Литературное чтение 1 класс Г.Кружков и К.Чуковский
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Фролова Елена Ивановна

Урок разработа по программе ФГОС.Произведение Кружкова "Р-ры" и Чуковского "Федотка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_uroka.docx51.96 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока.  Организационная часть                                                                                                                                                           I. Актуализация знаний.       Встаньте ровно, улыбнитесь и тихонечко садитесь.

- Сегодня на уроке мы продолжим читать произведения из раздела « И в шутку, и всерьёз». Замечательный раздел, где можно пошутить и поговорить серьёзно. Какие произведения продолжим  изучать в этом разделе?                                                               ( юмористические)                                                                                                                             С какими произведениями познакомились? Почему эти произведения вошли в этот раздел? Для чего сочиняют весёлые произведения? ( юмор – произведения ,где можно посмеяться)  Чем  помогают такие произведения?                                                                                                                  Что такое юмор?  Юмор – добродушно – насмешливое отношение к чему – нибудь, умение представлять события, недостатки, слабости в комическом виде.                                                                                                                                                  — Отгадайте загадки.   В клетке целый день сидит     И под нос себе твердит.   Но, услышав двери скрип,    Он кричит: «Филипп-Филипп,  Кеше пить быстрее дай!»    Кто же это? (Попугай.)        Говорливей не найду     Попугая... (какаду).                                                                     У него большая грива: и пушиста,  и красива! Только к этой милой киске подходить не стоит близко. (Лев.)                                                                                                                                                        Будем знакомиться с произведением Г. Кружкова.                                                                - Сначала рассмотрите иллюстрацию к этому стихотворению. Как вы думаете, о чём (о ком) расскажет нам автор?                                                                                                                           - Прочтите название стихотворения.   - Кто его автор? ( Портрет Г. Кружкова)

— Послушаем, как правильно читать это стихотворение. (Прослушивание аудиозаписи по электронному приложению. Выразительное чтение учащимися стихотворения.)

Молвил – говорил.    Какаду – название птицы, которая живет в жарких странах.

ра-зор-ву – разорву          рас-тер-за-ю – растерзаю               рас-пу-га-ю – распугаю

Анализ стихотворения                                                                                                                        -Понравилось ли вам стихотворение? Чем?                                                                                                                     –  Кто является героем стихотворения? ( О ком это стихотворение?)                                                                                                                                             – Почему поэт так необычно назвал свое произведение? ( потому что в нём повторяются буквосочетания ррры, такие звуки произносит лев, когда рычит)                                                                                     – Прочтите слова, в которых повторяется это буквосочетание. Что напоминает?  (Игра звуками для усиления выразительности называется звукозапись)                                                                                                                                                          – Что помогло услышать эти слова? (звук р)                                                                                                                      – Почему лев был «просто ррррад»?( отдохнул или был доволен, что к нему подлетели какаду)                                                                                                                                                    — Как вы думаете, с какой интонацией какаду произносят свои слова: гневно, стараясь напугать или весело?(весело). Как они поняли то, что сказал лев? (Слова какаду нужно читать с напуганной интонацией. Они сначала подумали, что лев хочет сделать что−то плохое. Но оказалось, он рад их видеть.)                                                                                                                                                                                  — С какой интонацией лев произнес слово в начале стихотворения? Произнесите его. Что подумали какаду? (Слова, которые сказал лев в начале стихотворения, я произнесу строго, а то, что сказал лев позже, радостно, ведь он был рад видеть какаду.)                                                                                                                                                  — А на самом деле какое настроение было у льва? (Радостное.)                                                              — С какой интонацией он произнес слова в конце стихотворения: строго, радостно, с укором? Произнесите их.                                                                                                                                Обратите внимание на знаки препинания. Если видим запятую, что мы должны сделать? Если видим точку? Воскл. знак? Вопрос. знак?

- Прочитайте стихотворение про себя.

– Какой звук передаёт рычание льва? (Звук р.)                                                                                                                 - Какой художественный приём использовал автор? Назови звукоподражательные слова.( Автор использует олицетворение, так как неживым предметам присвоил способность говорить. Этот прием часто используют писатели, чтобы ярче передать происходящее.
Звукоподражательные слова:
• Рразорву и ррастерзаю;   • Рразнесу и рраскидаю;   • Рраспугаю;  • РРРРАД.)

3. К Чуковский «Федотка»– Послушайте отрывок из произведения. Вспомните название стихотворения.… Давайте же мыться, плескаться,                                                                                          Купаться, нырять, кувыркаться.                 В ушате, в корыте, в лохани,                                                               В реке, в ручейке, в океане,       И в ванне, и в бане,   Всегда и везде  Вечная слава воде! («Мойдодыр».)                       – Кто автор стихотворения «Мойдодыр»?                                                          – Сегодня на уроке мы познакомимся со  стихотворением – К. Чуковского «Федотка»  1.Рассказ-предисловие учителя о К.И.Чуковском. Обращение внимания на портрет и выставку книг «К.И.Чуковского» Корней Иванович Чуковский ещё при жизни получил в народе почётное звание «дедушка Чуковский». Его стихи и сказки полюбили малыши и дети постарше.Однажды маленький сын Чуковского серьёзно заболел. Поэт начал сочинять и рассказывать ему сказку «Крокодил», с первого раза сын запомнил почти весь прочитанный ему текст наизусть. Поистине сказочная поэма обладала какими-то магическими свойствами, помогавшими такому мгновенному усвоению и выздоровлению. Эту сказку напечатали и она очень полюбилась всем другим детям. Что же это за чудо? Посмотрим маленький фильм про Корнея Ивановича Чуковского. Может быть и разгадаем это чудо. Сборник «От 2 до 5»         3. Знакомство со стихотворением К. Чуковского «Федотка».                                                                       – Прочитайте, как называется стихотворение?    – Кто автор?                                                                 – Как вы думаете, о ком это произведение?  Кому понравилось? Что вызвало смех?                        4. С л о в а р н а я р а б о т а.  – Прочтите слова, , сначала по слогам, затем целыми словами: си-рот-ка – сиротка              не-сча-стный – несчастный              сча-стли-вый – счастливый. (Дети читают про себя, затем вслух хором).     -Кого называют сироткой?

- Можно ли назвать слова: несчастный и счастливый- слова наоборот? Почему?

4. Анализ стихотворения.   – Почему плачет Федотка? Почему нельзя назвать его сироткой? Прочитайте.            – Можно ли действительно назвать его несчастным?                                                                                                                                            – Как по-другому можно назвать это произведение?  - Почему плачущий мальчик вызывает не сочувствие , а смех?   - Почему поэт написал стих?                        - В чём секрет смешного? ( мальчик не понимал смысла слова сиротка, потому,что ещё маленький.

— Можно ли сказать, что автор подшучивает над своим героем? Автор подсмеивается над героем − Федотка плачет, как сиротка. Видимо, мальчик не умеет ценить то, что у него есть.

— Прочитайте стихотворение так, как будто вы на самом деле жалеете мальчика.

— Можно ли стихотворение «Федотка» назвать юмористическим?

– Чему учит нас это стихотворение? – Какие отрицательные черты мальчика высмеивает автор?                                                                                                                                                                                                                         5. Задание (парами)– Соедините ниточкой карточки авторов с названиями их произведений:авторов и их произведения из этого раздела.

И. Пивоварова

«Мы играли в хохотушки»

И.Токмакова

«Кулинаки – пулинаки»

Г. Кружков

«Федотка»

К. Чуковский

«Ррры»

Какое слово пропущено в строках из стихотворения К. Чуковского «Федотка»? Бедный Федотка - ……….                                                                                                                               Плачет несчастный Федотка:                                                                                                            Нет у него никого,                                                                                                                     Кто пожалел бы его.                            А) детка     б) сиротка     в) малютка                           2.Укажи, из какого стихотворения данные строки.                                                                                   Мы смеялись и смеялись,
Лопнуть со смеху боялись.
                                                                                                                1) «РРРы!»        2) «Кулинаки-пулинаки»    3) «Мы играли в хохотушки»

Итог урока.

 Как вы думаете, зачем писатели и поэты пишут весёлые произведения?

 Какое произведение понравилось больше всего? Почему?

 Что обозначает слово «юмор»? Юмор - добродушно-насмешливое отношение  к чему-нибудь, умение представить события,  недостатки, слабости в комическом виде.                                                                                                                                          - А если мы над кем-то подшутим, а этому человеку будет обидно, считается ли это хорошим юмором?

Отзыв
об открытом уроке по чтению в 1 «З» классе
по теме:
 К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет»

Цели:
– обобщить знания учащихся по теме;
– совершенствовать навыки чтения целыми словами и выразительного чтения;
– развивать речевые умения, творческие способности, память и мышление;
– продолжить формирование умения анализировать и сравнивать
произведения.
Тип урока: получение новых знаний

Урок, проведённый учителем начальных классов Шатовой Е.Н.., прошёл
на высоком методическом уровне.
Свой урок она строила в соответствии с ФГОС, используя информационно
коммуникативные технологии. По содержанию материал соответствует
целям урока и направлен на обобщение и систематизацию знаний учащихся.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и
был посилен для первоклассников. С учётом типа урока и целей,
использовались различные формы и методы обучения: коллективная работа,
работа в парах, , фронтальный опрос. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. Так как у первоклассников мышление преимущественно наглядно образное,
использовался наглядный материал в виде иллюстраций, презентации.
В соответствии с нормами СанПиН, на уроке проведена подвижная
физминутка. На всех этапах ребята были вовлечены в активную мыслительную и
исследовательскую деятельность. Этапы урока были тесно связаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия
опирались и подкреплялись практически. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объем урок а выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учетом физических и психологических особенностей первоклассников.
На уроке был хорошо организован диалог, вопросы учителя были хорошо
продуманы, речь носила научный характер. Урок показал, что ученики
Шатовой Елены Николаевны. , умеют давать правильные ответы.
Использование информационных технологий целесообразно при проведении данного урока.. Каждому ученику было уделено должное внимание. Учитель учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. Учитель сумел продумать проведение урока таким образом, чтобы позволить
учащимся проявить свое творчество, мастерство. Педагог на протяжении
урока не забывал поощрять детей, тем самым создавая благоприятную
эмоциональную обстановку в классе. Применялись здоровьесберегающие технологии.

В конце урока была проведена рефлексия, дети сами оценили свою
деятельность и достигнутые результаты.
Цели были достигнуты, так как запланированный материал реализован,
обучающиеся активно работали на уроке.

Описание: C:\Users\Пользователь\Desktop\1.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Продолжаем разгадывать секреты смешного. К.Чуковский "От двух до пяти"

Конспект данного урока иллюстрирует совокупность методов и способов обучения, развивающих мыслительную активность, творческие способности и креативное мышление учащихся. Урок спланирован в нетра...

Конспект по литературному чтению по теме: "Стихи К.И.Чуковского".

Тема: Стихи К. И. Чуковского.Цели : формирование навыков выразительного чтения / послогового и целыми словами /,    познакомить уч-ся с...

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "Творчество К.И.Чуковского" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "Творчество К.И.Чуковского" 1 класс (конспект + презентация)...

Презентация по литературному чтению "Весёлые стихи для детей К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, И. Токмаковой" 1 класс УМК Школа России

Цель: познакомить с весёлыми стихотворениями для детей К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, И. Токмаковой.Планируемые результаты:Предметные :совершенствовать навыки осознанного (понимание замы...

Конспект урока литературного чтения «Знакомство с творчеством К.И. Чуковского. К.И. Чуковский «Телефон»» (УМК "Школа России" 1 класс)

Цель: познакомить учащихся с произведениями К.И. Чуковского; развивать речь, навыки чтения по ролям, диалогическую и монологическую речь, творческие способности учащихся, внимание, память; продолжить ...