Работа с текстом. Формирование читательской грамотности. "Скворец" А. Куприн. 4 класс
тест по чтению (3, 4 класс)

Необходимо формировать у учащихся  читательскую компетентность. Умение выделять в тексте главную мысль, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, задавать вопросы, составлять план текста. Данное задание помогает отработать у учащихся навыки читательской грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа по чтению. 3 класс. Проверка читательских умений.

А.И. Куприн

Скворцы

(отрывок).

   …Мы дожидались скворцов. Подправили старые скворечники, покривившиеся от зимних ветров, подвесили новые.   

   Наконец девятнадцатого, вечером (было еще светло), кто-то закричал: "Смотрите, скворцы!" 
    И правда, они сидели высоко на ветках тополей и, после воробьев, казались непривычно большими и чересчур черными. Мы стали их считать: один, два, пять, десять, пятнадцать... В этот вечер у скворцов не было ни шума, ни возни…

    Два дня скворцы точно набирались сил и все навещали и осматривали прошлогодние знакомые места.  

    А потом началось выселение воробьев.

    Обыкновенно скворцы по два сидят высоко над скворечниками и, по-видимому, беспечно о чем-то болтают между собою, а сами одним глазом, искоса, пристально взглядывают вниз.

     Воробью жутко и трудно. Нет-нет - высунет свой острый хитрый нос из круглой дырочки - и назад.

     Наконец, голод, легкомыслие, а может быть, робость дают себя знать…  И только успеет отлететь на сажень, как скворец камнем вниз и уже у себя дома. И уже теперь пришел конец воробьиному временному хозяйству. Скворцы стерегут гнездо поочередно: один сидит - другой летает по делам...

    Обосновавшись в гнезде, скворец начинает таскать туда всякий строительный вздор: мох, вату, перья, пух, тряпочки, солому, сухие травинки. Гнездо он устраивает очень глубоко, для того, чтобы туда не пролезла лапой кошка или не просунула свой длинный хищный клюв ворона. Дальше им не проникнуть: входное отверстие довольно мало, не больше пяти сантиметров.
    А тут скоро и земля обсохла, душистые березовые почки распустились. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. Сколько выползает на свет божий разных червяков, гусениц, слизней, жучков и личинок! То-то раздолье! … Его корм на земле и в земле.

    И знаете, сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? В тысячу раз больше собственного веса! Зато и проводит он весь свой день в непрерывном движении. 
   Если вы по утрам, каждый день, будете сидеть тихо, без резких движений где-нибудь в саду или в огороде, то скворцы скоро привыкнут к вам и будут подходить совсем близко...
    Настоящую песню скворца надо слушать лишь ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья…

   Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт.

Выполни задания к тексту.

  1. О ком или о чем рассказывается в этом произведении?

О хитростях воробьев

О дружбе птиц

О скворцах

О воробьях

О приходе весны

  1. Когда впервые люди увидели вернувшихся скворцов?

Утром пятнадцатого марта

Днем двадцатого марта

Девятнадцатого марта вечером

Вечером в субботу

Утром в воскресенье

  1. Сколько дней скворцы набирались сил после прилета?

Пять дней

Один день

Несколько дней

Два дня

Неделю

  1. Как происходит выселение воробьев из скворечников?

Воробьев выгоняют

Воробьев клюют

Воробьев стерегут

Воробьев не кормят

Воробьев не поят

  1. Как скворцы стерегут свое гнездо?

Всей семьей

Поочередно

Всей стаей

Не стерегут совсем

Нанимают сторожа

  1. Из чего скворцы делают гнездо?

Из веток

Из прутьев

Из строительного мусора

Из одного пуха

Только из перьев

  1. Каким по размеру должно быть входное отверстие в скворечню?

Большим

Маленьким

Средним

Не более пяти сантиметров

Узким

  1. Где скворец находит себе корм?

В воздухе

 В воде

На земле

В земле

На земле и в земле

  1. Когда лучше слушать настоящую песню скворца?

Вечером

 На закате

Ранним утром

Днем

Утром

  1. Объясни выражение скворец камнем вниз. Запиши.

______________________________________________________________________________________________________

  1. Восстанови порядок описанных событий. Пункт с цифрой 1 – начало рассказа.

Отдых

Жизнь дома

Строительство гнезда

Возвращение скворцов

Выселение воробьев

12.Определи жанр этого произведения.

Сказка

Художественный рассказ

Басня

 Исторический рассказ

Научно-познавательный рассказ

13.Как ты понимаешь выражение всякий строительный вздор?

 Камни

 Песок

 Мелкие кусочки разного мусора

 Цемент

 Стекло  

14. Какой факт, описанный в тексте, тебя особенно удивил? Запиши.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ключ к проверке.

Вопр. 1

О скворцах

1

Вопр. 2

Девятнадцатого, вечером

1

Вопр. 3

Два дня

1

Вопр. 4

Воробьёв стерегут

1

Вопр. 5

Поочерёдно

1

Вопр. 6

Из строительного мусора

1

Вопр. 7

Не более 5 см

1

Вопр. 8

На земле и в земле

1

Вопр. 9

Ранним утром

1

Вопр. 10

Стремительно, с быстротой и силой падающего камня.

1

Вопр. 11

  2, 5, 4, 1, 3.

2  ( -1 за ошибку)

Вопр. 12

Научно-познавательный.

1

Вопр. 13

Мелкие кусочки разного мусора

1

Вопр. 14

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстом по читательской грамотности на уроках окружающего мира и литературном чтении

В работе представлены тексты с заданиями по развитию читательской грамотности у детей 2 класса....

"Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности учащихся начальных классов"

Работа с текстом как основной способ формирования  читательской  грамотности учащихся начальных классов.Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Для...

Обобщение опыта работы по теме " Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках ФГОС"

Данный материал раскрывает методы работы по формированию читательской самостоятельности младших школьников...

Работа с текстом. Проверка читательской грамотности. Рассказ Е.Пермяка "Случай с кошельком", 3 класс

В современной школе необходимо формировать функциональную грамотность, которая включает в себя и читательскую компетентность.Необходимо осознавать важность введения в образовательный процесс работы по...

Работа с текстом В.Осеевой "Время" по формированию читательской грамотности во 2 классе

Данная работа направлена на формирование читательской грамотности второклассников.....

«Способы и приемы работы с текстом, книгой для формирования читательской грамотности учащихся начальных классов на уроках и внеурочной деятельности»

laquo;Способы и приемы работы с текстом, книгой для формирования читательской грамотности учащихся начальных классов на уроках и внеурочной деятельности»...