"Формирование навыков беглого выразительного чтения и пути их совершенствования"
статья по чтению

Рыбакова Елена Вячеславовна

Увлекательные упражнения и эффективные тренажеры для улучшения техники чтения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rybakova_e.v.docx15.25 КБ

Предварительный просмотр:

"Формирование навыков беглого выразительного чтения и пути их совершенствования"

Современные дети с раннего возраста перегружены графической информацией. Большинство 3-4 летних малышей уже умеют пользоваться смартфонами и планшетами, играют в мобильные игры, смотрят мультики. В результате, когда приходит время учиться, они испытывают затруднения при восприятии текстовой информации. Увы, плохая техника чтения - проблема, знакомая сегодня многим родителям школьников. Дети читают неуверенно и в медленном темпе, долго выполняют задания, что негативно сказывается на их общей успеваемости как в младшей школе, так и в средней и старшей школе.

Что мешает ребенку читать быстро?

1. Узкое пространство восприятия текста (поле зрения). У большинства людей оно составляет 4-5 см. Именно столько текста при чтении видит человек. Для освоения техники быстрого чтения необходимо развивать периферийное зрение и расширять это пространство до 7-8 см.

2. Регрессия глаз. Это очень распространенный рефлекс - машинальное возвратное движение глаз к уже прочитанному тексту. Прочитав часть текста, человек автоматически возвращается взглядом назад, и теряет время. Силой воли запретить себе возвращаться на уже прочитанный текст невозможно, для этого потребуются тренировки.

3. Артикуляция. Когда ребенок только учится читать - он читает вслух, четко и громко проговаривает слова. Ребенок взрослеет, а привычка внутренне проговаривать текст (а иногда и шевелить при этом губами) остается. В определенных ситуациях и в дальнейшем это может быть оправдано - например, при чтении стихотворений, когда важно чувствовать логические ударения, выдерживать паузы. Но для быстрого чтения артикуляция не нужна.

5.Неразвитое внимание. Чтобы понимать новую информацию, моментально схватывать главную и второстепенную мысль при беглом чтении, нужно обладать повышенным вниманием и не отвлекаться на внешние факторы.  

Предлагаю Вам познакомиться с некоторыми увлекательными упражнениями и эффективными тренажерами для улучшения техники чтения.

1. «Собираем чемодан»

(Упражнение на развитие слуховой памяти)

Это упражнение можно выполнять в группе. Дети садятся в круг, а взрослый называет вещи, которые он возьмет с собой в путешествие. Например, «Я собираюсь взять с собой часы.» Следующий повторяет за ним его предложение и добавляет что-то свое, например, «Я собираюсь взять с собой часы и книгу.» Далее третий добавляет то, что он возьмет с собой. И так продолжается, пока кто-нибудь не собьется.

2. «Цепочка слов»

(Упражнение на развитие слуховой и зрительной памяти)

Малютка – вершина- дружба – семья- экспедиция-картина-зефир-молния-каллиграфия-бисквит- бонификация (50 сек)

Миллион-крыло-май-вилка-дневник-любовь-молоко-доверие-барьер-букварь-уважение (50 сек)

3. «Корректурная проба»

(Упражнение на тренировку распределения и избирательности внимания)

Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова.

(Упражнение на развитие умения анализировать написанные слова)

Среди буквенного текста (или группы букв) ребенок должен найти и подчеркнуть букву, которую он выбрал.

4. «Гонки»

Это упражнение позволяет повысить скорость чтения и способствует развитию речи. Выберите вместе с ребенком любимое стихотворение (или небольшой текст) и предложите прочитать его несколько раз, каждый раз увеличивая темп насколько это возможно.

5. "Голова-хвост"

Существует два варианта выполнения этого упражнения. В первом варианте учитель зачитывает начало слова, а ребенок должен найти его окончание ("хвост"). Чтобы это сделать, нужно как можно быстрее пробежаться глазами по тексту и отыскать необходимое слово. Второй вариант предполагает зачитывание учителем начала предложения, а ребенку требуется найти конец. Такая тренировка отлично развивает умение "сканировать" текст глазами, а также повышает концентрацию внимания.

      Не старайтесь выполнять все упражнения сразу. Чередуйте их, меняйте, комбинируйте, чтобы они не надоедали ребенку. Главное - занимайтесь понемногу, но регулярно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования

Реферат и презентация по теме "Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования"....

Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования

Отсутствие интереса к чтению зачастую является главной проблемой подрастающего поколения, проблемой, которую ребенку не решить в одиночку. Тем более важно сделать чтение неотъемлемым и основополагающи...

Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования

На основе анализа результатов чтения учащихся, автором определены наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию навыка беглого, осознанного, выразительного чтения.В докладе дан историк...

«Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования»

Чтение – сложный психофизиологический процесс.В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное уме...

Исследовательская работа. Тема: Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования.

Исследовательская Тема: Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования....