Урок по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Технологическая карта урока литературного чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_literaturnogo_chteniya_2022.docx | 25.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения
Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа;
Развить навыки выразительного чтения, умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства языка и определять их роль в художественной структуре стихотворения;
Воспитывать чувства уважения и почитания к пожилым людям; воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в паре, слушать товарищей);
Планируемые результаты
Предметные результаты
Ученик научится: - понимать смысл стихотворения;
- понимать настроение лирического героя.
Ученик получит возможность научиться:
- навыкам выразительного чтения лирического текста;
- сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы.
Личностные результаты
Осознают значимость чтения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Познавательные: общеучебные – осознанное восприятие литературного произведения; формулируют ответы на поставленные вопросы по содержанию произведения; логические – рассуждают о прочитанном.
Регулятивные: формулируют задачи деятельности на уроке с помощью учителя; строят последовательность действий на уроке; воспринимают оценку учителя и одноклассников.
Коммуникативные: активно используют речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Задачи урока 1.Познакомиться со стихотворением А. С. Пушкина «Няне» 2.Понять смысловое содержание произведения и отдельных слов 3. Выразительное чтение произведение 4. Расширение словарного запаса.
Организационный момент
А.С.Пушкин писал: «Чтение – вот лучшее учение…»
«Следовать за мыслями великого человека – есть наука самая занимательная»
- Сегодня мы, продолжим, исследовать мысли великого русского писателя А.С Пушкина
- Предположите о каких его произведениях продолжим разговор ? (слайд), определите тему урока?
Да, работать со стихотворением.
Что такое стихотворение? (небольшое произведение, есть рифма).
Предугадайте О чем может рассказывать стихотворение? (о его няне)
2.История стихотворения
И вот… Зима 1825 года, село Михайловское под Псковом – туда Александр Сергеевич Пушкин был отправлен в очередную ссылку. Там он оказался совсем один, и только няня Арина Родионовна скрашивала его одиночество. Оторванный от семьи и друзей, от дома, Пушкин продолжал писать. В Михайловском он создал более 100 произведений. И все же ему было очень грустно одному. Не с кем было поговорить о новой книге, не с кем поспорить. Он один вдали от друзей. В долгие зимние вечера поэт много беседовал с няней, читал ей стихи, слушал ее песни и сказки. Она стала его вдохновителем. Одно из стихотворений А..С.Пушкин посвятил ей своей «подруге дней суровых»
3.У стихотворения есть заголовок «Няне».
Подумайте, о чем расскажет это стихотворение, можно ли предугадать, о чем оно.
Какие ассоциации возникают у вас при прослушивании стихотворения?
А теперь представьте: зима, вечер, за окном бушует метель, а в печи потрескивают дрова. Зима всегда затрагивала сердца русских поэтов, художников, музыкантов. И А.С. Пушкин не остался равнодушным к этому времени года.
- Цель урока вы сформулировали верно? (Продолжим знакомство с творчеством Александра Сергеевича и будем читать стихотворение "Няне", которое он написал, находясь в ссылке в глухом селе "Михайловское".)
3. Текст стихотворения .
Закройте глаза нарисуйте картину мысленно (поднимите руку, кому удалось представить эту картину). Дети рассказывают о том, какие картины они представляют.
-Какое настроение возникло у вас после прослушивания стихотворения?
( Грустное, печальное, тоскливое, задумчивое и др.)
-Что вы можете сказать о настроении стихотворения?
- Какие чувства оно вызывает?
-От чьего имени ведется рассказ?
-Какое настроение у рассказчика?
(У автора грустное настроение, и оно передается на все, что его окружает, даже на няню.)
– Какой вы представляете няню поэта?
( Старая седая женщина с морщинами на лице и добрыми глазами)
- Как называет поэт Арину Родионовну? Подтвердите словами из текста.
(“Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!”.)_
-Что вы думаете об отношении Пушкина к няне?
(Он очень любит ее, переживает оней)
4. Вторичное восприятие стихотворения. Словарно-лексическая работа.
- Прочитайте , стихотворение про себя не спеша и найдите непонятные вам слова.
В стихотворении встретились устаревшие и непонятные для вас слова. Давайте попробуем вместе объяснить их смысл.
-Словарная работа.(Кровля, ветхая, лачужка, обветшалой)
Это архаизмы — это устаревшие слова, которое в современной речи заменены синонимами.
Кровля здания, сооружения – верхнее ограждение (оболочка) крыши.
Ветхая - старый, близкий к разрушению, обветшалый.
Лачужка - небольшая, плохо построенная или разваливающаяся изба, хижина.
Обветшалой - пришедший в ветхость, разрушающийся от ветхости.
Суровые дни – очень тяжёлые, трудные, тяжкие (“Словарь русского языка” С.И. Ожегова,.
Голубка – ласковое обращение к женщине .
Дряхлая (моя) – слабая, немощная от старости .
Светлица – светлая парадная комната в доме .
Воро'ты - устаревшая форма существительного “ворота”.
Теснят (заботы грудь) – недомогание, при котором трудно дышать.
Всечасно (теснят грудь) – постоянно.
5. Анализ стихотворения. Выделение микротекстов.
-Как вы думаете сколько частей в тексте?
– Давайте еще раз прочитаем текст, поразмыслим над его содержанием, Попробуйте выразить настроение этого стихотворения с помощью красок-цветов.
Какими красками вы бы передали настроение стихотворения? ( Настроение стихотворения можно предать мрачными, темными красками. Только настроение последней, незаконченной, строки, в которой звучит надежда - более светлыми цветами.)
Представьте, что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение или создать слайды.
Сколько иллюстраций-слайдов у вас получится?
Первые 2 строки стихотворения - обращение лирического героя к няне.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Почему дни, проведенные с нею, он называет суровыми? (В самые трудные времена няня была рядом со своим питомцем, утешала его, давала ему силы. Для лирического героя няня - друг, который рядом – и в радости, и в горе.)
Вторые две строки Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня. ( Строки рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов.)
Следующие четыре строки. Ты под окном своей светлицы.
Горюешь будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках. (Представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль.)
- Как можно понять выражение “горюешь, будто на часах? (Очень долго тоскует)
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:(Кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль. Словно ждет, что ее любимый воспитанник вот-вот приедет.)
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь. (Переживания за дорогого человека вызывают волнение, сердце начинает сильнее биться, возникает ощущение, что ему тесно в груди, что оно будто бы хочет вырваться на свободу.)
А теперь откроем ещё один секрет этого стихотворения – если взять это стихотворение в сборники , то мы увидим что А. С. Пушкин написал 13 строчек, а не 12, как в учебнике.
Как вы думаете, зачем эта 13 строчка? Обратите внимание на знак препинания…
Это пятая часть картинного плана. “То чудится тебе…”. ( Возможно, няне видится ее воспитанник, ее любимец, спешащий к ней. И его нелегкая судьба….)
-Таким образом, мы разделили стихотворение на части, то есть определили композицию.
Композиция – это построение художественного произведения.
Как построено стихотворение?
На какие части можно его разделить?
1 часть - обращение лирического героя к няне.
Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов
В 3 части, мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая ее переживания и душевные движения: она горюет под окном своей светлицы, подходит к воротам, вслушивается, не звучит ли колокольчик, не едет ли кто-нибудь…вглядывается вдаль…
4 часть стихотворения. В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия – об этом
6. Игра “Литературные исследователи”. (Приемы)
Вам нужно будет исследовать текст, и найти в нем с помощью, каких средств художественной выразительности переданы чувства лирического героя и няни?
Эпитет — слово или целое выражение, которое, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность.
Эпитеты: дряхлая, наморщенных руках – рисуют облик няни; забытые ворота, черный отдаленный путь – передают тяжесть одиночества няни.
Метафора - перенесение свойств одного предмета на другой, например по сходству.
Метафора: тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь – передают тяжесть одиночества няни.
Сравнение – сопоставление одного явления или предмета с другим.
Сравнение: горюешь, будто на часах – передают постоянство ее томительного ожидания
Противопоставление: светлый — черный (“ты под окном своей светлицы” — “начерный отдаленный путь”).
-Шёпотом прочтите стихотворение. Что услышали? Какие звуки мы словно слышим – ш, ж, ш, с, ш, ч, д, п., щ, ч, т… Можно услышать звук спиц, шаги старой няни. Эти звуки подчёркивают тишину ожидания. Музыкальный, почти песенный ритм.
Определите, с какой интонацией надо читать строки: 1-2 – с уважением, нежностью, восхищением. Дальше - грустно, спокойно, в раздумье
7. Работа над выразительностью чтения.
И так исследование продолжается. Вам предстоит исследовать стихотворение с точки зрения знаков препинания. Прочитаем стихотворение с учетом всех знаков препинания. Обратите внимание на многоточия. Возьмите тексты, напечатанные на листах. По памятке, помещённой ниже, расставьте паузы, логическое ударение, обратите внимание на остальные пункты памятки.
Карточка №1.
1) Расставь паузы.
Знаки препинания | Счёт при паузе | Обозначение |
, | раз | I |
. - : | Раз, два | II |
? ! | Раз, два, три | III |
Красная строка | Раз, два, три, четыре | IIII |
После прочтения заголовка текста | Раз, два, три, четыре, пять | IIIII |
2) Подчеркни слова, на которые падает логическое ударение, чертой.
3) Прочитай вслух.
- Инсценировка
Сколько героев? Назовите их. Как читать Пушкину? Что должна делать няня? Распределение ролей, элементы костюмов.
- Коммуникация
Работа по карточке №2.
Какие чувства может испытывать лирический герой к лирическому персонажу:
- привязанность,
- любовь,
- жалость,
- сострадание,
- нежность,
- уважение,
- восхищение,
- забота,
- тоска,
- страдание от разлуки,
- чувство вины за долгое отсутствие,
- признательность за время, проведённое вместе,
- благодарность,
- настроение одиночества и тревоги,
- затерянность, заброшенность,
- тихая радость,
- светлая печаль,
- радость, восторг…
Выбери те слова, которые могут охарактеризовать чувства героя к няне.
Подтверди свой выбор словами из стихотворения.
8. Рефлексия. Обобщение, выставление оценок.
Читая стихотворение “Няне”, мы видели, что Пушкин показывает состояние человека.
Только ли любовь и сочувствие к няне в этом стихотворении?
Какое чувство мучает поэта? ( Поэт любил эту старую женщину, жалеет, называл “голубкой” свою крепостную крестьянку. Видит образ женщины до мельчайших деталей. (“Спицы медлят в наморщенных руках), чувствует ее душевное состояние, тоску, разделяет её предчувствия (поэтому может быть, и не заканчивает стихотворение).
Можно ли считать, что герой остался для няни самым близким человеком? Докажи.
Что особенно запомнилось на уроке?
Что понравилось?
Каких целей, поставленных в начале урока, я достиг?
О чём хочется продолжить разговор?
А вы бы написали такое же стихотворение для своих мам, бабушек?
Продолжите фразу:
Мне понравилось…
Я понял, что…
Я научился…
Я сегодня работал …
Хочу поговорить о …
9.Домашнее задание
- выучить стихотворение наизусть;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)
В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...