Презентация к уроку литературного чтения 3 класс по теме "И. А. Крылов "Ворона и Лисица."
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Урок изучения нового.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka_literaturnogo_chteniya_3_klass.docx | 41.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Вешковская основная школа»
Технологическая карта
открытого урока литературного чтения 3 класс.
Тема «И.А. Крылов «Ворона и Лисица»
Разработана
Масловой Людмилой Николаевной
учителем начальных классов
2019 г.
Тема урока «И.А. Крылов «Ворона и Лисица»
Цели:
Обучающие:
- продолжать знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова;
- учить понимать глубину содержания произведения;
- формировать умения определять басню как жанр литературы с характерными признаками;
- находить мораль в произведении;
- учить читать басню по ролям;
- различать речь автора и героев басни;
- развивать навыки беглого чтения;
Развивающие:
- содействовать развитию мыслительных операций:
- сравнение, анализ, синтез, систематизация;
- развивать творческое воображение, познавательную активность,
- работать над развитием разговорной речи.
Воспитательные:
- воспитывать требовательность к себе, радость сопереживания успехам товарища,
- формировать положительные качества,
- вызвать внутреннее неприятие пороков персонажей басни и нежелание им подражать и на них походить.
- пробуждать добрые чувства,
- воспитывать интерес к чтению.
Здоровьесберегающие:
- способствовать созданию благоприятного психологического климата на уроке;
- обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку;
- способствовать созданию ситуации успеха;
- разно уровневые задания и вопросы;
- организовать работу в парах; работу около конторок; двигательная активность на уроке.
Планируемые результаты.
Общеучебные
Обучающийся научится:
1. научится выразительно читать произведение;
2.понимать содержание прочитанного;
3. владеть понятием «действующее лицо»;
4. научится в процессе выборочного чтения находить ответы на вопросы;
5. научиться инсценировать художественное произведение;
6. подбирать пословицу для доводов в споре.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные УУД:
1. ориентироваться в учебнике;
2. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы (под руководством учителя);
3. понимать информацию, представленную в виде текста, презентации.
Коммуникативные УУД:
1. вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
3. сотрудничать с товарищами при выполнении заданий;
4.участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Регулятивные УУД:
1. организовывать свое рабочее место;
2. в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.
Средства обучения: учебник «Литературное чтение» 3 класс Л. Климановой и др.
Раздаточный материал на каждой парте.
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Орг.момент | 1.Настрой на работу. (слайд 2) На сегодняшнем уроке будем Выразительно читать.
| Настраиваются на активную и продуктивную работу. Учатся оценивать свое внутреннее состояние, нацеливаются на положительные результаты в работе, на удержание учебной задачи | Личностные УУД |
2. Проверка домашнего задания | 2. Проверка домашнего задания Из рисунков учащихся организуется выставка. -Что было задано на дом? чтение басни учащимися (2 чел.); - Какие строчки басни стали крылатым выражением? ( Пословица из басни Крылова «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться») объясните, как вы их понимаете? -Какие человеческие качества высмеивает И.А.Крылов в басне «Зеркало и Обезьяна»? - В ком же легче найти недостатки: в себе или в других? (В других легче найти недостатки. Себе человек всегда кажется хорошим) - Какой порок И.А. Крылов высмеивает в этой басне? В) Сравните пословицы «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться» «Других не суди, на себя посмотри» -Можно ли сказать, что эти пословицы об одном и том же? | Регулятивные УУД Познавательные УУД | |
3.Актуализация знаний | Произведения, какого жанра мы читаем на уроках? Тест «Что такое басня?» - Проверим, знаете ли вы что такое басня? Поработаем в парах (3 пары), выполним тест. Выберите правильный ответ 1.Басня- это: А) лирическое стихотворение Б) короткая сказочная история В) краткий поучительный сатирический рассказ или стихотворение? 2. Герои басни-это: А) животные, люди, растения Б) богатыри В) дети 3. Басни писались с целью: А) прославить русский народ Б) помочь исправить недостатки поведения людей, посмеявшись над ними В) развлечь читателя, создать хорошее настроение? 4.Особенности басни: А) троекратные повторы Б) волшебство Г) мораль, сатира, аллегория, диалог 5. Мораль- это А) последнее предложение в тексте Б) поучительный вывод В) мнение героя (Самопроверка – слайд3) - Молодцы с заданием справились хорошо! | Высказывают свою точку зрения, повышая свою самооценку. Активно отвечают на трудные вопросы, убеждаются в необходимости изучения басен, развивая при этом память, внимание, мышление, речь. Отвечают на вопросы учителя, слушают и понимают речь окружающих, высказывают свою точку зрения, оформляя свои мысли в устной форме слушают и понимают речь окружающих, высказывают свою точку зрения. Дети выбирают правильные ответы, контролируют ответы одноклассников и свои. У детей возникают положительные эмоции, дети понимают, что выполнили задание правильно, растет самооценка, возникает интерес, слушают и понимают речь окружающих, высказывают свою точку зрения | Личностные УУД Предметные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД |
4.Постановка цели урока. Введение в тему. | Целеполагание Индивидуальная работа. Посмотрите, у каждого из вас на парте лежит листок с заданием. Удалите все буквы П и Е. ППЕЕПКППЕЕРППЕЫЕЕЛППОППВЕЕ Прочитайте слово. Крылов -Какие произведения И.А.Крылова вы знаете? Постановка проблемы - Сегодня мы продолжим брать уроки нравственности у великого баснописца. - Тему урока мы узнаем и запишем позже, после ответа на вопросы: 1.Кто ее автор? 2.Как называется басня? 3. Кто герои басни? 4. Что происходит с героями и почему? - Ребята, скажите, кто потерял этот предмет? (показывает кусочек сыра) -Из какой басни? -А о какой басне мы будем говорить на этом уроке, вы узнаете, разгадав загадки: Отгадайте загадки. Хочет с детства эта птица Эта рыжая плутовка, - Знаете ли вы басню И.А.Крылова, где в названии используются эти слова? (Ворона и Лисица) | Дети включаются в поисковую деятельность, размышляют над проблемой, выдвигают предположения, включаются в активный диалог в группе и вне группы, выслушивают мнения одноклассников, учителя, формируют свою точку зрения, контролируют себя и товарищей, планируют дальнейшую работу , помогают друг другу, учатся договариваться и принимать мнение других, осознают нехватку знаний. | Регулятивные УУД |
5.Работа над новым материалом | Знакомство с басней «Ворона и Лисица» 1. Сообщение темы урока.- Да, тема нашего урока – басня И.А.Крылова « Ворона и Лисица». (слайд 4) - Как думаете, чем будем заниматься на уроке? Чему должны научиться? -Мы разберем ее содержание и мораль, будем учиться выразительно читать. Смогли мы ответить на все вопросы? 4 Вопрос остался без ответа. (4. Что происходит с героями и почему?) На экране вы видите мораль басни: (слайд 5) « Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; Но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.» - Смогла ли мораль помочь нам? Почему? (скрыт нравственный урок, вывод) - Как нам действовать дальше? (читать басню) Первичное восприятие. Аудиозапись. Заполнение схемы- модели. 1. Слушаем басню в исполнении известного актера - Слушаем басню и готовимся ответить на вопрос, какие чувства и эмоции у вас возникли? 2. Проверка предположений - Вам понравилась басня? Какие чувства она у вас вызвала? - Что было непонятно? 3. Жужжащее чтение басни. - Откройте учебники на стр. 137, возьмите в руки простые карандаши, когда будете читать басню, подчеркивайте слова, значения которых Вам не понятны. 4 Словарная работа (индивидуальная работа) Чтобы басню легко было читать, Учитель на доску вывешивает то слово, которое произносит ребенок, а затем остальные слова, которые дети не назвали. (слайд 6, 7) Взгро-моз-дясь, взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжестью на что-то высокое. Пленил – заворожил. Гнусный – внушающий отвращение. Вещунья – приносящая вести, в басне прозвище вороны. Бог послал – случайно нашла. Лесть – лицемерное, уродливое восхваление. Льстить– хвалить из корыстного желания расположить к себе. Не впрок – не на пользу. Зоб- у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и переваривается пища. Плутовка–хитрая и ловкая обманщица Пленить – очень сильно понравиться. Ангельский (голосок) – отличающийся нежностью, красотой звучания Царь-птица – лучшая из всех птиц. | Дети включаются в активную мыслительную деятельность, решая поставленную учителем задачу, учатся слушать и слышать речь других, заполняют под руководством учителя схему –модель. Узнают много новых слов и выражений, вспоминают программный материал русского языка, совершенствуют умение читать про себя. Вступают в учебный диалог, слушают и понимают речь окружающих, высказывают свою точку зрения. Дети отвечают на проблемные вопросы, учатся доказывать свои предположения, делать выводы, повторяют программный материал по русскому языку. | Коммуникативные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД |
6.Физкульт-минутка | Физкультминутка- игра « Я такой» - Если я называю качества характера, которые вы не хотели бы иметь, вы должны присесть и закрыть лицо руками. А если называю качества, которые вы хотели бы иметь, то стоим на месте и хлопаем в ладоши. - Хитрый, жадный, отзывчивый, добрый, льстец, злой, завистливый, прилежный, храбрый, лицемерный, аккуратный, справедливый, эгоист, лживый, зазнайка , ленивый, неблагодарный. - Молодцы ! | Дети включаются в совместную деятельность, учатся отличать положительные качества характера от отрицательных, делают нравственный выбор, укрепляют не только психическое, но и физическое здоровье. | Личностные УУД Коммуникативные УУД |
7. Работа над новым материалом | Самостоятельное чтение басни. Во время чтения, попробуйте разделить ее на смысловые части. Начинайте читать басню со слов «Вороне». - На сколько частей можно разделить весь текст? Чтение первой части «Находка» - Кто прочитает 1 часть басни? -О ком говорится в 1 части? (О вороне - начало действия) - Как вы представляете себе ворону? ( Чёрная, страшная, неуклюжая, некрасивая, взъерошенная) -Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? (Нет) - А что говорится про ворону в басне? (она случайно нашла кусочек сыра, ей просто повезло). - Что хотела сделать ворона с сыром? - Почему ворона не съела сыр? (призадумалась) - О чём могла думать ворона? (где добыть ещё сыр, и почему именно ей достался этот сыр) С незапамятных времён сыр на Руси был редкостью и считался заморским лакомством Хоровое чтение первой части. Чтение второй части «Появление лисы» или «Льстец» Кто прочитает 2 часть басни? - С каких слов начинается вторая часть. (На ту беду Лиса близёхонько бежала…) - О ком говорится во второй части? ( О лисице, т. е. происходит разговор лисицы с вороной) - Как вы представляете лисицу? (Хитрой, обольстительной, подхалимкой, на время становится угодной) - Как автор называет лисицу? (плутовка) - Кто такая плутовка? (шалунья, проказница) -Что делает лисица? (хвалит ворону, льстит ей) - Почему же Лисица так хвалит Ворону. ( Хочет обмануть). Могла бы лиса обойтись без сыра? (да, ведь она бежала по своим делам и не знала, что встретит ворону) -Почему же она остановилась? (ее привлек запах сыра) - Как понимаете выражение « сырный дух»? (запах) - Что значит « сыр пленил»? (очаровал, заколдовал). Учуяв, а потом и увидев сыр, лисица, конечно же, захотела его заполучить. Как она добивалась своей цели? - Найдите и прочитайте слова льстивой лисицы, которые так сильно действовали на ворону? (Зачитать льстивую речь «Голубушка…») - В какой последовательности она восхваляла Ворону. (Сначала ШЕЙКУ, потом ГЛАЗКИ, далее ПЁРЫШКИ, НОСОК, и, наконец – то, ГОЛОСОК.) - Кто слышал Ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает, крик Вороны похож на сочетание звуков «кар-кар»). Запись крика вороны - А что говорила о голосе Вороны Лиса? (И, верно, ангельский быть должен голосок!) Хоровое чтение второй части ласково, хитро. Чтение третьей части «Простофиля» Кто прочитает 3 часть басни? - О ком говорится в 3 части басни? (говорится о вороне) - Как подействовали на Ворону слова Лисицы? - Какова же главная мысль басни? (Что того, кто любит лесть легко обмануть льстивыми словами) - Так кого же осуждает Крылов? (и того, кто льстит, и того, кто любит лесть) - Согласитесь ли вы с утверждением, что для достижения цели «любые средства хороши»? Почему? - Какой вывод можно сделать из этой истории? (льстит очень плохо, лесть вредна, она портит человека) - Что мы сейчас вывели? (мораль) - Как еще можно сказать? (поучение, т. е мораль она учит) Послушайте, как об этом говорит сам автор. Чтение морали басни. -Прочитайте мораль басни ещё раз. Как понимаете смысл первых трёх строк? А что означают слова: «И в сердце льстец всегда отыщет уголок». Кого больше он осуждает в своей басне Ворону или Лисицу? - Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (это обман) - Есть ли положительный герой в басне?- (Нет) - Почему нельзя подражать Лисице и Вороне? Льстец страшен, а кто принимает эту лесть - смешон. И тот и другой теряют чувство собственного достоинства, т.е. самоощущение и самоуважение. - Над кем смеется автор? Что высмеивает? ( над вороной - доверчивость). - А почему не смеется над лисой? ( Лесть не смешна, она противна, отвратительна) - Могут ли себя животные вести так на самом деле? -Итак, если вы встретите людей, которые льстят, говорят красивые слова ради своей выгоды, кого из персонажей они вам напомнят? Вывод: Крылов И.А. одинаково высмеивает и осуждает глупую, податливую на лесть Ворону и хитрую коварную Лису. - Смогли ли мы ответить на все вопросы? (да) | Дети отвечают на проблемные вопросы, учатся доказывать свои предположения, делать выводы, повторяют программный материал по русскому языку. | Познавательные УУД Коммуникативные УУД |
8. Творческая работа | Чтение басни по ролям Оцените выступление ребят. Работа в парах. Выбор пословицы. - Представьте, что вы встретили героев басни за день до события, какой совет вы им дадите? (задание на карточках) Дай совет герою басни, соедини стрелкой пословицу с героем басни « Верь своим очам, а не чужим речам» « Хитри, да хвост береги» ЛИСА «На чужой каравай, рот не разевай » ВОРОНА «Потерял - не сказывай, нашел - не показывай » Проверка самостоятельной работы (слайд 8) | Смотрят басню в исполнении одноклассников. Наблюдают за развитием сюжета на сцене. Оценивают актёрское мастерство ребят. Включаются в активный диалог в группе, выслушивают мнения одноклассников, учителя, формируют свою точку зрения, контролируют себя и товарищей, планируют дальнейшую работу , помогают друг другу, учатся договариваться и принимать мнение других, осознают нехватку знаний. | Коммуникативные УУ Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД |
9.Задание на дом | А) Задание для всех- подготовка к выразительному чтению басни Читать басню, по желанию – выучить наизусть. Б)Задание по выбору и желанию – дифференцированная творческая работа по выбору напиши : 1)письма от лица лисы или вороны к людям, где они объясняют причины своего поведения, переживания, передай их мысли и чувства. Начни так: Письмо от лисы: « Здравствуйте, люди добрые! Пишет вам Лиса Патрикеевна. Я знаю, что поступила с Вороной__________________ Это произошло потому, что___________ Письмо от вороны: « Здравствуйте , люди добрые! Пишет вам Ворона. Я знаю, что в этой истории я выглядела ________________ Это произошло потому, что________________ (слайд 9, 10) | Принимают задание учителя, оценивают свои возможности, а потом делают выбор творческого задания, готовятся понять чувства героев басни | Регулятивные УУД |
10. Итог урока | С какой басней познакомились? На все вопросы нам удалось ответить? Чему нас научили И.А.Крылов и его басня? - Чтобы не попасть в сети льстецов, надо сохранять чувство собственного достоинства, копировать только хорошее поведение людей, положительные черты характера. Поступать всегда по совести. - Какой порок человека высмеивает И.А. Крылов? - Что высмеивают, обличают басни Крылова? | Дети включаются в коллективную работу, анализируют свою деятельность, высказывают мнение, оценивают свою работу на уроке. | Коммуникативные УУД Познавательные УУД |
9.Рефлексия | Оценка деятельности учащихся. Ребята выбирают смайлики по оценочному листу. Смайлик « Улыбка» Смайлик «Серьезный» Смайлик «Грустный» | Всё получилось, я доволен своей работой. Не всё получилось, но могу работать лучше. Ещё есть затруднения |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Тест «Что такое басня?»
Выберите правильный ответ
1.Басня- это:
А) лирическое стихотворение
Б) короткая сказочная история
В) краткий поучительный сатирический рассказ или стихотворение?
2. Герои басни-это:
А) животные, люди, растения
Б) богатыри
В) дети
3. Басни писались с целью:
А) прославить русский народ
Б) помочь исправить недостатки поведения людей, посмеявшись над ними
В) развлечь читателя, создать хорошее настроение?
4.Особенности басни:
А) троекратные повторы
Б) волшебство
Г) мораль, сатира, аллегория, диалог
5. Мораль- это
А) последнее предложение в тексте
Б) поучительный вывод
В) мнение героя
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Удалите все буквы П и Е. Прочитайте слово. ППЕЕПКППЕЕРППЕЫЕЕЛППОППВЕЕ |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
- Дай совет герою басни, соедини стрелкой пословицу с героем басни «Верь своим очам, а не чужим речам» «Хитри, да хвост береги» ЛИСА «На чужой каравай, рот не разевай» ВОРОНА «Потерял - не сказывай, нашел - не показывай» |
ПРИЛОЖЕНие 4.
Письмо от вороны: « Здравствуйте , люди добрые! Пишет вам Ворона. Я знаю, что в этой истории я выглядела ________________ Это произошло потому, что________________ | Письмо от лисы: « Здравствуйте, люди добрые! Пишет вам Лиса Патрикеевна. Я знаю, что поступила с Вороной__________________ Это произошло потому, что___________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....
Конспект по литературному чтению Класс: 3 Тема урока: поэтическая басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица».УМК Система Занкова
Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: познакомить с поэтической басней.Задачи :Познакомить с поэтической басней, учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находит...
Предмет: Литературное чтение Класс:4 Тема: И.А. Бунин «Листопад».
Цель: познакомить с жизнью и творчеством И.А. Бунина; учить чувствовать поэтический мир; пополнять словарный запас; развивать речь, память, мышление, воображение....
Анонс открытого урока литературного чтения. Класс- 3. Тема урока В.П.Астафьев " Стрижонок СКРИП"
В анонсе отражены основные методические приемы урока....
Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема: Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк».
Паспорт урокаПредмет: Литературное чтениеКласс: 3Продолжительность урока: 45 минутТема: Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк». Цель: продолжить знакомить учащихся с рус...