"Формирование навыков беглого выразительного чтения и пути их совершенствования"
статья по чтению
Предварительный просмотр:
"Формирование навыков беглого выразительного чтения и пути их совершенствования"
Работа с родителями
С. Я. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить, воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в раннем детстве.
В современном обществе наблюдается снижение интереса учащихся к чтению. Больше времени они проводят у телевизора и компьютера. Посмотрев фильм, телеспектакль, далеко не каждый потянется к книге, чтобы перечитать, открыть для себя нового писателя. Это желание надо постоянно воспитывать. И в этом основная помощь идёт от родителей.
Семейное чтение должно быть традицией. Родители покупают детям книги с 2-3 лет. Начинают им читать, рассматривать картинки. А в школьные годы это желание у родителей пропадает, они уверенны, что ребёнок научился читать. А именно теперь надо направлять интерес и понимание детей в нужное направление, уважать ум и любознательность детей. Ребёнка интересует не описание природы, рассуждение, а конкретный случай, событие. Хорошо читающие дети бывают чаще в семьях, где детей окружают книги, где есть традиции – чтения родителей и детей вслух, обсуждение прочитанного, совместные переживания. Дети видят, что книга- постоянный спутник их родителей.
В некоторых семьях стало традицией сохранять полюбившиеся детские книги. Жизнь у этих книг может быть долгая: их читали бабушка, дедушка, папа, мам, а теперь они стали друзьями ребенка. Такая семейная традиция не только воспитывает бережное отношение к книге; это отношение к книге дополняется чувствами к самым дорогим людям.
Очень важна помощь родителей при обучении детей, т.к. чтение, должно войти в ежедневную привычку ребенка. При этом, особенно на первых ступенях грамотного чтения, необходимо создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение. Хорошо, когда родители проявляют живой интерес к содержанию рассказа, отрывка. Даже бегло читающий ребенок еще долго будет нуждаться в том, чтобы ему читали вслух, чтобы, читая, отвечали на его вопросы, делились с ним своими переживаниями и мыслями о прочитанном.
Простые советы родителям
- Чтение вслух до 10 минут значительно улучшают скорость и качество чтения.
- Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
- Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. В режиме щадящего чтения ребенок читает 1 – 2 строчки и после этого получает краткий отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: 2 строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадр – опять две строчки прочитал, затем посмотрел картинку. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.
- Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
- Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
- Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
- Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
- Постоянно пополняйте библиотеку школьника.
- Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
- Просмотр фильма по книге аварийный выход из ситуации во время учебного года, но никак не полноценная замена произведения. Не приучайте ребенка к этому.
- В обращении с ребенком помните народную мудрость «Кто не возьмет лаской, не возьмет и строгостью». Очень важно быть предельно сдержанным, терпеливым, снисходительным и доброжелательным к ребенку.
Памятка родителям
1. Очень важно проверять понимание прочитанного. Задавайте ребенку вопросы по тексту, обсуждайте, просите пересказать.
2. Обязательно отмечайте даже небольшие успехи и делайте акцент на положительных моментах обучения.
3. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими школьниками, единственным критерием для сравнения должны быть достижения самого ребенка. К примеру, сегодня он прочитал текст быстрее, чем вчера, а завтра его ждут новые рекорды!
4. Не ограничивайтесь только домашними заданиями. Читайте книги, детские журналы, ходите в библиотеку.
5. Показывайте положительный пример. Пусть ребенок чаще видит в ваших руках книгу, чем смартфон или планшет. Именно от вас, дорогие родители, во многом зависит, полюбит ли ваш ребенок чтение!
Желаю вам удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования
Реферат и презентация по теме "Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования"....
Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования
Отсутствие интереса к чтению зачастую является главной проблемой подрастающего поколения, проблемой, которую ребенку не решить в одиночку. Тем более важно сделать чтение неотъемлемым и основополагающи...
Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования
На основе анализа результатов чтения учащихся, автором определены наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию навыка беглого, осознанного, выразительного чтения.В докладе дан историк...
«Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования»
Чтение – сложный психофизиологический процесс.В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное уме...
Исследовательская работа. Тема: Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования.
Исследовательская Тема: Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования....
"Формирование навыков беглого выразительного чтения и пути их совершенствования"
Увлекательные упражнения и эффективные тренажеры для улучшения техники чтения....