Технологическая карта урока. Литературное чтение. 2 класс В.Осеева. "Просто старушка".
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Беляк Татьяна Павловна

Технологическая карта урока. Литературное чтение. 2 класс В.Осеева. "Просто старушка" составлена в соответствиис ФГООС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_2_klass_v._oseeva.prosto_starushka.docx27.1 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО учителя: Беляк Т. П.

Класс: 2                                                                                                                                        

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: «В. Осеева. «Просто старушка»

Цели деятельности учителя: познакомить с творчеством В. Осеевой, развивать умение прогнозировать текст, задавать вопросы к тексту, анализировать и делать выводы.

Планируемые результаты:

-Регулятивные: составить план урока, корректировка плана;

-Предметные:

знать: биографию В. Осеевой, содержание произведений;

уметь: выражать свои мысли.

-Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: Литературное чтение 2 класс. Ч 2 / Л.Ф.Климанова., Л.А. Виноградская.-3-е изд.-М.: Просвещение, 2014.,  презентация, карточки.

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный

1 мин

- Ребята, давайте наш урок проведем с улыбкой. Улыбнитесь друг другу. Желаю вам быть внимательными, активными, находчивыми.

Настраиваться на работу.

 К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация слайдов

 7 мин

- Давайте проверим ваше домашнее задание. Вам был задан план-пересказ рассказов Л. Яхнина «Пятое время года» и «Силачи», кто желает?

(Спросить 4-5 человек)

Разминка речевого аппарата.

- Научитесь читать стихотворение выразительно.

Простите!

Папа разбил

Драгоценную вазу.

Бабушка с мамой

Нахмурились сразу.

Но папа нашелся:

Взглянул им в глаза

И робко, и тихо

«Простите» — сказал.

И мама молчит,

Улыбается даже.

— Мы купим другую,

Есть лучше в продаже...

«Простите!» —

Казалось бы,

Что в нем такого?

А вот ведь какое

Чудесное слово!..

- Подумайте: всегда ли вы сознаетесь в своих проступках?

- Что любят ваши родители: когда вы красиво сочиняете или говорите правду?

Читать стихотворение.

Р: саморегуляция.

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач.

3.

Постановка учебной задачи

Словесный:

фронтальный опрос, беседа

Наглядный: демонстрация слайдов

5 мин

- Сегодня мы более подробно познакомимся с таким автором, как В. Осеева, и ее произведением.

- Предположите, какая тема сегодняшнего урока?

- Верно, чем мы будем заниматься на уроке, чему учиться.

-Составим план урока. (выбираем из представленной таблицы)

- Молодцы.

- Тема: «В. Осеева, «Просто старушка».

- Познакомимся с биографией В. Осеевой, и прочитаем ее произведение «Просто старушка».

П: выбор оснований для классификаций объектов.

Р: коррекция.

Р: целеполагание.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания.

П: синтез.

4.

Открытие детьми нового знания

Словесный: индивидуальный опрос

Практический: упражнение

Практический: упражнение

Словесный: беседа

Практический: упражнение

Оценивание

12 мин

Валентина Александровна Осеева (1902-1969) — писательница.

Родилась в Киеве. Отец работал инспектором на элеваторе, мать — корректором в газете. Оба принимали активное участие в революционной борьбе. В 1905 г. отец возглавлял железнодорожный забастовочный комитет, затем ушел в подполье, но был арестован. Из-за преследований полиции мать с тремя дочерьми часто переезжала. Учебу Осеева начала в Киеве, а закончила в Житомире. В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет Музыкально-драматического института им. Н.В. Лысенко в Киеве. Однако все изменил переезд семьи в Москву, а затем в Солнечногорск.

Мать будущей писательницы была в числе организаторов в 1924 г. коммун и колоний для обездоленных детей.

Придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, юная Валя Осеева поняла, что ее настоящее призвание — воспитывать детей.

Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей.

Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Именно по требованию воспитанников в 1937 г. Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ «Гришка». А в 1940 г. вышла ее первая книжка «Рыжий кот».

Маленькие читатели особенно полюбили цикл рассказов «Волшебное слово», в котором в увлекательных историях, в живых характерах даются образцы человеческих отношений. Эти рассказы-притчи учат вежливости, честности, уважению к людям.

В 1946 г. Осеева начала работать над книгой «Васек Трубачев и его товарищи». Писательница показала, как в безмятежную жизнь детей врывается война, как закаляет их характер, как они учатся дружить, как становятся участниками борьбы с захватчиками.

- Прочитайте название рассказа на с. 127. Как вы понимаете название рассказа? Что значит просто старушка?

- Верны ли предположения, мы узнаем позже, когда прочитаем рассказ. А пока читаем начало рассказа.

- Прочитайте первый абзац.

Просто старушка

По улице шли мальчик и девочка. А впереди их шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

- Как вы думаете, что будет дальше?

- Дочитаем рассказ до конца.

- Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:

- Это твоя бабушка?

- Нет, - ответил мальчик.

- Мама? - удивилась подружка.

- Нет

- Ну, тётя? Или знакомая?

- Да нет же, нет! - ответил ей мальчик. - Это просто старушка!

- Почему автор вынес в заглавие рассказа слова мальчика?

- Как вы их поняли?

- Прочитаем рассказ выразительно, по ролям.

-Какую задачу выполнили?

Внимательно слушать биографию автора.

- Наверное, мальчик и девочка помогут старушке.

- Неважно, близкий это человек или нет, главное, прийти на помощь вовремя.

-Изучили биографию, познакомились с произведение. Читалирассказа по ролям.

П: смысловое чтение.

П: извлечение необходимой информации.

П: анализ.

Р: контроль в форме сличения действий и его результата.

Р: саморегуляция.

П: смысловое чтение.

Р: коррекция.

5.

Первичное закрепление

Словесный: фронтальный опрос

Наглядный: демонстрация слайдов

Оценивание

6 мин

- Что могут сказать о мальчике слова «бросился на помощь старушке»?

- Расскажите о мальчике. Какой он? Используйте слова на с. 127.

Составление рассказа о мальчике по словам, данным для опоры.

-Над чем работали?

- Что мальчику не все равно, он поступил правильно, так, как считал нужным

Составлять рассказ о мальчике.

- составили рассказ

Р: коррекция.

П: синтез.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания.

Р: коррекция.

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: упражнение

6 мин

- А перед тем, как мы продолжим работать, давайте встанем, разомнемся.

Динамическая пауза

- Прочитайте ниже под вопросами пословицы, объясните их смысл.

• За нужное дело берись смело: сам не осилишь — товарищи помогут.

• Кто скоро помог, тот дважды помог.

• Чем хвалиться своей силой, лучше слабым помоги.

• Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной.

- Какая из них отражает содержание рассказа?




- Подходит пословица «Кто скоро помог, тот дважды помог».

П: смысловое чтение.

П: построение логической цепочки рассуждений.

П: установление причинно-следственных связей.

Р: коррекция.

7.

Включение в систему знаний, повторение

Практический:

Упражнение

Оценивание

5 мин

- С каким произведением мы познакомились на уроке?

- Кто автор этого рассказа?

- Чему учит нас этот рассказ?

- Что вы узнали об авторе?

- Откройте дневники, запишите домашнее задание: подготовить рассказ о помощи из вашей жизни. (Если нет такой истории, придумать рассказ.)

- какую часть плана выполнили?

- «Просто старушка»

- Валентина Осеева.

- Не быть бессердечными и бездушными.

Записывать домашнее задание.

-Работали по плану

П: установление причинно-следственных связей.

П: смысловое чтение.

Р: коррекция.

8.

Рефлексия деятельности  

Оценивание

Словесный: беседа

2 мин

- Что вы узнали на уроке?

- За что вы похвалили бы себя?

- Что у вас особенно хорошо получилось?

Оценивать свою деятельность на уроке.

Р: оценка.

П: рефлексия способов и условий действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."

Технологическая карта к уроку  для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Кл...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «В. Осеева. «Просто старушка»

Урок по литературному чтению составлен на основе ФГООС....

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...