Урок литературного чтения в 3 классе.
методическая разработка по чтению (3 класс)
На уроке дети познакомятся со стихотворением С. Маршака "Ландыш", получат представление о том, как поэт создаёт образы, чтобы поделиться своим необыкновенным восприятием мира природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_v_3.docx | 29.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3 классе.
Тема: Стихи о Родине и родной природе. С. Я. Маршак «Ландыш».
Цель:
Создание условий для продуктивной деятельности каждого ученика, в которой он может решить следующие задачи:
Задачи:
1. Знакомство со стихотворением С.Я. Маршака «Ландыш», отработка выразительности чтения;
развитие навыков выделения образных выражений при анализе стихотворения;
осознание значимости изучаемого материала, развитие умений выделять главное в познавательном объекте.
2.Осознание ценности совместной деятельности.
3. Развитие представлений о том, как поэт создает образы, чтобы поделиться своим необыкновенным восприятием мира природы.
4.Осуществление самоконтроля, самооценки учебной деятельности.
5. Воспитание любви к природе, бережного отношения к ней.
Формируемые УУД
Личностные: учебно- познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, планирование учебного сотрудничества.
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: полное и точное выражение своих мыслей, формулирование и аргументирование своего мнения, учет разных мнений.
Учебные задачи:
- создать условия для ознакомления учащихся со стихотворением С.Я.Маршака «Ландыш», полноценного восприятия поэтического произведения;
- способствовать формированию умения анализировать стихотворение;
- помочь детям увидеть образные языковые средства, использованные автором при создании стихотворения;
- закрепить понятия «эпитет», «сравнение», «олицетворение»;
- учить определять тему чтения;
- учить определять темп и тон чтения, соблюдать паузы;
- создать условия для развития связной речи учащихся;
- выразительного чтения; для работы над уточнением значения слов.
- воспитывать интерес к чтению.
Учебные умения:
- называть произведения С.Я.Маршака, вошедшие в круг чтения;
- выделять эпитеты, сравнения и олицетворения и понимать их значение;
- читать выразительно стихи С.Я.Маршака.
Тип урока: Комбинированный
Оборудование:
- портрет С.Я. Маршака,
- выставка его книг,
- схемы для работы в группах,
- листы с изображением обложки книги,
- видео к уроку.
Ход урока
I.Организационный момент
-Отгадайте загадку
В ночь – мороз,
С утра – капель,
Значит, на дворе … (апрель)
За окном апрель.
-Посмотрите, как улыбается нам апрельское солнышко! Улыбнитесь друг другу.
II. Актуализация знаний.
- О творчестве какого поэта мы говорили на прошлом уроке?
-Вспомните, какие произведения он писал, заполните схему.
1.Работа в группах.
-Маршак писал стихи, загадки, сказки, пьесы, рассказы.
2.Слово учителя.
Замечательный поэт, великолепный мастер стиха, человек высокой культуры – он был и остаётся верным другом детей. С.Я. Маршак учит нас радоваться красоте поэтического слова.
III.Постановка целей и задач урока
1.Загадка:
- Какое произведение С.Я. Маршака мы будем изучать сегодня, вы узнаете, отгадав загадку:
Этот цветок распускается в мае,
Белые бусинки он надевает. (Ландыш)
- Сегодня мы будем читать стихотворение С.Я.Маршака «Ландыш».
- Продолжите фразы, чего вы ждёте от урока:
Познакомимся…
Узнаем…
Выявим трудности…
Справимся…
-Интересно, чем нас удивит автор?
- Что вы знаете о ландышах?
2.Сообщения о ландышах ( 2 человека)
1.Ландыши распускаются в конце весны. Их хрупкие ароматные цветки на тонких стебельках-цветоножках напоминают маленькие белоснежные фарфоровые бокальчики. Однако рвать ландыши запрещено законом: этого чуда природы в наших лесах становится всё меньше.
2.Ландыш не только красив, он ещё и целебен. В нём есть вещества, которые помогают лечить сердце и почки, успокаивают нервы. А парфюмеры очень ценят ландышевое эфирное масло и делают из него духи.
IV.Работа над новым материалом.
1. Просмотр видео с чтением стихотворения. Проверка восприятия.
(с. 98)
-Понравилось ли вам стихотворение?
-Что особенно понравилось?
2. Словарная работа
Объят - обхвачен, обнят, заключён в объятия.
Жемчужины – 1) зерно жемчуга, твёрдого вещества, образующегося в раковинах некоторых моллюсков, обычно белого или розового цвета.
2) перен. - сокровище, украшение.
Спелёнутый – от слова пеленать, заворачивать в пелёнки.
Томиться - мучиться, испытывать тягость от чего-либо.
3. Чтение вслух с комментарием.
- Прочитайте первую строфу.
- Какие звуки вы слышите, когда читаете эти строчки?
- Какие запахи чувствуете?
- Прочитайте вторую строфу.
- Как вы понимаете эти строчки:
«Но солнце раскрывает венчики у колокольчиков весны»?
- С чем можно сравнить венчики?
- Прочитайте третью строфу.
- Почему автор говорит о ландыше, как о ребёнке? (Ландыш – это дитя природы, леса.)
- Как лес относится к ландышу? (Бережно, с любовью.)
- Почему Маршак пишет, что ландыш «прохладен»? (Белый цветок, похожий на снег.)
Прочитайте четвёртую строфу.
- Как вы понимаете строки: «лес томится»?
- Лес томится, ожидает пробуждения, когда он раскроется во всей своей красе, и воздух наполнится ароматами весны.
- Почему «горький цветок»?
- Как вы понимаете выражение «глушь нетронутая»?
-Сколько в стихотворении строф? (4)
-Как называется строфа? (четверостишие)
4. Физминутка ( Звучат голоса и звуки леса.)
- Встаньте, ребята!
–Представьте, что вы вдыхаете нежный аромат ландыша. Старайтесь вдохнуть всем телом.
- Вдох. (руки вверх)
- Выдох – ( руки опускаем вниз.)
Посмотрите вокруг. (Выполняем повороты вправо и влево.)
- Как красиво кругом! А вот и тропинка лесная. (Шагаем по тропинке.)
5.Беседа по содержанию, выборочное чтение стихотворения.
- Какие два весенних образа вы увидели в этом стихотворении? (Нераспустившийся чёрный лес, ландыш)
- Какой приём использует автор, описывая лес и ландыш? (олицетворение)
Прочитайте олицетворения.
(Чернеет лес, жемчужины дрожат, солнце раскрывает венчики, растет цветок, томится лес, отдал горькому цветку)
-Какой можно сделать вывод? (Лес живой.)
-Какие сравнения использует Маршак в своём стихотворении?
(Цветки ландыша сравниваются с жемчужинами, бубенчиками, венчиками, поэт называет цветки ландыша - колокольчиками весны.)
-Найдите эпитеты.
(весенняя сырость, лес разбуженный, глуши нетронутой, цветок прохладен, хрупок и душист, весною раннею, счастливую тоску, горькому цветку)
- Перечитайте третью строфу. Найдите метафору.
- Что такое метафора? Прочитаем в учебнике.
Слово «спелёнутый» – яркая метафора, цветок сравнивается с ребёнком, которого бережно спеленала мать.
Ландыш – как драгоценность, спрятанная в лесной глуши.
- В каких именно строчках С.Маршак передаёт своё восхищение необыкновенным цветком?
(Сравнение ландыша с ниточками, на которых дрожат жемчужины. Бутоны ландыша - круглые бубенчики, венчики колокольчиков весны.)
-Как поэт передаёт хрупкость цветка? Прочитайте.
Природой бережно спелёнутый ,
Завёрнутый в зелёный лист,
Растёт цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
- Как надо читать это стихотворение?
Постарайтесь прочитать красиво, передать чувства поэта, показать красоту, нежность и хрупкость ландыша.
6.Выразительное чтение стихотворения.
7.Работа с обложкой к стихотворению (работа в парах)
- Перед вами макеты обложек.
- Выберите обложку, которая подходила бы к данному произведению, раскрасьте фигуру на обложке.
- Назовите жанр произведения. (Стихотворение)
- Тему произведения. (О природе).
- Какой макет подходит к данному произведению? (Второй).
V. Итог урока.
-Что хотел сказать поэт в своем стихотворении «Ландыш»? Чем удивил вас автор?
VI. Домашнее задание
Выучить стихотворение наизусть, читать стихотворения С.Я. Маршака.
VII. Рефлексия.
- Каким было ваше настроение в начале урока? Изменилось ли оно?
- Урок хочется закончить сточками стихотворения С.Я.Маршака «Пожелания друзьям».
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути —
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение
Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.
Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...