Технологическая карта литературного чтения "Произведение Б.И. Шергина "Собирай по ягодке - наберешь кузовок" УМК "Школа России" (3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Тема урока «Произведение Б.И.Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
Тип урока: открытие нового знания;
Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений о произведении Б.И.Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
Задачи урока
Дидактические:
-познакомиться с биографией автора Б.В.Шергина;
-познакомить с произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»;
Развивающие:
-развивать способность выделять учебную цель ;
-развивать внимание при выполнении учебных заданий ;
Воспитательные:
-воспитывать аккуратность и внимательность;
-воспитывать эмоционально-положительное отношение к предмету.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 06.04.2022 Школа: МОУ «Общеобразовательная школа» села Александровка Класс: 3 Урок: 1 Время: 8:55 – 9:35 Кабинет: 203 | Студент: Овсянникова Ксения Группа: 46 Учитель: Белоглазова Л.А. |
Тема урока «Произведение Б.И.Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
Тип урока: открытие нового знания;
Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений о произведении Б.И.Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
Задачи урока
Дидактические:
- познакомиться с биографией автора Б.В.Шергина;
- познакомить с произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»;
Развивающие:
- развивать способность выделять учебную цель ;
- развивать внимание при выполнении учебных заданий ;
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность и внимательность;
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к предмету.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть УМК «Школа России» Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты (П,М,Л) | Дидактические средства и интерактивноеоборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный: беседа | Приветствует учащихся Проверяет готовность учащихся к уроку Ровно встали, Тихо сели, На меня все посмотрели. На уроке не зевать, А работать и читать. - Чему мы учимся на уроках литературного чтения? - А для чего вам нужны эти знания? - Хлопните в ладоши 3 раза, если вы готовы начать урок. | Приветствуют учителя - Читать. Изучаем виды фольклора, узнаём об историях, которые случаются с героями произведений. Знакомимся с биографией авторов. - Мы учимся на поступках героев рассказов и сказок, … . | М: личностное включение в учебную деятельность (Р) | Учебная презентация |
Актуализация знаний и мотивация | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Практический: решение грамматико-орфографических задач; Словесный: учебный диалог; Проблемный: выполнение пробного задания, анализ материала | Организует счет с целью актуализации знаний Ставит проблемную ситуацию - С какими произведениями мы познакомились на прошлом уроке? - Что было задано на дом? Проверка домашнего задания. - Как вы думаете, почему случилась такая ситуация с Ирочкой и попугаем? | - На прошлом уроке мы познакомились с произведением Юрия Ивановича Ермалаева «Проговорился». - Чтение произведения «Проговорился» по ролям. Дети читают по ролям. - Ирочка чаще говорила грубые слова, чем добрые. | М: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Наглядный: выведение темы и целей урока; Словесный: подводящий диалог, формирующий диалог; | Помогает сформулировать тему урока Помогает сформулировать задачи на урок - Ребята, откройте страницу 123 учебника и прочитайте название - Что необычного в названии этого раздела? Что это? - Какой смысл заключён в ней? - Как вы думаете, о чем будут произведения в этом разделе? Чему они нас будут учить? Откройте страницу 124 и прочитайте название рассказа, который будем читать сегодня. -Какое сходство вы заметили? - Кто автор этого произведения? - Назовите тему урока. - Какие задачи стоят перед нами? -Верно. Молодцы. - Слово об авторе нам расскажет Лях Владислава. А вы слушайте её внимательно, потому что в конце её рассказа вы будете формулировать вопросы для своих одноклассников, а они будут на них отвечать. | Формулируют тему урока Ставят цели на урок - «Собирай по ягодке - наберешь кузовок». - Это пословица. - Только кропотливый и упорный труд может привести к ожидаемому результату. - Предположения детей. Соотносит пословицы с главным смыслом произведения. - Название рассказа совпадает с названием раздела. -Б.В. Шергин -Произведение Б.В.Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» -Узнать биографию автора -Прочитать произведение Б.В. Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» | М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); | Учебная презентация |
«Открытие» нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Практический: учебный диалог; Словесный: беседа; Иллюстративный метод Частично-поисковый: выбор ответа на поставленный вопрос. Практический: упражнение | Помогает определить варианты окончаний Помогает выполнять задания из учебника -Сейчас я расскажу вам биографию Б.В. Шергина , а вы слушайте внимательно. - Борис Викторович Шергин (1896-1973 гг.) Русский писатель. Родился в Архангельске, там же провел детство и юность. Отец будущего писателя «был и кораблестроителем, и мореходцем... он сорок пять лет ходил в море... Зимой в свободный час он мастерил модели фрегатов, бригов, шхун». Свою мать Б. Шергин называл «хранительницей слова». Впоследствии он записал былины, рассказанные ею. Первым своим «серьезным рассказом» Б. Шергин считал легенду «Любовь сильнее смерти», напечатанную в 1912 г. Учился писатель в Москве в художественном училище, потому что его «с детских лет... интересовали кисти и краски». Многие книги со своими произведениями Б. Шергин оформлял сам, для многих создал иллюстрации. В Архангельске установлен памятник Борису Шергину и названа библиотека его именем. Словарная работа. - В тексте вам встретятся слова штукатурное, малярное. Найдите значение этих слов в словаре учебника. Ещё вам встретятся такие слова как: АКАДЕМИЯ - высшее учреждение. ВЫЛОЩИЛ ВОЛЧЬИМ ЗУБОМ –натёр до блеска. ПАРКЕТЧИК – мастер, который составляет из дощечек узоры. Первичное чтение. - Послушайте произведение и ответьте на вопрос: Какой совет дал мастер Мите? Проверка восприятия. - Какой вопрос я задала в начале чтения? - Найдите ответ в тексте и зачитайте его. - Найдите в тексте отрывок, в котором говорится о бабушке. Какая она? -Найдите в тексте момент, когда Митя любуется своей незаконченной работой. Работа с пословицами и фразеологизмами. - Какую особенность вы заметили в тексте? Например. - Сейчас некоторые дети будут работать в группах. Ваша задача заключается в том, чтобы как можно точнее передать смысл пословицы или фразеологизма. Но для начала мы вспомним правила работы в группе. Правила работы в группе 1. Выслушивай товарища до конца. 2. Говори только по делу. 3. Помни: от твоей работы зависит результат всей группы 4. Работай дружно. 5.Изберите секретаря и презентатора группы. 6. Хорошее настроение – успех в работе. Можете приступать к работе. А мы с вами продолжим работу. - Рассмотрите картинку на стр.124. Кто на ней изображён? - Что они делают? - Как вы думаете, о чём они беседуют? К какому отрывку из произведения относится эта картинка? Зачитайте его. - А теперь откройте стр. 127, кто изображён на ней? - Видел ли Витя на самом деле работы Мити? - А как он узнал о них? - Молодцы, ребята! Всё верно - Я приглашаю презентаторов и доложить о результатах проделанной работы вашей группы. | Ученики выполняют задания из учебника Дети находят толкования слов в словаре учебника. Дети слушают учителя. Дети находят ответы в учебнике и зачитывают их. - Встретилось много пословиц и фразеологизмов. Дети повторяют правила работы в группе. Выполнение работы. - На картинке изображены Ваня с бабушкой. - Они беседуют. - Дети читают отрывок из произведения. - На картинке изображены бабушка и Ваня, они наблюдают за работой Мити. -Нет, не видел. - О Митиных работах Вите рассказала бабушка. - Объяснение смысла пословиц и фразеологизмов. | М: выдвижение гипотез и их обоснование (П); Л: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; М: уметь работать в группах | Учебная презентация, учебник |
Динамическая пауза | Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности | Практические: выполнение физических упражнений | Организует динамическую паузу -А прежде чем приступить к следующему заданию нам нужно немного отдохнуть . Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.) | Выполняют упражнения | ||||
Первичное закрепление во внешней речи | Усвоение нового способа действий | Ф, П Практические: выполнение заданий Словесные: беседа, учебный диалог, Практический: упражение | Проводит учебный диалог Осуществляет проверку работы с учебником. Повторное чтение - А сейчас вы будете читать текст по цепочке, по абзацам. -А сейчас давайте приступим к выполнению следующего задания. Вам необходимо восстановить цепь событий в рассказе. Восстановите цепь событий в рассказе.
| Работают с учебником Читают текст по цепочке по абзацам.
| П:структурировать найденную информацию в нужной форме К:уметь создавать устные и письменные высказывания. | Учебная презентация, Раздаточный материал | ||
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интероризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практические: метод решения грамматико-орфографических задач Наглядный: проверка по эталону | Проводит самостоятельную работу Организует самопроверку Вам необходимо прочесть высказывания и поставить «+», если вы согласны с ним. Если же вы не согласны, то напротив высказывания поставьте «-». Игра «Кузовок» (продолжить пословицы) Продолжить пословицы:
| Выполняют самостоятельную работу Выполняют самопроверку | М: уметь проводить самоанализ; К:уметь создавать устные и письменные высказывания. Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. | Раздаточный материал | ||
Включение в систему знаний, повторение | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф Словесные: учебный диалог Практический: упражнение | - Работа в группах. Характеристика героя в СИНКВЕЙНЕ. У вас на партах лежат карточки с именами главных героев. Прошу вас составить синквейн о главных героях рассказа. Вы знаете, что синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. (происходит от французского слова – пять). Дети читают свои синквейны. | В группах выполняют синквейн | М: контроль, коррекция, оценка М: уметь проводить самоанализ; К:уметь создавать устные и письменные высказывания | Раздаточный материал | ||
Рефлексия деятельности | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф, И Словесные: беседа, анализ | Подводит итог урока Проводит работу по самооценке - Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какая была тема урока? - Какая была цель урока? - Оцените свою работу на уроке, используя круг самооценки. - Почему ты выбрал такой смайлик? - Ребята, вы сегодня молодцы, справились со всеми заданиями! Спасибо вам за урок! | -Произведение Б.В.Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» -Узнать биографию автора -Прочитать произведение Б.В. Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» Оценивают свою работу на уроке -До свидания! | М: рефлексия способов и условий действия; Л: самооценка | Учебная презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по литературному чтению к разделу "Собирай по ягодке-наберешь кузовок" 3 класс, "Школа России"
Тест "Собирай по ягодке-наберешь кузовок" предназначен для проверки изученного материала по данной теме....
Конспект урока по литературному чтению «Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок», 3 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: развитие умения работать со словарем, формирование умений правильного, сознательного и беглого чтения целыми словами; формирование умений соотносить главную мысль произведен...
Конспект урока по литературному чтению « Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» (3 класс УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»Цели деятельности учителя: продолжение работы над произведением Б. Шергин «Собирай по я...
Технологическая карта урока литературного чтения «Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» 3 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения Б. Шергина и его произведении «Собирай по ягодке – наберешь кузовок», формирование умений анал...
Технологическая карта литературного чтения "А.П. Платонов "Еще мама" УМК "Школа России" (3 класс)
Тема урока «А.П. Платонов «Ещё мама»Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с произведением А.П. Платонова «Ещё мама», да...
Технологическая карта литературного чтения "Н.Н.Носов "Федина задача" УМК "Школа России" (3 класс)
Тема урока: «Н.Н.Носов «Федина задача»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о жизни и творчестве ...
Технологическая карта литературного чтения «М.М. Зощенко «Золотые слова»» ( УМК " Школа России", 3 класс)
Тема урока «М.М. Зощенко «Золотые слова»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением М....