Урок литературного чтения В. Астафьев "Стрижонок Скрип"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Матвеева Татьяна Витальевна

Урок литературного чтения В. Астафьев "Стрижонок Скрип" 4 класс "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению  В.П.Астафьев « Стрижонок Скрип». (УМК Школа России»)

Предмет

Литературное чтение  

Класс

4

Тип урока

Урок применения знаний, умений и навыков.

Цели урока

Технологии, методы, приёмы

проблемно-поисковые,

По характеру  учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.

По способу организации осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информацию.

Основные понятия, термины

Научно-познавательный рассказ, художественный рассказ, художественный образ литературного героя, синквейн

Планируемый результат

Предметный

учить анализировать литературное произведение, давать характеристику героям рассказа, а так же работать над правильным и выразительным чтением.

Правописные умения

Речевые умения

Личностный ученик получит возможность формирования умения оценивать свою деятельность; адекватного понимания причин успешности( неуспешности) учебной деятельности; устойчивого учебно-познавательного интереса к способам решения новых задач.

Метапредметные

познавательные: развивать умения самостоятельно выделять и формировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; применять наблюдение для информационного поиска; моделировать информацию;

коммуникативные: формировать умение строить устное высказывание; выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать позиции других людей, отличные от собственных в сотрудничестве; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве.

регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия;

Организация пространства

Формы работы

ресурсы

фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Л.Ф.Климанова Учебник  «Литературное чтение 4 класс» 2 часть- М.: Просвещение, 2011.

Модели обложек произведений различных по жанру и тематике, иллюстрации, аудиозапись «Голоса птиц»

Технология обучения

Этапы урока

Оформление доски

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный

Этап

2. Актуализация знаний

 

 

 

3. Формулирование темы урока.

 

4. Этап упражнения в применении знаний, умений и навыков.

 

5.  Этап упражнения и применения знаний, умений в измененных условиях.

 

6 Этап упражнения и применения знаний и умений.

 

7. Этап подведения итогов. Рефлексия.

 

Число .Тема…

Модели обложек произведений: сказка о животных. рассказ о животных, рассказ о природе.

Раздаточный материал с текстом «Стрижи».

Иллюстрации птиц (ласточка, стриж, сокол)

На доске появляется опорная схема6 Скрип  ,др. действ. Лица и взаимоотношения между ними.

На доске        Птица рада весне, а дитя-ей.

                          Сердце её лучше солнца греет.

                          Роднее её родни нет.

Алгоритм написан на доске.(деформированный)

1. Имя существительное-тема.

2.Два прилагательных – описание темы.

3. Три глагола – действия в рамках темы.

4. Фраза из четырех слов – отношение к теме.

5. Одно слов – синоним темы.

Приветствие учителя

1. Предлагаю наш урок начать с разминки по чтению. Уч-ся читают текст «Стрижи».

Выберите иллюстрацию передающие содержание этого текста. О ком вы прочитали? (о стрижах).

Дома вы тоже читали произведение об этих птицах.

Чем же отличаются эти произведения? ( в классе научный рассказ, а дома художественный).

2. Выберите модель обложки для произведения, которое вы читали дома и представьте его нашим гостям. (Художественный рассказ о животных В. Астафьева  «Стрижонок Скрип».

Проверка дом задания знание содержания текста, самопроверка по эталону

1

Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.

--норке

2

Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.

+

3

Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама.

+

4

Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало.

--много

5

Скрип был любопытный стрижонок.

+

6

Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом-разбойником коршуном.

--соколом

7

Стрижи – очень дружный народ.

+

8

Скрип сразу сделал себе глубокую норку.

--

9

Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето.

+

10

Количество верных ответов:

Оценка:

– Поменяйтесь карточками в паре, проверим работу.

Докажите , что этот рассказ художественный (автор передаёт чувства и своё отношения к событиям) .

Какие чувства вы испытывали, читая этот рассказ?

В художественном рассказе автор, как правило, наделяет чувствами и переживаниями своих персонажей

На доске иллюстрация одного из героев этого рассказа. Кто это может быть? (стрижиха, вожак или кто-нибудь и семьи стрижей) . Можем ли мы по картинке понять какими качествами он обладает, какие эмоции переживает, какие совершает поступки? ( Нет)

- Что нужно сделать, для того, чтобы лучше разобраться в этом?

(проанализировать текст и разобраться в характере персонажа). Сформулируйте тему урока.

Правильно, тема нашего урока:

« Анализ художественных литературных образов рассказа       « Стрижонок Скрип»

1) Работа над образом Скрипа.

Почему автор назвал так своё произведение? ( Рассказывает о жизни стрижонка. Он  главный герой.)  СКРИП.  По ходу работы детьми будет составляться схема.

Любит ли его автор? Как мы это узнаем?

- Давайте прочитаем о его моменте рождения. С какой интонацией надо это делать? Почему?

- Каким он был для мамы? О чем это говорит?

- Каким на свет появился птенец?

- Чем порадовала его мама? И т.д.

- Какой это герой положительный или отрицательный? В схеме (+)

2) Работа над образом Мамы стрижихи.

      Прочитайте пословицы, определите тему, найдите ключевое слово, местоимения замените этим словом.

О каком герое пойдёт у нас разговор?

- Опишите маму-стрижиху. Какой она была? Прочитайте в тексте.

- Почему мама воспитывала своих детей одна? Легко ли ей было? И т.д.

- I вариант - найдите прилагательные, которые характеризуют мать. (серьезная, строгая, хорошая, заботливая, теплая, мягкая)

  II вариант- найдите глаголы, которые характеризуют мать. (воспитывала, носилась, схватывала мошек, оберегала, защищала, кормила, поила)

- Какое одно качество объединяет все эти понятия?    (Материнская любовь). 

Докажите примерами из текста, что стрижиха была заботливой матерью. (стр.100-102)

- Почему маме-стрижихе было тяжело прокормить детей?     ( она была одна стр 102)

- Какой урок преподала мать - стрижиха сыну?  

( Нельзя отбирать еду у своих братьев, нельзя выглядывать из норки) стр. 103.

- Давайте составим синквейн о маме-стрижихе. Перед этим вспомним алгоритм составления синквейна.

Алгоритм написан на доске.(деформированный)

1. Имя существительное-тема.

2.Два прилагательных – описание темы.

3. Три глагола – действия в рамках темы.

4. Фраза из четырех слов – отношение к теме.

5. Одно слов – синоним темы.

- Чтобы у вас появился соответствующий творческий настрой, я включу вам запись с пением птиц.

3) Работа над образом стрижиной семьи.

- При каких обстоятельствах появляются эти герои в жизни маленького Скрипа?

- Как называет стрижей автор?

- Какими они были учителями?

- Что случилось если бы стрижи не пришли на помощь малышам после гибели матери? Что происходит с их отлетом? Какими качествами они обладают?

- Кем стали для Скрипа стрижи? И т.д. Найдите в тексте отрывок и прочитайте цепочкой.

- Сейчас поработайте в парах. Карточки со словами.

Выберите только те качества, которые присущи « стрижиному «народу».

карточки со словами:

- терпение

- хитрость

- сострадание

- забота

-бессердечие

-милосердие

- доброта

- равнодушие

- сочувствие

- сопереживание

- черствость

Схема дополняется жёлтой стрелкой и знаком +

Работа над образами отрицательных героев.

- Ребята, посмотрите, какие образы мы с вами разобрали?

- Правильно, положительные.

- Как вы думаете, какие герои еще есть в рассказе?

Почему мы относим их к этой категории? Прочитайте в тексте, расскажите своими словами, какой вред несут они стрижам.

(сокол, коршун, гадюка, ворона. Зачитывают из текста нужные фрагменты)

Зачем они представлены в рассказе? Почему  автор противопоставляет их друг другу?

- Почему ребята, в природе так происходит? Правильно, это цепи питания в животном мире. В литературе же это сопоставление добра и зла.

4) Работа над образами мальчишек.

- Какие герои еще встречаются в нашем произведении?

- Как автор пишет про них и когда они встречаются в жизни Скрипа?

- К каким героям отнесем мальчишек?

- От чего это зависит?

(Дети говорят, что в рассказе есть мальчишки.

Бывают хорошие, а бывают плохие.

Плохие убили отца Скрипа. Хорошие отпустили Скрипа на волю.

Могут быть и теми и другими.

От воспитания, моральных качеств.

Хорошими. Нужно оберегать братьев наших меньших. Решение принимает сам человек, каким ему быть.)

- Какими вы хотите быть сами? Почему?

Схема дополняется + и _ Стрелки чёрная, жёлтая.

6) обобщение

- Ребята, посмотрите на доску, каких героев у нас получилось больше? Что победит? Добро или зло?

- Заканчивая нашу работу, подумайте какие изменения на протяжении всего рассказа происходили со Скрипом? Как он взрослел. Какие жизненные уроки получил Скрип? (жизненные уроки:

-нельзя отнимать еду у других

-опасно вылезать из норки

- у маленьких птиц есть враги

-опасность сплачивает

-необходимо трудиться и т.д.)

- Кто помогал ему в этом?

Писатель говорит о стрижонке так, как будто речь идет о человеке. Речь идет о том, как он взрослеет и умнеет.

Послушайте слова автора

1 уч.«Ах, как бы мне хотелось, … чтобы дети видели бы и знали, как трудно выращивается хлеб, … как птички малые высиживают и выкармливают своих птенцов, как непроста жизнь в лесу, в воде, в воздухе – везде, где обитают братья наши младшие, нуждающиеся порой в защите человека, в том числе, и в вашей, ребята.

2 уч. «Вы ведь тоже вырастете и станете взрослыми, и всё, что есть на земле, достанется вам в наследство – берегите живую жизнь».

3 уч.« Звери, птицы, растения проживут и без нас, а мы без них обязательно погибнем».

Какая ещё важная тема затронута в рассказе? Какая главная мысль рассказа? Зачем и для чего он написан.

(тема бережного отношения к природе.)

Удалось ли нам с вами сегодня провести интересный урок?

(Птички на дереве-работа на уроке)

Высказать своё мнение

Мне понравилось…

Я запомнил…

Было трудно…

Приветствие уч-ся, самоконтроль .

Чтение текста про себя.

Выбор иллюстрации, подтверждение своего мнения текстом.

Выбор модели, обоснование своего мнения .

Работа в тетради.

Самопроверка по эталону, оценивание по шкале.

Ответы уч-ся.

Ответы уч-ся.

Формулируют тему

Рассказывает о жизни стрижонка. Он главный герой.)  

Составление схемы

Выразительное чтение вслух.

Выборочное чтение

Работа со схемой на доске

Анализ, обобщение.

Работа в группах: выборочное чтение.

Чтение учащимися несколько примеров. Фиксируем на схеме красной стрелкой взаимоотношение стрижонка и мамы.

Работа в парах, выборочное чтение. Работа со схемой.

Беседа проблемного характера.

Беседа проблемного характера.

Выразительное чтение отрывков.

Самооценивание: птички-стикеры у каждого ученика, для каждого ряда плакат сдеревом, чем выше птичка, тем успешнее себя ощущает ученик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Астафьев Стрижонок Скрип урок литературного чтения в 4 кл

Разработка к данному уроку поможет провести Вам урок...

Разработка урока литературного чтения по теме "В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип"

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Школа России". Второй урок по произведению....

Урок литературного чтения "Стрижонок Скрип"

Урок литературного чтения по программе "Начальная школа XXI века"- слушание и работа с детскими книгами о животных....

Урок литературного чтения в 4 классе по рассказу В.П.Астафьева "Стрижонок Скрип"

Тип урока – изучение нового материала, с применением использования элементов  технологии·        развития критического мышления.Были преследованы следующие цели...

Урок литературного чтения В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип"

Урок литературного чтения в 4 классе....

конспект урока "Литературное чтение" в 4 классе "В.П.Астафьев.Стрижонок Скрип"

в конспекте представлены факты для работы учителя с классом по биографическим данным писателя. Также есть материал для работы с текстом....