"Формирование навыков беглого выразительного чтения и пути их совершенствования"
статья по чтению
Увлекательные упражнения и эффективные тренажеры для улучшения техники чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rybakova_e.v.docx | 15.25 КБ |
Предварительный просмотр:
"Формирование навыков беглого выразительного чтения и пути их совершенствования"
Современные дети с раннего возраста перегружены графической информацией. Большинство 3-4 летних малышей уже умеют пользоваться смартфонами и планшетами, играют в мобильные игры, смотрят мультики. В результате, когда приходит время учиться, они испытывают затруднения при восприятии текстовой информации. Увы, плохая техника чтения - проблема, знакомая сегодня многим родителям школьников. Дети читают неуверенно и в медленном темпе, долго выполняют задания, что негативно сказывается на их общей успеваемости как в младшей школе, так и в средней и старшей школе.
Что мешает ребенку читать быстро?
1. Узкое пространство восприятия текста (поле зрения). У большинства людей оно составляет 4-5 см. Именно столько текста при чтении видит человек. Для освоения техники быстрого чтения необходимо развивать периферийное зрение и расширять это пространство до 7-8 см.
2. Регрессия глаз. Это очень распространенный рефлекс - машинальное возвратное движение глаз к уже прочитанному тексту. Прочитав часть текста, человек автоматически возвращается взглядом назад, и теряет время. Силой воли запретить себе возвращаться на уже прочитанный текст невозможно, для этого потребуются тренировки.
3. Артикуляция. Когда ребенок только учится читать - он читает вслух, четко и громко проговаривает слова. Ребенок взрослеет, а привычка внутренне проговаривать текст (а иногда и шевелить при этом губами) остается. В определенных ситуациях и в дальнейшем это может быть оправдано - например, при чтении стихотворений, когда важно чувствовать логические ударения, выдерживать паузы. Но для быстрого чтения артикуляция не нужна.
5.Неразвитое внимание. Чтобы понимать новую информацию, моментально схватывать главную и второстепенную мысль при беглом чтении, нужно обладать повышенным вниманием и не отвлекаться на внешние факторы.
Предлагаю Вам познакомиться с некоторыми увлекательными упражнениями и эффективными тренажерами для улучшения техники чтения.
1. «Собираем чемодан»
(Упражнение на развитие слуховой памяти)
Это упражнение можно выполнять в группе. Дети садятся в круг, а взрослый называет вещи, которые он возьмет с собой в путешествие. Например, «Я собираюсь взять с собой часы.» Следующий повторяет за ним его предложение и добавляет что-то свое, например, «Я собираюсь взять с собой часы и книгу.» Далее третий добавляет то, что он возьмет с собой. И так продолжается, пока кто-нибудь не собьется.
2. «Цепочка слов»
(Упражнение на развитие слуховой и зрительной памяти)
Малютка – вершина- дружба – семья- экспедиция-картина-зефир-молния-каллиграфия-бисквит- бонификация (50 сек)
Миллион-крыло-май-вилка-дневник-любовь-молоко-доверие-барьер-букварь-уважение (50 сек)
3. «Корректурная проба»
(Упражнение на тренировку распределения и избирательности внимания)
Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова.
(Упражнение на развитие умения анализировать написанные слова)
Среди буквенного текста (или группы букв) ребенок должен найти и подчеркнуть букву, которую он выбрал.
4. «Гонки»
Это упражнение позволяет повысить скорость чтения и способствует развитию речи. Выберите вместе с ребенком любимое стихотворение (или небольшой текст) и предложите прочитать его несколько раз, каждый раз увеличивая темп насколько это возможно.
5. "Голова-хвост"
Существует два варианта выполнения этого упражнения. В первом варианте учитель зачитывает начало слова, а ребенок должен найти его окончание ("хвост"). Чтобы это сделать, нужно как можно быстрее пробежаться глазами по тексту и отыскать необходимое слово. Второй вариант предполагает зачитывание учителем начала предложения, а ребенку требуется найти конец. Такая тренировка отлично развивает умение "сканировать" текст глазами, а также повышает концентрацию внимания.
Не старайтесь выполнять все упражнения сразу. Чередуйте их, меняйте, комбинируйте, чтобы они не надоедали ребенку. Главное - занимайтесь понемногу, но регулярно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования
Реферат и презентация по теме "Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования"....
Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования
Отсутствие интереса к чтению зачастую является главной проблемой подрастающего поколения, проблемой, которую ребенку не решить в одиночку. Тем более важно сделать чтение неотъемлемым и основополагающи...
Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования
На основе анализа результатов чтения учащихся, автором определены наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию навыка беглого, осознанного, выразительного чтения.В докладе дан историк...
«Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования»
Чтение – сложный психофизиологический процесс.В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное уме...
Исследовательская работа. Тема: Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования.
Исследовательская Тема: Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования....
"Формирование навыков беглого выразительного чтения и пути их совершенствования"
Работа с родителями...