Урок литературного чтения в 4 класс Л.Н.Толстой "Два брата"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Наталья Викторовна Логинова

Конспект урока литературного чтения в 4 лассе по сказке Л.Н. Толстого "Два брата"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx30.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение гимназия № 6 имени дважды

Героя Советского Союза Д.А.Драгунского

Урок литературного чтения

Л. Н. Толстой

«Два брата».

        

Тема: Л.Н. Толстой «Два брата».

Цели: знакомство с новым произведением Л.Н. Толстого;

развитие умения различать типы текстов.

Задачи:

  • обучающие:
  • учить детей обобщать полученные знания по творчеству Л. Н. Толстого;
  • учить полно отвечать на вопросы, умение адекватно понимать и оценивать прочитанное, выразительность в речи, элементы анализа литературного произведения.
  • воспитательные:
  • воспитывать любовь к чтению и своей Родине на примере творчества Л.Н. Толстого;
  • воспитывать вдумчивого писателя;
  • воспитывать в себе нравственные, моральные, этические качества.
  • развивающие:
  • развивать умения видеть в положительном герое недостатки и объяснять их;
  • развивать умения работать в группах, учить правильному общению и взаимодействию.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: магнитная доска, мультимедийный проектор, экран, листы с заданиями для работы в группах, книги Л. Н. Толстого.


Ход урока:

1. Организационный  момент.      (Слайд 1)

Вот новый день и новый час,

Урок литературы новый.

Но старый друг у нас в гостях –

Мудрейший человек и мастер слова.

- О каком писателе эти слова – вы поймёте, послушав информацию  о нём.

2. Актуализация знаний .

  • Его книги, уже более 100 лет читают люди во всём мире.
  • Его с удовольствием слушали как родные внуки, так и крестьянские дети.
  • Открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и решил написать учебную книжку для самых маленьких. Назвал он её «Азбука».
  • О каком писателе идёт речь? (Льве Николаевиче Толстом)

 (Портрет на доске)

 3. Знакомство с биографией писателя.

       (Работа в группах)

-Вам хочется узнать еще больше  об этом человеке?

-Вы это сможете сделать, поработав с текстом в парах. У каждой пары свой вопрос, на который вы должны ответить, прочитав текст.

В двухстах километрах к югу от Москвы, недалеко от Тулы есть небольшая дворянская усадьба, которая известна во всем мире. Это Ясная Поляна, где родился, жил и работал великий писатель Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910). Толстой родился 26 августа 1828 г. в старинной дворянской семье. Отец его, граф Николай Ильич Толстой, подполковник в отставке в 1922 г. женился на княжне Марии Николаевне Волконской. Воспитание, полученное Толстым в детстве, было типичным для богатых дворянских семей. Но в обстановке, в которой рос и воспитывался Лев Николаевич, была одна сторона, оказавшая огромное влияние на формирование будущего писателя. Это - близость ребенка к природе и простому народу. Много времени маленький Лева и его три брата проводили на природе – в лесу, в парке.  С детства наблюдательный мальчик незаметно набирался впечатлений от деревенской жизни, узнавал жизнь крестьян, их обычаи, взгляды, песни, язык. В 1837 г. семья Толстых переезжает в Москву. В этом же году умирает отец граф Николай Ильич Толстой (мать Льва Николаевича умерла, когда ему было всего полтора года). Заботу о детях берут на себя сестры отца, в частности Юшкова, жена губернатора Казани. Тринадцатилетний Лева переезжает в Казань. В Казани он учится в университете. После университета Толстой поступает на военную службу. Он участвует в военных действиях на Кавказе, в Крыму. В 1856 г. Лев Николаевич выходит в отставку. В этом же году издаются его повести «Детство», «Отрочество», «Юность», в которых писатель отразил впечатления детства. Лев Николаевич много путешествовал за границей. Был во Франции, Швейцарии, Германии, Италии. В 1857 г. он возвращается в свое имение Ясная Поляна, где в 1859 г. открывает первую школу для крестьянских детей. Он сам работает там учителем. Начав учить детей, Лев Николаевич столкнулся с тем, что нет книг для детского чтения. Он поставил перед собой задачу создать эти книги. Для обучения крестьянских детей он написал рассказы, басни, сказки, научно- популярные статьи и поместил их одну большую книгу «Азбуку». Она включала в себя собственно азбуку, арифметику (математику), произведения для чтения. Большую часть жизни Лев Николаевич прожил в своем имении Ясной Поляне. Там он вел простую жизнь: возил на санках воду, колол дрова, косил траву. До старости он сохранил замечательную физическую форму. Достаточно указать, что в 75 лет он ездил на велосипеде, а в 80 ездил верхом на лошади. 28 октября 1910 г. Толстой вместе с другом врачом Маковецким поехал путешествовать. Но здоровье 82-летнего писателя не выдержало поездки. В пути он простудился, заболел воспалением легких и 7 ноября 1910 г. Лев Николаевич умер на железнодорожной станции Астапово (теперь станция названа «Лев Толстой»). Похоронили Толстого, по его желанию в Ясной Поляне. Там в глуши парка, приблизительно в одном километре от усадьбы на краю оврага, есть одинокая скромная могила, где похоронен великий русский писатель. В Москве Л.Н. Толстому поставили памятник. В этом году исполнится  194 года со дня рождения Льва Николаевича.

1 пара: -  Где и когда родился Л. Н. Толстой?

2 пара: -  Кто были его родители?  

3 пара: -  Как называется усадьба Толстого и где она расположена?

         4 пара: - Что оказало огромное влияние на формирование будущего писателя?  

          5 пара: - Где воевал Толстой?  

6 пара: - Какие произведения издаются автором после выхода в отставку?

 7 пара: - В каких странах побывал  писатель?

8 пара: - В каком году открыл первую школу для крестьянских детей и кем там работал?    

9 пара: - С какой  проблемой столкнулся Толстой в школе и как вышел из этой ситуации?  

10 пара: - Какую жизнь вел писатель в имении?

11 пара: -  В какой физической форме был Толстой?

12 пара: - Когда и по какой причине  умер писатель?

13 пара: - Где был похоронен?

(Читаем внимательно текст и ищем в нем ответ на свой вопрос)

Дети читают вопрос, а ответ приклеивают на информационный лист на доске.

4. Проверка домашнего задания.

-  Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством этого великого писателя. А с каким произведением мы познакомимся , вы определите сами, правильно выполнив задания теста по рассказу Льва Николаевича Толстого «Акула», который вы читали дома. Название произведения вы узнаете, написав буквы правильных ответов вместе. (работа в парах)

Тест.

1. У берегов какого материка стоял корабль?

    Г.  Австралия.

    Д.  Африка.

2. Горячий воздух дул с пустыни :

    В. Сахара.

    Б.  Гобби.

3.Как мальчики оказались в открытом море?

   О. Они упали в воду с корабля.

   А. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания.

4.. Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?

     Б.  Он стоял и любовался своим сынишкой. Когда  сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»

    С.  Он был недоволен забавами своего сына и его товарища в открытом море. И кричал им, чтобы они вернулись на корабль.

5. Когда отца охватил страх?

     Ф.  Когда один из мальчиков стал тонуть.

      Р.  Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам.

6. Почему, когда все пытались спасти мальчиков, артиллерист стоял, не предпринимая ничего?

        А. Его сковал страх за детей, за сына.

        З. Ему было все равно, что происходило в море.

7. Что заставило отца начать действовать, спасать мальчиков?

        Т. Визг одного из мальчиков.

        П. Крики матросов.

8. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков?

        И. Он бросился к  лодке и поплыл к ним.

        А. Он подбежал к пушке. Развернул ее, прицелился и выстрелил.

5. Формулирование темы урока.

(«Два брата»)

 -Именно над этим произведением мы будем работать на уроке.

- Лев Николаевич очень любил слушать классическую музыку. Он переписывался с известным русским композитором, жившим в Подмосковье, в городе Клин, который находится рядом с Солнечногорском. Вы догадались, о ком идёт речь. (П. И. Чайковском)

- Закройте глаза, послушайте отрывок из его произведения и вспомните, в каком мультфильме звучит эта музыка.  (Слайд 1) Звучит фрагмент из музыкального произведения  П. Чайковского  

- Эта музыка подскажет вам литературный жанр произведения, с которым мы сегодня познакомимся. (сказка)

- Да, литературный жанр этого произведения – сказка. 

(Слайд 2)

«Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив».

                            Л. Сенека (великий римский философ, драматург, оратор)

- Глядя на эти строки, предположите, о чём эта сказка? (о счастье)

 - Сейчас мы прочитаем одно из произведений  писателя, в котором он говорит о счастье. А что такое счастье для человека? Каким его  видит  Лев Толстой, как его понимаете вы, современные читатели? На эти вопросы мы ответим сегодня на уроке.          

 

6. Работа с текстом до чтения.

- Откройте учебники на стр.8 по заглавию и иллюстрации в учебнике определите , о чем будет говориться в сказке?

- Кто из братьев старше? Кто младше? О чем могут беседовать между собой братья?

- Какая это сказка?  Народная или литературная?

7. Работа с текстом во время чтения.

Чтение сказки  вслух с остановками ( во время чтения проводится словарная работа)

Два брата пошли вместе путешествовать. В полдень они легли отдохнуть в лесу. Когда они проснулись, то увидали — подле них лежит камень и на камне что-то написано.

1 остановка

- Как вы думаете, что могло быть написано на этом камне?

Они стали разбирать и прочли:

«Кто найдёт этот камень, тот пускай идёт прямо в лес на восход солнца. В лесу придёт река: пускай плывёт через эту реку на другую сторону. Увидишь медведицу с медвежатами: отними медвежат у медведицы и беги без оглядки прямо в гору. На горе увидишь дом, и в доме том найдёшь счастие».

2 остановка

- Выскажите ваши предположения о том, как могли поступить братья?

- Что бы вы сделали на их месте?

Братья прочли, что было написано, и меньшой сказал:

—        Давай пойдём вместе. Может быть, мы переплывём эту реку, донесём медвежат до дому и вместе найдём счастие.

3 остановка

- Что предлжил младший брат?

- Какой ответ мог дать ему старший?

Тогда старший сказал:

        —        Я не пойду в лес за медвежатами и тебе не сове тую. Первое дело: никто не знает — правда ли написана на этом камне; может быть,  всё это написано на смех. Да,  может быть,  мы  и  не так разобрали.  Второе:  если и правда написана, — пойдём мы в лес, придёт ночь, мы не попадём на реку и заблудимся. Да если и найдём ре ку,  как  мы  переплывём  её?  Может  быть,  она  быстра и широка? Третье: если и переплывём реку, — разве лёг кое дело отнять у медведицы медвежат: она нас задерёт, и мы вместо счастия пропадём ни за что. Четвёртое дело: если нам и удастся унести медвежат, — мы не добежим без отдыха в гору. Главное же дело, не сказано: ка кое счастие мы найдём в этом доме? Может быть, нас там ждёт такое счастие, какого нам вовсе не нужно.

4 остановка

- Согласился ли старший брат с младшим?

- Почему он не захотел следовать инструкциям на камне?

- Согласны ли вы с доводами старшего брата?

- Согласится ли с ними младший?

А меньшой сказал:

—        По-моему, не так. Напрасно этого писать на камне не стали бы. И всё написано ясно. Первое дело: нам беды не будет, если и попытаемся. Второе дело: если мы не пойдём, кто-нибудь другой прочтёт надпись на камне и найдёт счастие, а мы останемся ни при чём. Третье дело: не потрудиться да не поработать, ничто в свете не радует. Четвёртое: не хочу я, чтоб подумали, что я чего-нибудь да побоялся.

5 остановка

- Согласился ли младший с рассуждениями старшего?

- Почему?

- Как он рассуждал?

- Согласны ли вы с младшим братом?

- Сумеет ли младший брат убедить в своей правоте старшего?

Тогда старший сказал:

—        И пословица говорит: искать большого счастия — малое потерять; да ещё: не сули журавля в небе, а дай синицу в руки.

А меньшой сказал:

—        А я слыхал — волков бояться, в лес не ходить; да ещё: под лежачий камень вода не потечёт. По мне, надо идти.

6 остановка

- Пришли ли братья к единому мнению?

- Объясните смысл пословиц.

- Будут ли они действовать сообща?

- Чем может закончиться спор братьев?

- С кем бы вы пошли?

- Почему?

- Что произойдёт дальше?

Меньшой брат пошёл, а старший остался.

Как только меньшой брат вошёл в лес, он напал на реку, переплыл её и тут же на берегу увидал медведи цу. Она спала. Он ухватил медвежат и побежал без оглядки на гору. Только что добежал доверху, выходит ему навстречу народ, подвезли ему карету, повезли в го род и сделали царём.

Он царствовал пять лет. На шестой год пришёл на него войной другой царь, сильнее его; завоевал город и прогнал его.

7 остановка

- Сбылось ли предсказание на камне?

- Стал ли младший брат счастливым?

- В чём было его счастье?

- Чем закончилось царствование младшего брата?

- Как могла сложиться его дальнейшая судьба?

- Был бы он счастливее, если бы послушался старшего?

- А что произошло со старшим братом?

Тогда меньшой брат пошёл опять странствовать и пришёл к старшему брату.

Старший брат жил в деревне ни богато ни бедно. Братья обрадовались друг другу и стали рассказывать про свою жизнь.

Старший брат и говорит:

—        Вот и вышла моя правда: я всё время жил тихо и хорошо,  а ты хошь и  был царём,  зато  много  горя видел.

А меньшой сказал:

—        Я не тужу, что пошёл тогда в лес на гору; хоть мне и плохо теперь, зато есть чем помянуть мою жизнь, а тебе и помянуть-то нечем.

8 остановка

- Как сложилась жизнь старшего брата?

- Доволен ли он ею?

- Как встретились братья?

- Изменилось ли их мнение о верности предсказания?

- Пожалел ли старший о том, что не пошёл с младшим?

- Чья жизнь, по вашему мнению, сложилась счастливо?

8. Работа с текстом после чтения.

- Я хочу проверить, насколько вы внимательно читали и слушали сказку.

1) Выборочное чтение.

1группа: – Что было написано на камне? Прочитайте отрывок.

                 – Проследите, как реагирует старший брат на надпись?

2 группа:– Как объясняет свой выбор старший брат?

                – Как поступает старший брат?

3 группа: – Можно ли согласиться с поступком старшего брата? (Да, можно согласиться. Потому, что действительно может случиться так, как он говорит).

            – Проследите, как реагирует младший брат на надпись.

4 группа: – Как объясняет свой выбор младший брат?

                 – Как поступает младший брат?

5 группа: – Можно ли согласиться с поступком младшего брата? (Да. Можно. Он другой и мыслит по-другому).

                 – А если был бы третий брат, могли бы родиться другие доводы? (Да. Могли бы. Он тоже другой человек).

6 группа:– Рассудила ли братьев жизнь? (Нет.  Каждый остался при своем мнении).

2) Составление характеристики братьев.                     

Линии сравнения

Старший брат

Младший брат

Высказывания о надписи на камне

Пословицы, описывающие жизненную позицию

Как сложилась жизнь

Черты характера

На слайде слова, помогающие дать характеристику (слайд 3)

смелый        спокойный

нерешительный        разумный

эгоист        сомневающийся

пессимист            рассудительный

серьезный        жизнерадостный

решительный                                                         оптимист

Вам встретились следующие слова эгоист, оптимист, пессимист (на доске)

Кто знает значение этих слов? А где мы  можно прочитать значение слова, если сомневаемся или не знаем его значение? ( В толковом словаре, в интернете). Давайте это сделаем. Один ученик находит значение слова в толковом словаре Ожегова, другой в интернете на телефоне.

-Вернемся к высказыванию Сенеки «Человек, который думает только о себе не может быть счастлив».

-Как называют человека, который думает только о себе? (Эгоист)

- Перефразируйте высказывание Сенеки, используя это определение.

- Какая  характеристика подходит к каждому из братьев?

- Назовите положительные  и отрицательные качества братьев.

- Посмотрите, у обоих братьев как и у каждого в жизни, есть положительные и отрицательные качества.

- Пришли ли братья к единому мнению, что такое счастье? (Нет)

Каждый видит счастье по-своему.

В старину на Руси счастье представляли в виде птицы. В каждом доме висели под потолком деревянные Птицы счастья.  Люди верили, что эти птицы берегли от напастей и охраняли покой семьи ( слайд 4)

9. Рефлексия.

-Интересно, а в чем для вас заключается счастье. Напишите на листочках.

- Может, кто-то хочет прочитать, что вы написали?

- Для меня, например, счастье –это когда родные и близкие живы и здоровы

Сложите эти листочки гармошкой и давайте сделаем своих птиц. (На столах лежат вырезанные заготовки птиц, дети выбирают по цвету свою птицу и делают из листочков крылья).

10. Подведение итогов.

- Давайте подведем итог нашего разговора. Какими качествами должны обладать люди, чтобы достичь успеха в жизни, быть счастливыми?

 (На доске)  Выберите, эти качества (порядочность, верность, любовь к ближнему,  уважение, доброта, отзывчивость, целеустремленность, злоба,  жадность, зависть, трусость, ненависть, предательство).

10. Домашнее задание ( по выбору).

1. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.

2. Найти в тексте пословицы, объяснив их смысл на примере братьев.

3. Самим найти пословицы о счастье и объяснить их значение.

На уроке  

мы познакомились с произведением Л .Н. Толстого. Всю свою жизнь Лев Николаевич искал ответ на этот непростой вопрос: «Что такое счастье?». Писатель был убежден, что человек приходит в этот мир для счастья, но приходят к нему все по-своему, он учил людей понимать жизнь и бороться за свое счастье.

- Ребята, я очень хочу, чтобы вы были счастливыми.

Мы на Земле – частички мира,

Возможно, им неведом счет,

Но каждый в чем-то счастье видит –

         Со счастьем встречи каждый ждет!  (Роман Маневич)

- Закончить наш урок я хочу песней с пожеланием всем счастья   ( группа «Самоцветы»  Мы желаем счастья вам)

- Будьте счастливы!        (Слайд 5 )

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 3 класс «Начальная школа ХХI века» Л. Н. Толстой «Два брата» сказка. «Белка и волк» басня.

Урок литературного чтения 3 класс «Начальная школа ХХI века»Тема: Л. Н. Толстой «Два брата» сказка. «Белка и волк» басня....

технологическая карта урока литературное чтение 2 класс по теме "О братьях наших меньших"

Разработка урока литературного чтения по разделу "О братьях наших меньших" содержит поэтапный ход урока обобщения и рефлексии....

Учебно-методический комплект урока литературного чтения 4 класс «Живой мир и мир вечного покоя». Е. Шварц «Два брата» Школа России

Конспект урока литературного чтения «Живой мир и мир вечного покоя». Е. Шварц «Два брата» вместе с презентацией....

Конспект урока литературного чтения 2 класс «ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» И БРАТЬЕВ ГРИММ «СКАЗКА О РЫБАКЕ И ЕГО ЖЕНЕ».

Урок представлен в виде технологической карты с 11 приложениями: кроссвордами,инструкциями от Кота Ученого, тестом, критериями оценивания и заданиями для работы с интерактивной доской....

Урок литературного чтения. 4 класс. Л.Толстой. Два брата

Школа 2100. Литературное чтение. 4 класс...

Урок литературного чтения, 1 класс. Книги о детях. Э. Шим «Брат и младшая сестра».

Цели: познакомить с произведением Э. Шима, с его жизнью и творчеством; учить давать характеристику героев произведения; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания; Развивать вообр...