Урок литературного чтения "Продолжаем разгадывать секреты смешного. К.Чуковский "От двух до пяти"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Конспект данного урока иллюстрирует совокупность методов и способов обучения, развивающих мыслительную активность, творческие способности и креативное мышление учащихся. Урок спланирован в нетрадиционной форме - интегрированный. На уроке была создана мотивационная ситуация для успешной деятельности (игровая форма урока; дифференцированный подход; возможность самореализации и творчества). Отбор педагогических проблем для осуществления изучения материала, производился не только в соответствии с логикой изучения произведения, но и с логикой практических действий учителя и учеников, причем приоритет отдавался последней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3 классе
Тема урока: «Продолжаем разгадывать секреты смешного. К.Чуковский «От двух до пяти»
Программа: «Перспективная начальная школа»
Разработала: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 30, с.Абрау-Дюрсо. г.Новороссийска
Штапова Светлана Александровна
Тема урока: «Продолжаем разгадывать секреты смешного. К.Чуковский «От двух до пяти»
Цели урока:
- продолжить обсуждение с детьми некоторых аспектов природы смешного в литературном произведении;
- обнаружить, что маленькие дети очень наблюдательны; что они обладают особым свежим взглядом на мир, благодаря которому способны порождать необычные словосочетания и рассуждения, которые часто получаются очень смешными;
- развивать наблюдательность, творческое воображение, прививать любовь к чтению.
Задачи урока:
- выяснить, что историю про девочку Наташу смешной делает последняя фраза, которая построена на противоречии;
- обнаружить, что в истории про Иру Ковалёву смешно само сочетание слов «звериный джаз», которое придумала девочка;
- отметить, что детские высказывания, посвящённые впечатлениям детей в зоопарке, показывают, что маленькие дети наблюдательны и остроумны;
- выяснить, что в истории про Лену и собачку смешно то, как Лена оправдывает свой страх, заявляя, что она правдивая девочка;
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, магнитофон, аудиозапись смеха, аудиозапись сказки К.Чуковского «Бармалей», аудиозапись джаза, мультипликационный фильм «Квартет», книга К.Чуковского «От двух до пяти», учебник Н.А.Чураковой «Литературное чтение 3 класс», папка с файлами.
О смех, великое дело!
Ничего более не боится человек так, как смеха...
Боясь смеха, удержится от того,
От чего не удержала его никакая сила.
Н.В.Гоголь.
Ход урока:
1.Орг. момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда!
Мы начнём урок, друзья.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
2.Введение в тему урока.
Урок совсем обычный, а, может, необычный,
А, может, не урок совсем хочу вам преподать.
Он может быть веселым, и очень поучительным,
Коль дети с чувством юмора мне будут помогать!
- Ребята, на доске записан кроссворд. В нём зашифрованы персонажи, которые помогают нам изучать предмет «Литературное чтение». Отгадав их имена в клетках по горизонтали, в клетках по вертикали вы прочитаете тему сегодняшнего урока (слайд 1).
к | о | с | т | я |
| п | о | г | о | д | и | н | |||||
м | и | ш | а | ||||||||||||||
в | о | л | ш | е | б | н | и | ц | а | ||||||||
м | и | х | а | и | л |
| п | о | т | а | п | о | в | и | ч |
1.Имя и фамилия мальчика, который является членом клуба «Ключ и Заря» (Костя Погодин) (слайд 2).
2.Имя мальчика, по фамилии Иванов (Миша) (слайд 3).
3.«Профессия» Анишит Йокоповны (Волшебница) (слайд 4).
4.Имя и отчество Главного Библиотекаря (Михаил Потапович) (слайд 5).
- Сегодня на протяжении всего урока нас будет сопровождать смех (звучит аудиозапись смеха).
2.1.Актуализация знаний.
- Вы уже знаете, что смех бывает разный, т.е. имеет разную смысловую и эмоциональную окраску.
- Давайте вспомним, какой бывает смех? (Смех бывает весёлый, а бывает – невесёлый, с оттенком грусти, даже горечи)
- В каком произведении мы встречались с оттенком невесёлого смеха? (В рассказе Л.Каминского «Сочинение»)
- Но сегодня на уроке нас будет сопровождать только весёлый смех (слайд 7). Весёлый смех – как солнышко в пасмурный день, пробуждает в нас замечательные чувства, от которых на душе легко и светло.
- Какой частью речи является слово «смех»? (Слово «смех» – это имя существительное) (слайд 8)
- А для того, чтобы сформулировать тему урока, вы должны существительное «смех» заменить однокоренным прилагательным («Смешной»).
2.3.Объявление темы урока.
- Итак, сегодня на уроке мы будем «продолжать разгадывать секреты смешного» (слайд 9).
3.Изучение новой темы.
3.1.Вводная беседа учителя.
- Некоторые секреты смешного мы с вами уже разгадали на прошлых уроках. А разгадать ещё один секрет сегодня нам помогут…(звучит аудиозапись отрывка из сказки К.Чуковского «Бармалей»)
Маленькие дети, ни за что на свете,
Не ходите дети в Африку гулять!
В Африке акулы, в Африке гориллы,
В Африке большие, злые крокодилы!
- Итак, разгадать ещё один секрет смешного нам поможет автор этих строк замечательный детский писатель - Корней Иванович Чуковский и маленькие дети (звучит фонограмма детского смеха).
- Посмотрите внимательно на портрет, вглядитесь в его лицо (слайд 10).
- Как вы думаете, каким человеком был Чуковский? (добрым, весёлым).
- Его всегда очень любили дети и карикатуристы. Карикатуристы (те, кто создаёт дружеские шаржи, т.е. смешные рисунки) любили Чуковского за внешность. Полные румяные щёки, над ними увесистый нос, смеющиеся светлые глаза, непослушная прядь, свисающая на лоб и очень высокий рост, длинные руки и ноги. Ну, чем не источник смешного? (слайд 11)
- А дети любили Корнея Ивановича Чуковского за то, что он говорил на понятном им языке (слайд 12). Часто общаясь с маленькими детьми (слайд 13), Чуковский записывал их смешные высказывания, которые и легли в основу его книги «От двух до пяти».
3.2.Звуковая артикуляционная гимнастика.
- Сегодня на уроке мы будем читать короткие истории из этой книги.
- Но сначала подготовим свой речевой аппарат: выполним звуковую артикуляционную гимнастику.
- Какое слово вы отгадали в кроссворде? (смех) (слайд 14)
- Сколько в этом слове букв? А сколько звуков?
- Какой слышим первый звук? (звук «с») Какой это звук? (согласный глухой)
С – ссссссссс….(свистит ветер)
- Какой второй звук? (согласный звонкий мягкий звук «м»)
М – мммммм….(мычит телёнок)
- Какой третий звук? (гласный звук «э»)
- Поэтому мы сможем произнести его протяжно:
Е – эээээээээ….(распевка)
- Какой четвёртый звук? (согласный глухой твёрдый звук «х»)
Х – хххххххх….(идём на лыжах)
- Какие звуки издаёт человек, когда смеётся? (ха-ха-ха)
- Какой это смех? (весёлый, задорный, заливистый)
- Хи-хи-хи! А это какой смех? (ехидный, с хитрецой)
-Хо-хо-хо! А кто может так смеяться? (очень большой, добродушный человек)
- А как вы думаете, как смеялся К.Чуковский? (хо-хо-хо, потому что он был большой и добрый)
- А теперь попробуем произнести скороговорку: «Сказала со смехом соседке синица: «Стать самой скрипучей сорока стремится!» (проговаривание с нарастающим темпом) (слайд 15)
- Молодцы! Теперь вы готовы к чтению.
3.3.Работа с учебником.
- Откройте учебники на странице 62.
Наташа принесла в детский сад корейскую сказку «Ласточка». В книге есть картинка: к птичьему гнезду подбирается злая змея. Увидев картинку, приятель Наташи, пятилетний Валерка, набросился на змею с кулаками.
- Не бей! – закричала Наташа. – Я уже побила её дома.
***
- Какая фраза делает эту историю смешной? (Последняя фраза, потому что она построена на противоречии. С одной стороны Наташа запрещает своему приятелю бить злую змею, нарисованную на картинке и мы думаем, что дальше она объяснит, почему этого не надо делать: ведь змея нарисованная, а не настоящая. Но продолжение этой фразы звучит неожиданно: оказывается, Наташа «уже побила её дома»)
***
Ирочка Ковалёва увидела картинку к крыловскому «Квартету» и сказала:
- Звериный джаз.
***
- А в этой истории, что кажется вам смешным? (В этой истории смешно само сочетание слов «звериный джаз»)
- Что смешного в этом сочетании?
- Что такое «джаз»? (Это музыкальное направление)
- Перед вами джазовый оркестр (слайд 16). Они играют музыку в стиле «джаз».
(Звучит аудиозапись джазовой музыки)
- А теперь давайте вспомним басню Крылова «Квартет» (слайд 17)
Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козёл,
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки, -
Пленять своим искусством свет.
(На экране демонстрируется отрывок из мультфильма «Квартет»).
- Чем же закончилась вся эта затея? (слайд 18)
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей, -
А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».
- Теперь понятно, почему становится смешно, когда мы читаем словосочетание «звериный джаз» (слайд 19).
- Раз мы с вами заговорили о животных, то давайте прочитаем два детских высказывания, посвящённых впечатлениям детей в зоопарке.
***
Девочка впервые увидела в зоопарке слона. Глянула на хобот и сказала:
- Это не слон, а противогаз.
***
Мальчик увидел в зоопарке полосатую зебру:
- Лошадь в тельняшке.
***
- Что можно сказать об этих детях? (Они очень наблюдательны)
- Какое высказывание кажется вам точным?
- А какое – остроумным?
- Вам удалось улыбнуться?
- Следующая история про девочку Лену.
***
- Лена, куда ты! Постой! Не надо показывать собачке, что ты её боишься.
Лена, убегая:
- А зачем я ей буду врать, если я её и вправду боюсь?
***
- Вам было смешно, когда мы читали эту историю?
- Что здесь смешного: то, что Лена боится собачки или то, как Лена оправдывает свой страх, заявляя, что она правдивая девочка? (То, как Лена оправдывает свой страх)
4.Музыкальная физминутка.
- Мы хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём.
(Дети выполняют движения под музыку) (слайд 20)
Жил на свете старичок
Маленького роста,
И смеялся старичок
Чрезвычайно просто:
Ха-ха-ха да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи да бух-бух!
Бу-бу-бу да бе-бе-бе,
Динь-динь-динь да трюх-трюх!
5.Выразительное чтение коротких историй.
- Сейчас каждый из вас получит текст короткой смешной истории из книги «От двух до пяти» и после небольшой подготовки прочитает нам её вслух. А мы посмотрим, у кого получится смешнее.
5.1.Первоначальное чтение текстов.
- Каждый прочитайте свой текст вслух вполголоса («птичий базар»).
5.2.Выразительное чтение вслух.
5.3.Выбор лучшего чтеца и самой смешной истории.
6.Проверка домашнего задания.
6.1. Составление юмористической книжки детских высказываний.
- Ребята, к сегодняшнему уроку вы получили необычное домашнее задание, и, наверное, удивляетесь, почему я до сих пор его не проверила? Вот, наконец, и наступил этот момент.
- Вы должны были подготовить и оформить свои детские высказывания, из которых мы сейчас все вместе составим настоящую детскую книжку.
(Дети читают свои детские высказывания и вкладывают листочки в папку с файлами.)
- А теперь давайте вместе придумаем название нашей книжки.
(Выбирается лучшее название, учитель печатает его на принтере и вставляет в обложку «книги»)
6.2.Рассматривание получившейся книги.
7.Рефлексия.
- С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке? (с книгой К.Чуковского «От двух до пяти»)
- Прочитав короткие смешные истории из этой книги и создав свою смешную книгу, удалось ли нам сегодня на уроке разгадать ещё один секрет смешного?
- В чём заключается этот секрет? (маленькие дети очень наблюдательны, они обладают особым взглядом на мир и высказывают необычные, очень смешные рассуждения)
- Ещё один секрет смешного – это высказывания и поступки маленьких детей (слайд 21)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения "Продолжаем разгадывать секреты смешного. К.Чуковский "От двух до пяти"
Презентация к уроку литературного чтения...
Технологическая карта ПНШ для проведения урока литературного чтения в 3 классе «Продолжаем разгадывать секреты смешного»
Технологическая карта урока «Продолжаем разгадывать секреты смешного»Предмет: «Литературное чтение»Класс: 3Тема урока: «Продолжаем разгадывать секреты смешного. Обобщение»Цели урока: ...
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: К.Чуковский "От двух до пяти" 3 класс "Перспективная начальная школа"
К.Чуковский "От двух до пяти"...
Конспект урока "Обобщение по разделу: Продолжаем разгадывать секреты смешного" (3 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по литературному чтению на тему: "Обобщение по разделу: Продолжаем разгадывать секреты смешного" Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК...
Конспект урока по литературному чтению: Обобщение по разделу «Продолжаем разгадывать секреты смешного»
3 класс, ПНШ...
Конспект урока на тему: Раскрываем секреты смешного. 3 класс
Раскрываем секреты смешного. 3 класс...
конспект урока \'\'Продолжаем разгадывать секреты смешного\'\',3 класс, УМК \'\'ПНШ\'\'
конспект урока ''Продолжаем разгадывать секреты смешного'',3 класс, УМК ''ПНШ''...