Функциональная грамотность на уроках чтения.
методическая разработка по чтению (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsionalnaya_gramotnost.pptx | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию . Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
За основу в работе берётся технология смыслового чтения, которая включает в себя три этапа работы с текстом : I этап. Работа с текстом до чтения II этап. Работа с текстом во время чтения III этап. Работа с текстом после чтения
Прогнозирование - По высказыванию предположений о героях, теме, содержанию текста Прогнозирование по фамилии автора, по названию произведения Прогнозирование по начальным фразам абзацев позволяет определять характер заключённой в них информации, в определённой степени восстановить текст, из которого они взяты. Прогнозирование по иллюстрации. Прогнозирование по пословицам и поговоркам. Прогнозирование по ключевым словам.
Рассмотрим метод прогнозирования: - о чем будет произведение ? -какие события могут произойти? Для этого составьте небольшой рассказ, используя ключевые слова, которые вы видите …
2этап. Работа с текстом во время чтения. первичная беседа перечитывание , диалог с автором уточняющие вопросы по ходу чтения
Распространённые приёмы: « Чтение про себя с вопросами» Цель - научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы. « Чтение с остановками» Цели - управление процессом осмысления текста во время его чтения. Задаются вопросы, направленные на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка . Л.Н.Толстой «Лев и собачка» -Что может произойти дальше? -Как может закончиться рассказ?
Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов Толстые вопросы Дайте несколько объяснений, почему...? Почему Вы считаете (думаете) …? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Тонкие вопросы Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли …? Верно ли …? Было ли …? Как звали …? Согласны ли Вы…?
Простые вопросы . Где жил лев? Объясняющие вопросы . Зачем собачонку бросили в клетку льва? Уточняющие вопросы . Верно ли, что лев и собачка подружились? Оценочные вопросы . Что можете сказать об отношениях льва и собачки? Творческие вопросы . Что было бы, если барин забрал бы собачку из зверинца?
III этап. Работа с текстом после чтения .
Приём « Эссе » - письменные размышления на заданную тему, разновидность эссе - прием «Напишите письмо» - когда учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, что позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими. И еще один прием после текстовой работы - « Узелки на память ». Это заполнение схемы-опоры по произведению. Название__________________ Автор________________________ Герои произведения___________ Время и место действия____________ Сюжет: Начало событий_____________________ Поворотный пункт событий_______________ Проблема_________________ ____________ Решение проблемы_____________
« Создание диафильма » На уроках литературного чтения предлагается ученикам иллюстрирование изучаемого произведения. Этот вид работы учит делить текст на смысловые части, к которым надо нарисовать иллюстрацию. Хорошо проходит данный вид работы в группах.
Форма Настроение Идея События Идея Герои Тема «Лев и собачка »
При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у учащихся формируются навыки мышления, являющимися важными составляющими понятия «читательская грамотность», которая является базовым навыком функциональной грамотности младшего школьника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Формирование функциональной грамотности на ур...
«Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
Мастер-класс...
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Функциональная грамотность - это способность человека вступать в отношения с внешней средойи максимально быстро адаптироваться и функционировать в...
Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе
Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе.Что же такое «функциональная грамотность»? Каковы критерии функционал...
Формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальных классах
Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в к...
Упражнения для развития функциональной грамотности на уроках литературного чтения
Чтение – это основной и ничем не заменимый источник социального опыта прошлого и настоящего, важнейший способ освоения базовой социально значимой информации....
Задание по формированию функциональной грамотности на уроках. Уроки чтения и окружающего мира.
1. Блок заданий.1.1. Можар Юлия Эдуардовна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1 г.Шахты.1.2. Задание для развития функциональной грамотности 3 класс.1.3. Цель — формирование у обучающихся пол...