Технологическая карта урока литературного чтения «А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Закирова Эльвира Рахимовна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

 

Дата: 19.04.2022

Школа: №74

Класс: 4 «М»

Урок: 2

Время: 8.00-8:40   Кабинет: 216

Студент: Закирова ЭльвираРахимовна

Группа: 45

Учитель: Новикова Анна Александровна

 

 

Тема урока «А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске».

Авторское отношение к изображаемому»

Тип урока: «открытие» нового знания

 

Цель урока: формирование читательской компетенции: умение анализировать произведение А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске»; анализ выразительных средств.

Задачи урока

 

Дидактические:

  1. Формирование понятия стихотворение;
  2. научить анализировать произведение через слова автора, выразительные средства;
  3. научить чувствовать поэзию слова, выражать свое мнение;
  4. осуществлять анализ прочитанного стихотворения.

Развивающие:

  1. развивать у учащихся нравственные качества: чувства любви к Родине, гордости за Родину посредством осознания принадлежности к русскому народу и истории России;
  2. развивать у учащихся навык осознанного беглого чтения посредством работы над литературным произведением;

3)развивать навык выразительного чтения, поэтический вкус, образное мышление;

4) развивать у учащихся навык умения общаться в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение друг к другу в процессе парной работы;
  2. воспитывать аккуратность;
  3. воспитыватьлюбовь к Родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 19.04.2022

Школа: №74

Класс: 4 «М»

Урок: 2

Время: 8.00-8:40   Кабинет: 216

Студент: Закирова ЭльвираРахимовна

Группа: 45

Учитель: Новикова Анна Александровна

Тема урока «А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске».

Авторское отношение к изображаемому»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетенции: умение анализировать произведение А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске»; анализ выразительных средств.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формирование понятия стихотворение;
  2. научить анализировать произведение через слова автора, выразительные средства;
  3. научить чувствовать поэзию слова, выражать свое мнение;
  4. осуществлять анализ прочитанного стихотворения.

Развивающие:

  1. развивать у учащихся нравственные качества: чувства любви к Родине, гордости за Родину посредством осознания принадлежности к русскому народу и истории России;
  2. развивать у учащихся навык осознанного беглого чтения посредством работы над литературным произведением;

3)развивать навык выразительного чтения, поэтический вкус, образное мышление;

4) развивать у учащихся навык умения общаться в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение друг к другу в процессе парной работы;
  2. воспитывать аккуратность;
  3. воспитыватьлюбовь к Родине.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Формы: фронтальная

Словесный метод: создание эмоционального настроя

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

-Итак, друзья, внимание!

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнём скорей урок!

– Проверьте свою готовность к уроку и порядок на парте.

-Присаживайтесь.

Показывают готовность к уроку.

Метапредметные:

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Личностные:  освоение личностного смысла учения, желания учиться.

 Актуализация знаний и мотивация

(6 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: постановка вопросов      

Практический метод: выполнение упражнений

- Проверка домашнего задания.

-Начнем урок с проверки домашнего задания.

– Вам нужно было найти слова, близкие по значению этому слову.

-Кто хочет на оценку ответить?

-У кого-то есть, что добавить?

-Молодцы.

-Скажите, о чем мы говорили на прошлых уроках?

-Верно.

Выполняют задания:

-рассказывают домашнее задание

-Poдить - значит, произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное (собака, кошка, лиса...), родит почва, земля.

-Родители — отец и мать, у которых рождаются дети.

-Родич — родственник, член рода.

-Родня — родственники.

-Родословная — перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают ее.    

-Родина  —  это и отечество,  страна,  и место рождения человека.

-Народ — нация, народность, жители страны. Есть еще много слов с корнем -род-: народность, народить, родственники, нарождающийся, родник и др.

-о Родине

Предметные:

Знать: синонимы слова «Родина»

Уметь: выражать свои мысли и чувства

Метапредметные:

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

П:звуковой анализ, моделирование

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Постановка учебной задачи
(7 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: постановка вопросов

Практический: выполнение письменного упражнения

Подводит учащихся к постановке целей и темы урока, при помощи наводящих вопросов:

– Мы знакомились с некоторыми лирическими стихотворениями о Родине. По двум строчкам из них узнайте произведение и назовите автора.

-1) «Посмотри на юг –

Нивы зрелые…»

-2) «Я в каждом шелесте листов

Твой голос узнаю..»    

-Как вы думаете, какая тема урока? О чём мы будем говорить?

-Верно. Тема нашего урока: «О, Родина! В неярком блеске.»

-Какая цель нашего урока?

Выполняют задание:

– Иван Саввич Никитин. «Русь».

– Спиридон Дмитриевич Дрожжин. «Родине».

Слушают учителя. Узнают тему урока и цель.

- о Родине

- ознакомление с биографией автора А.В. Жигулина и его стихотворением «О Родина! В неярком блеске…».

Предметные: Знать: что стихотворения

Уметь: ставить цель на урок

Метапредметные:

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции

Личностные :широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Включение в систему знаний
(7 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Формы: индивидуальная, фронтальная

Словесный метод: постановка вопросов

Практический: выполнение письменных и устных упражнений

-Верно. Сегодня мы познакомимся состихотворением «О, Родина! В неярком блеске..».

-Пришло время познакомиться с автором.

-Кто готовил выступление, выходите рассказывать. Анатолий родился в январе 1930 года в селе Подгорное (Воронежская область). Его отцом был почтовый служащий по имени Владимир, выходец из крестьян. Мать- Евгенией Митрофановной. Занимаясь своими тремя детьми и самостоятельно выполняя практически всю работу по дому, она находила время для того, чтобы петь песни, читать стихи и прививать детям любовь к поэзии. Будучи образованной женщиной с дворянскими корнями, Евгения Митрофановна сумела воспитать в будущем поэте уважение к истине, любовь к Родине, а также научила понимать красоту, видеть разнообразие русского языка. Прадедом матери Анатолия был участник Отечественной войны 1812 года, поэт-декабрист Владимир Федосеевич Раевский (он был членом радикального крыла Рылеева).

Литературный талант у Анатолия проявился уже в период посещения старших классов школы. Начиная с написания школьных сочинений в стихотворной форме, к весне 1949 года Жигулин Анатолий набирает обороты и публикуется в газете. В то время ему было всего 19 лет, и по окончании школы юноша планировал учиться в лесотехническом институте. Выбор учебного заведения был сделан по нескольким причинам. В первую очередь Анатолию было необходимо оставаться дома и присматривать за младшими братом и сестрой. Во-вторых, юноше была не чужда любовь к технике и природе. -Анатолий Жигулин написал стихотворение «О, Родина! В неярком блеске...» в 1967 году.

-Давайте отдохнём.

Выполняют упражнения:

-объясняют

-слушают одноклассников

Предметные: уметь грамотно выражать свои мысли

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Физкультминутка (2 мин)

Проводит физкультминутку:

Физминутка
 видео

Повторяют движения

Первичное закрепление
(7 мин)

Первичное закрепление изученного материала

Формы: индивидуальная, групповая                 Взаимопроверка

Практический метод: письменное упражнение, работа с текстом

Организует выполнение упражнения:

-Чтение стихотворения «А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске».

-Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте.

Стихотворение:

-О, Родина! В неярком блеске Я взором трепетным ловлю Твои пролески, перелески — Все, что без памяти люблю:

И шорох рощи белоствольной, И синий дым в дали пустой, И ржавый крест над колокольней, И низкий холмик со звездой…

Мои обиды и прощенья Сгорят, как старое жнивье. В тебе одной — и утешенье И исцеление мое.

-Какие слова Вам непонятны?

-Давайте прочитаем стихотворение по одной строчке по цепочке с первого ряда. Внимательно следите пальцем по учебнику. Читать нужно выразительно.

Читают по строчке

-Молодцы! А теперь по четверостишьям прочитаем. Читают….

-Кто хочет выразительно прочитать..

-Молодцы!

Выполняют упражнение.

Предметные:

Уметь: выразительно читать

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(6 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Форма: парная     Словесный метод: объяснение задания       Практический метод: письменное упражнение

Организует выполнение самостоятельной работы:

– А теперь самостоятельно попробуйте определить в каких словах заключена главная мысль стихотворения? Почему?

- Ещё раз прочитайте стихотворение про себя, отметьте места, где надо делать короткие паузы  и приготовьтесь к  выразительному чтению вслух.

Выполняют самостоятельнуюработу.

-В тебе одной - и утешенье и исцеление моё

- Эти строки проникнуты ощущением единства, цельности природы, народной истории и человека

Метапредметные:

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, достижение договоренностей и согласование общего решения

Личностные :учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Включение в систему знаний, повторение

 (8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Практический: работа со словами.

Словесный метод: объяснение задания

Формы:фронтальная

Организует выполнение упражнений на закрепление.

–- О чём это стихотворение?

- Прочитайте стихотворение про себя, кто чувствует, что он уже может прочитать стихотворение вслух.

(чтение стихотворения вслух)

Работать над анализом стихотворения вы будете по рядам.

1ряд- 1 строфа.

2 ряд- 2 строфа

3ряд-3строфа                                                    

- Прочитайте первую строфу

- К кому обращается автор?

- Как вы об этом догадались?

- Что любит автор? Найдите в первой строфе.

- Что такое пролески, перелески?

- Найдите первую строчку. Как понимать выражение «В неярком блеске»? К чему относится это выражение? Давайте попробуем соединить первую и третью строчку первой строфы. Прочитайте.

- Прочитайте вторую строчку. Каким синонимом можно заменить слово взором?

- Что автор подразумевает под словом «трепетным»?

- Как вы думаете, что значит «Любить без памяти»?

- Сделаем вывод. О чём говорится в первой строфе этого стихотворения? - Читаем вторую строфу. Можно ли сразу сказать о чём говорится во второй строфе?

- Назовите, что он любит?

- О какой белоствольной роще идёт речь?

- О чём говорит слово шорох, что автор хотел показать этим словом?

- Прочитайте вторую строчку. О каком дыме идёт речь?

- Что ещё волнует автора?

- Почему ржавый крест?

- Прочитайте четвёртую строчку. О каком холмике со звездой говорится в стихотворении?

- Перечислите ещё раз своими словами, что особенно дорого автору.

- Почитайте третью строфу. Какие слова вам непонятны?

- Жнивьё – этополе, где сжат хлеб

- Как вы понимаете первые две строчки этой строфы?

- А почему обиды и прощения пройдут?

 - Что видит в своей родине поэт? –Почему?

- Прочитайте первое и последнее предложения этого стихотворения.

-Чем является Родина для автора этого стихотворения?

На доске появляются слова: Родина, исцеление, утешение

-Молодцы!

Выполняют задания:

-к Родине

-пролески, перелески

-Пролески— род растений из семейства лилейных

-Перелески-лесная трава из сем. лютиковых с лопастными листьями и голубыми цветками.

-взглядом

-волнующий

-любить очень сильно

-о любви к Родине

-в ней говорится о том, что любит автор

-Шорох рощи белоствольной

-березовой

-погода тихая спокойная, листья как будто переговариваются, шепчут друг другу

-о тумане

-ржавый крест над колокольней

-церковь старая, заброшенная

-о могиле солдата

-жнивьё

-потому что он на Родине

-утешение и исцеление

Предметные: Уметь: анализировать стихотворение

Уметь:выражать свои мысли

Знать: значение слов

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, анализ, обобщение

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Форма: фронтальная

Словесный метод: постановка вопросов

Осуществляет оценивание работы на уроке и самооценку:

-Ребята, урок подходит к концу, а значит пришло время подвести итоги.

-Какая тема урока была?

-Кто напомнит, какую цель мы поставили в начале урока?

-Молодцы, верно. Кто доволен своей работой, поднимите зеленый карандаш, кто не очень доволен желтый карандаш и кто вообще не доволен своей работой на уроке- красный карандаш.

-Спасибо за работу. Урок окончен.

Отвечают на вопросы:

Отвечают.

-А.В. Жигулин«О Родина! В неярком блеске…».

-ознакомление с биографией автора А.В. Жигулина и его стихотворением «О Родина! В неярком блеске…».

Предметные: уметь: анализировать свою деятельность

Метапредметные:

Р: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, планирование учебного сотрудничества

Личностные :способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению "А.В.Жигулин "О! Родина! В неярком блеске..." Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому." 4 класс (с презентацией)

Цели: обеспечить целостное восприятие и осмысление поэтического текста,обогатить словарный запас учащихся,развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное и услышанное,умения передавать п...

УМК "Школа России". Технологическая карта к уроку литературного чтения для 4 класса на тему "А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»"

Цели деятельности учителя: познакомиться с биографией А.В. Жигулина и стихотворением «О, Родина! В неярком блеске...»Планируемые результаты: -Предметные:знать: биографию автора; ...

Конспект урока литературного чтения А.В. Жигулин «О Родина! В неярком блеске…» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цели деятельности учителя:знакомство с биографией автора А.В. Жигулина и его стихотворением «О Родина! В неярком блеске…»;развитие навыков чтения: правильности, сознательности, выра...

Конспект урока литературного чтения «А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с биографией и творчеством А.В. Жигулина, его стихотворением «О, Родина! В неярком блеске…»; совершенствование навыка выразительн...

Технологическая карта урока по литературному чтению "А. В. Жигулин "О, Родина! В неярком блеске"" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции у обучающихся: умение анализировать произведения.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить с биографией автора А. В. Жигулина, содержанием стихотворен...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме А.В. Жигулин. « О, Родина! В неярком блеске...»

Технологическая карта урока по теме А.В. Жигулин. « О, Родина! В неярком блеске...»Цели деятельности учителя: познакомиться с биографией А.В. Жигулина и стихотворением «О, Родин...