Технологическая карта урока литературного чтения «А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 19.04.2022 Школа: №74 Класс: 4 «М» Урок: 2 Время: 8.00-8:40 Кабинет: 216 | Студент: Закирова ЭльвираРахимовна Группа: 45 Учитель: Новикова Анна Александровна
|
Тема урока «А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске».
Авторское отношение к изображаемому»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование читательской компетенции: умение анализировать произведение А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске»; анализ выразительных средств.
Задачи урока
Дидактические:
- Формирование понятия стихотворение;
- научить анализировать произведение через слова автора, выразительные средства;
- научить чувствовать поэзию слова, выражать свое мнение;
- осуществлять анализ прочитанного стихотворения.
Развивающие:
- развивать у учащихся нравственные качества: чувства любви к Родине, гордости за Родину посредством осознания принадлежности к русскому народу и истории России;
- развивать у учащихся навык осознанного беглого чтения посредством работы над литературным произведением;
3)развивать навык выразительного чтения, поэтический вкус, образное мышление;
4) развивать у учащихся навык умения общаться в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные:
- воспитывать уважение друг к другу в процессе парной работы;
- воспитывать аккуратность;
- воспитыватьлюбовь к Родине.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 19.04.2022 Школа: №74 Класс: 4 «М» Урок: 2 Время: 8.00-8:40 Кабинет: 216 | Студент: Закирова ЭльвираРахимовна Группа: 45 Учитель: Новикова Анна Александровна |
Тема урока «А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске».
Авторское отношение к изображаемому»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование читательской компетенции: умение анализировать произведение А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске»; анализ выразительных средств.
Задачи урока
Дидактические:
- Формирование понятия стихотворение;
- научить анализировать произведение через слова автора, выразительные средства;
- научить чувствовать поэзию слова, выражать свое мнение;
- осуществлять анализ прочитанного стихотворения.
Развивающие:
- развивать у учащихся нравственные качества: чувства любви к Родине, гордости за Родину посредством осознания принадлежности к русскому народу и истории России;
- развивать у учащихся навык осознанного беглого чтения посредством работы над литературным произведением;
3)развивать навык выразительного чтения, поэтический вкус, образное мышление;
4) развивать у учащихся навык умения общаться в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные:
- воспитывать уважение друг к другу в процессе парной работы;
- воспитывать аккуратность;
- воспитыватьлюбовь к Родине.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Формы: фронтальная Словесный метод: создание эмоционального настроя | Проверяет готовность обучающихся к уроку. -Итак, друзья, внимание! Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – Начнём скорей урок! – Проверьте свою готовность к уроку и порядок на парте. -Присаживайтесь. | Показывают готовность к уроку. | Метапредметные: К: планируют учебное сотрудничество Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. | |
Актуализация знаний и мотивация (6 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: постановка вопросов Практический метод: выполнение упражнений | - Проверка домашнего задания. -Начнем урок с проверки домашнего задания. – Вам нужно было найти слова, близкие по значению этому слову. -Кто хочет на оценку ответить? -У кого-то есть, что добавить? -Молодцы. -Скажите, о чем мы говорили на прошлых уроках? -Верно. | Выполняют задания: -рассказывают домашнее задание -Poдить - значит, произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное (собака, кошка, лиса...), родит почва, земля. -Родители — отец и мать, у которых рождаются дети. -Родич — родственник, член рода. -Родня — родственники. -Родословная — перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают ее. -Родина — это и отечество, страна, и место рождения человека. -Народ — нация, народность, жители страны. Есть еще много слов с корнем -род-: народность, народить, родственники, нарождающийся, родник и др. -о Родине | Предметные: Знать: синонимы слова «Родина» Уметь: выражать свои мысли и чувства Метапредметные: К: планируют учебное сотрудничество П:звуковой анализ, моделирование Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения | |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: постановка вопросов Практический: выполнение письменного упражнения | Подводит учащихся к постановке целей и темы урока, при помощи наводящих вопросов: – Мы знакомились с некоторыми лирическими стихотворениями о Родине. По двум строчкам из них узнайте произведение и назовите автора. -1) «Посмотри на юг – Нивы зрелые…» -2) «Я в каждом шелесте листов Твой голос узнаю..» -Как вы думаете, какая тема урока? О чём мы будем говорить? -Верно. Тема нашего урока: «О, Родина! В неярком блеске.» -Какая цель нашего урока? | Выполняют задание: – Иван Саввич Никитин. «Русь». – Спиридон Дмитриевич Дрожжин. «Родине». Слушают учителя. Узнают тему урока и цель. - о Родине - ознакомление с биографией автора А.В. Жигулина и его стихотворением «О Родина! В неярком блеске…». | Предметные: Знать: что стихотворения Уметь: ставить цель на урок Метапредметные: Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции Личностные :широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | |
Включение в систему знаний | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Формы: индивидуальная, фронтальная Словесный метод: постановка вопросов Практический: выполнение письменных и устных упражнений | -Верно. Сегодня мы познакомимся состихотворением «О, Родина! В неярком блеске..». -Пришло время познакомиться с автором. -Кто готовил выступление, выходите рассказывать. Анатолий родился в январе 1930 года в селе Подгорное (Воронежская область). Его отцом был почтовый служащий по имени Владимир, выходец из крестьян. Мать- Евгенией Митрофановной. Занимаясь своими тремя детьми и самостоятельно выполняя практически всю работу по дому, она находила время для того, чтобы петь песни, читать стихи и прививать детям любовь к поэзии. Будучи образованной женщиной с дворянскими корнями, Евгения Митрофановна сумела воспитать в будущем поэте уважение к истине, любовь к Родине, а также научила понимать красоту, видеть разнообразие русского языка. Прадедом матери Анатолия был участник Отечественной войны 1812 года, поэт-декабрист Владимир Федосеевич Раевский (он был членом радикального крыла Рылеева). Литературный талант у Анатолия проявился уже в период посещения старших классов школы. Начиная с написания школьных сочинений в стихотворной форме, к весне 1949 года Жигулин Анатолий набирает обороты и публикуется в газете. В то время ему было всего 19 лет, и по окончании школы юноша планировал учиться в лесотехническом институте. Выбор учебного заведения был сделан по нескольким причинам. В первую очередь Анатолию было необходимо оставаться дома и присматривать за младшими братом и сестрой. Во-вторых, юноше была не чужда любовь к технике и природе. -Анатолий Жигулин написал стихотворение «О, Родина! В неярком блеске...» в 1967 году. -Давайте отдохнём. | Выполняют упражнения: -объясняют -слушают одноклассников | Предметные: уметь грамотно выражать свои мысли Метапредметные: Р: контроль, коррекция, оценка К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения. | |
Физкультминутка (2 мин) | Проводит физкультминутку: Физминутка | Повторяют движения | ||||
Первичное закрепление | Первичное закрепление изученного материала | Формы: индивидуальная, групповая Взаимопроверка Практический метод: письменное упражнение, работа с текстом | Организует выполнение упражнения: -Чтение стихотворения «А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». -Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте. Стихотворение: -О, Родина! В неярком блеске Я взором трепетным ловлю Твои пролески, перелески — Все, что без памяти люблю: И шорох рощи белоствольной, И синий дым в дали пустой, И ржавый крест над колокольней, И низкий холмик со звездой… Мои обиды и прощенья Сгорят, как старое жнивье. В тебе одной — и утешенье И исцеление мое. -Какие слова Вам непонятны? -Давайте прочитаем стихотворение по одной строчке по цепочке с первого ряда. Внимательно следите пальцем по учебнику. Читать нужно выразительно. Читают по строчке -Молодцы! А теперь по четверостишьям прочитаем. Читают…. -Кто хочет выразительно прочитать.. -Молодцы! | Выполняют упражнение. | Предметные: Уметь: выразительно читать Метапредметные: Р: контроль, коррекция, оценка К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой (6 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Форма: парная Словесный метод: объяснение задания Практический метод: письменное упражнение | Организует выполнение самостоятельной работы: – А теперь самостоятельно попробуйте определить в каких словах заключена главная мысль стихотворения? Почему? - Ещё раз прочитайте стихотворение про себя, отметьте места, где надо делать короткие паузы и приготовьтесь к выразительному чтению вслух. | Выполняют самостоятельнуюработу. -В тебе одной - и утешенье и исцеление моё - Эти строки проникнуты ощущением единства, цельности природы, народной истории и человека | Метапредметные: Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, достижение договоренностей и согласование общего решения Личностные :учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | |
Включение в систему знаний, повторение (8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | Практический: работа со словами. Словесный метод: объяснение задания Формы:фронтальная | Организует выполнение упражнений на закрепление. –- О чём это стихотворение? - Прочитайте стихотворение про себя, кто чувствует, что он уже может прочитать стихотворение вслух. (чтение стихотворения вслух) Работать над анализом стихотворения вы будете по рядам. 1ряд- 1 строфа. 2 ряд- 2 строфа 3ряд-3строфа - Прочитайте первую строфу - К кому обращается автор? - Как вы об этом догадались? - Что любит автор? Найдите в первой строфе. - Что такое пролески, перелески? - Найдите первую строчку. Как понимать выражение «В неярком блеске»? К чему относится это выражение? Давайте попробуем соединить первую и третью строчку первой строфы. Прочитайте. - Прочитайте вторую строчку. Каким синонимом можно заменить слово взором? - Что автор подразумевает под словом «трепетным»? - Как вы думаете, что значит «Любить без памяти»? - Сделаем вывод. О чём говорится в первой строфе этого стихотворения? - Читаем вторую строфу. Можно ли сразу сказать о чём говорится во второй строфе? - Назовите, что он любит? - О какой белоствольной роще идёт речь? - О чём говорит слово шорох, что автор хотел показать этим словом? - Прочитайте вторую строчку. О каком дыме идёт речь? - Что ещё волнует автора? - Почему ржавый крест? - Прочитайте четвёртую строчку. О каком холмике со звездой говорится в стихотворении? - Перечислите ещё раз своими словами, что особенно дорого автору. - Почитайте третью строфу. Какие слова вам непонятны? - Жнивьё – этополе, где сжат хлеб - Как вы понимаете первые две строчки этой строфы? - А почему обиды и прощения пройдут? - Что видит в своей родине поэт? –Почему? - Прочитайте первое и последнее предложения этого стихотворения. -Чем является Родина для автора этого стихотворения? На доске появляются слова: Родина, исцеление, утешение -Молодцы! | Выполняют задания: -к Родине -пролески, перелески -Пролески— род растений из семейства лилейных -Перелески-лесная трава из сем. лютиковых с лопастными листьями и голубыми цветками. -взглядом -волнующий -любить очень сильно -о любви к Родине -в ней говорится о том, что любит автор -Шорох рощи белоствольной -березовой -погода тихая спокойная, листья как будто переговариваются, шепчут друг другу -о тумане -ржавый крест над колокольней -церковь старая, заброшенная -о могиле солдата -жнивьё -потому что он на Родине -утешение и исцеление | Предметные: Уметь: анализировать стихотворение Уметь:выражать свои мысли Знать: значение слов Метапредметные: Р: контроль, коррекция, оценка П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, анализ, обобщение К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Форма: фронтальная Словесный метод: постановка вопросов | Осуществляет оценивание работы на уроке и самооценку: -Ребята, урок подходит к концу, а значит пришло время подвести итоги. -Какая тема урока была? -Кто напомнит, какую цель мы поставили в начале урока? -Молодцы, верно. Кто доволен своей работой, поднимите зеленый карандаш, кто не очень доволен желтый карандаш и кто вообще не доволен своей работой на уроке- красный карандаш. -Спасибо за работу. Урок окончен. | Отвечают на вопросы: Отвечают. -А.В. Жигулин«О Родина! В неярком блеске…». -ознакомление с биографией автора А.В. Жигулина и его стихотворением «О Родина! В неярком блеске…». | Предметные: уметь: анализировать свою деятельность Метапредметные: Р: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, планирование учебного сотрудничества Личностные :способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по литературному чтению "А.В.Жигулин "О! Родина! В неярком блеске..." Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому." 4 класс (с презентацией)
Цели: обеспечить целостное восприятие и осмысление поэтического текста,обогатить словарный запас учащихся,развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное и услышанное,умения передавать п...
УМК "Школа России". Технологическая карта к уроку литературного чтения для 4 класса на тему "А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»"
Цели деятельности учителя: познакомиться с биографией А.В. Жигулина и стихотворением «О, Родина! В неярком блеске...»Планируемые результаты: -Предметные:знать: биографию автора; ...
Конспект урока литературного чтения А.В. Жигулин «О Родина! В неярком блеске…» (УМК «Школа России», 4 класс)
Цели деятельности учителя:знакомство с биографией автора А.В. Жигулина и его стихотворением «О Родина! В неярком блеске…»;развитие навыков чтения: правильности, сознательности, выра...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...
Конспект урока литературного чтения «А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...» (УМК «Школа России», 4 класс).
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с биографией и творчеством А.В. Жигулина, его стихотворением «О, Родина! В неярком блеске…»; совершенствование навыка выразительн...
Технологическая карта урока по литературному чтению "А. В. Жигулин "О, Родина! В неярком блеске"" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: формирование читательской компетенции у обучающихся: умение анализировать произведения.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить с биографией автора А. В. Жигулина, содержанием стихотворен...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме А.В. Жигулин. « О, Родина! В неярком блеске...»
Технологическая карта урока по теме А.В. Жигулин. « О, Родина! В неярком блеске...»Цели деятельности учителя: познакомиться с биографией А.В. Жигулина и стихотворением «О, Родин...