Конспект урока
Аттестуемый педагог (ФИО) Анкушева Алена Александровна____________________________
Предмет литературное чтение ________Класс 4 «В»_________
Тема урока _________________ М.М.Пришвин «Выскочка»._______________________________
Цель урока_: _Познакомить с рассказом М.М. Пришвина «Выскочка». __ _____________________
Задачи урока:
Образовательные:
1. Формировать читательскую грамотность у учащихся.
2.Расширить знания детей о творчестве М. М. Пришвина.
3. Учить прогнозировать содержание текста до чтения, определять главную мысль рассказа, находить в тексте описание внешнего вида героев, их переживаний, анализировать поступки и характер героев.
Воспитательные:
1.Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней;
2.Формировать умения осознавать и определять эмоции героев произведения, сочувствовать и сопереживать;
3.Развивать умение высказывать свое отношение к происходящему, выражать свои эмоции.
Развивающие:
1.формировать способность к творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские навыки.
2. Развивать память, речь, мышление.
Тип (вид) урока: урок изучения нового знания
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся)
Предметные результаты:
1. Расширить знания детей о творчестве М. М. Пришвина.
2. Познакомить с рассказом М. М. Пришвина «Выскочка».
3. Учить прогнозировать содержание текста до чтения, определять главную мысль рассказа, находить в тексте описание внешнего вида героев, их переживаний, анализировать поступки и характер героев.
4. Отрабатывать навык беглого выразительного чтения, повышать уровень начитанности.
Метапредметные результаты:
1. Формировать умение контролировать свои учебные действия в соответствии с поставленными задачами.
2. Развивать память, речь, мышление.
Личностные результаты:
1. Воспитывать любовь к природе, Родине.
2. Формировать умения осознавать и определять эмоции героев произведения, сочувствовать и сопереживать.
3. Развивать умение высказывать свое отношение к происходящему, выражать свои эмоции.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные УУД:
-читать текст, понимать фактическое его содержание, находить в тексте ответ на заданный вопрос, формулировать выводы.
Регулятивные УУД:
- принимать и понимать алгоритм выполнения заданий; понимать цель и смысл выполняемых заданий; выполнять учебные действия на основе алгоритма действий; осуществлять первоначальный контроль своих действий.
Коммуникативные УУД:
-проявлять интерес к общению и групповой работе; уважать мнение собеседников; следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности; входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.
Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная; работа в парах.
Дидактическое обеспечение: учебник «Литературное чтение» под. Ред. Л.Ф.Климановой, часть 2.
Оборудование:
• Техническая оснащенность: компьютер; проектор.
• Демонстрационный материал: толковые словари, печатные листы с биографией автора
• Индивидуальные наглядные пособия: карточки для самостоятельной работы.
Характеристика обучающихся: 4 В класс, в котором проводится урок, является разноуровневым. Некоторым детям требуется помощь в овладении знаниями. Критические замечания, со стороны взрослых обучающиеся принимают и стремятся их осмыслить и исправить недостатки. Активность в учебно-познавательной деятельности у большинства учеников проявляется на среднем уровне. Как правило, они интересуются новой информацией, усваивают знания о природе, обществе, человеке. Основным фактором у детей выступает стремление приобрести новые знания, умения и навыки.
1. Организационный момент, включающий: Цель: организация детей на работу. Задачи: -создать условия для положительного психологического, эмоционального настроя учащихся на предстоящую работу на уроке, -обеспечение комфортности, -организация внимания и внутренней готовности. Методы, способствующие решению поставленных целей и задач: -репродуктивный, -эмоциональный(создание ситуации успеха для каждого ребенка. |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Приветствуют учителя, гостей, эмоционально настраиваются на урок. | Я рада этой новой встрече, Мне с вами интересно, друзья! Интересные ваши ответы, С удовольствием слушаю я. Мы сегодня снова будем читать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошёл каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок!
| Слушают учителя |
2.Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности включающий: Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». Задачи: - создать условия для активизации знаний через высказывания писателя. Методы, способствующие решению поставленных целей и задач: -репродуктивный -самоконтроль -эмоциональный (поощрение, похвала)
|
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Отвечают на вопросы учителя.
Читают слайды и отвечают.
Слушают выступление
Ребенок перечисляет произведения М.М. Пришвина |
Ребята, с каким разделом мы познакомились на прошлом уроке? (Природа и мы) - Природа говорит с нами на особом языке, и понять её могут только те, кто знает законы этого удивительного мира и умеет наблюдать за жизнью вокруг себя.
Писатель, с творчеством которого мы познакомимся, прекрасно понимал этот язык и хотел, чтобы его научились понимать и вы, читатели его книг. - Прочтите внимательно слова: Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
- Как вы понимаете смысл этих слов? -Эти слова принадлежат писателю М.М. Пришвину. - Посмотрите внимательно на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке? - А расскажет нам о писателе ( ). Имя Михаила Михайловича Пришвина ассоциируется, прежде всего, с русской природой, которая была центральной темой его творчества. Михаил Пришвин родился 4 февраля 1873 года в Орловской губернии, в имении Хрущево-Левшино, принадлежавшем ранее его дедушке, очень богатому, знатному купцу. Начальное образование Миша получил в простой деревенской школе. Через год, в 1883 году, он поступил в Елецкую классическую гимназию. Получил хорошее образование, работал агрономом, занимался творчеством. Произведения автора проникнуты призывом любить и оберегать природу. Рассказы М.М. Пришвина не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Посмотрите на выставку книг. Вот послушайте, что говорил о Михаиле Михайловиче поэт Михаил Цуранов. Старик Всю жизнь бродил он по лесам Деревьев знал язык, Птиц различал по голосам Знакомый мне старик. Всегда он ведал наперед Средь сосен и дубрав, Где слаще ягода растет И где полно грибов. Никто не мог так передать Красы полей и рек, И так о лесе рассказать Как этот человек…лугам. Вот каким чутким и добрым человеком был Михаил Михайлович.
|
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Выставка книг |
3. Целеполагание. Определение темы и задач урока. Данный этап включает:
Цель: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. Задачи: -создать условия для определения учащимися темы урока и постановки учебной задачи через выявление места и причины затруднения, с опорой на предыдущие знания учащихся. Методы, способствующие решению поставленных целей и задач: -создание проблемной ситуации, -прогнозирование предстоящей деятельности, -эмоциональный (поощрение, похвала) -прием «дешифратор». |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Определяют тему урока, разгадывают задание.
Определяют цель урока.
Читают задачи урока
Мы будем знакомиться с произведением Пришвина М.М. «Выскочка», выясним тему . Читать и понимать прочитанное, отстаивать свою точку зрения .
|
Ребята, давайте в таблички с цифрами впишем соответствующие буквы алфавита и получим название рассказа. Как поняли задание? Как называется произведение М.М. Пришвина?
М.М.Пришвина -ответы детей.
3 29 19 12 16 25 12 1 в ы с к о ч к а
Ребята, работая в парах.
Прочитайте и выберите главное и отметьте галочкой Итак сегодня на уроке…
1.Знакомиться: -с учебником -с новым произведением
2.Читать и -не понимать -понимать прочитанное
3. Высказывать и доказывать -недовольство -собственное мнение -пожелание
Молодцы! |
Слайд 5
-прием «дешифратор
Учитель вешает название темы урока на доску
Учитель вешает задачи урока на доску
|
3. Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает: Цель: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог. Задачи: -Обеспечить восприятие, осмысление и первичное восприятие учашихсяся изучаемого материала - Содействовать усвоению учашихсяся способов, средств, которые привели к определенному выводу (обобщению) -Создать содержательные и организационные условия усвоения методики воспроизведения изучаемого материала Формы и методы изложения (представления) нового учебного материала; - проблемный
- деятельный
- информационно-развивающий метод (устное изложение учителя, беседа, работа с книгой, с другими источниками информации (Толковый словарь), чтение учащимися текста)
- словесно-практический (практическая работа, работа с карточками)
- активный метод обучения
- наглядный (иллюстрации учебника, интерактивный метод обучения с использованием ИКТ)
- частично-поисковый
- иллюстративно-объяснительный метод
- репродуктивный метод
Формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся: -коллективная форма работы (фронтальная) -самостоятельная работа -индивидуальная -работа в парах Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала; -метод стимулирования и мотивации интереса к учению -эмоциональный (поощрение, похвала, создание ситуации успеха для каждого ребенка) -Прием «Предположение»
|
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Ответы детей
Выскочка- это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание
(В словаре зачитывает ребенок)
Выполняют задания в парах
Словарная работа (ответы детей) Проверка предположений
Отвечают на вопросы
Ребенок рассказывает
Слушают
| - Писатель дал своему рассказу название «Выскочка». - А как вы думаете, кого называют «выскочкой»? - Обратимся к толковому словарю Ожегова. Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам. (Из «Толкового словаря» Ожегова).
-Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ с таким названием? - Можно ли сравнить поведение птицы с поведением человека? -Как относится к ним общество. -Свои предположения мы проверим, прочитав рассказ. Слушаем аудиозапись
Какие впечатления рассказ вызвал у вас? Почему так названо? Назовите главную мысль? О ком идет речь в этом рассказе? Оправдались ли ваши предположения, которые вы высказывали до начала работы с текстом? Словарная работа
В тексе вы встретили непонятные слова, поработайте в парах, соотнесите слова и их значения. По вашему мнению.
Соедините слова и выражения с их значением: | бдительность выводок с заскоком и с пыльцой в голове поскакала дуром замысел улучила срам в семье не без урода
| нашла подходящее время стыд, позор задуманный план действий излишняя торопливость птенцы или детеныши млекопитающих, ещё живущие с матерью не умная, глуповатая, странность в поведении постоянно настороженное внимание Какой- то ни такой, как все |
Назовите героев этого рассказа? Кто из героев вам понравился больше всего? А почему? Кто из героев совершил неправильный поступок? (сорока) Давайте узнаем интересные факты из жизни сорок. Сороки – довольно крупные птицы. Обитают сороки в разных странах и на разных континентах. Характер у этих птиц довольно скандальный и ведут они себя очень шумно. Еще одна особенность сорок, подмеченная людьми – тяга к ярким предметам. Они тащат к себе в гнезда все яркое и блестящие. |
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Аудиозапись произведения |
Физкультминутка Цель: создание условий для снятия утомляемости учащихся и их релаксация. |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Выполняют физкультминутку
| Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.) Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.) |
|
Продолжение работы по теме урока |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Дети отвечают на вопросы.
Работа в парах
|
Ребята, давайте выполним интересное задание. Вам будет предоставлен тест, вы выбираете правильный ответ и подтверждаете его словами из текста рассказа. Работаем в парах. Затем проверим ваши ответы.
|
Интерактивная презентация.
|
|
4. Закрепление учебного материала, предполагающее: Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий. Задачи: включение нового знания в систему знаний осуществление решений учебной задачи под руководством учителя через диалог и самостоятельность. Формы и методы достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала: -репродуктивный метод -контроль и взаимоконтроль -проблемный -эмоциональный (поощрение, похвала) Методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса: -полнота и правильность ответа, -степень осознанности, понимания изученного, -языковое оформление ответа. Возможные пути и методы реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал: -повторение основных понятий. |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Отвечают на вопросы
Сострадание – это жалость, сочувствие к кому-нибудь Зачитывает ребенок.
(Да, действительно, автору немного жаль сороку, потому что она осталась без хвоста. Сорока поплатилась хвостом за свою глупость.
М.М. Пришвин обращает наше внимание на то, что если вести себя как выскочка, то можно пострадать).
|
- Как вы думаете, какое чувство испытала Выскочка в конце рассказа? (Стыд).
- Кто из героев вызывает сострадание? (Сорока) - Ребята, кто из вас знает, что такое сострадание? (Свободные высказывания детей) - Вот какое определение дает нам толковый словарь: Сострадание – это жалость, сочувствие к кому-нибудь - Да, действительно, автору немного жаль сороку, потому что она осталась без хвоста. - Сорока поплатилась хвостом за свою глупость.
О чем предупреждает нас автор?
|
слайд
|
5.Итог урока. Рефлексия, включающий: Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели. Задачи: -мобилизовать учащихся на рефлексию своего поведения, способов деятельности, общения, -развивать умение устанавливать соответствие между поставленными задачами урока и его результатами. Методы: -эмоциональный (поощрение, похвала, создание ситуации успеха для каждого ребенка) -самоконтроль -личностная рефлексия «« Метод пяти пальцев» Прием «Синквейн». |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Подводят итог урока. Проверяют достижение цели на уроке, задач.
Составление синквейна
Проводят рефлексию.
Делают выбор домашнего задания | - Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок? С каким произведением познакомились? - Чем особенно вам запомнился этот рассказ? - Что нам хотел показать автор? Давайте составим синквейн рассказа «Выскочка» и запишем в рабочую тетрадь.
Сорока
Наглая, глуповатая
Ворует, обманывает, улетает
Сороке собака оторвала хвост
Выскочка
« Метод пяти пальцев»
Несколько человек зачитывают свои ответы.
Предлагаю выбрать домашнее задание: -составить план и подготовить пересказ по плану - -попробуйте описать любое животное, любой эпизод из его жизни, как это сделал Михаил Михайлович Пришвин. Всем большое спасибо. Вы меня сегодня очень порадовали своей работой. Урок закончен.
|
Заполняют таблицу
|
Пришвин Михаил Михайлович
МихаилМихайлович
1873 – 1954
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи,
горы. А человеку нужна Родина.
И охранять природу – значит охранять Родину». (М. Пришвин)
1. Ребята, давайте в таблички с цифрами впишем соответствующие буквы алфавита и получим название рассказа.
2. Прочитайте и выберите главное и отметьте галочкой
Итак, сегодня на уроке…
1.Знакомиться:
-с учебником
-с новым произведением
2.Читать и
-не понимать
-понимать прочитанное
3. Высказывать и доказывать
-недовольство
-собственное мнение
-пожелание
3. В тексе вы встретили непонятные слова, поработайте в парах, соотнесите слова и их значения. По вашему мнению.
Соедините слова и выражения с их значением или синонимами: |
бдительность выводок с заскоком и с пыльцой в голове поскакала дуром замысел улучила срам в семье не без урода
| нашла подходящее время стыд, позор задуманный план действий излишняя торопливость птенцы или детеныши млекопитающих, ещё живущие с матерью не умная, глуповатая, странность в поведении постоянно настороженное внимание Какой- то ни такой, как все |
5. Составление синквейна
_______________________________________
________________________________________
________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
6.Ответить на вопросы.
1. Что нового я сегодня узнал?
2. Что я сегодня сделал и чего достиг?
3. Что было трудно?
4. Какое у меня настроение?
5. Какую бы оценку поставил себе за урок?