УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Обобщающий урок по чтению в 4 классе по теме: "Обобщение по тразделу "Страна детства".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл обобщающий урок чтения36.45 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТ.ЧТЕНИЕ 4 КЛАСС 09.02.22

ТЕМА: «Обобщение по разделу «Страна детства»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний 

Педагогические задачи: повторить и обобщить изученный материал в разделе «Страна детства» (произведения Б. С. Житкова, М. М. Зощенко, К. Г. Паустовского); проверить, как ученики усвоили, насколько глубоко поняли произведения раздела; развивать навыки сравнения, сопоставления, память, логическое мышление; воспитывать патриотизм, нравственные ценности, положительные качества человека, любовь к литературному чтению

Планируемые результаты

Предметные:

научатся: находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения, пересказывать содержание произведения выборочно и сжато, читать вдумчиво, замечать необычные обороты речи главных героев, толковать их в соответствии с замыслом автора, понимать значение незнакомых слов из контекста произведения

Метапредметные:

Познавательные: строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7–8 предложений.

Регулятивные: оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания.

Коммуникативные: вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания
(упражнения); руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения

Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Учащиеся показывают приготовленную дома инсценировку рассказа М. М. Зощенко «Елка» или читают рассказ по ролям.

Оценивают работу друг друга, выделяя лучшего исполнителя каждой роли, лучшую «актерскую труппу»

Дополнять, уточнять высказанные мне-ния по существу полученного задания

II. Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова.

– Мы закончили изучение произведений из раздела «Страна далекого детства». Почему этот раздел так назван?

– Что объединяет все произведения раздела?

– Какое произведение вам запомнилось больше всего? Чем?

– Что нового о жизни детей, живших в начале–
середине XX века, вы узнали, читая произведения раздела?

– Чья судьба вас поразила сильнее всего? Кому вы сочувствовали? За кого переживали? За кого из героев радовались?

– Кому бы вы хотели прийти на помощь?

– А с кем бы просто хотели оказаться рядом? Почему?

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение:

Мир детства – самый лучший мир,

Наивный, добрый и счастливый,

Ребенок хочет быть большим,

Стремится жить во взрослом мире.

                                     О. Партала

Принимать и сохранять учебную задачу. Находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

III. Самостоятельная
работа

Проводит тест по прочитанным произведе-
ниям.

– Выберите верный вариант ответа:

1. Как звали мальчика из рассказа «Как я ловил человечков»?

    а) Вася; б) Коля; в) Боря.

2. По мнению мальчика, на пароходике жили:

    а) гномы; б) человечки; в) мышки.

3. Чем мальчик пытался угостить человечков?

    а) Пряником; б) сухариком; в) леденцом.

4. Чем мальчик сломал пароходик?

    а) Ножом; б) отверткой; в) топориком.

5. Девочку в рассказе К. Г. Паустовского звали?

    а) Магда; б) Дагни.

6. Фамилия композитора, которого встретила
девочка:

    а) Вагнер; б) Глинка; в) Григ.

7. Автор рассказа «Елка»:

    а) Паустовский; б) Зощенко; в) Житков.

8. Девочку в рассказе «Елка» зовут:

    а) Лена; б) Ляля; в) Лёля.

9. Кто первым съел пастилку с елки?

    а) Минька; б) Лёля; в) гости

Выполняют тест. Выбирают правильный ответ.

Ответы: 1 – в; 2 – б; 3 – в; 4 – а; 5 – б; 6 – в; 7 – б; 8 – в; 9 – б

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Договариваться и приходить к общему мне-нию при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату

IV. Литературная игра

Проводит литературную игру по произведениям раздела.

Конкурс «Автор и название произведения».

– Соотнесите название произведения и его
автора.

Павел Петрович Бажов

«Корзина с еловыми шишками»

Борис Степанович Житков

«Денискины
рассказы»

Михаил Михайлович Зощенко

«Серебряное
копытце»

Константин Георгиевич Паустовский

«Как я ловил человечков»

Виктор Юзефович Драгунский

«Елка»

– О чем и о ком эти произведения?

– Какие из этих рассказов помещены в наш раздел учебника?

– Почему здесь есть произведения и других авторов? Объясните и обоснуйте свой ответ.

Конкурс «Как ты знаешь произведения?».

– Какое произведение открывает раздел?

– Эти брат и сестра испортили многим встречу Нового года.

– Эта девочка вдохновила великого компози-
тора.

– Мальчик положил кусок от него на пароходик около будочки.

– Этот инструмент мог петь обо всем.

– Где проводил осень Эдвард Григ?

– Когда он был маленький, его отправили туда жить. Там и произошла эта печальная история. Куда был отправлен мальчик?

– В каком городе родился К. Г. Паустовский?

– Где провел детство Б. Житков?

– В Санкт-Петербурге, в семье художника,
родился…

– Чьим школьным другом был К. И. Чуковский?

Конкурс «Модернизирование пословиц и поговорок».

– Исправьте пословицы и поговорки:

•  По лесу надо с корзинкой ходить.

•  Скучен день до вечера, коли делать уроки.

•  Не стыдно не знать – стыдно не подсказать;

•  Испокон века телевизор растит человека.

•  Первая двойка прощается.

•  На шпаргалке далеко не уедешь.

Конкурс «Назовите произведение и его
автора».

В каждой карточке пропущено одно слово, которое является ключевым в содержании произведения. Какие это слова?

Карточка 1.

Встречают… по платью, а провожают по уму.

Из песни слова не выкинешь, из-за стола … не выгонишь.

Хозяин весел – и … радостны.

Карточка 2.

Не вся та …, что звучит.

Хорошую … и змеи пляшут.

Фома не разумеет, а Ерема плясать умеет.

Конкурс «Кроссворд».

– Решите кроссворд.

1. Как звали героя рассказа, который не оставил яблоко гостям? (Минька.)

2. Имя героини сказки Ш. Перро, которая упоминается в произведении К. Паустовского.
(Золушка.)

3. Местечко около города Бергена, где Э. Григ
писал музыку.
(Тролльхауген.)

4. На что была похожа будочка на корме кораблика в произведении «Как я ловил человечков»?
(Домик.)

5. Как звали тетю Дагни? (Магда.)

6. У тетушки Магды было множество театральных вещей. Некоторые из них были сделаны из этого материала. (Фетр.)

7. Часть какого предмета положил однажды у дверки пароходика герой рассказа Б. Житкова?
(Леденец.)

Выполняют задания литературной игры.

Ответы:

Павел Петрович Бажов

«Серебряное
копытце»

Борис Степанович Житков

«Как я ловил человечков»

Михаил Михайлович Зощенко

«Елка»

Константин Георгиевич
Паустовский

«Корзина с еловыми шишками»

Виктор Юзефович Драгунский

«Денискины
рассказы»

– Б. Житков «Как я ловил человечков».

– Минька и Леля.

– Дагни.

– Леденец.

– Рояль.

– Около Бергена.

– К бабушке.

– В Москве.

– В Одессе.

– М. М. Зощенко.

– Б. С. Житкова.

Ответы:

•  По лесу надо с умом ходить.

•  Скучен день до вечера, коли делать нечего.

•  Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

•  Испокон века книга растит человека.

•  Первая вина прощается.

•  На обмане далеко не уедешь.

Ответы:

Карточка 1. Пропущено слово «гость» (М. М. Зощенко «Елка»).

Карточка 2. Пропущено слово «музыка» (К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»).

Решают кроссворд.

Получается слово «молодец»

Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной
задачи

V. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Написать сочинение или подготовить устный рассказ о каком-нибудь интересном событии из детства ваших близких: родителей, бабушек, дедушек. Это может быть событие, которое по какой-то причине запомнилось старшим больше всего, или событие, которое наиболее привлекло внимание детей

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы.

В заключение урока учащиеся выразительно читают или пересказывают отрывки из тех произведений, которые им понравились больше всего, оставили наиболее глубокий след в их душах, сердцах. Участвуют в инсценировке или читают по ролям полюбившиеся им отрывки

Осознавать, принимать, сохранять учебные
задачи

VI. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Учитель  предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:

– Что нового узнали на уроке?

– Чем объединены все произведения этого раздела? Чему они учат своих читателей?

– Понравились ли вам эти произведения? Интересно ли читать воспоминания писателей? Почему? Как вы думаете, каждый ли человек вспоминает свое детство?

– А что чаще всего вспоминается и запоминается на всю жизнь? У вас есть уже такие воспоминания?

– Рассказываете ли вы друг другу интересные случаи из своей жизни?

– Помогают ли вам произведения писателей учиться жить сегодня? Каким образом? Обоснуйте свой ответ, приведите примеры.

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности

ТЕСТ

 Выберите верный вариант ответа:

1. Как звали мальчика из рассказа «Как я ловил человечков»?

а) Вася; б) Коля; в) Боря.

2. По мнению мальчика, на пароходике жили:

а) гномы; б) человечки; в) мышки.

3. Чем мальчик пытался угостить человечков?

а) Пряником; б) сухариком; в) леденцом.

4. Чем мальчик сломал пароходик?

    а) Ножом; б) отверткой; в) топориком.

5. Девочку в рассказе К. Г. Паустовского звали?

    а) Магда; б) Дагни.

6. Фамилия композитора, которого встретила
девочка:

    а) Вагнер; б) Глинка; в) Григ.

7. Автор рассказа «Елка»:

    а) Паустовский; б) Зощенко;

в) Житков.

8. Девочку в рассказе «Елка» зовут:

    а) Лена; б) Ляля; в) Лёля.

9. Кто первым съел пастилку с елки?

    а) Минька; б) Лёля; в) гости

ТЕСТ

– Выберите верный вариант ответа:

1. Как звали мальчика из рассказа «Как я ловил человечков»?

а) Вася; б) Коля; в) Боря.

2. По мнению мальчика, на пароходике жили:

а) гномы; б) человечки; в) мышки.

3. Чем мальчик пытался угостить человечков?

а) Пряником; б) сухариком; в) леденцом.

4. Чем мальчик сломал пароходик?

    а) Ножом; б) отверткой; в) топориком.

5. Девочку в рассказе К. Г. Паустовского звали?

    а) Магда; б) Дагни.

6. Фамилия композитора, которого встретила
девочка:

    а) Вагнер; б) Глинка; в) Григ.

7. Автор рассказа «Елка»:

    а) Паустовский; б) Зощенко; в) Житков.

8. Девочку в рассказе «Елка» зовут:

    а) Лена; б) Ляля; в) Лёля.

9. Кто первым съел пастилку с елки?

    а) Минька; б) Лёля; в) гости

ТЕСТ

– Выберите верный вариант ответа:

1. Как звали мальчика из рассказа «Как я ловил человечков»?

    а) Вася; б) Коля; в) Боря.

2. По мнению мальчика, на пароходике жили:

    а) гномы; б) человечки; в) мышки.

3. Чем мальчик пытался угостить человечков?

    а) Пряником; б) сухариком; в) леденцом.

4. Чем мальчик сломал пароходик?

    а) Ножом; б) отверткой; в) топориком.

5. Девочку в рассказе К. Г. Паустовского звали?

    а) Магда; б) Дагни.

6. Фамилия композитора, которого встретила
девочка:

    а) Вагнер; б) Глинка; в) Григ.

7. Автор рассказа «Елка»:

    а) Паустовский; б) Зощенко; в) Житков.

8. Девочку в рассказе «Елка» зовут:

    а) Лена; б) Ляля; в) Лёля.

9. Кто первым съел пастилку с елки?

    а) Минька; б) Лёля; в) гости


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...