Урок по внеклассному чтению "Моя Родина - Россия"
материал по чтению (4 класс)
Этот урок познакомит учащихся с государственными основными символами России, поможет воспитать патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою Родину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ur.po_vnek.chten_.moya_rodina_-_rossiya_word.docx | 20.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по внеклассному чтению «Моя Родина - Россия»
Цели урока:
1.Воспитывать патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою Родину.
2.Развивать познавательный интерес к своей Родине.
3.Познакомить с государственными основными символами России.
Оборудование:
1. Пословицы о Родине (выписать на большой лист бумаги).
2. Аудиозапись Гимна России.
3. Цветные карандаши или фломастеры.
4. Слова Гимна (на каждую парту).
5. Листы для викторины с нераскрашенным гербом.
6. Карта России. Плакаты с государственными символами.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Объявление темы.
1.Разгадывание ребуса: Р1А (Р – один - а –Родина).
2. Беседа.
Сегодня мы будем говорить о нашей Родине.
Ученик читает стихотворение З. Александровой.
Если скажут слово “Родина,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
- Как вы понимаете слово Родина? (Свободные высказывания детей)
- Как ещё называют Родину? (Отечество).
- Прочитайте про себя, а затем выразительно слова А.С. Пушкина о Родине –Является ли наша страна (с доски): «Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». Как вы понимаете эти слова?
- Является ли наша страна нашей Родиной
- Как называется наша страна? (Россия или Российская федерация).
III. Актуализация знаний.
1. Рассказ учителя о России.
Мы о России будем говорить
Да так, чтоб в слух стихи произносили,
Да так, чтоб захотелось повторить
Сильнее всех имён сказать - «Россия».
Россия – самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой большой границы. Площадь нашей страны - 17 млн. кв. км. Население около 130 млн человек. Более 140 народов живут на территории России.
Границы России проходят и по суше и по воде. Никакая даже самая сильная птица не смогла бы быстро преодолеть такие расстояния.
Только вдоль сухопутной границы ей пришлось бы лететь без отдыха не менее двух месяцев! А вдоль морских - лететь птице ещё в два раза дольше. На пути этой путешественнице повстречались бы 16 – разных стран государств.
На севере граница начинается в Баренцевом море. Оно называется так в честь голландского мореплавателя Виллема Баренца, который изучал это море.
На западе граница проходит по косе в Балтийском море, недалеко от города Калининграда.
На юго – востоке границу проводит река Амур – «Великая река», с монгольского названия это название переводится, как «Чёрная река», а на китайском означает «Река чёрного дракона». В непогоду, при шторме, Амур и вправду чёрный.
На самом Дальнем Востоке граница «плывёт» по Тихому океану.
На юге и западе границы России проходят по морям и рекам, горам и равнинам.
На свете много разных стран,
Но есть одна страна:
От белых льдов до тёплых рек
Раскинулась она.
- Посмотрите, на карте России много голубого цвета. Это реки, моря и озёра. Про реки, озёра, про моря и родники сложено бесчисленное количество песен. Стихов, написано много прекрасных книг. Россия – это и морская держава.
- Вспомните, какой царь создал российский флот?
- Вспомните физическую карту России. Какой цвет преобладает на ней? (Зелёный). Что обозначено этим цветом? (Леса.)
Россия –самая лесная страна в мире: половина всей земли покрыто лесом.
- Какие бывают леса?
- Россия не только красивая страна, но и богатая. В её природных кладовых - несметные сокровища. Вспомните какие? Но страна – это не только поле и лес, города и сёла. Это – государство.
Каждое государство имеет свои символы – знаки, по которым узнают страну.
- Какие государственные символы вы знаете? (Герб, гимн, флаг)
2. Государственные символы (выступления подготовленных учеников).
Сообщение 1. Государственный флаг.
Государственный флаг российской Федерации – это прямоугольное полотнище из трёх равновеликих полос: верхней – белого, средней – голубого и нижней – красного цвета. Трёхцветное знамя называют триколор.
Появился бело – сине - красный триколор в России в 1693 году. Пётр I использовал его в качестве «флага царя Московского». А с 1975 года трёхцветное полотнище становится торговым флагом России. Оно поднималось на торговых судах.
При этом собственного флага не было у России до 19 века, и лишь с 1858 года по указанию Александра II в качестве
государтсвенного стал использоваться чёрно – жёлто – белый флаг. На протяжении второй половины 19 века велись споры: какой из двух флагов считать флагом России. В 1883 году Александр III распорядился использовать бело – сине – красный в качестве государственного.
В современной России вопрос о смене флага был решён 22 августа 1991 года: красное полотнище Советского Союза заменил исторический триколор. 22 августа – День государственного флага Российской Федерации.
- Что символизирует белый, синий и красный цвета российского флага?
Сообщение 2. Цвета государственного флага.
Есть разные версии. Во время царской России красный цвет означал державность, синий – цвет Богоматери, белый цвет – свободы и независимости.
Существует трактовка цветов флага, которая означает единство трёх братских народов: белый цвет Белой Руси(Белоруссии), синий – Малоруссии (Украины), и красный Великоруссии (России).
В настоящее время чаще всего используется следующая версия: белый цвет означает мир, чистоту, совершенство: синий – цвет веры и верности, постоянства; красный – символ энергии, силы, крови, пролитой за Отечество.
Герб России – двуглавый орёл. Это очень древний герб: он появился более 500 лет назад, в 1497 году. Впервые его ввёл великий князь Московский (великий князь «Всея Руси») Иван III Васильевич. Это был герб Московского государства, Российского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации. Внутри Российского герба – герб Москвы: на красном фоне изображён Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона. Герб – это эмблема государства; он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках.
Ещё одним символом Российской Федерации является Государственный гимн. Стихи гимна написаны С Михалковым на музыку А.В. Александрова. Наш гимн звучит, например, когда россияне побеждают в спортивных соревнованиях. Слушают и исполняют гимн стоя.
3. Исполнение гимна под фонограмму.
Наш народ очень любит Родину. Написано о Родине много стихотворений и музыкальных произведений. Одним из видов народного творчества являются пословицы и поговорки. Давайте вспомним пословицы и поговорки о Родине.
IV. Закрепление знаний.
- Игра «Собери пословицу»
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Родине краше солнца, дороже золота.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Человек без Родины - что соловей без песни.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
Нет в мире краше Родины нашей.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Викторина
Пора подвести итоги. Наша викторина поможет узнать, что вы сегодня узнали и запомнили. (Раздаются листы для викторины).
1.Ответы на вопросы.
- Сколько стран – соседей у России? (16.)
- Какая река находится на границе России и Китая? (Амур.)
-Какое дерево является символом России? (Берёза.)
- Кто автор слов гимна России? (С. Михалков.)
- Что такое «триколор»? (Трёхцветный флаг.)
- Какой день является Днём государственного флага Российской Федерации? (22 августа.)
3. Творческая работа.
Правильно раскрасить герб Москвы. (Задание выполняется на специально подготовленных листах для викторины.)
V. Итог урока
- Какие чувства возникли у вас, когда вы слушали мой рассказ, выступления ребят или гимн? (Конечно, чувство сопричастности к своей стране, чувство гордости, уважения.)
- Какое отношение вы имеете к России? (Каждый из вас несёт ответственность за нашу Родину. Родину надо любить и беречь.)
Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чём грустят её глаза степные
Над камышами всех её озёр?
Россия начинается с пристрастия
К труду, к терпенью, к правде, к доброте.
Вот в чем её звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела её большие,
Её неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней, - Россия
Не с гор берёт начало, а с себя.
Домашнее задание
Нарисовать рисунок на тему «Моя Родина»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Моя Родина - Россия"
Данный конспект можно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Есть презентация. Если надо, пишите на адрес: soloveva_elena_0@mail.ru...
разработка урока по ОРКСЭ "Наша Родина Россия"
Вводный урок по теме "Наша Родина -Россия" проводится в четвертом классе одновременно для всех учащихся,занимающихся по разным модулям....
Урок по ОРКСЭ "Моя Родина - Россия"
Урок по ОРКСЭ "Моя Родина - Россия". Урок №1. Может использоваться для всех модулей предмета ОРКСЭ...
Урок окружающего мира "Наша Родина - Россия"
Урок «Наша Родина – Россия» – это урок изучения нового материала.Целью его является развитие познавательного интереса к своей Родине.Обучающиеся знакомятся с государственной символикой России.Урок отл...
Презентация к уроку окружающего мира "Наша Родина - Россия"
Государственные символы, границы, достопримечательности....
Урок по ОРКСЭ "Наша Родина-Россия"
Это самый первый урок курса ОРКСЭ. В нём вы найдёте конспект урока, презентацию и песню "С чего начинается Родина"...
Презентация к уроку окружающего мира "Моя Родина-Россия" УМК "ПНШ"
В презентации отражены главные богатства нашей Родины "кем и чем богата Россия".Дети приходят к выводу о том,что особое "богатство" Родины -это люди,прославляющие ее во всем мире....