Технологическая карта урока по литературному чтению «Стихи о Родине других поэтов» (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 20.04.2022 Школа: №74 Класс: 4 «М» Урок: 2 Время: 8.50-9.30 Кабинет: 216 | Студент: Закирова ЭльвираРахимовна Группа: 45 Учитель: Новикова Анна Александровна
|
Тема урока «Стихи о Родине других поэтов»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование читательской компетенции: умения осознанно, грамотно, выразительно читать стихотворения разных поэтов.
Задачи урока
Дидактические:
- формироватьу учащихся начальное представление о патриотической лирике;
- расширить представления детей о Родине, как стране и как месте их рождения и жизни;
- выполнять гигиенические правила чтения;
- осуществлять анализ прочитанных стихотворений.
Развивающие:
- развивать у учащихся нравственные качества: чувства любви к Родине, гордости за Родину посредством осознания принадлежности к русскому народу и истории России;
- развивать у учащихся навык осознанного беглого чтения посредством работы над литературным произведением;
3)развивать у учащихся связную монологическую речь путём вовлечения их в диалог, обсуждение;
4) развивать у учащихся навык умения общаться в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные:
- воспитывать уважение друг к другу в процессе парной работы;
- воспитывать аккуратность;
- воспитывать бережное отношение к учебнику.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 20.04.2022 Школа: №74 Класс: 4 «М» Урок: 2 Время: 8.50-9.30 Кабинет: 216 | Студент: Закирова ЭльвираРахимовна Группа: 45 Учитель: Новикова Анна Александровна |
Тема урока «Стихи о Родине других поэтов»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование читательской компетенции: умения осознанно, грамотно, выразительно читать стихотворения разных поэтов.
Задачи урока
Дидактические:
- формироватьу учащихся начальное представление о патриотической лирике;
- расширить представления детей о Родине, как стране и как месте их рождения и жизни;
- выполнять гигиенические правила чтения;
- осуществлять анализ прочитанных стихотворений.
Развивающие:
- развивать у учащихся нравственные качества: чувства любви к Родине, гордости за Родину посредством осознания принадлежности к русскому народу и истории России;
- развивать у учащихся навык осознанного беглого чтения посредством работы над литературным произведением;
3)развивать у учащихся связную монологическую речь путём вовлечения их в диалог, обсуждение;
4) развивать у учащихся навык умения общаться в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные:
- воспитывать уважение друг к другу в процессе парной работы;
- воспитывать аккуратность;
- воспитывать бережное отношение к учебнику.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Формы: фронтальная Словесный метод: создание эмоционального настроя | Проверяет готовность обучающихся к уроку. -Доброе утро, ребята. С каким настроением вы сегодня пришли в школу? Покажите выражением своего лица. Улыбнитесь друг другу. -Мне сегодня радостно от встречи с вами. А ещё я радуюсь от того, что сейчас нам предстоит встреча с удивительным миром – миром литературы. | Показывают готовность к уроку. | Метапредметные: К: планируют учебное сотрудничество Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. | |
Актуализация знаний и мотивация (6 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: постановка вопросов Практический метод: выполнение упражнений | -Речевая разминка. Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки. на – на – на – воворе растет сосна; но – но – но – завтра мы пойдем в кино; ан – ан – ан – собери свой чемодан; ин – ин – ин – вы ходили в магазин? -Молодцы! -А теперь самостоятельно в паре проговорите друг другу. На слайде текст. -Молодцы! | Выполняют задания: -выполняют задание | Метапредметные: К: планируют учебное сотрудничество П:звуковой анализ, моделирование Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; | |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: постановка вопросов Практический: выполнение письменного упражнения | Подводит учащихся к постановке целей и темы урока, при помощи наводящих вопросов: -Матвей Е. Родина слово большое, большое! Пусть не бывает на свете чудес, Если сказать это слово с душою, Глубже морей оно, выше небес! В нем умещается ровно полмира: Мама и папа, соседи, друзья. Город родимый, родная квартира, Бабушка, школа, котенок … и я. - Какие чувства у вас возникли, прослушав это стихотворение? Целеполагание -О чем говорится в этом стихотворении? - Ребята, а как вы понимаете, что такое Родина? - Подберите синонимы к слову Родина. - Почему так называют Родину? -Кто помогает нам почувствовать все эти эмоции, чувства на уроках литературного чтения? -Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока? - С творчеством каких поэтов, которые посвятили свои стихотворения Родине мы уже с вами знакомы? | Выполняют задание: -Россия, Отечество, Отчизна -поэты и писатели -ответы детей | Предметные: Уметь: излагать свои мысли. Знать: синонимы слова «Родина» Метапредметные: Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции Личностные:широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | |
Включение в систему знаний | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Формы: индивидуальная, фронтальная Словесный метод: постановка вопросов Практический: выполнение письменных и устных упражнений | Речевая разминка (текст на экране) Что такое Родина наша? Солнце, лес, дыхание пашен. Сад в цвету, где не мокнут пчёлы, И твой дом, и огни твоей школы. Наша Родина – труд и праздник. Сто дорог для тебя самых разных, И любовь твоя к папе и маме, И ты сам – не один, а с друзьями. В. Крючков прочитайте отрывок из стихотворения жужжащим чтением вслух; прочитайте с вопросительной интонацией; прочитайте с интонацией восхищения. -Ребята, мы с вами изучили стихотворения о Родине, сегодня вспомнили и послушали некоторые из них. Мы знаем, что поэтов, которые писали стихи о Родине, о родном крае, о природе много. -Для каждого из нас Родина имеет свое значение. -Я предлагаю вашему вниманию отрывок из стихотворения Н. Рубцова, который прочитает нам Морозова Мария, а вы внимательно слушаете и следите. -Подумайте, с чего начинается родина для Н. Рубцова? Тихая моя родина! Ивы, река, соловь Мать моя здесь похоронена В детские годы мои. Тина теперь и болотина Там, где купаться любил… Тихая моя родина, Я ничего не забыл. - Подчеркните те слова, которые содержат ответ на вопрос: «С чего начинается родина для Рубцова?» | -«Тихая моя родина Я ничего не забыл». -Поэт помнит каждый уголок, всё, что радовало и вдохновляло.-«Тихая моя родина Я ничего не забыл». - С любовью. | Предметные: уметь грамотно выражать свои мысли Метапредметные: Р: контроль, коррекция, оценка К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения. | |
Первичное закрепление | Первичное закрепление изученного материала | Формы: индивидуальная, групповая Взаимопроверка Практический метод: письменное упражнение, работа с текстом | Организует выполнение упражнения: - А сейчас мы окажемся в краю поэта Сергея Есенина и узнаем, с чего начинается его родина. Я люблю родину, Я очень люблю Родину! Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь, Приятны мне свиней испачканные морды И в тишине ночной звенящий голос жаб Я нежно болен воспоминаньем детства, Апрельских вечеров мне снится хмарь и сырь. Как будто бы на корточки погреться. Присел наш клён перед костром зари. -Подчеркните те слова, которые содержат ответ на вопрос: «С чего начинается Родина для Сергея Есенина?» -Прочитайте. -Прочитайте третью строчку. -Каким временем года пахнет? Какая это осень: ранняя, «золотая», поздняя? Подтвердите словами из произведения. представьте эту картину, поделитесь, что вы чувствуете? Прочитайте первую строчку. «Я люблю родину». Какую? Разве можно влюбиться в ивовую ржавь? - Прочитайте. -Как автор говорит о своей Родине? -В каких строчках поэт признаётся в любви своей родине? -В чём проявляется любовь автора к родине? -Прочитайте ещё раз это произведение. -Что вспоминает каждый человек, читая о «тихой родине» поэта? -С каким чувством поэт говорит о своей родине? Читаем дальше.Читает ученик. -«Приятны мне свиней испачканные морды» Какое настроение у вас вызывает эта картина? «Я люблю Родину»- весёлую. Как автор говорит о своей Родине, с каким чувством? ФИзминутка | Выполняют упражнение. -Осенью -На душе грустно, тоскливо -Грустную -Весёлое -С любовью. | Метапредметные: Р: контроль, коррекция, оценка К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой (6 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Форма: парная Словесный метод: объяснение задания Практический метод: письменное упражнение | Организует выполнение самостоятельной работы: Задание: “Восстанови пословицу” Нет на свете ничего краше, чем Родина наша. Человек без Родины – что соловей без песни. -Первые три человека на проверку тетради могут принести. -Сравните ответы с экраном и оцените свою работу. | Выполняют самостоятельнуюработу. | Метапредметные: Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, достижение договоренностей и согласование общего решения Личностные:учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | |
Включение в систему знаний, повторение (8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | Практический: работа со словами. Словесный метод: объяснение задания Формы:фронтальная | Организует выполнение упражнений на закрепление. -Для того, чтобы в нашей памяти остались стихи поэтов о Родине, о любви к Родине, я предлагаю вам поработать в парах. -Вам необходимо на листочках, которые лежат у вас на столе составить кластер. - Какое название мы поместим в середину? - Что у вас получилось? Создание кластера на доске. -Родина – ивы, река, соловьи, крест, обоз, купол церковный, сеновал, болото, деревянная школа с забором, зеленый простор, изба, туча, гром, сердце. П. Воронько «Лучше нет родного края» Жура-жура-журавель! Облетал он сто земель. Облетал, обходил, Крылья, ноги натрудил. Мы спросили журавля: – Где же лучшая земля? – Отвечал он, пролетая: – Лучше нет родного края! В чём проявляется любовь автора к родине? -Прочитайте ещё раз это произведение. | Выполняют задания: | Предметные: знать пословицы Метапредметные: Р: контроль, коррекция, оценка П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, анализ, обобщение К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Форма: фронтальная Словесный метод: постановка вопросов | Осуществляет оценивание работы на уроке и самооценку: -Ребята, урок подходит к концу, а значит пришло время подвести итоги. -Какая тема урока была? -Кто напомнит, какую цель мы поставили в начале урока? -Молодцы, верно. Кто доволен своей работой, поднимите зеленый карандаш, кто не очень доволен желтый карандаш и кто вообще не доволен своей работой на уроке- красный карандаш. -Спасибо за работу. Урок окончен | Отвечают на вопросы: -Стихотворения русских поэтов о Родине | Метапредметные: Р: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, планирование учебного сотрудничества Личностные:способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: В.Даль «Девочка снегурочка». 3 класс "Перспектива".
В.Даль «Девочка снегурочка»....
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: В.Одоевский «Мороз Иванович» 3 класс "Перспектива".
В.Одоевский «Мороз Иванович»....
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "В. Бианки Мышонок Пик" 3 класс "Школа России"
Виталий Бианки "Мышонок Пик"...
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Б.Житков Про обезьянку" 3 класс "Школа России"
Б. Житков "Про обезьянку"...
Технологическая карта урока по литературному чтению "Агния Львовна Барто "Верёвочка"" (УМК "Школа России", 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе изучения стихотворения А. Л. Барто «Веревочка"Задачи урока:Дидактические:1. Продо...
Технологическая карта урока по литературному чтению "К. Булычев "Путешествие Алисы"" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: формирование читательской компетенции: знакомство обучающихся с фантастическим произведением К. Булычева «Путешествие Алисы».Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающих...
Технологическая карта урока по литературному чтению "Г.Х. Андерсен "Русалочка"" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: развитие читательской компетенции у обучающихся в процессе работы над произведением Г.Х.Андерсона "Русалочка".Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с биографией и...