ

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Виктория Олеговна. Сегодня я у вас проведу урок литературного чтения.

- Зачитываю мотивационный стих:

«Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!»

- Садитесь на свои места.

- Приветствие учеников.

- Садятся на свои места.

Подведение к теме  

- Посмотрите пожалуйста на слайд. Думаю, вам известны эти произведения детского писателя. Прочитайте их названия.

- Думаю, вы догадались с каким детским писателем мы сегодня будем знакомиться.

- Правильно. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с детством детского писателем Николаем Николаевичам Носовым.

- «Незнайка», «Живая шляпа», «Огурцы», «Мишкина каша».

- Николай Носов.

Первичное восприятие

- Будущий писатель родился в Киеве, но его ранние годы прошли в местечке Ирпень, на Украине. На слайде вы видите дом, в котором проживал будущий писатель со своей семьей в Ирпене. Мать – Варнава Петровна занималась домашними делами и сидела с детьми, отец – Николай Петрович был актёром, но основной заработок ему приносила работа на железной дороге, ведь актёрский труд оплачивался крайне скромно. Николай был вторым сыном в семье. Кроме него, в семье был старший брат Пётр и младшие брат и сестра. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром. В 6 лет будущий писатель возвращается и поступает в Киевскую гимназию Стельмашенко. В те года, когда учился будущий писатель, были войны, только из-за этого обучение давалось не таким легким путем. Недостаток продуктов, отсутствие тепла и электричества холодной зимой, болезни были обычным явлением того времени. Именно Николай в трудные годы спас свою семью — он занимался огород, сажал картошку вместе со старшим братом и сестрой. Ведь отец был на заработках, мать занята по женским хозяйственным работам, старший брат в то время уже учился живописи.

Николай с гимназических лет увлекался музыкой, театром – наряду с шахматами, фотографией. Маленький Николай не был идеальным учеником или идеальным ребенком. Было время, когда он бросил делать уроки, получил двойки и остался на второй год. После чего он числился в самых отстающих учениках. Но однажды он услышал такой диалог взрослых. На вопрос «Как он учится» его учитель ответил: «Ничего», на секунду замявшись. У мальчика сразу же поменялся взгляд на взрослых людей и появилось доверие к ним.  Проще всего было назвать его отстающим, сложнее было — поверить в его возможности. И это случилось! После этого Николай всегда старался видеть хорошее в людях и в героях своих произведений. После этого Николай решил наверстать всё упущенное за предыдущие годы. Он сам подготавливает брата и сестричку к поступлению в четвертый класс гимназии, обучая их.  Чтобы прокормить семью Николай с 14 лет был вынужден работать: продавал газеты, возил брёвна. После он пошел работать на завод в своем городе. Начал Николай свое творчество буквально в 30 лет, и в этом же году был опубликован первый его рассказ, который назывался "Затейники». Носов написал очень много смешных, легких и добрых рассказов для детей. Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — сначала он просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям.  

 

Физ.минутка

- Но я думаю вы устали. Давайте немного отдохнем. Встаньте пожалуйста и повторяйте движения, которые будут в видео. Я включаю видео (https://www.youtube.com/watch?v=WHsuZgtaEPs&t=31s)

- Дети встают со своих мест и повторяют движения по видео

Словарно-лексическая работа

- Откройте пожалуйста свои учебники на странице 50.

- Прочтите пожалуйста название произведение.

- Сегодня мы с вами будем знакомиться с этим произведением.  

- Сейчас я вам прочитаю это произведение, а вы внимательно слушайте, после мы с вами будем отвечать на вопросы (первичное восприятие текста).

- У вас на партах есть конверты, возьмите их в руки и посмотрите, что там внутри.

-Ваша задача соотнести понятие и определение и после мы с вами проверим.

- Давайте проверим. Обратите свое внимание на слайд.

- Открывают учебники.

- «Затейники»

- Внимательно слушают.

-Смотрят.

 - Стащили – переместили, унесли куда-нибудь; починить - исправить, сделать пригодным для использования; подкрался на цыпочках – подойти тихонько, незаметно, на кончиках пальцев ног.

Анализ рассказа

- А теперь давайте ответим на вопросы, обратите свое внимание на слайд. Вопросы:

- Кто главные герои произведения?

- Что вы можете сказать о ребятах?

- Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят?

- Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину?


- Что сказали бы соседи, которые это все слышали?

- Что бы вы им посоветовали?

- А вы боитесь темноты? Почему?

- Как вы считаете, этот рассказ поучителен для вас? Почему?

Ребята, а скажите пожалуйста «А хорошо ли быть затейниками»?

- Какую главную мысль автор хотел донести до своих маленьких читателей?

- Ответы на вопросы:

- Петя и Валя.

- Ребята были озорными и смогли воплотить свою фантазию в жизнь.  

- Умеют организовать свой досуг, не будут скучать.

- Нельзя играть с одеялом, с постелью.

- По тише играть, нельзя громко кричать, невоспитанные.

- Мнение ребят.

- Мнение ребят.

- Мнение ребят.

- Мнение ребят.

- Главная мысль рассказа "Затейники" в том, играть лучше, как минимум вдвоем, чтобы и пугаться, и веселиться вместе.

Работа над выразительным чтением рассказа

- А сейчас мы с вами перевоплотимся в наших героев. Кто из вас хочет перевоплотиться в мальчика Петю?

- А каким ты себе представляешь Петю?

- Хорошо. А кто хочет перевоплотиться в девочку Валю?

- А какой ты ее представляешь?

- Хорошо.

- Ребят, а как вам кажется лучше всего справился со своей ролью?

- Я считаю, что ребята молодцы и хорошо справились со свей ролью.

- Ну а сейчас давайте мы с вами разобьем наше произведение на части, озаглавим их

- А что говорится в первой части рассказа?

- Что говорится во второй части рассказа?

- И что говорится в третьей части рассказа?

-

- Давайте посмотрим наше предположение.

- Вы все правильно сказали. Мы с вами разбили текст на части, это вам поможет для составления пересказа.

- Петя – озорной, забавный, фантазер.

- Валя девочка смешная, забавная, веселая.

- Читают по ролям.

- Мнение детей.

- Там того, как ребята решили построить домик.

- То, что ребята оказались как будто в сказке.

- О поиске серого волка».

- 1 часть: до постройки домика, как у поросят; 2 часть: перевоплощение в сказку; 3 часть: узнать тайну, есть «серый волк» или нет.

Домашнее задание

- Откройте свои дневники и запишите домашнее задание. На дом у вас пересказ этого произведения.

- Дети записывают домашнее задание в дневники.

Рефлексия

-Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

-Удалось ли нам достичь этой цели?

-Какие получили результаты?

- Узнать о жизни и творчестве писателя Н. Носова.

- Да.

-Познакомились с интересным произведением.

Подведение итогов

- А сейчас попробуйте оценить свои успехи на уроке:

– Сегодня я узнал (а)…
– Было интересно…
– Было трудно….
– Теперь я могу

Сегодня хорошо рассуждали: ………
Хорошо читали: ……..
Хорошо слушали: …….

- Говорят свое мнение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Колледж «Черёмушки» Москва-2020 Тема: «Детство и творчество Н.Н. Носов. Анализ произведения «Затейники»» Выполнила: Усачева Виктория Олеговна, студентка 4КПд25ш-18

Слайд 2

«Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь отметку «пять»!»

Слайд 3

Николай Николаевич Носов

Слайд 4

Киев Ирпень

Слайд 5

Дом, в котором жил Носов

Слайд 7

Киевская гимназия Стельмашенко

Слайд 10

«ЗАТЕЙНИКИ»

Слайд 11

Словарная работа Стащили – Починить – Подкрался на цыпочках – переместили, унесли куда-нибудь; исправить, сделать пригодным для использования; подойти тихонько, незаметно, на кончиках пальцев ног.

Слайд 12

Вопросы к тексту Кто главные герои произведения? (Петя и Валя) Что вы можете сказать о ребятах? (Ребята были озорными и смогли воплотить свою фантазию в жизнь) Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят? (Умеют организовать свой досуг, не будут скучать) Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину? (Нельзя играть с одеялом, с постелью)

Слайд 13

Что сказали бы соседи, которые это все слышали? Что бы вы им посоветовали? (По тише играть, нельзя громко кричать, невоспитанные) А вы боитесь темноты? Почему? Как вы считаете, этот рассказ поучителен для вас? Почему? Ребята, а скажите пожалуйста «А хорошо ли быть затейниками»? Вопросы к тексту

Слайд 14

Какую главную мысль автор хотел донести до своих маленьких читателей? (Главная мысль рассказа "Затейники" в том, играть лучше, как минимум вдвоем, чтобы и пугаться, и веселиться вместе) Вопросы к тексту

Слайд 15

Характеристика героев Петя Валя Озорной, забавный, фантазер Смешная, забавная, веселая

Слайд 16

О ЧЕМ ГОВОРИТСЯ В ПЕРВОЙ ЧАСТИ РАССКАЗА? О ЧЕМ ГОВОРИТСЯ ВО ВТОРОЙ ЧАСТИ РАССКАЗА? О ЧЕМ ГОВОРИТСЯ В ТРЕТЬЕЙ ЧАСТИ РАССКАЗА?

Слайд 17

План для пересказа До постройки домика, как у поросят; Перевоплощение в сказку; Узнать тайну, есть «серый волк» или нет.

Слайд 18

Сегодня я узнал(а) … Было интересно … Было трудно …. Теперь я могу … Сегодня хорошо рассуждали: ……… Хорошо читали: …….. Хорошо слушали: …….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией по окружающему миру 3 класс "Весенние изменения в природе".

ТЕМА: ВЕСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. ОБОБЩЕНИЕ.ЦЕЛЬ: ОБОБЩИТЬ НАБЛЮДЕНИЯ ДЕТЕЙ ЗА ВЕСЕННИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЕ. ЗАДАЧИ: РАЗВИВАТЬ ИНТЕРЕС К НАБЛЮДЕНИЯМ ЗА ПРИРОДНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ...

Конспект урока и презентация "Служебные части речи" 4 класс

Данный материал состоит из конспекта урока с презентацией и приложением....

Конспект урока и презентация по курсу ОРКСЭ 4 класс "Добро и зло" (1-ый урок)

В конспекте урока отражены цели урока (обучающие, развивающие, воспитательные). В разработке урока есть творческие задания для учащихся. ...

Конспект урока с презентацией по письму в 1 классе «ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ З, з»

Конспект урока с презентацией по письму в 1 классе «ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ З, з» по системе учебников "Начальная школа XXI века"...

План-конспект урока по предмету "окружающий мир" в начальных классах. Тема: Охрана животных. Животные Красной книги.

Цели урока:продолжать знакомство с Красной книгой, с животными, которые в нее внесены;учить бережно относиться к животным;рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди;формиро...

Конспект урока с презентацией. Тема: «Трёхзначные числа»_3 класс_программа "Школа 2100".

Тема: "Трёхзначные числа".Цель: научиться читать и записывать трёхзначные числа, в которых отсутствует один из разрядов.Задачи: формирование УУД....

Конспект урока и презентация по математике в з классе на тему "Высказывание" по программе "Начальная школа 21 века"

Тема: ВысказываниеАвтор: Муллаянова Фанузя Хатиповна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №79 г.УфаОписание материала: Данный урок разработан в рамках УМК "Начальная школа 21 века"Тип урока: открытие н...