Технологическая карта урока по литературному чтению «Стихи о Родине других поэтов» (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Закирова Эльвира Рахимовна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

 

Дата: 20.04.2022

Школа: №74

Класс: 4 «М»

Урок: 2

Время: 8.50-9.30   Кабинет: 216

Студент: Закирова ЭльвираРахимовна

Группа: 45

Учитель: Новикова Анна Александровна

 

 

Тема урока «Стихи о Родине других поэтов»

 

Тип урока: «открытие» нового знания

 

Цель урока: формирование читательской компетенции: умения осознанно, грамотно, выразительно читать стихотворения разных поэтов.

Задачи урока

 

Дидактические:

  1. формироватьу учащихся начальное представление о патриотической лирике;
  2. расширить представления детей о Родине, как стране и как месте их рождения и жизни;
  3. выполнять гигиенические правила чтения;
  4. осуществлять анализ прочитанных стихотворений.

Развивающие:

  1. развивать у учащихся нравственные качества: чувства любви к Родине, гордости за Родину посредством осознания принадлежности к русскому народу и истории России;
  2. развивать у учащихся навык осознанного беглого чтения посредством работы над литературным произведением;

3)развивать у учащихся связную монологическую речь путём вовлечения их в диалог, обсуждение;

4) развивать у учащихся навык умения общаться в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение друг к другу в процессе парной работы;
  2. воспитывать аккуратность;
  3. воспитывать бережное отношение к учебнику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 20.04.2022

Школа: №74

Класс: 4 «М»

Урок: 2

Время: 8.50-9.30   Кабинет: 216

Студент: Закирова ЭльвираРахимовна

Группа: 45

Учитель: Новикова Анна Александровна

Тема урока «Стихи о Родине других поэтов»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетенции: умения осознанно, грамотно, выразительно читать стихотворения разных поэтов.

Задачи урока

Дидактические:

  1. формироватьу учащихся начальное представление о патриотической лирике;
  2. расширить представления детей о Родине, как стране и как месте их рождения и жизни;
  3. выполнять гигиенические правила чтения;
  4. осуществлять анализ прочитанных стихотворений.

Развивающие:

  1. развивать у учащихся нравственные качества: чувства любви к Родине, гордости за Родину посредством осознания принадлежности к русскому народу и истории России;
  2. развивать у учащихся навык осознанного беглого чтения посредством работы над литературным произведением;

3)развивать у учащихся связную монологическую речь путём вовлечения их в диалог, обсуждение;

4) развивать у учащихся навык умения общаться в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение друг к другу в процессе парной работы;
  2. воспитывать аккуратность;
  3. воспитывать бережное отношение к учебнику.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Формы: фронтальная

Словесный метод: создание эмоционального настроя

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

-Доброе утро, ребята. С каким настроением вы сегодня пришли в школу? Покажите выражением своего лица. Улыбнитесь друг другу.

-Мне сегодня радостно от встречи с вами. А ещё я радуюсь от того, что сейчас нам предстоит встреча с удивительным миром – миром литературы.

Показывают готовность к уроку.

Метапредметные:

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Личностные:  освоение личностного смысла учения, желания учиться.

 Актуализация знаний и мотивация

(6 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: постановка вопросов      

Практический метод: выполнение упражнений

-Речевая разминка.

Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки.

на – на – на – воворе растет сосна;

но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

ан – ан – ан – собери свой чемодан;

ин – ин – ин – вы ходили в магазин?

-Молодцы!

-А теперь самостоятельно в  паре проговорите друг другу. На слайде текст.

-Молодцы!

Выполняют задания:

-выполняют задание

Метапредметные:

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

П:звуковой анализ, моделирование

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Постановка учебной задачи
(7 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: постановка вопросов

Практический: выполнение письменного упражнения

Подводит учащихся к постановке целей и темы урока, при помощи наводящих вопросов:

-Матвей Е.

Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок … и я.

- Какие чувства у вас возникли, прослушав это стихотворение?

Целеполагание

-О чем говорится в этом стихотворении?

- Ребята, а как вы понимаете, что такое Родина?

- Подберите синонимы к слову Родина.

- Почему так называют Родину?

-Кто помогает нам почувствовать все эти эмоции, чувства на уроках литературного чтения?

-Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока?

- С творчеством каких поэтов, которые посвятили свои стихотворения Родине  мы уже с вами знакомы?

Выполняют задание:

-Россия, Отечество, Отчизна

-поэты и писатели

-ответы детей

Предметные: Уметь: излагать свои мысли.

Знать: синонимы слова «Родина»

Метапредметные:

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции

Личностные:широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Включение в систему знаний
(7 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Формы: индивидуальная, фронтальная

Словесный метод: постановка вопросов

Практический: выполнение письменных и устных упражнений

Речевая разминка (текст на экране)

Что такое Родина наша?

Солнце, лес, дыхание пашен.

Сад в цвету, где не мокнут пчёлы,

И твой дом, и огни твоей школы.

Наша Родина – труд и праздник.

Сто дорог для тебя самых разных,

И любовь твоя к папе и маме,

И ты сам – не один, а с друзьями.                   В. Крючков

прочитайте отрывок из стихотворения жужжащим чтением вслух;

прочитайте с вопросительной интонацией;

прочитайте с интонацией восхищения.

-Ребята, мы с вами изучили стихотворения о Родине, сегодня вспомнили и послушали некоторые из них. Мы знаем, что поэтов, которые писали стихи о Родине, о родном крае, о природе много.

-Для каждого из нас Родина имеет свое значение.

-Я предлагаю вашему вниманию отрывок из стихотворения Н. Рубцова, который прочитает нам Морозова Мария, а вы внимательно слушаете и следите.

-Подумайте, с чего начинается родина для Н. Рубцова?

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловь

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил…

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

- Подчеркните те слова, которые содержат ответ на вопрос: «С чего начинается родина для Рубцова?»  

-«Тихая моя родина

Я ничего не забыл».

-Поэт помнит каждый уголок, всё, что радовало и вдохновляло.-«Тихая моя родина

Я ничего не забыл».

- С любовью.

Предметные: уметь грамотно выражать свои мысли

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Первичное закрепление
(7 мин)

Первичное закрепление изученного материала

Формы: индивидуальная, групповая                 Взаимопроверка

Практический метод: письменное упражнение, работа с текстом

Организует выполнение упражнения:

- А сейчас мы окажемся в краю поэта Сергея Есенина и узнаем, с чего начинается  его родина.

Я люблю родину,

Я очень люблю Родину!

Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь,

Приятны мне свиней испачканные морды

И в тишине ночной звенящий голос жаб

Я нежно болен воспоминаньем детства,

Апрельских вечеров мне снится хмарь и сырь.

Как будто бы на корточки погреться.

Присел наш клён перед костром зари.

-Подчеркните те слова, которые содержат ответ на вопрос: «С чего начинается Родина для Сергея Есенина?»

-Прочитайте.

-Прочитайте третью строчку.

-Каким временем года пахнет?

Какая это осень: ранняя, «золотая»,  поздняя?

Подтвердите словами из произведения.

представьте эту картину, поделитесь, что вы чувствуете?

Прочитайте первую строчку.

«Я люблю родину».  Какую?

Разве можно влюбиться в ивовую ржавь?

- Прочитайте.

-Как автор говорит о своей Родине?

-В каких строчках поэт признаётся в любви своей родине?

-В чём проявляется любовь автора к родине?

-Прочитайте ещё раз это произведение.

-Что вспоминает каждый человек, читая о «тихой родине» поэта?      

-С каким чувством поэт говорит о своей родине?

Читаем  дальше.Читает ученик.

-«Приятны мне свиней испачканные морды»

Какое настроение у вас вызывает эта картина?

«Я люблю Родину»- весёлую.

Как автор говорит о своей Родине, с каким чувством?

ФИзминутка

Выполняют упражнение.

-Осенью

-На душе грустно, тоскливо

-Грустную

-Весёлое

-С любовью.

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(6 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Форма: парная     Словесный метод: объяснение задания       Практический метод: письменное упражнение

Организует выполнение самостоятельной работы:

Задание: “Восстанови пословицу”

Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.

Человек без Родины – что соловей без песни.

-Первые три человека на проверку тетради могут принести.

-Сравните ответы с экраном и оцените свою работу.

Выполняют самостоятельнуюработу.

Метапредметные:

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, достижение договоренностей и согласование общего решения

Личностные:учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Включение в систему знаний, повторение

 (8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Практический: работа со словами.

Словесный метод: объяснение задания

Формы:фронтальная

Организует выполнение упражнений на закрепление.

-Для того, чтобы в нашей памяти остались стихи поэтов о  Родине, о любви к Родине, я предлагаю вам поработать в парах.

-Вам необходимо на листочках, которые лежат у вас на столе составить кластер.

- Какое название мы поместим в середину?

- Что у вас получилось?

Создание кластера на доске.

-Родина – ивы, река, соловьи, крест, обоз, купол церковный, сеновал, болото, деревянная  школа с забором, зеленый простор, изба, туча, гром, сердце.

П. Воронько

«Лучше нет родного края»

Жура-жура-журавель!

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

– Где же лучшая земля? –

Отвечал он, пролетая:

– Лучше нет родного края!

В чём проявляется любовь автора к родине?

-Прочитайте ещё раз это произведение.

Выполняют задания:

Предметные: знать пословицы

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, анализ, обобщение

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Форма: фронтальная

Словесный метод: постановка вопросов

Осуществляет оценивание работы на уроке и самооценку:

-Ребята, урок подходит к концу, а значит пришло время подвести итоги.

-Какая тема урока была?

-Кто напомнит, какую цель мы поставили в начале урока?

-Молодцы, верно. Кто доволен своей работой, поднимите зеленый карандаш, кто не очень доволен желтый карандаш и кто вообще не доволен своей работой на уроке- красный карандаш.

-Спасибо за работу. Урок окончен

Отвечают на вопросы:

-Стихотворения русских поэтов о Родине

Метапредметные:

Р: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, планирование учебного сотрудничества

Личностные:способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению "Агния Львовна Барто "Верёвочка"" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе изучения стихотворения А. Л. Барто «Веревочка"Задачи урока:Дидактические:1. Продо...

Технологическая карта урока по литературному чтению "К. Булычев "Путешествие Алисы"" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции: знакомство обучающихся с фантастическим произведением К. Булычева «Путешествие Алисы».Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающих...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Г.Х. Андерсен "Русалочка"" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: развитие читательской компетенции у обучающихся в процессе работы над произведением Г.Х.Андерсона "Русалочка".Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с биографией и...