Технологическая карта литературного чтения "А.П. Платонов "Еще мама" УМК "Школа России" (3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Тема урока «А.П. Платонов «Ещё мама»

Тип урока: открытие нового знания;

Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с произведением А.П. Платонова «Ещё мама», дальнейшего совершенствования навыков чтения, навыков работы с текстом.

Задачи урока

Дидактические:

-знать о жизни и творчестве А.П. Платонова;

-знать содержание произведения «Ещё мама»

-уметь находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя.

Развивающие:

-развивать способность выделять учебную цель ;

-развивать внимание при выполнении учебных заданий ;

Воспитательные:

-воспитывать аккуратность и внимательность;

-воспитывать эмоционально-положительное отношение к предмету.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 11.04.2022

Школа: МОУ «Основная общеобразовательная школа» села Александровка

Класс: 3

Урок: 1

Время: 8:55 – 9:35

Кабинет: 203

Студент: Овсянникова Ксения

Группа: 46

Учитель: Белоглазова Л.А.

Тема урока «А.П. Платонов «Ещё мама»

Тип урока: открытие нового знания;

Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с произведением А.П. Платонова «Ещё мама», дальнейшего совершенствования навыков чтения, навыков работы с текстом.

Задачи урока

Дидактические:

  • знать о жизни и творчестве А.П. Платонова;
  • знать содержание произведения «Ещё мама»
  • уметь находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя.

Развивающие:

  • развивать способность выделять учебную цель ;
  • развивать внимание при выполнении учебных заданий ;

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность и внимательность;
  • воспитывать эмоционально-положительное отношение к предмету.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть УМК «Школа России» Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты

(П,М,Л)

Дидактические средства и интерактивноеоборудование

Самоопределение к деятельности

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: беседа

Приветствует учащихся

Проверяет готовность учащихся к уроку

-Здравствуйте, ребята!

-Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ

-Вы учите их – они учат вас!

-Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости

 

Приветствуют учителя

М: личностное включение в учебную деятельность

Учебная презентация

Актуализация знаний и мотивация

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: учебный диалог; Проблемный: выполнение пробного задания, анализ материала

Ставит проблемную ситуацию

Речевая разминка

-А теперь посмотрите на слайд, вы видите стихотворение, давайте его прочитаем с разными эмоциями (радость, грусть, удивление, тревога)

Зайку бросила хозяйка -

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок

-На этом уроке мы продолжаем знакомится с творчеством А.П.Платонова – знатока деревенской жизни, доброго человека, талантливого писателя.

Выполняют речевую разминку

 

М: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация

Постановка учебной задачи

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Наглядный: выведение темы и целей урока; Словесный: подводящий диалог, формирующий диалог;

Помогает сформулировать тему урока

Помогает сформулировать задачи на урок

- Вспомните свои чувства, когда вы впервые собирались идти в школу. Расскажите о них.

- Сегодня мы познакомимся с мальчиком, который тоже испытывал такие чувства, прочитав рассказ Андрея Платоновича «Еще мама». Прочитав это произведение, вы испытаете светлое и радостное чувство от соприкосновения с простой невыдуманной жизнью, которая многих из нас окружает ежедневно, а некоторым порой кажется обыденной и малоинтересной. Человек будет добрее и лучше, если по-прежнему останется неравнодушен ко всему. Об этом и напоминает писатель.

-Посмотрите, какое интересное название у произведения.

-Как еще можно назвать маму?

Мама

Мамочка

Мамуля

Маменька

Матушка

Родимая

-На какое слово похоже слово родимая?

-Рассмотрите иллюстрации на с. 137, 141.

-Рассмотрите иллюстрации на с. 137, 141.

-О чём, по-вашему, рассказ?

-Кто герои рассказа?

-Какими могут быть события в рассказе с таким названием?

Формулируют тему урока

Ставят цели на урок

-Волнительно, радостно

- Мама

Мамочка

-Родина.

Предположение детей.

-Артём его мама и учительница.

-Мы узнаем это , после того как прочитаем

М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

Учебная презентация

«Открытие» нового знания

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Практический: учебный диалог;

Словесный: беседа;

Частично-поисковый: выбор ответа на поставленный вопрос.

Практический: упражнение

-В тексте вам могут встретится незнакомые слова. Давайте их разберём

-Послушаем, как объясняется значение слова в толковом словаре.

Оробел

Изгородь

Горевать

Спозаранку

Ступай

Первичное восприятие произведения (чтение хорошо читающими детьми или учителем).

-К какому жанру относится прочитанное произведение?

-Почему вы так решили? Докажите.

Давайте обратимся к словарю. В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова Н.Ю.Шведовой сказано: «Рассказ-…повествовательное произведение небольшого размера».

Анализ текста

-Кто главный герой в рассказе?

-Почему рассказ называется «Еще мама»?

-Правильно ли поступила мама, отправив одного Артема в школу?

-Кто из вас побежал бы следом за мамой, а кто пошел бы в школу, как Артем?

-С какими чувствами Артем расставался с матерью?

-С кем он встретился по дороге в школу?

-Как учительница встретила его в школе?

-Почему она оставила его на коленях?

-Почему Артем не слушал учительницу?

-Почему учительница оставила его после уроков?

-Как она смогла убедить мальчика, что надо учиться?

-Какие слова учительница написала на доске? Почему именно эти слова?

Разбирают незнакомые слова.

Оробел - испугаться, бояться чего-либо, струсить.

Изгородь – лёгкий забор.

Горевать – сокрушаться, кручиниться, тосковать, печалиться, грустить.

Спозаранку – с раннего утра.

Ступай – шагать, ходить, идти.

-Рассказ.

-Все события происходят в реальной жизни.

-Мальчик Артём.

-Потому что учительница в школе была Артёму как мама.

Предположения детей.

-Боялся её оставить одну, думал, что будет скучать или что-то с ней случиться.

-С гусем, собакой и мальчишками которых не знал.

-Увидела, что он скучает по маме и взяла его на руки.

-Потому что он скучал по маме, она хотела его успокоить.

-Он думал о маме.

-Она поступила как заботливая мама, промыла его рану.

-Сказала, что если он не будет учиться, то мама расстроиться.

-Родина и мама, мальчик скучал по маме и поэтому старательно старался написать это слово.

М: выдвижение гипотез и их обоснование (П);

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

М: уметь работать в группах

Учебная презентация, учебник

Динамическая пауза

Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности

Практические: выполнение физических упражнений

Организует динамическую паузу

-А прежде чем приступить к следующему заданию нам нужно немного отдохнуть .

Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить — нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

Выполняют упражнения

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Первичное закрепление во внешней речи

Усвоение нового способа действий

Ф, П

Практические: выполнение заданий

Словесные: беседа, учебный диалог,

Практический: упражение

Проводит учебный диалог

Осуществляет проверку работы с учебником

-Смелый, добрый, воспитанный, ответственный, заботливый

-О ком можно так сказать?

-Какими еще прилагательными можно описать

характер героя?

-Попробуем дать характеристику маме Артема.

-Найдите, как автор описывает чувства матери при расставании с сыном.

-Как надо относиться к родителям?

-А теперь составим характеристику учительнице?

Добрая, злая, умная, равнодушная, заботливая, ленивая, трудолюбивая, переживающая, внимательная, строгая.

-Прочитайте, как автор описывает учительницу.

-С какими людьми вам хотелось бы общаться?

-Как надо относиться к учителям?

-Об Артёме

-Заботливая, добрая, понимающая

Находят в тексте

высказывание детей

 добрая, злая, умная, равнодушная, заботливая, ленивая, трудолюбивая, переживающая, внимательная, строгая

Высказывают своё предположение

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Учебная презентация, учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой

Интероризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практические: метод решения грамматико-орфографических задач

Наглядный: проверка по эталону

-Сейчас самостоятельно в парах попробуйте составить план рассказа. Частей должно быть 7. Расскажите, как вы будете составлять план?

1.Выделить главное в каждой части, отметив в тексте основные предложения.

2. Перечитайте выделенные предложения. Скажите своими словами, о чём главном говорится в каждой части. Подберите к ним заголовки.

3. Запишите свой заголовок к каждой части.

4. Проверьте себя по книге, определите, отражает ли заголовок главное, не повторяются ли заголовки, не пропущено ли что-либо важное?

Составление плана:

1.Мама провожает сына в школу.

2. По дороге в школу.

3. Первое впечатление.

4. Знакомство с учительницей.

5. Первый урок в жизни Артёма.

6.Урок продолжается.

7. Пора снова в школу

Проверка.

1.Выделить главное в каждой части, отметив в тексте основные предложения.

2. Перечитайте выделенные предложения. Скажите своими словами, о чём главном говорится в каждой части. Подберите к ним заголовки.

3. Запишите свой заголовок к каждой части.

4. Проверь себя по книге , определите, отражает ли заголовок главное, не повторяются ли заголовки, не пропущено ли что-либо важное.

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Учебная презентация, раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесные: учебный диалог

Практический: упражнение

С каким произведением познакомились на уроке?

- Кто его автор?

- Ребята, почему автор назвал рассказ «Ещё мама»?

- Какую главную мысль хотел донести до нас автор?

-«Ещё мама».

-А.П. Платонов

-Учительница в школе стала Артёму как мама.

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация, учебник

Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф, И

Словесные: беседа, анализ

Подводит итог урока

Проводит работу по самооценке

- Оцените свою работу на уроке, заполнив карточки.

Вопросы

«Да»

«Нет»

Я хорошо работал на уроке.

Я без ошибок выполнил самостоятельную работу.

Я много нового узнал на уроке.

 

Поднимите руку те, кто на 1 вопрос ответил «Да».

- Поднимите руку те, кто на 2 вопрос ответил «Нет».

- Поднимите руку те, кто на 3 вопрос ответил «Да».

- Запишите домашнее задание: нарисовать на листе формата А4 иллюстрацию к понравившемуся отрывку.  

- Ребята, спасибо за урок, до свидания!

Оценивают свою работу на уроке

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта литературное чтение Б. Заходер «Песенки Винни Пуха» 2 класс УМК "Школа России"

Тема: Б. Заходер «Песенки Винни Пуха» Цели деятельности учителя: развитие и совершенствование навыков выразительно­го чтения, умение ставить вопросы по прочитанному материал...

Технологическая карта литературного чтения "Произведение Б.И. Шергина "Собирай по ягодке - наберешь кузовок" УМК "Школа России" (3 класс)

Тема урока «Произведение Б.И.Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представле...

Технологическая карта литературного чтения "Н.Н.Носов "Федина задача" УМК "Школа России" (3 класс)

Тема урока: «Н.Н.Носов «Федина задача»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о жизни и творчестве ...

Технологическая карта литературного чтения «М.М. Зощенко «Золотые слова»» ( УМК " Школа России", 3 класс)

Тема урока «М.М. Зощенко «Золотые слова»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением М....

Технологическая карта литературного чтения «М.М. Зощенко «Великие путешественники»» ( УМК " Школа России", 3 класс)

Тема урока «М.М. Зощенко «Великие путешественники»»Тип урока: урок рефлексияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением М.М. Зощенко ...

Технологическая карта литературного чтения «Н.Н. Носов «Федина задача»» ( УМК " Школа России", 3 класс)

Тема урока «Н.Н. Носов «Федина задача»»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением Н.Н...

Технологическая карта литературного чтения «Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»» ( УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над ...