Урок литературного чтения в 3 классе.
методическая разработка по чтению (3 класс)

На уроке дети познакомятся со стихотворением С. Маршака "Ландыш", получат представление о том, как поэт создаёт образы, чтобы поделиться своим необыкновенным восприятием мира природы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_v_3.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3  классе.

Тема: Стихи о Родине и родной природе. С. Я. Маршак  «Ландыш».

Цель:

Создание условий для продуктивной деятельности каждого ученика, в которой он может решить следующие задачи:

Задачи:

1. Знакомство со стихотворением С.Я. Маршака «Ландыш», отработка выразительности чтения;

развитие навыков выделения образных выражений при анализе  стихотворения;

осознание значимости изучаемого материала, развитие умений выделять главное в познавательном объекте.

2.Осознание ценности совместной деятельности.

3. Развитие представлений о том, как поэт создает образы, чтобы поделиться своим    необыкновенным восприятием мира природы. 

4.Осуществление самоконтроля, самооценки учебной деятельности.

5. Воспитание любви к природе, бережного отношения к ней.

Формируемые УУД

Личностные: учебно- познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. 

Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, планирование учебного сотрудничества. 

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 

Коммуникативные: полное и точное выражение своих мыслей, формулирование и аргументирование своего мнения, учет разных мнений.

Учебные задачи:

  • создать условия для ознакомления учащихся со стихотворением С.Я.Маршака «Ландыш», полноценного восприятия поэтического произведения;
  • способствовать формированию умения анализировать стихотворение;
  • помочь детям увидеть образные языковые средства, использованные автором при создании стихотворения;
  • закрепить понятия «эпитет», «сравнение», «олицетворение»;
  • учить определять тему чтения;
  • учить определять темп и тон чтения, соблюдать паузы;
  • создать условия для развития связной речи учащихся;
  • выразительного чтения;  для работы над уточнением значения слов.
  • воспитывать интерес к чтению.

Учебные умения:

  • называть произведения С.Я.Маршака, вошедшие в круг чтения;
  • выделять эпитеты, сравнения и олицетворения и понимать их значение;
  • читать выразительно стихи С.Я.Маршака.

Тип урока: Комбинированный

Оборудование:

  • портрет С.Я. Маршака,
  • выставка его книг,
  • схемы для работы в группах,  
  • листы с изображением обложки книги,
  • видео к уроку.

Ход урока

I.Организационный момент

-Отгадайте загадку

В ночь – мороз,
С утра – капель,
Значит, на дворе … (апрель)

За окном апрель.

-Посмотрите, как улыбается нам апрельское солнышко! Улыбнитесь друг другу.

II. Актуализация знаний.

- О творчестве какого поэта  мы говорили  на прошлом уроке?

-Вспомните, какие произведения он писал, заполните схему.

1.Работа в группах.

-Маршак писал стихи, загадки, сказки, пьесы, рассказы.

2.Слово учителя.

    Замечательный поэт, великолепный мастер стиха, человек высокой культуры – он был  и остаётся верным другом детей. С.Я. Маршак  учит нас радоваться красоте поэтического слова.

III.Постановка целей и задач урока

1.Загадка:

- Какое произведение С.Я. Маршака мы будем изучать сегодня, вы узнаете, отгадав загадку:

            Этот цветок распускается в мае,
           Белые бусинки он надевает.  (Ландыш)

- Сегодня мы будем читать стихотворение С.Я.Маршака «Ландыш».

 - Продолжите фразы, чего вы ждёте от урока:

Познакомимся…

Узнаем…

Выявим трудности…

Справимся…

-Интересно, чем нас удивит автор?

- Что вы знаете о ландышах?

2.Сообщения о ландышах ( 2 человека)

1.Ландыши распускаются в конце весны. Их  хрупкие ароматные цветки на тонких стебельках-цветоножках напоминают маленькие белоснежные фарфоровые бокальчики. Однако рвать ландыши запрещено законом: этого чуда природы в наших лесах становится всё меньше.

2.Ландыш не только  красив, он ещё и целебен. В нём есть вещества, которые помогают лечить сердце и почки, успокаивают нервы. А парфюмеры очень ценят ландышевое эфирное масло и делают из него духи. 

IV.Работа над новым материалом.

1. Просмотр видео с чтением стихотворения. Проверка восприятия.   

(с. 98)

-Понравилось ли вам  стихотворение?

-Что особенно понравилось?

2. Словарная работа 

Объят - обхвачен, обнят, заключён в объятия.

Жемчужины – 1) зерно жемчуга, твёрдого вещества, образующегося в раковинах некоторых моллюсков, обычно белого или розового цвета.

2)  перен. - сокровище, украшение.

Спелёнутый – от слова пеленать, заворачивать в пелёнки.

Томиться - мучиться,  испытывать тягость от чего-либо.

3. Чтение вслух с  комментарием.

- Прочитайте первую строфу.

- Какие звуки вы слышите, когда читаете эти строчки?

- Какие запахи чувствуете?

- Прочитайте вторую строфу.

- Как вы понимаете эти строчки:

 «Но солнце раскрывает венчики у колокольчиков весны»?

- С чем можно сравнить венчики?

- Прочитайте третью строфу.

- Почему автор говорит о ландыше, как о ребёнке? (Ландыш – это дитя природы, леса.) 

- Как лес относится к ландышу?  (Бережно, с любовью.)

- Почему Маршак пишет, что ландыш «прохладен»? (Белый цветок, похожий на снег.)

Прочитайте четвёртую строфу.

- Как вы понимаете строки: «лес томится»?

Лес томится, ожидает пробуждения, когда он раскроется во всей своей красе, и воздух наполнится ароматами весны.

- Почему «горький цветок»?

- Как вы понимаете выражение «глушь нетронутая»? 

-Сколько в стихотворении строф? (4)

-Как называется строфа?  (четверостишие)

4.  Физминутка ( Звучат голоса  и звуки леса.)

 - Встаньте, ребята!

 –Представьте, что вы вдыхаете нежный аромат ландыша. Старайтесь вдохнуть всем телом.

- Вдох. (руки вверх)

- Выдох – ( руки опускаем вниз.)

Посмотрите вокруг. (Выполняем повороты вправо и влево.)

 - Как красиво кругом! А вот и тропинка лесная. (Шагаем по тропинке.)

 5.Беседа по содержанию, выборочное чтение стихотворения.

Какие два весенних образа вы увидели в этом стихотворении?  (Нераспустившийся чёрный лес, ландыш)

- Какой приём использует автор, описывая лес и ландыш? (олицетворение)

Прочитайте олицетворения.

(Чернеет лес,  жемчужины дрожат, солнце раскрывает венчики, растет цветок, томится  лес, отдал горькому цветку)

 -Какой можно сделать вывод? (Лес живой.) 

-Какие сравнения использует Маршак в своём стихотворении?

 (Цветки ландыша сравниваются с жемчужинами, бубенчиками, венчиками, поэт  называет цветки ландыша - колокольчиками весны.)

-Найдите эпитеты.

(весенняя сырость, лес разбуженный, глуши нетронутой, цветок прохладен, хрупок и душист, весною раннею, счастливую тоску, горькому цветку)

- Перечитайте третью строфу. Найдите метафору.

- Что такое метафора? Прочитаем в учебнике.

 Слово «спелёнутый» – яркая метафора,  цветок сравнивается с ребёнком, которого бережно спеленала мать.

Ландыш – как драгоценность, спрятанная в лесной глуши.

- В каких именно строчках С.Маршак передаёт своё восхищение необыкновенным цветком?

 (Сравнение ландыша с ниточками, на которых дрожат жемчужины. Бутоны ландыша - круглые бубенчики, венчики колокольчиков весны.)

-Как поэт передаёт хрупкость цветка? Прочитайте.

Природой бережно спелёнутый ,

Завёрнутый в зелёный лист,

Растёт цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист.

- Как надо читать это стихотворение?

Постарайтесь прочитать красиво, передать чувства поэта, показать красоту, нежность и хрупкость ландыша.

6.Выразительное чтение стихотворения.

7.Работа с обложкой  к стихотворению (работа в парах)

- Перед вами макеты обложек.

- Выберите обложку, которая подходила бы к данному произведению, раскрасьте фигуру на обложке.

- Назовите жанр произведения. (Стихотворение)

- Тему произведения. (О природе).

- Какой макет подходит к данному произведению?  (Второй).

V. Итог урока.

-Что хотел сказать поэт в своем стихотворении «Ландыш»? Чем удивил вас автор?

VI. Домашнее задание

Выучить стихотворение наизусть, читать стихотворения С.Я. Маршака.

VII.  Рефлексия.

- Каким было ваше настроение в начале урока? Изменилось ли оно?

- Урок хочется закончить сточками стихотворения С.Я.Маршака  «Пожелания друзьям».  

Желаю вам цвести, расти,

 Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути —

Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

                                   

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...