Технологическая карта урока литературного чтения по теме А.В. Жигулин. « О, Родина! В неярком блеске...»
учебно-методический материал по чтению

Будайчиева Гулханум Нурмагомедовна

Технологическая карта урока по теме А.В. Жигулин. « О, Родина! В неярком блеске...»

Цели деятельности учителя: познакомиться с биографией А.В. Жигулина и стихотворением «О, Родина! В неярком блеске...»

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать: биографию автора; структуру и особенности стихотворения как литературного жанра;

- уметь: читать выразительно стихотворение.

Личностные: прививать интерес к чтению; формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.

Тип урока: урок «открытие» нового знания.

Оборудование: учебник, презентация, карточки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh_karta_literatura.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: А.В. Жигулин. « О, Родина! В неярком блеске...»

Цели деятельности учителя: познакомиться с биографией А.В. Жигулина и стихотворением «О, Родина! В неярком блеске...»

Планируемые результаты:

-Предметные:

знать: биографию автора; структуру и особенности стихотворения как литературного жанра;

уметь:читать выразительно стихотворение.

-Личностные: прививать интерес к чтению; формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.

Тип урока: урок «открытие» нового знания.

Оборудование: учебник, презентация, карточки.

ХОД УРОКА

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые
УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словес.: слово учителя.

Практ.:

артикуляционное
чтение учащихся

5 мин

Фронтальная форма работы

-Давайте все встанем, выпрямим спинки, улыбнитесь своему товарищу.

- Добрый день,  ребята!  Сейчас у нас урок литературного чтения.

Фронтальная форма работы.

Речевая разминка

-Посмотрите на экран прочитайте скороговорку про себя

Два щенка щека к щеке

Щиплют щётку в уголке.

Да у щётки половой

Палка есть над головой.

Палка щёлк щенков с плеча!

 Два щенка ушли ворча.

- Прочитайте хором медленно

- Прочитайте хором быстро

- А теперь кто желает прочитать выразительно

 Приветствовать учителя.

Читать скороговорку

Р.: личностное включение в учебную деятельность.

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

II. Актуализация знаний и мотивация Словесн.:ответы на вопросы

3мин

Фронтальная форма работы

- Вспомните, как называется раздел, произведения которого мы изучаем.

-Мы продолжаем с вами раздел «Родина».

 -  Скажите, с каким поэтом мы познакомились на прошлом уроке?

-Вспомните, какое задание, вы получили на  дом. - Проверим, как вы с ним  справились.

Анализировать, составлять пословицы

-Родина-мать, умей за нее постоять. Человек без Родины, что соловей без песни. На чужбине родная землица во сне снится.

-Родине

Л.:самоопределение к учебной деятельности.

К.: участвовать в учебном диалоге.

П.: выполнение действий по алгоритму.

III. Постановка учебной задачи

Словес.: эвристическая беседа

Словес.: вступительное слово об авторе

8 мин

Фронтальная форма работы

-Откройте учебники на странице 1 0 0, назовите тему сегодняшнего урока.

Тема: А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»

-Какие цели мы перед собой поставим?
Цели:познакомиться с биографией А.В. Жигулина и стихотворением «О, Родина! В неярком блеске...»

Слово об авторе

-Но прежде, чем познакомиться с произведением, я предлагаю вам внимательно послушать сообщение об авторе, для того, чтобы потом ответить на вопросы, которое подготовил Горин Илья.

1 января 1930 года в Воронеже, в семье крестьянина, родился Анатолий Владимирович Жигулин. Свои первые стихи он начал писать ещё в школе. Летом 1942 года Великая Отечественная война пришла в Воронеж. Будущему поэту  пришлось несколько месяцев беспризорно скитаться во фронтовой полосе, жить в деревнях и лесах. Об этих месяцах поэт позже написал в автобиографии:

“Я не просто видел войну. Я её пережил. Моё сердце болело живой болью. Я видел врагов не в кино, а живыми. Они стреляли в меня. Это тоже опыт, тоже судьба...Во время этих скитаний во мне окрепла зародившаяся ещё в детстве любовь к земле, к природе, к деревне.»

Образ России - один из главных в поэзии А.В. Жигулина.

-Что вы запомнили о А.В. Жигулине?

-Когда поэт начал писать свои первые стихотворения?

-Как вы думаете, почему он начал писать о Родине?

Открывать учебник на нужной странице, называть тему урока.

Предположения детей

Внимательно слушать учителя.

Отвечать на вопросы

-еще в школе

-он любил Родину, а после войны эта любовь еще больше окрепла

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

Р:обеспечение учащимся организации их учебной деятельности;

П.: построение речевого высказывания;

К.: участвуют в учебном диалоге.

IV.«Открытие» нового знания

Слов.: эвристическая беседа

Практ.: слушание стихотворения

Практ.: работа с текстом

7 мин

Фронтальная и индивидуальная форма работы 

-Давайте узнаем, что значит Родина для А.В.Жигулина.

-Я буду читать стихотворение, а вы внимательно слушаете, после чего ответите на вопросы.(чтение стихотворения учителем)

О чем это стихотворение?

- Какие чувства вы испытали, услышав это стихотворение? Ваше мнение.

-Прочитайте вы это стихотворение самостоятельно, выделите непонятные, новые для вас слова.

- Смысл слов, Можно увидеть на экране.

- Прочитайте первую строфу

- К кому обращается автор?

- Что любит автор? Найдите в первой строфе.

- Что автор подразумевает под словом «трепетным»?

- Какое выразительное средство использует здесь автор?

-Как вы думаете, что значит «Любить без памяти»?

- Сделаем вывод. О чём говорится в первой строфе этого стихотворения?

- Читаем вторую строфу. Можно ли сразу сказать, о чём говорится во второй строфе?

-Назовите, что он любит?

- О какой белоствольной роще идёт речь?

- О каком дыме идёт речь?

-Что ещё волнует автора?

- Почему ржавый крест?

-Прочитайте четвёртую строчку. О каком холмике со звездой говорится в стихотворении?

- Объясните, почему поэту дорога могила?

- Автор не просто перечисляет то, что любит. Какие поэтические средства он использует?

Как можно озаглавить вторую строфу?

- Прочитайте третью строфу.

- Как вы понимаете первые две строчки этой строфы? Почему обиды и прощения пройдут?
Какое поэтическое средство использовал поэт и с какой целью?

- Что видит в своей родине поэт?

Чем является Родина для автора этого стихотворения?

Отвечать на вопросы, анализировать

-Высказывания детей

-о Родине

- Все, что дорого автору.

Чувство гордости, любви. Восторг. Грусть.

 -просёлок - грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами,

-пролески- длинные промежутки между лесами,

- жнивьё- солома, оставшаяся на корню после жатвы.

К Родине.

Твои проселки, перелески…

Волнующий.

Метафора- образное выражение.

Любить очень сильно.

 

О любви к Родине.

Перечисление всего того, что любит автор.

И шорох рощи белоствольной…

Березовой.

О тумане.

Ржавый крест над колокольней…

Церковь старая, заброшенная.

Могила солдата ВОВ.

Это вечная добрая память о людях, защищавших Родину от врагов.

Эпитеты.

Внимательно слушают.

Сравнение.- сгорят, как старое жнивьё. Автору необходимо было показать, как это быстро исчезнет.

Утешенье и исцеление.

К.: построение речевого высказывания, аргументация своего мнения

К.: участие в учебном диалоге

П.:смысловое чтение

Динамическая пауза

1 мин

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись давай, дружок.

 Еще попрыгай: раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

 И за парту вновь садись 

Повторять движения

Р.: саморегуляция

V. Первичное закрепление во внешней речи

Слов.: ответы на вопросы

Практ.: работа с текстом

10мин

 А теперь все вместе попробуем определить в каких словах заключена главная мысль стихотворения? Почему?

-Чему учит нас стихотворение А.В. Жигулина? ( Любить и прощать)

-Ребята, как вы думаете, как мы будем читать стихотворение? Медленно или быстро?

-Почему?

- Ещё раз прочитайте стихотворение про себя, отметьте места, где надо делать короткие паузы  и приготовьтесь к  выразительному чтению вслух. Можно работать в паре , обращаясь друг к другу текстом стихотворения.

-..., слушаем тебя.(оцениваем)

-.Чьё чтение понравилось  больше? Оцените.

 -Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

- Совпало ли ваше настроение с настроением автора?

 Отвечать на вопросы

-В тебе одной - и утешенье, //И исцеление моё”
Эти строки проникнуты ощущением единства, цельности природы, народной истории и человека

-медленно

-потому что мы должны увидеть картину

Анализ:

1.соблюдение пауз

2.темп

3.чувства

П.: применять базовые знания для решения конкретной проблемы.

К.: построение речевого высказывания

VI. Домашнее задание

Слов.: слово учителя

2 мин

Домашнее задание

-Ребята, дома вы будете учить наизусть стихотворение А.В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске...»

- Творческое задание. Проиллюстрируйте эту страницу.

Записывать домашнее задание

VIII. Рефлексия деятельности

Словес.: ответы на вопросы, самооценка.

2 мин

- С каким произведением мы познакомились сегодня?

-О чём это стихотворение?

-Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

- Совпало ли ваше настроение с настроением автора?

-Что вам понравилось в своей работе на уроке?

-Что запомнилось?

-Вы огромные молодцы! Урок окончен!

-Выберите одну фразу  и оцените себя:

  • Я хорошо работал, все выполнил;
  • Я хорошо работал, но остались вопросы;
  • Мне нужно повторить материал.

- Молодцы! Спасибо за урок!

Подводить итог урока.

Отвечать на поставленные вопросы.

-Оценивать свою работу на уроке

П.: умение анализировать результаты своего труда, выражать свое мнение в соответствии с  поставленными задачами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "Согласные звуки [с], [с’], буква с."

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме: "Согласные звуки [c], [c\'], буква с"....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА литературного чтения по теме «Произведение Б.И.Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

На уроке использованы различные виды работ. Урок проводится в рамках ФГОС и соответствует умственному развитию младших школьников....

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Картины русской природы в стихотворении Н.Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"

ТЕМА УРОКА: «КАРТИНЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИИ Н. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ»Цель урока для учителя: развивать речь обучающихся на примере анализа поэтического произведения, развивать чувс...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки"

Публикация включает в себя технологическую карту урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки" и презентацию к уроку.УМК системы развив...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «В. Драгунский«Всё тайное становится явным». (УМК "Школа России" 2 класс) (урок общеметодологической направленности)

Тип урока: «общеметодологической направленности»Цель урока: обобщение и проверка знаний, обучающихся по рассказу В. Драгунского «Тайное становится явным»Задачи урокаДидактическ...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Урок – конкурс по произведениям изученных авторов» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: формирования читательской компетенции в процессе работы над произведениями изученных авторов; формирование навыка осознанного и выразите...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...