Работа с текстом. Формирование читательской грамотности. "Скворец" А. Куприн. 4 класс
тест по чтению (3, 4 класс)
Необходимо формировать у учащихся читательскую компетентность. Умение выделять в тексте главную мысль, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, задавать вопросы, составлять план текста. Данное задание помогает отработать у учащихся навыки читательской грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_tekstom._formirovanie_chitatelskoy_gramotnosti.skvortsy._a._kuprin.docx | 61.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговая контрольная работа по чтению. 3 класс. Проверка читательских умений.
А.И. Куприн
Скворцы
(отрывок).
…Мы дожидались скворцов. Подправили старые скворечники, покривившиеся от зимних ветров, подвесили новые.
Наконец девятнадцатого, вечером (было еще светло), кто-то закричал: "Смотрите, скворцы!"
И правда, они сидели высоко на ветках тополей и, после воробьев, казались непривычно большими и чересчур черными. Мы стали их считать: один, два, пять, десять, пятнадцать... В этот вечер у скворцов не было ни шума, ни возни…
Два дня скворцы точно набирались сил и все навещали и осматривали прошлогодние знакомые места.
А потом началось выселение воробьев.
Обыкновенно скворцы по два сидят высоко над скворечниками и, по-видимому, беспечно о чем-то болтают между собою, а сами одним глазом, искоса, пристально взглядывают вниз.
Воробью жутко и трудно. Нет-нет - высунет свой острый хитрый нос из круглой дырочки - и назад.
Наконец, голод, легкомыслие, а может быть, робость дают себя знать… И только успеет отлететь на сажень, как скворец камнем вниз и уже у себя дома. И уже теперь пришел конец воробьиному временному хозяйству. Скворцы стерегут гнездо поочередно: один сидит - другой летает по делам...
Обосновавшись в гнезде, скворец начинает таскать туда всякий строительный вздор: мох, вату, перья, пух, тряпочки, солому, сухие травинки. Гнездо он устраивает очень глубоко, для того, чтобы туда не пролезла лапой кошка или не просунула свой длинный хищный клюв ворона. Дальше им не проникнуть: входное отверстие довольно мало, не больше пяти сантиметров.
А тут скоро и земля обсохла, душистые березовые почки распустились. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. Сколько выползает на свет божий разных червяков, гусениц, слизней, жучков и личинок! То-то раздолье! … Его корм на земле и в земле.
И знаете, сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? В тысячу раз больше собственного веса! Зато и проводит он весь свой день в непрерывном движении.
Если вы по утрам, каждый день, будете сидеть тихо, без резких движений где-нибудь в саду или в огороде, то скворцы скоро привыкнут к вам и будут подходить совсем близко...
Настоящую песню скворца надо слушать лишь ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья…
Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт.
Выполни задания к тексту.
- О ком или о чем рассказывается в этом произведении?
О хитростях воробьев
О дружбе птиц
О скворцах
О воробьях
О приходе весны
- Когда впервые люди увидели вернувшихся скворцов?
Утром пятнадцатого марта
Днем двадцатого марта
Девятнадцатого марта вечером
Вечером в субботу
Утром в воскресенье
- Сколько дней скворцы набирались сил после прилета?
Пять дней
Один день
Несколько дней
Два дня
Неделю
- Как происходит выселение воробьев из скворечников?
Воробьев выгоняют
Воробьев клюют
Воробьев стерегут
Воробьев не кормят
Воробьев не поят
- Как скворцы стерегут свое гнездо?
Всей семьей
Поочередно
Всей стаей
Не стерегут совсем
Нанимают сторожа
- Из чего скворцы делают гнездо?
Из веток
Из прутьев
Из строительного мусора
Из одного пуха
Только из перьев
- Каким по размеру должно быть входное отверстие в скворечню?
Большим
Маленьким
Средним
Не более пяти сантиметров
Узким
- Где скворец находит себе корм?
В воздухе
В воде
На земле
В земле
На земле и в земле
- Когда лучше слушать настоящую песню скворца?
Вечером
На закате
Ранним утром
Днем
Утром
- Объясни выражение скворец камнем вниз. Запиши.
______________________________________________________________________________________________________
- Восстанови порядок описанных событий. Пункт с цифрой 1 – начало рассказа.
Отдых
Жизнь дома
Строительство гнезда
Возвращение скворцов
Выселение воробьев
12.Определи жанр этого произведения.
Сказка
Художественный рассказ
Басня
Исторический рассказ
Научно-познавательный рассказ
13.Как ты понимаешь выражение всякий строительный вздор?
Камни
Песок
Мелкие кусочки разного мусора
Цемент
Стекло
14. Какой факт, описанный в тексте, тебя особенно удивил? Запиши.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ключ к проверке.
Вопр. 1 | О скворцах | 1 |
Вопр. 2 | Девятнадцатого, вечером | 1 |
Вопр. 3 | Два дня | 1 |
Вопр. 4 | Воробьёв стерегут | 1 |
Вопр. 5 | Поочерёдно | 1 |
Вопр. 6 | Из строительного мусора | 1 |
Вопр. 7 | Не более 5 см | 1 |
Вопр. 8 | На земле и в земле | 1 |
Вопр. 9 | Ранним утром | 1 |
Вопр. 10 | Стремительно, с быстротой и силой падающего камня. | 1 |
Вопр. 11 | 2, 5, 4, 1, 3. | 2 ( -1 за ошибку) |
Вопр. 12 | Научно-познавательный. | 1 |
Вопр. 13 | Мелкие кусочки разного мусора | 1 |
Вопр. 14 | - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с текстом по читательской грамотности на уроках окружающего мира и литературном чтении
В работе представлены тексты с заданиями по развитию читательской грамотности у детей 2 класса....
"Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности учащихся начальных классов"
Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности учащихся начальных классов.Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Для...
Обобщение опыта работы по теме " Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках ФГОС"
Данный материал раскрывает методы работы по формированию читательской самостоятельности младших школьников...
Работа с текстом. Проверка читательской грамотности. Рассказ Е.Пермяка "Случай с кошельком", 3 класс
В современной школе необходимо формировать функциональную грамотность, которая включает в себя и читательскую компетентность.Необходимо осознавать важность введения в образовательный процесс работы по...
Работа с текстом В.Осеевой "Время" по формированию читательской грамотности во 2 классе
Данная работа направлена на формирование читательской грамотности второклассников.....
«Способы и приемы работы с текстом, книгой для формирования читательской грамотности учащихся начальных классов на уроках и внеурочной деятельности»
laquo;Способы и приемы работы с текстом, книгой для формирования читательской грамотности учащихся начальных классов на уроках и внеурочной деятельности»...
Исследовательская работа на тему " Формирование читательских умений учащихся начальных классов через изучение произведений разных жанров "
Помошник нля исполбзования в работе...