Технологическая карта урока литературного чтения по теме А.В. Жигулин. « О, Родина! В неярком блеске...»
учебно-методический материал по чтению
Технологическая карта урока по теме А.В. Жигулин. « О, Родина! В неярком блеске...»
Цели деятельности учителя: познакомиться с биографией А.В. Жигулина и стихотворением «О, Родина! В неярком блеске...»
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать: биографию автора; структуру и особенности стихотворения как литературного жанра;
- уметь: читать выразительно стихотворение.
Личностные: прививать интерес к чтению; формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.
Тип урока: урок «открытие» нового знания.
Оборудование: учебник, презентация, карточки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh_karta_literatura.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: А.В. Жигулин. « О, Родина! В неярком блеске...»
Цели деятельности учителя: познакомиться с биографией А.В. Жигулина и стихотворением «О, Родина! В неярком блеске...»
Планируемые результаты:
-Предметные:
знать: биографию автора; структуру и особенности стихотворения как литературного жанра;
уметь:читать выразительно стихотворение.
-Личностные: прививать интерес к чтению; формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.
Тип урока: урок «открытие» нового знания.
Оборудование: учебник, презентация, карточки.
ХОД УРОКА
Этап урока Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Словес.: слово учителя. Практ.: артикуляционное | 5 мин | Фронтальная форма работы -Давайте все встанем, выпрямим спинки, улыбнитесь своему товарищу. - Добрый день, ребята! Сейчас у нас урок литературного чтения. Фронтальная форма работы. Речевая разминка -Посмотрите на экран прочитайте скороговорку про себя Два щенка щека к щеке Щиплют щётку в уголке. Да у щётки половой Палка есть над головой. Палка щёлк щенков с плеча! Два щенка ушли ворча. - Прочитайте хором медленно - Прочитайте хором быстро - А теперь кто желает прочитать выразительно | Приветствовать учителя. Читать скороговорку | Р.: личностное включение в учебную деятельность. П: смысловое чтение, поиск и выделение информации |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесн.:ответы на вопросы | 3мин | Фронтальная форма работы - Вспомните, как называется раздел, произведения которого мы изучаем. -Мы продолжаем с вами раздел «Родина». - Скажите, с каким поэтом мы познакомились на прошлом уроке? -Вспомните, какое задание, вы получили на дом. - Проверим, как вы с ним справились. | Анализировать, составлять пословицы -Родина-мать, умей за нее постоять. Человек без Родины, что соловей без песни. На чужбине родная землица во сне снится. -Родине | Л.:самоопределение к учебной деятельности. К.: участвовать в учебном диалоге. П.: выполнение действий по алгоритму. |
III. Постановка учебной задачи Словес.: эвристическая беседа Словес.: вступительное слово об авторе | 8 мин | Фронтальная форма работы -Откройте учебники на странице 1 0 0, назовите тему сегодняшнего урока. Тема: А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...» -Какие цели мы перед собой поставим? Слово об авторе -Но прежде, чем познакомиться с произведением, я предлагаю вам внимательно послушать сообщение об авторе, для того, чтобы потом ответить на вопросы, которое подготовил Горин Илья. 1 января 1930 года в Воронеже, в семье крестьянина, родился Анатолий Владимирович Жигулин. Свои первые стихи он начал писать ещё в школе. Летом 1942 года Великая Отечественная война пришла в Воронеж. Будущему поэту пришлось несколько месяцев беспризорно скитаться во фронтовой полосе, жить в деревнях и лесах. Об этих месяцах поэт позже написал в автобиографии: “Я не просто видел войну. Я её пережил. Моё сердце болело живой болью. Я видел врагов не в кино, а живыми. Они стреляли в меня. Это тоже опыт, тоже судьба...Во время этих скитаний во мне окрепла зародившаяся ещё в детстве любовь к земле, к природе, к деревне.» Образ России - один из главных в поэзии А.В. Жигулина. -Что вы запомнили о А.В. Жигулине? -Когда поэт начал писать свои первые стихотворения? -Как вы думаете, почему он начал писать о Родине? | Открывать учебник на нужной странице, называть тему урока. Предположения детей Внимательно слушать учителя. Отвечать на вопросы -еще в школе -он любил Родину, а после войны эта любовь еще больше окрепла | К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний. Р:обеспечение учащимся организации их учебной деятельности; П.: построение речевого высказывания; К.: участвуют в учебном диалоге. |
IV.«Открытие» нового знания Слов.: эвристическая беседа Практ.: слушание стихотворения Практ.: работа с текстом | 7 мин | Фронтальная и индивидуальная форма работы -Давайте узнаем, что значит Родина для А.В.Жигулина. -Я буду читать стихотворение, а вы внимательно слушаете, после чего ответите на вопросы.(чтение стихотворения учителем) О чем это стихотворение? - Какие чувства вы испытали, услышав это стихотворение? Ваше мнение. -Прочитайте вы это стихотворение самостоятельно, выделите непонятные, новые для вас слова. - Смысл слов, Можно увидеть на экране. - Прочитайте первую строфу - К кому обращается автор? - Что любит автор? Найдите в первой строфе. - Что автор подразумевает под словом «трепетным»? - Какое выразительное средство использует здесь автор? -Как вы думаете, что значит «Любить без памяти»? - Сделаем вывод. О чём говорится в первой строфе этого стихотворения? - Читаем вторую строфу. Можно ли сразу сказать, о чём говорится во второй строфе? -Назовите, что он любит? - О какой белоствольной роще идёт речь? - О каком дыме идёт речь? -Что ещё волнует автора? - Почему ржавый крест? -Прочитайте четвёртую строчку. О каком холмике со звездой говорится в стихотворении? - Объясните, почему поэту дорога могила? - Автор не просто перечисляет то, что любит. Какие поэтические средства он использует? Как можно озаглавить вторую строфу? - Прочитайте третью строфу. - Как вы понимаете первые две строчки этой строфы? Почему обиды и прощения пройдут? - Что видит в своей родине поэт? Чем является Родина для автора этого стихотворения? | Отвечать на вопросы, анализировать -Высказывания детей -о Родине - Все, что дорого автору. Чувство гордости, любви. Восторг. Грусть. -просёлок - грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами, -пролески- длинные промежутки между лесами, - жнивьё- солома, оставшаяся на корню после жатвы. К Родине. Твои проселки, перелески… Волнующий. Метафора- образное выражение. Любить очень сильно.
О любви к Родине. Перечисление всего того, что любит автор. И шорох рощи белоствольной… Березовой. О тумане. Ржавый крест над колокольней… Церковь старая, заброшенная. Могила солдата ВОВ. Это вечная добрая память о людях, защищавших Родину от врагов. Эпитеты. Внимательно слушают. Сравнение.- сгорят, как старое жнивьё. Автору необходимо было показать, как это быстро исчезнет. Утешенье и исцеление. | К.: построение речевого высказывания, аргументация своего мнения К.: участие в учебном диалоге П.:смысловое чтение |
Динамическая пауза | 1 мин | Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись давай, дружок. Еще попрыгай: раз, два, три! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись | Повторять движения | Р.: саморегуляция |
V. Первичное закрепление во внешней речи Слов.: ответы на вопросы Практ.: работа с текстом | 10мин | А теперь все вместе попробуем определить в каких словах заключена главная мысль стихотворения? Почему? -Чему учит нас стихотворение А.В. Жигулина? ( Любить и прощать) -Ребята, как вы думаете, как мы будем читать стихотворение? Медленно или быстро? -Почему? - Ещё раз прочитайте стихотворение про себя, отметьте места, где надо делать короткие паузы и приготовьтесь к выразительному чтению вслух. Можно работать в паре , обращаясь друг к другу текстом стихотворения. -..., слушаем тебя.(оцениваем) -.Чьё чтение понравилось больше? Оцените. -Какие чувства выразил поэт в стихотворении? - Совпало ли ваше настроение с настроением автора? | Отвечать на вопросы -В тебе одной - и утешенье, //И исцеление моё” -медленно -потому что мы должны увидеть картину Анализ: 1.соблюдение пауз 2.темп 3.чувства | П.: применять базовые знания для решения конкретной проблемы. К.: построение речевого высказывания |
VI. Домашнее задание Слов.: слово учителя | 2 мин | Домашнее задание -Ребята, дома вы будете учить наизусть стихотворение А.В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске...» - Творческое задание. Проиллюстрируйте эту страницу. | Записывать домашнее задание | |
VIII. Рефлексия деятельности Словес.: ответы на вопросы, самооценка. | 2 мин | - С каким произведением мы познакомились сегодня? -О чём это стихотворение? -Какие чувства выразил поэт в стихотворении? - Совпало ли ваше настроение с настроением автора? -Что вам понравилось в своей работе на уроке? -Что запомнилось? -Вы огромные молодцы! Урок окончен! -Выберите одну фразу и оцените себя:
- Молодцы! Спасибо за урок! | Подводить итог урока. Отвечать на поставленные вопросы. -Оценивать свою работу на уроке | П.: умение анализировать результаты своего труда, выражать свое мнение в соответствии с поставленными задачами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "Согласные звуки [с], [с’], буква с."
Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме: "Согласные звуки [c], [c\'], буква с"....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА литературного чтения по теме «Произведение Б.И.Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».
На уроке использованы различные виды работ. Урок проводится в рамках ФГОС и соответствует умственному развитию младших школьников....
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Картины русской природы в стихотворении Н.Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"
ТЕМА УРОКА: «КАРТИНЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИИ Н. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ»Цель урока для учителя: развивать речь обучающихся на примере анализа поэтического произведения, развивать чувс...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки"
Публикация включает в себя технологическую карту урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки" и презентацию к уроку.УМК системы развив...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «В. Драгунский«Всё тайное становится явным». (УМК "Школа России" 2 класс) (урок общеметодологической направленности)
Тип урока: «общеметодологической направленности»Цель урока: обобщение и проверка знаний, обучающихся по рассказу В. Драгунского «Тайное становится явным»Задачи урокаДидактическ...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Урок – конкурс по произведениям изученных авторов» (УМК «Школа России» 3 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: формирования читательской компетенции в процессе работы над произведениями изученных авторов; формирование навыка осознанного и выразите...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...