Технологическая карта урока литературного чтения для обучающихся с ОВЗ (3-й класс, вариант 2.2.)на тему Б.Заходер "Песенки Винни-Пуха" ("Ворчалка")
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Технологическая карта урока по литературному чтению составлена для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2.) 3-го класса. Обучение данной категории обучающихся предусматривает пролонгированные сроки обучения, поэтому используется учебник "Литературное чтение" Л.Ф. Климановой и др. на ступень ниже, т.е. 2-ого класса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Урок литературного чтения в 3 классе для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
Тема: Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха». Анализ содержания, выразительное чтение.
Тип урока: открытие нового знания.
УМК «Школа России». Учебник «Литературное чтение», в 2 частях. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др.
Цель: уметь выразительно читать и понимать особенности юмористического произведения.
Педагогические задачи:
1) образовательные:
познакомить с английским писателем Аланом Милном;
продолжить знакомить с творчеством Б. Заходера,
учиться понимать особенности юмористического произведения;
учиться правильному, выразительному чтению;
развить умение понимать мысли автора, анализировать текст;
2) коррекционно–развивающие:
способствовать развитию мыслительных операций (обобщения, сравнения, анализа, синтеза), речи, внимания, слухового восприятия; следить за произношением; способствовать развитию навыков контроля и самоконтроля при выполнении учебных заданий;
3) воспитательные, здоровьесберегающие:
обогащать эмоциональный мир школьников нравственными переживаниями; формировать условия для воспитания чувства прекрасного в окружающей действительности;продолжить воспитание интереса к предмету через использование занимательных моментов.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
читать выразительно произведение вслух, соблюдая паузы и логическое ударения, уметь передавать интонацию;
понимать особенности юмористического произведения; анализировать заголовок произведения;
ставить вопросы по прочитанному материалу и отвечать на них, высказывать собственное отношение к прочитанному.
Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов УУД):
Регулятивные:
формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;
читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату; фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость своей работой на уроке; аргументировать позитивное отношение к своим успехам.
Познавательные:
общеучебные – осуществлять поиск информации в тексте; строить сообщения в устной и письменной форме;
логические – выделять существенную информацию.
Коммуникативные:
расширять словарный запас детей, способствовать развитию читательского кругозора; в коммуникации умеют строить понятные для партнеров высказывания; формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные:
проявление учебно-познавательного интереса к учебному материалу; стремление сделать свою речь яркой, образной и выразительной; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Методы и формы обучения: частично - поисковый, личностно – ориентированная технология, деятельностный подход, ИКТ, коммуникативные технологии; индивидуальная, фронтальная формы работы, работа в парах.
Оборудование: Учебник для общеобразовательных организаций (в двух частях) Л.Ф. Климановой и др. «Литературное чтение», 2 класс (часть 2), серия «Школа России». Издательство «Просвещение», 2019, интерактивная доска, компьютер, карточки для работы в парах, карточки для самостоятельной работы.
Организационная структура урока
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
- Давайте скажем «волшебные» слова: Мы внимательны и доброжелательны. Готовы отлично трудиться! Настроение замечательное, На уроке нам пригодится. - Садитесь. Какой сейчас будет урок? Что приготовили к уроку? | Организует эмоциональный настрой на восприятие | Дают себе установку на хорошую работу на уроке. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. | Л.: положительный настрой; самоопределение; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |
II. Речевая зарядка - Начнем мы наш урок с речевой зарядки. - Какие у нас дежурные звуки? (Ж-З). - Будем на уроке обращать внимание на правильное произношение этих звуков. 1. Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова. Жук? Жук жужжит? 2. Отработка интонации восклицательного предложения со сменой логического ударения. Здесь ЗАЯЦ! Заяц ЗДЕСЬ, а не там! Здесь заяц, а не ЖУК! 3. Работа над речевой паузой. Обиж-жать ж-жуков не нуж-жно,/ - Почему нельзя сажать жуков в коробку? Что мы делали? Хорошо говорили звуки {ж-з}, работали над интонацией, логическим ударением и речевыми паузами. | Организует работу над ритмико-интонационной стороной речи и логическим ударением. Даёт установку. Воспитывает бережное отношение к живому; развивает эмоциональную отзывчивость. | Правильно произносят звуки. Передают вопросительную и восклицательную интонацию, выделяют слова в предложении с помощью логического ударения. Ведут диалог о пользе и вреде насекомых, делают вывод об уникальности каждого насекомого, их пользе и месте в пищевой цепочке. | К.: умеют достаточно полно и чётко выражать свои мысли, слушать собеседника и вести диалог | |
III. Проверка домашнего задания 1. Восприятие на слух вопросов по стихотворению Б. Заходера «Что красивей всего?» - Какое было домашнее задание? (Прочитать стихотворение Б.Заходера «Что красивей всего?» и ответить на вопросы). - Будем различать вопросы на слух и отвечать на них. 1). Что прекрасней всего для Деревьев и Трав? 2). Почему для Сов, Кротов и Сычей прекрасна ночь? 3). Кому милы леса? 4). Кому прекрасны небеса? 5). Что ответил Дельфин на вопрос "Что красивей всего?" 6). Для кого прекрасней всего Цветок? 7). Кто может славить полярные льды? 8). А для вас "Что красивей всего?" на этом свете? Что делали? Развивали слуховое восприятие и отвечали на вопросы. | За экраном задаёт вопросы вразброс. | Слушают вопросы, отвечают. | П.: произвольное построение речевого высказывания в устной форме К.: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью Р.: принимать и сохраняют учебную задачу | |
IV. Постановка учебной задачи и актуализация опорных знаний - Какой раздел мы сейчас изучаем? («И в шутку и всерьёз») - О чём произведения этого раздела? ( о юморе, смешных ситуациях, весёлых героях…) - Юмор. Что это? - Ребята, для того чтобы узнать, какой герой пришёл к нам на урок нужно отгадать загадку. Мишка решил стать похожим на тучку: Опишите кратко этого персонажа. - Какой Винни-Пух? - Что он любит? - Что он любит делать? -Верно, ребята, Винни-Пух очень любит петь. - Подумайте, как будет звучать тема сегодняшнего урока? (Песенки Винни-Пуха) - Верно, давайте поставим цели для нашего урока: - познакомиться с песенкой Винни-Пуха; - научиться выразительно её читать. Что мы делали? Определяли тему и цели урока. | Организует выход на тему урока учащимися. | Отвечают на вопросы, отгадывают загадку, определяют тему и цели урока. | П.: уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта Р.: уметь слушать в соответствии с целевой установкой К.: уметь оформлять свои мысли в устной форме, аргументировать свое мнение, учёт разных мнений учащихся
| |
V. «Открытие» нового знания 1. Сообщение учителя об авторах Первая книга про Медвежонка появилась в 1926 году. Написал её английский писатель Милн Алан Александр(18 января 1882, Лондон — 31 января 1956). Книга называлась «Винни-Пух и все остальные». Сочинять истории о медвежонке Винни-Пухе Милн начал для своего сына Кристофера Робина. Автор песенок нашего Вини – Пуха Борис Заходер. Он писал сказки, стихотворения для детей, был переводчиком. Перевёл с иностранных языков на русский такие известные книги как «Алиса в стране чудес», «Мери Поппинс», «Винни - Пух и все - все – все». 2. Работа над «Ворчалкой» - Сегодня мы будем учиться выразительно читать стихотворение – песенку Винни-Пуха. - Откройте учебники на стр. 107. - Как называется песенка? («Ворчалка») - Что значит ворчать? (Говорить раздражительным тоном, негромко и неотчетливо, выражая неудовольствие, досаду) - Как вы думаете, почему Винни придумал такое название для своей песенки? Винни не понимает, куда исчез мёд, поэтому ворчит сам себе под нос. Он удивляется исчезновению мёда. - С какой интонацией я должна прочитать стихотворение? (С негромкой недовольной интонацией, удивление вместе с досадой, восклицательной) 3 .Первичное восприятие - Послушайте ворчалку Винни-Пуха и подумайте, куда же девался мёд? - Куда мог подеваться мед? - Понравилась вам песенка? - Кто читал сказку о Винни-Пухе, вспомните, в какой главе медвежонок придумал эту «Ворчалку»? ( в главе, где Пятачок и Винни-Пух хотят поймать Слонопотпма в ловушку). 4. Словарная работа - Какие слова были непонятны? ДЕВАТЬСЯ - исчезать, пропадать, теряться ПОЛНЁХОНЬКИЙ - совсем полный, наполненный ЗАРЫТЬСЯ в песке - спрятаться в вырытом углублении, закопаться | Сообщает информацию об авторах, расширяет словарный запас учащихся. Организует работу над стихотворением в парах. Читает с недовольной, возмущенной интонацией. | Учатся составлять партитуру стихотворения, нотировать текст, выразительно читать поэтическое произведение, понимать его смысл, объяснять значения слов. Слушают аудиозапись песенки. | К.: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью П.: поиск и выделение необходимой информации; осознание материала в письменной и устной форме Р.: оценка выделения того, что нужно усвоить; саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии
| |
VI. Музыкальная разминка - Давайте отдохнем. | Организует смену деятельности на уроке в виде танцевальной мультзарядки. | Выполняют танцевальные движения, укрепляют физическое здоровье. | Осваивать собственную социальную роль; развивать внимание, координацию движений | |
Продолжение работы по теме 5. Работа в парах над текстом - Будем работать в парах по плану: 1) нотирование песенки (составление партитуры стихотворения, работа над выделением логического ударения и орфоэпией). 2) словарно-стилистические упражнения Задание от Пятачка Дополните словосочетания: Лес (какой?)________ Горшок (какой?)___________ Задание от Винни-Пуха Скажи по-другому: Исчез - … Зарыться - … Задание от Совы Дополните предложение: Мёд не мог убежать, потому что у него (нет чего?)… Мед не мог уплыть по реке, потому что у него (нет чего?)… 3) проверка по эталону 4) выразительное чтение учащимися | Организует работу в парах, самопроверку по эталону. | Выполняют задания по плану. Проверяют выполнение заданий по эталону. Выразительно читают песенку. | Пр.: читать выразительно произведение вслух, соблюдая паузы и логическое ударения, уметь передавать интонацию; понимать особенности юмористического произведения; анализировать заголовок произведения Р.: читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.) П.: выделять существенную информацию. проявление учебно-познавательного интереса к учебному материалу Л.: стремление сделать свою речь яркой, образной и выразительной | |
VII. Просмотр фрагмента из м/ф «Винни - Пух» - Давайте посмотрим фрагмент из м/ф | ||||
VIII. Закрепление изученных знаний 1. Самостоятельная работа - Будем работать самостоятельно. Задания: 1) Расставить правильную очередность: чего не мог сделать мед. 2) Вставить правильно глаголы в стихотворение. Кому дать задание со «словарем»? | Организует применение знаний и оценивает степень усвоения.
| Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания. | Р.: строить логическую цепочку рассуждений, устанавливать причинно - следственные связи; Могут контролировать и оценивать собственную деятельность, корректировать свою деятельность; строить логическую цепочку рассуждений, устанавливать причинно - следственные связи | |
IX. Итог. Рефлексия учебной деятельности 1.) «Рефлексивный экран» - Что мы делали на уроке? Дети выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно. Сегодня я узнал… Было интересно… Я научился… У меня получилось… Расскажу дома, что … C каким настроением заканчиваем урок? 2) Самооценка - Поставьте себе оценку за работу на уроке. | Проводит рефлексию. Создаёт ситуации успеха в обучении | Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока. | Р.: осмысливать и оценивать свою деятельность на уроке; фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость своей работой на уроке, аргументировать позитивное отношение к своим успехам. | |
X. Задание на дом Стр.107 Читать выразительно «Ворчалку». | Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи. | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. | Принимать учебное Понимать |
№ по порядку | Действие, которое не мог сделать мёд | № по порядку | Действие, которое не мог сделать мёд |
Ворчалка
Куда мой мед деваться мог? Ведь был полнехонький горшок? Он убежать никак не мог - Ведь у него же нету ног! Не мог уплыть он по реке (Он без хвоста и плавников!). Не мог зарыться он в песке. Не мог, а все же - был таков! Не мог уйти он в темный лес. Не мог взлететь под небеса. Не мог, а все-таки исчез! Ну, это прямо чудеса! | Ворчалка
Куда мой мед деваться мог? Ведь был полнехонький горшок? Он убежать никак не мог - Ведь у него же нету ног! Не мог уплыть он по реке (Он без хвоста и плавников!). Не мог зарыться он в песке. Не мог, а все же - был таков! Не мог уйти он в темный лес. Не мог взлететь под небеса. Не мог, а все-таки исчез! Ну, это прямо чудеса! |
Ворчалка
Куда мой мед деваться мог? Ведь был полнехонький горшок? Он ______________ никак не мог - Ведь у него же нету ног! Не мог _______________ он по реке (Он без хвоста и плавников!). Не мог ________________ он в песке. Не мог, а все же - был таков! Не мог _____________ он в темный лес. Не мог _____________ под небеса. Не мог, а все-таки исчез! Ну, это прямо чудеса! Словарь: взлететь, зарыться, уйти, убежать, уплыть | Ворчалка
Куда мой мед деваться мог? Ведь был полнехонький горшок? Он _________________никак не мог - Ведь у него же нету ног! Не мог ________________он по реке (Он без хвоста и плавников!). Не мог _________________он в песке. Не мог, а все же - был таков! Не мог _________________он в темный лес. Не мог __________________под небеса. Не мог, а все-таки исчез! Ну, это прямо чудеса! |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Спроси: - Жук? - Жук жужжит? Удивись: Здесь ЗАЯЦ ! Заяц ЗДЕСЬ , а не там! Здесь заяц, а не ЖУК !
Работа над речевой паузой. Обиж-жать ж-жуков не нуж-жно,/ Нуж-жно ж-жить с ж-жуками друж-жно.// Уваж-жать и обож-жать,/ И в коробки не саж-жать!//
Будем различать вопросы на слух и отвечать на них Кто сказал, что самые красивые леса? Что ответил Дельфин на вопрос "Что красивей всего?" Кому прекрасны небеса? Что прекрасней всего для Деревьев и Трав? Что для тебя «самое красивое» на свете? Почему для Сов, Сычей и Кротов прекрасна ночь? Для кого красив Цветок? Кто мог славить полярные льды?
Отгадайте загадку: Мишка решил стать похожим на тучку: С шариком мишки, ну, очень летучи. Мёда отведать толстяк захотел, Только он пчёл обмануть не сумел. Как его звали? Скажите мне вслух, Это весёлый медведь… Винни-Пух
Песенки Винни-Пуха 1) Познакомиться с песенкой Винни-Пуха. 2) Научиться выразительно её читать.
Алан Милн Борис Заходер 1918 - 2000 1882 - 1956 Советский писатель, поэт и переводчик Английский писатель и поэт
ДЕВАТЬСЯ - исчезать, пропадать, теряться ПОЛНЁХОНЬКИЙ - совсем полный, наполненный ЗАРЫТЬСЯ в песке - спрятаться в вырытом углублении МЁД
Нотирование песенки Паузы (/, //) Логическое ударение (слова, которые нужно выделить голосом) Орфоэпия (правила произношения) 2. Словарно-стилистические упражнения от Пятачка, Винни-Пуха и Совы
Интонация Радос(т)ная Грус(т)ная Недовольная Спокойная Сердитая
Произведение какого автора мы сегодня читали? Чем он вам запомнился? Какие виды работы с текстом выполняли? Мне удалось на уроке… Мне понравилось… Я порадовался за… Я могу похвалить себя за …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения «А.П. Платонов «Еще мама» 3 класс
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «А.П. Платонов «Еще мама» Цели урока: Создание условий для организации работы над текстом.Предметные:учить детей понимать глубину произведения, с...
Технологическая карта урока литературного чтения «С.В. Михалков «Если», «Рисунок» 3 класс
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «С.В. Михалков «Если», «Рисунок»Цели урока: организовать деятельность обучающихся с целью расширения знаний детей о жизни и творчестве С.В.Михалк...
Технологическая карта урока литературного чтения «С.В. Михалков «Если», «Рисунок» 3 класс
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «С.В. Михалков «Если», «Рисунок»Цели урока: организовать деятельность обучающихся с целью расширения знаний детей о жизни и творчестве С.В.Михалк...
Технологическая карта урока литературного чтения «И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек» 3 класс
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»Цели урока: - Совершенствовать работу над составлением плана, умение рассказывать, создавать творческие работы.Пр...
Технологическая карта урока литературного чтения для обучающихся 4 класса (ОВЗ) по теме "Марк Твен "Приключения Тома Сойера""
Технологическая карта урока Учитель: Коробова Виктория ВладимировнаПредмет: Литературное чтениеКласс: 4 класс. Обучающиеся с ОВЗТема урока: Марк Твен «Приключения Тома Сойера»Тип урок...
Технологическая карта урока литературного чтения К.Г.Паустовский "Растрепанный воробей" 3 класс УМК ПНШ
Технологическая карта урока литературного чтения К.Г.Паустовский "Растрепанный воробей" 3 класс УМК ПНШ...
Технологическая карта урока литературного чтения на родном языке (русском) в 1 классе
урок №9 в учебном плане Н.Сладков "Весенняя баня"...