Ученик познакомится: с произведением В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип». Научатся: анализировать поступки героев, давать характеристику; вести внутренний и внешний диалог как необходимое и достаточное условие развития творческих способностей детей, задавать вопросы: креативные, когнитивные, экстенсивные, доказывать свою точку зрения. | Ученик научится: Регулятивные: – организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности. Познавательные– умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос на основе жизненного опыта приводить примеры, аргументы, факты для формирования целостной картины мира. Коммуникативные – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь. | Ученик получит возможность осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений. |
2. Эмоциональное введение в тему. Слайд 1. (пение птиц и звуки природы).
3.Этап актуализации знаний по предложенной теме. А) Прием ассоциаций.
Б) Игра «Найди пару». (слайд 2)
В) Узнай по описанию.
4. Подготовка к восприятию нового материала.
5. Объявление темы.
6. Стадия осмысления. Беседа об авторе. (слайд 3)
7. Речевая разминка перед чтением. (слайд 4)
8. Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения |
- Удивительную зеленую страну населяют удивительные жители: одни из них перьях, другие - в шерсти, а третьи – в чешуе. Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки - на каждом шагу. У нас есть все, чтобы совершить путешествие в эту страну: ноги, чтобы идти, уши – чтобы слышать; глаза, чтобы видеть и сердце, чтобы любить. - «Где же эта страна?» - спросите вы. - Она не за морями, не за лесами, не за горами, она вокруг нас. - Ребята, а что эта за страна? (природа) - Путешествуя сегодня по этой удивительной стране «Природа и мы», мы узнаем еще одну интересную и познавательную историю. И я уверена, что она вас впечатлит.
-Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «природа»? (отдых и уют, красота природы, источник тепла и света).
В разделе «Природа и мы» нами уже изучено несколько произведений. Предлагаю вам соединить название произведения и автора.
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Выскочка» А.И.Куприн «Кабан» Е.И.Чарушин «Приемыш» М.М.Пришвин «Барбос и Жулька»
- Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок – суета или драка - он, не торопясь, пришагает и ткнет кого надо клювом. Начальник птица! ( серый журавль из рассказа Е.И.Чарушина – «Кабан»)
- Она была маленькая, тонконогая, с гладкой черной шерстью и желтыми подпалинами над бровями и на груди. (Жулька. Рассказ А.И.Куприна «Барбос и Жулька»).
- Он, как человек, тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнет кричать. Да ведь так жалобно кричит… (Лебедь из рассказа «Приемыш» Д.Н.Мамина-Сибиряка)
- Веселая она была, всем нравилась: ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. (Собака Вьюшка из рассказа «Выскочка» М.М.Пришвина.
- Тема нашего урока зашифрована в загадке.
Угадайте, что за птичка – Темненькая невеличка, Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста. Всех быстрей она летает, Мошек на лету хватает. Если к нам летит она, Значит, началась весна.
-Сегодня мы узнаем о ласточках-береговушках. -Как называют таких ласточек? - Тема нашего урока - рассказ Виктора Петровича Астафьева «Стрижонок Скрип».
- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством В.П. Астафьева.
Виктор Петрович Астафьев писал о природе и для детей, и для взрослых. Ему хотелось внушить людям, что все, что нас окружает – от зеленой травинки, маленькой беззащитной пташки до воздуха, дающего нам дышать; до солнца, согревающего нас – все это есть часть нашей жизни, то есть частичка нас самих, потому что человек тоже есть создание природы и должен относиться к земле, как родное дитя, заботиться о ней, чувствовать ее. Над деревнею кружа, Веселились два стрижа. То носились друг за другом, То зигзагом, а то кругом.
- Посмотрите на фото птиц, вы узнали героя нашего рассказа? Почему? - В загадке говорится о стриже, а на фото его нет. Приём «Незаконченные предложения». - Сформулируйте задачи урока, продолжив предложения Познакомиться с Учиться анализировать Определить, чему учит
| Ученики настраиваются на положительный лад.
Ученики высказывают свое мнение.\
Ученики соединяют автора с названием произведения.
Дети зачитывают по карточкам отрывки из произведений.
Васютка «Васюткино озеро» Ласточка
Стрижи
Читают шепотом; грустно; весело; торжественно. |
Осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев | Р: организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности. П: умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос на основе жизненного опыта приводить примеры, аргументы, факты для формирования целостной картины мира. К:умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь. П: Уметь находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, уметь логически мыслить; К:Уметь высказывать свою точку зрения, формулировать собственное мнение |
9. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. | Осмысление Приём «Сюжетная таблица» Работа с учебником (с. 100 – 109) и сюжетной таблицей (работа в парах). Текст начинает читать учитель, потом по абзацам читают ученики и заполняют таблицу. Ф. И | | Кто? | Что сделал? | Когда? | Где? | Почему? | Стрижата | вылупились | ночью | в норке | пора | Мама- стрижиха | кормила стрижат | в течение дня | в норке | просили есть | Папа | утонул | до их рождения | в реке | подбили из рогатки | Сокол | унёс в когтях стрижиху | во время битвы | в небе над рекой | хищник | Белое брюшко | согревал стрижат | ночью | в норке | могли замёрзнуть и умереть | Стрижи | кормили | в течение дня | в норке | не было мамы | Белое брюшко | учил летать | когда Скрип подрос | над рекой | должен становиться самостоятельным | Скрип | строил норку | когда научился летать | в яре | нужна своя норка | Мальчишки | вытащили Скрипа из норки | во время рыбалки | в яре | захотели посмотреть | Скрип | присоединился к стае | в конце августа | в небе | пора улетать на юг |
| Чтения текста, заполнение таблицы Стрижата вылупились ночью в норке пора | Осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев | П: умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос на основе жизненного опыта приводить примеры, аргументы, факты для формирования целостной картины мира. К:умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь. П: Уметь находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, уметь логически мыслить; К:Уметь высказывать свою точку зрения, формулировать собственное мнение |
10. Физминутка-релаксация.
11. Первичное закрепление нового знания. Работа в группах по карточкам. | -
- Положите голову на стол и закройте глаза. Представьте свою маму, вспомните ее голос. Прислушайтесь! Мамин голос живет в каждом из нас, такой знакомый и до боли родной. Его не спутаешь ни с кем. Даже когда вы станете взрослыми, всегда будете помнить мамин голос, мамины глаза, чувствовать ее теплые руки. Берегите своих мам, не огорчайте их, говорите им почаще о своей любви. Дорожите ими!
Группа 1. - Какие качества проявили стрижи к Скрипу и его братьям и сестрам? Подчеркни. Терпение, хитрость, сострадание, забота, бессердечие, милосердие, доброта, равнодушие, сочувствие. - Кем стали для Скрипа стрижи?
Группа 2. - Зачем писатель вставил эпизод с мальчишками? - Почему Скрип оказался в руках ребят? - Какой вывод сделал для себя Скрип? - Почему Скрип не погиб от голода и других опасностей? Какие черты характера ему помогли выжить?
Группа 3. - Является ли Скрип эгоистом? Докажите или опровергните это высказывание. - Расскажите, что вы знаете о стрижах?
Подумайте и скажите, Астафьев мог наблюдать в жизни все происходящее или придумал данную историю? - Что хотел сказать читателям автор своим произведением? Работа с пословицами. - Какие пословицы подходят к рассказу? Один за всех, все за одного. Мир не без добрых людей. Учись смолоду – пригодится в старости. Делу – время, потехе – час. |
Отвечают на вопросы учителя
Семьей.
Бывают хорошие люди и плохие.
Ученик читает сообщение о стрижах. |
Осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев | П: уметь читать осознанно , анализировать текст, подтверждать свои ответы выдержками из текста. К: уметь высказывать свою точку зрения, слушать мнение других, уметь оформлять свою мысль в устной речи; |
Рефлексия | - Вернемся к сюжетной таблице. Если вы внимательно посмотрите на таблицу, то увидите продукт своего труда. На что похожа сюжетная таблица? - План пересказа. Давайте его озвучим. -Астафьев назвал свое произведение « Стрижонок Скрип» А есть ли у вас варианты своего заголовка? Рефлексия « Синквейн»про одного из героев рассказа - Чему учит нас это произведение? - Чему бы мы могли поучиться у стрижей? Будем птиц любить, оберегать. Будем взрослым в этом деле помогать: Беречь леса, поля и реки, Чтоб сохранилось все на веки!!! | Стрижиха Строгая, заботливая. Кормит, воспитывает, защищает. Стрижатам с ней хорошо. Мать. | | П: Уметь систематизировать и обобщать полученную информацию, соотносить с ранее имеющимися знаниями; уметь высказывать свои предположения; К: Уметь высказывать свою точку зрения, слушать мнение других; |