Разработка урока литературного чтения по теме "В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Школа России". Второй урок по произведению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_astafev.docx | 24.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка открытого урока литературного чтения в 4-м классе по рассказу В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип»
Цели урока:
обучающие:
- Совершенствование навыка чтения: безошибочного, словами, осознанного, выразительного
воспитательные:
- Формирование личностных качеств: доброты, уважения к природе, бережного отношения к птицам
развивающие:
- развивать навыки работы с текстом учебника;
- развивать познавательной активности
- развивать навыки взаимопроверки
- формировать интерес к изучению предмета
- воспитывать умение работать в коллективе
- формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных)
Оборудование: портрет В.П.Астафьева,презентация «Стрижи», иллюстрация с изображением птиц, карточки со словарными словами, заготовки учащихся (экспресс-опрос, пословицы.), учебник «Литературное чтение» 4 класс, сост. Л.Ф.Климанова и др..
Ход урока:
Звучит музыка леса, звуки птиц
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
- Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы все понять!
«Где же эта страна?», спросите вы… Она не за морями, не за горами, а рядом с нами!
Путешествуя сегодня по этой замечательной стране «Природа и мы», мы станем создателями анимационного фильма, название которого мы прочитаем вместе!
(на доске «Стрижонок Скрип»)
А кто автор рассказа? (на доске портрет писателя)
III. Актуализация знаний
А сейчас прочитайте пословицы:
«При солнышке тепло, при матери добро»
«Друзья познаются в беде»
«На друга надейся, а сам не плошай!»
В конце урока выберите пословицу, которая определяет главную мысль нашего фильма.
IV. Подготовительная работа и проверка домашнего задания.
-Ребята, так как мы будем озвучивать наш фильм, подготовим артикуляционный аппарат к работе.
Кто хочет разговаривать
Тот должен выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было все понятно.
- И так начнем создавать фильм.
Вспомним то, что нам уже известно о стрижонке, нам поможет домашнее задание, которое было интересное и необычное.
- Какое было домашнее здание? Иллюстрация понравившейся части, чтение этого отрывка и пересказ (на доске рисунки учащихся).
- Задание найти интересную информацию о стрижах в различных источниках.
- После сообщений детей просмотр презентации «Стрижи»
V. Словарно-лексическая работа.
Сейчас мы продолжим знакомство с текстом.
Для того чтобы все слова были понятны – проведем словарно - лексическую работу (слова на доске).
Подготовленный ученик зачитывает пояснения из словаря Ожегова.
Гомон
Спикировал
Бесцеремонно-беззастенчиво и развязно, выходя за границы вежливости.
Заполошно- (прост.)- суматошно, неспокойно, взбалмошно.
Яр- крутой берег, обрыв.
VI. Чтение рассказа учащимися и его анализ.
Задание во время чтения: подчеркивать слова – эпитеты о Скрипе и маме Стрижихе
С.100-101 До слов «И когда снова…» - вслух по очереди.
- Как появился на свет стрижонок Скрип?
- Как прошел первый день его жизни?
- Какой вам представляется мама - стрижиха?
- Чем напоминает она маму человека?
- Чем порадовала мама своего первого стрижонка?
С.101-102 До слов «Стрижонок Скрип подрос.» - цепочкой.
- Расскажите, почему мама рассердилась на своего стрижонка – первенца?
- Что понял Скрип?
- Что случилось с папой стрижат?
- Как вы можете охарактеризовать этот поступок мальчишек?
- Как автор называет стрижиху?
- Согласны ли вы с этим? Объясните.
С. 102-103.До конца – выборочное чтение.
- Найдите и зачитайте строки, почему Скрипу очень хотелось выползти из норки.
- О каком качестве характера это говорит?
- Прочитайте, как отнеслась к этому мама?
- Какие враги были у стрижей?
- Как стрижи защищаются от них?
- Как вы можете охарактеризовать этих птиц? (Дружные, храбрые, самоотверженные.)
- Чему важному хотела научить стрижат мама?
С.104-105 До слов «Выросли стрижата.» – про себя с заданием: найти строки, относящиеся к иллюстрации на с 104..
- Какие чувства испытали? Почему?
- Какое несчастье случилось у стрижат?
- Какими строками можно подписать иллюстрацию?
- Как писателю удается показать, что стрижи очень дружный народ?
- Какие эпитеты использовал автор для описания Скрипа? (Голодный, храбрый,
любопытный, догадливый, молодой, стремительный, сильный).
- Кто является первым учителем Скрипа? (Мать стрижиха).
- Зачитайте эпизоды связанные с матерью стрижихой и определите каким она была
воспитателем? Подчеркните эпитеты- I вар. Действия- II вар. (Тёплая, мягкая, заботливая, строгая, серьёзная, хорошая).
(Прижала, принесла, отдала, откинула, долбанула, т.е. кормила, воспитывала,
оберегала, защищала).
VII. Обобщение знаний.
Работа с пословицами.
- Какие пословицы подходят к рассказу? Работа в парах
Один за всех, все за одного.
Мир не без добрых людей.
Учись смолоду – пригодится в старости.
Делу – время, потехе – час.
Без отца – полсироты, а без матери и вся сирота.
Экспресс-опрос (усвоение содержания)
У каждого ученика табличка, где он ставит + или -
1 | Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул. | --норке | |
2 | Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку. | + | |
3 | Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама. | + | |
4 | Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало. | --много | |
5 | Скрип был любопытный стрижонок. | + | |
6 | Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом-разбойником коршуном. | --соколом | |
7 | Стрижи – очень дружный народ. | + | |
8 | Скрип сразу сделал себе глубокую норку. | -- | |
9 | Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето. | + | |
10 | Количество верных ответов: | Оценка: |
– Поменяйтесь карточками в паре, проверим работу.
VIII. Подведение итогов.
Вновь хочется обратиться к словам В.П. Астафьева. прочтем их. (По раздаточному материалу ребята читают вслух: «Ах, как бы мне хотелось, … чтобы дети видели бы и знали, как трудно выращивается хлеб, … как птички малые высиживают и выкармливают своих птенцов, как непроста жизнь в лесу, в воде, в воздухе – везде, где обитают братья наши младшие, нуждающиеся порой в защите человека, в том числе, и в вашей, ребята.
Вы ведь тоже вырастете и станете взрослыми, и всё, что есть на земле, достанется вам в наследство – берегите живую жизнь».)
Домашнее задание: выразительное чтение рассказа, дополнительно – поделить рассказ на части и озаглавить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Дети Деда Мороза . Русская народная сказка
Подробное описание урока литературного чтения.УМК "Начальная школа XXI века"...
разработка урока литературного чтения по теме Л.Н.Толстой "Прыжок"
Разработка урока литературного чтения, проведенного в 3-ем классе по УМК "Начальная школа XXI века". Урок соответствует требованиям ФГОС НОО....
разработка урока литературного чтения по теме Я . Тайц "По ягоды"
Урок литературного чтения в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века". Подготовлен в соответствие с требованиями ФГОС НОО....
Разработка урока литературного чтения по теме: "Весна в творчестве С. Я. Маршака. Стихотворение «Ландыш». "
В методической разработке дан подробный план проведения урока литературного чтения с указанием целей урока и его этапов. На уроке использованы современные приемы - синквейн, рефлексия эмоциональ...
Разработка урока литературного чтения на тему: «Э. Шим. Рассказы и сказки о природе»
Урок сообщения новых знаний. Одними из задач данного урока являются формирование представлений об отличительных особенностях жанра рассказа и сказки. Учить видеть необычное в обычном. ...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс
Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....
Разработка урока литературного чтения по теме: Александр Иванович Куприн «Слон» (урок № 3) для обучающихся 3 класса с ТНР на предмет развития читательских умений
АннотацияВ исследовании PISA «читательская грамотность трактуется, как способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для то...