Олимпиадные задания по литературному чтению
олимпиадные задания по чтению

    АБВГДейка  -  учителей начальных  классов Шурышкарского района

Чтение - вот лучшее ученье.

                                                 А.С.Пушкин

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания муниципального тура предметной  олимпиады

школьников   по  литературному чтению

2021-2022 учебный год, 3 класс

Продолжительность олимпиады - 45 минут.

Максимальный балл – 41

1.  Закончи пословицу:  «У глупого,  что на уме то и на___________»

                                                                                                

2. Какое предложение является скороговоркой?

 Обведи правильный ответ.

 а) Свой огонёк ясней горит.

б) Что это за дорога: кто по ней идёт - тот хромает?                

                                                                                

3. По началу произведения определите его жанр:

А) былина                          Б) сказка

В) басня                         Г) рассказ                         Д) стихотворение

Начало произведения

Ответ (АБВГД)

1

Трудно солдатам в походе. На мосту при переправе через небольшой ручей застряла пушка.

2

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

3

Мы противные микробы, мы во рту у вас живем.

И нечищеные зубы мы грызем, грызем, грызем.

4

Вырос Добрыня до полного возраста. Пробудились в нём ухватки богатырские.

5

Жила – была в одной дальней лесной деревне Марья. Была она во всём спорая, до всех дел умелая.

4.  Что можно отнести к устному народному творчеству?
            А) сказки, поговорки, пословицы, загадки, обряды
           Б) сказки, анекдоты, летописи
           В) летописи, авторские произведения
           Г) рассказы, скороговорки, сказки

5.  С чего начинается сказка?

            А) с концовки                Б) с зачина

            В) с присказки               Г) с намёка

6. Кто сказал слова в сказке А. С. Пушкина
                         “А царевна всё ж милее,
                          Всё ж румяней и белее”?
          А) царевна                Б) Елисей

          В) зеркальце             Г) царица

7.  Кто является героиней сказки А.С.Пушкина?

                  А) Царевна Несмеяна                         Б) Золушка

        В) Царевна-лягушка                         Г) Царевна- лебедь

8. В кого НЕ превращался князь Гвидон?


                А) муха         Б) комар                 В) паук         Г) шмель

  1. Соедини слова правого и левого столбиков, чтобы получились словосочетания, которые встречаются в русских народных сказках. 

                           слёзы                         булатные
                           руки                         горькие 
                           мечи                         золотые

  1. В графе «№ ответа» запиши № названия произведения, которое написал указанный автор.

Автор

№ ответа

№ названия произведения

Название произведения

А. Милн

1

«Карлик Нос»

Г. Х. Андерсен

2

«Винни-Пух и все-все-все»

Ш. Перро

3

«ПеппиДлинныйчулок»

В. Гауф

4

«Муха –Цокотуха»

К. Чуковский

5

«Снежная королева»

А. Лингрен

6

«Волшебник Изумрудного города»

Н.Носов

7

«Девочка с Земли »

К.Булычёв

8

«Живая шляпа»

А.Волков

9

«Храбрый портной»

П.Ершов

10

«Кот в сапогах»

Братья Гримм

11

«Конёк-Горбунок»

Э. Успенский

12

«Дядя Фёдор, пёс и кот»

11. Установите соответствие: из каких басен эти отрывки?

Отрывок из басни

Ответ (АБВГ)

1

Когда в товарищах согласья нет, 
на лад их дело не пойдёт.

2

Чем кумушек считать трудиться, 
не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

3

Ты всё пела? Это дело! 
Так пойди же, попляши!

4

А вы, друзья, как ни садитесь… 
всё в музыканты не годитесь.

                А – « Квартет»                                    В – «Лебедь, Щука и Рак»

                Б – «Стрекоза и Муравей»                Г – «Зеркало и Обезьяна»

Кто автор этих басен? Напишите.

____________________________________________________________

12.  Закончи крылатые выражения:


1) Пойди туда – не знаю куда, __________________________________________________________________

2) Скоро сказка сказывается,

__________________________________________________________________

3) Это всё присказка,

__________________________________________________________________

13. Узнай сказку: 

1) Сказка о чудесном превращении бедной служанки в красавицу-принцессу с помощью самого обыкновенного волшебства, обуви и любви! ______________________________________________________________ 

2) Братья! Всегда слушайте своих сестёр и не пейте за их спиной из неизвестных водоёмов! А не то превратитесь в неизвестно кого и влипните в неприятную историю!

_________________________________________________________________

3) Главная героиня этой сказки исполняла все желания жены главного персонажа, но, в конце концов злобная и жадная жена осталась у «разбитого корыта». Вспомни автора сказки и её название. _______________________________________________________________

4) Эта знаменитая сказка французского писателя Шарля Перро написана совсем не для детей. В предисловии к её первому изданию было сказано, что она адресована юным барышням, которые не должны разговаривать с незнакомцами, чтобы не попасть в неприятности. Как называется эта сказка? __________________________________________________________________

5) В украинском варианте этой народной сказки лесные звери по очереди поселились в потерянной варежке. Сказка называется «Рукавичка». А как называется русская сказка с похожим сюжетом?

_____________________________________________________________

6) Вступлением к какой поэме является знаменитое пушкинское стихотворение «У лукоморья дуб зелёный…»?

__________________________________________________________________

Ответы    по  литературному чтению 3 класс

Количество баллов – 41

  1. (1 б)  Закончи пословицу: «У глупого, что на уме то и на______языке____________________»    

 2.  (2 б) Какое предложение является скороговоркой?

 Обведи правильный ответ.

а) Свой огонёк ясней горит. 

б) Что это за дорога: кто по ней идёт - тот хромает?

  1. (5 б.) По началу произведения определите его жанр:

А) былина                         Б) сказка                         В) басня

Г) рассказ                        Д) стихотворение

Начало произведения

Ответ (АБВГД)

1

Трудно солдатам в походе. На мосту при переправе через небольшой ручей застряла пушка.

Г

2

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

В

3

Мы противные микробы, мы во рту у вас живем.

И нечищеные зубы мы грызем, грызем, грызем.

Д

4

Вырос Добрыня до полного возраста. Пробудились в нём ухватки богатырские.

А

5

Жила – была в одной дальней лесной деревне Марья. Была она во всём спорая, до всех дел умелая.

Б

4. (1 б.) Что можно отнести к устному народному творчеству?
          А) сказки, поговорки, пословицы, загадки, обряды
         Б) сказки, анекдоты, летописи
         В) летописи, авторские произведения
         Г) рассказы, скороговорки, сказки

5. (1 б.) Закончи пословицу: «У глупого, что на уме, то и на …»
           А) руке           Б) голове                В) языке                Г) колене

6. (1 б.) Какое предложение является скороговоркой?

         А) Свой огонёк ясней горит;

         Б) Что это за дорога: кто по ней идёт - тот хромает?

        В) Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

7. (1 б.) С чего начинается сказка?

А) с концовки                              Б) с зачина     

В) с присказки                         Г) с намёка

8. (1 б.) Кто сказал слова в сказке А. С. Пушкина
“А царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее”?
                   А) царевна                 Б) Елисей 

В) зеркальце        Г) царица

9. (1 б.) Кто является героиней сказки А.С.Пушкина?

         А) Царевна Несмеяна                         Б) Золушка

         В) Царевна-лягушка                         Г) Царевна- лебедь

10. (1 б.) В кого НЕ превращался князь Гвидон?

           А) муха                      Б) комар 

          В) паук                      Г) шмель

11.(12 б.) В графе «№ ответа» запиши № названия произведения, которое написал указанный автор.

Автор

№ ответа

№ названия произведения

Название произведения

А. Милн

2

1

«Карлик Нос»

Г. Х. Андерсен

5

2

«Винни-Пух и все-все-все»

Ш. Перро

10

3

«ПеппиДлинныйчулок»

В. Гауф

1

4

«Муха –Цокотуха»

К. Чуковский

4

5

«Снежная королева»

А. Лингрен

3

6

«Волшебник Изумрудного города»

Н.Носов

8

7

«Девочка с Земли »

К.Булычёв

7

8

«Живая шляпа»

А.Волков

6

9

«Храбрый портной»

П.Ершов

11

10

«Кот в сапогах»

Братья Гримм

9

11

«Конёк-Горбунок»

Э. Успенский

12

12

«Дядя Фёдор, пёс и кот»


12. (5 б.) Установите соответствие: из каких басен эти отрывки?

Отрывок из басни

Ответ (АБВГ)

1

Когда в товарищах согласья нет, 
на лад их дело не пойдёт.

В

2

Чем кумушек считать трудиться, 
не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

Г

3

Ты всё пела? Это дело! 
Так пойди же, попляши!

Б

4

А вы, друзья, как ни садитесь… 
всё в музыканты не годитесь.

А

А – « Квартет»                                         В – «Лебедь, Щука и Рак»

Б – «Стрекоза и Муравей»                         Г – «Зеркало и Обезьяна»

Кто автор этих басен? Напишите.

И.А. Крылов

13. (3 б.) Закончи крылатые выражения:


                  1) Поди туда – не знаю куда,

принеси то, не знаю что.

                 2) Скоро сказка сказывается,

Да не скоро дело делается

                 3) Это всё присказка,

Сказка будет впереди.

14.(6 б.) Узнай сказку: 

1) Сказка о чудесном превращении бедной служанки в красавицу-принцессу с помощью самого обыкновенного волшебства, обуви и любви!

Ш. Перро «Золушка»

2) Братья! Всегда слушайте своих сестёр и не пейте за их спиной из неизвестных водоёмов! А не то превратитесь в неизвестно кого и влипните в неприятную историю!

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

3) Главная героиня этой сказки исполняла все желания жены главного персонажа, но, в конце концов злобная и жадная жена осталась у «разбитого корыта». Вспомни автора сказки и её название.

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

4) Эта знаменитая сказка французского писателя Шарля Перро написана совсем не для детей. В предисловии к её первому изданию было сказано, что она адресована юным барышням, которые не должны разговаривать с незнакомцами, чтобы не попасть в неприятности. Как называется эта сказка?

«Красная Шапочка»

5) В украинском варианте этой народной сказки лесные звери по очереди поселились в потерянной варежке. Сказка называется «Рукавичка». А как называется русская сказка с похожим сюжетом?

«Теремок»

  1. Вступлением к какой поэме является знаменитое пушкинское стихотворение «У Лукоморья дуб зелёный…»

«Руслан и Людмила»



Предварительный просмотр:

                     Задания муниципального тура предметной  олимпиады

 школьников   по  литературному чтению

2021-2022 учебный год, 4 класс

Продолжительность олимпиады - 45 минут.  

Максимальный балл – 69

Задания с выбором ответа.

  1. Какова основная цель школьного предмета литературное чтение?

А) формирование навыков чтения

Б) формирование грамотного читателя

В) формирование навыков заучивания стихотворений наизусть

Г) формирование навыков пересказа текста

  1. Что такое фольклор?

А) устное народное творчество

Б) устойчивое сочетание слов

В) непонятное иностранное слово

Г) часть художественного произведения

  1. Что такое тема произведения?

А)  «жизненный урок», вытекающий из всего произведения, авторская позиция

Б) это выделение силой голоса главного (важного) слова в предложении или стихотворной строке

В) последовательность и связь описания событий, развитие действия, ход событий (план)

Г) главная мысль литературного произведения; то, о чём говорится в тексте 

  1. Как называется вывод в басне?

А) концовка                        Б) эпилог

В) мораль                                Г) вывод

  1. Что является отличительной чертой стихотворной речи?

А) красота строк

Б) ритм и рифма

В) большое количество знаков препинания

Г) непонятный смысл

  1. Кто является автором знаменитых слов «Сказка ложь, да в ней намёк…»

А) Л.Н. Толстой                                  Б) А.С. Пушкин

     В) М.Ю. Лермонтов                        Г) Русский народ

  1. Кто является автором сказки «Гадкий утёнок»?

А) Г.-Х. Андерсен                        Б) Ш. Перо

В) Братья Гримм                                Д) Д. Киплинг

Ответом на следующие задания является слово или сочетание слов.

  1. Напишите, кто из литературных героев

- выманил сыр у вороны ______________________________________

- работал «В год за три щелка тебе по лбу» _______________________

- путешествовал с утками в тёплые края _________________________

  1. Расшифруй фамилии русских писателей

АРДНУГЙИКС РПШИНИВ АПУСОТСВЙИК ЕЧОХВ СОЕЕАВ

__________________________________________________________________

  1. Продолжите названия литературных произведений

Н.Носов «Живая….» _________________________

П. Бажов «Малахитова …» ________________________________

Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный ….» __________________________

Ш. Перро «Красная …..» ________________________________________

  1. По строчкам  определите жанр произведений:

Мартышка к старости слаба глазами стала,

А у людей она слыхала,

Что это зло ещё не так большой руки…

__________________________________

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец…

__________________________________

Шла Саша по шоссе и сосала Сушку.

___________________________________

Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец….

____________________________________

Доброе слово лечит, злое калечит.

____________________________________

Творческие задания

  1. Почини «сломанные» пословицы. Соедини начало пословицы с её концовкой

1) Не плюй в колодец -                                       а) такова и речь.

2) Весенний день -                                              б)  наберёшь кузовок.

3) Собирай по ягодке -                                        в) а плод сладок.

4) Какова голова -                                                г) год кормит.

5)Корень учения горек -                                     д)  пригодится воды напиться.

  1. Объясни, когда так говорят

Подливает масло в огонь -_________________________________________

Как сыр в масле - ________________________________________________

Прошло как по маслу - ____________________________________________

  1.  Прочитайте произведение.

Заяц и черепаха

      Поспорили однажды заяц и черепаха, кто быстрее лесную поляну обежит.

Черепаха тронулась в путь, а заяц лежит под кустом, посмеивается: « Спеши, спеши, черепаха, все равно я тебя догоню».

 Но пока он так потешался, черепаха - хоть и тихо шла - оказалась у цели. Бросился заяц за нею, да поздно.

  Бегать- то он умел, но не знал того, что, лежа на месте, и от черепахи можно отстать.

 

Определите:

1)Жанр:___________________________________________________________

2) Подчеркните слова, которые передают основную мысль текста.      

3) Выбери пословицу, которая соответствует произведению.                                          

А) Ничего не делая, сам не заметишь, как отстанешь от других.

Б)  С кем поведёшься, от того и наберёшься.

В) Играть играй, да дело знай.

Ответы к олимпиадным заданиям по литературному чтению

За каждый правильный ответ по 1 баллу

  1. – Б
  2. – А
  3. – Г
  4. – В
  5. – Б
  6. – Б
  7. - А


Ответом на следующие задания является слово или сочетание слов

За каждый правильный ответ по 2 балла

8. Лисица

Балда

    Лягушка – (путешественница)

9. Драгунский

         Пришвин

         Паустовский

         Чехов

         Осеева

10.шляпа

          шкатулка

          солдатик

          шапочка

  1. басня

          сказка

          скороговорка

          былина

         пословица


Творческие задания

  1. 1 – д,     2 – г,     3 – б,      4 – а,      5 – в

За каждый правильный ответ по 2 балла

  1. Намеренно обострять конфликт

          Беззаботно жить

          Без помех, без затруднений

   За каждый правильный ответ по 3 балла

14.1) Сказка

За правильный ответ 1 балл

2) Бегать- то он умел, но не знал того, что, лежа на месте, и от черепахи можно отстать.

За правильный ответ 5 баллов

3) А - Ничего не делая, сам не заметишь, как отстанешь от других.

За правильный ответ 3 балла

Всего 69 баллов за правильные ответы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по литературному чтению.

Олимпиадные задания по литературному чтению для второго класса....

Олимпиадные задания по литературному чтению

Ох и трудная эта работа - составить олимпиаду по какому-либо предмету. Перелистала много литературы, использовала интернет. Буду рада, если кому пригодиться!!!...

Олимпиадные задания по литературному чтению для учащихся 4 классов (школьный тур).

Данный материал был составлен и использован на подготовительном этапе в школьном туре перед городской олимпиадой....

олимпиадные задания по литературному чтению

олимпиадные задания пол литературному чтению...

Олимпиадные задания по литературному чтению

Олимпиадные задания для 1 - 4 классов по предмету литературное чтение...

олимпиадное задание по литературному чтению 2 класс

олимпиадное задание по литературному чтению 2 класс...

Олимпиадные задания по литературному чтению для учащихся 3-4 классов.

Олимпиадные задания по литературному чтению для учащихся 3-4 классов....