"Формирование навыков беглого выразительного чтения и пути их совершенствования"
статья по чтению

Рыбакова Елена Вячеславовна

Работа с текстом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rybakova_e.v._2_chast.docx14.59 КБ

Предварительный просмотр:

"Формирование навыков беглого выразительного чтения и пути их совершенствования"

Работа с текстом.

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и про себя, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное.

Рассмотрим необычные тексты-задания, работа с которыми поможет ученикам значительно повысить скорость чтения. Выполняя их, ребенок научится читать без артикуляции, видеть предложения целиком, концентрироваться на чтении.

"Зашумленный" текст

Текст закрыт "паутинкой". Чтение такого текста помогает расширить периферийное зрение и предотвратить регрессию глаз. Линии паутинки наложены таким образом, что они проходят через слова. В результате ребенку ничего не остается, как читать сразу целыми словосочетаниями и предложениями, видеть, как можно больше слов, догадываться, что это за слова. Также паутинка затрудняет чтение в целом, и возвращаться взглядом назад становится некомфортно.

Наиболее сложное упражнение - текст с наложенной решеткой. Оно может вызвать затруднение даже у взрослого. Но такой текст читать ребенку будет как раз очень интересно, это отличная мотивация для чтения в целом, а не только в рамках тренажера.

Текст с закрытой верхней частью строк

Это упражнение также расширяет поле зрения и предупреждает регрессию. Способность мозга предугадывать (антиципация) дает нам возможность при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Это делает чтение беглым, осознанным, легким.

Текст написан с использованием разных шрифтов

Такого рода упражнение можно подготовить и самостоятельно, выбрав любой понравившийся отрывок. Для этого всего лишь нужно в обычном текстовом редакторе набрать текст разными шрифтами. Таким образом мы снова успешно боремся с регрессией глаз. Новый шрифт в каждом предложении (или даже в каждом слове) автоматически останавливает взгляд читателя.

Текст со словами в обратном порядке

Еще одно эффективное упражнение на устранение регрессии - это текст, который предлагают прочитать, начиная с последнего слова каждого предложения, то есть не слева направо, а справа налево. Поскольку физиологически мы всегда читаем слева направо, то при "обратном" чтении глаза направо уже не будут возвращаться, ведь такой рефлекс у нас отсутствует.

Обязательным условием при работе с такими текстами является наличие текста -"помощника". К нему ребёнок может обратиться в том случае, когда читать "необычный" текст первое время трудно.

Данные упражнения помогут не только в борьбе с медленным чтением, но и повысят сосредоточенность, внимательность ребенка. К каждому тексту предлагается несколько вопросов на проверку осознанности и практические задания для закрепления навыков.

Тексты, написанные "вверх ногами", "зашумленные" тексты (с наложенными "паутинками" или "решетками"), без пробелов, с использованием разных шрифтов, деформированные и многими другие тексты "со странностями" не дадут заскучать и повысят интерес к чтению книг в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования

Реферат и презентация по теме "Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования"....

Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования

Отсутствие интереса к чтению зачастую является главной проблемой подрастающего поколения, проблемой, которую ребенку не решить в одиночку. Тем более важно сделать чтение неотъемлемым и основополагающи...

Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования

На основе анализа результатов чтения учащихся, автором определены наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию навыка беглого, осознанного, выразительного чтения.В докладе дан историк...

«Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования»

Чтение – сложный психофизиологический процесс.В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное уме...

Исследовательская работа. Тема: Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования.

Исследовательская Тема: Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования....

"Формирование навыков беглого выразительного чтения и пути их совершенствования"

Увлекательные упражнения и эффективные тренажеры для улучшения техники чтения....