Технологическая карта литературного чтения "Н.Н.Носов "Федина задача" УМК "Школа России" (3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Тема урока: «Н.Н.Носов «Федина задача»»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о жизни и творчестве  Н.Н.Носова, произведении «Федина задача»

Задачи урока

Дидактические:

-уметь находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя

-учить детей анализировать литературное произведение;

-выделять главные мысли из текста произведения;

Развивающие:

-при помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст

-работать над развитием речи, мышления.

Воспитательные:

-воспитывать аккуратность и внимательность;

-воспитывать бережное отношение к учебнику;

-воспитывать любовь к учебе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 21.04.2022

Школа: «Основная общеобразовательная школа» села Александровка

Класс: 3

Урок: 2

Время: 9:40-10:20

Кабинет: 203

Студент: Овсянникова Ксения

Группа: 46

Учитель: Белоглазова Л.А.

Тема урока: «Н.Н.Носов «Федина задача»»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о жизни и творчестве  Н.Н.Носова, произведении «Федина задача»

Задачи урока

Дидактические:

  • уметь находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя;
  • учить детей анализировать литературное произведение;
  • выделять главные мысли из текста произведения;

Развивающие:

  • при помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст;
  • работать над развитием речи, мышления.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность и внимательность;
  • воспитывать бережное отношение к учебнику;
  • воспитывать любовь к учебе.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, авторы: Л.Ф.Климакова, В.Г.Горецкий  (Школа России), компьютер, проектор, презентация.

Челябинск, 2022 г.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно-значимом уровне

Ф

Словесный метод: беседа.

Настроить учеников на работу.

Повернитесь лицом друг к другу, положите ладони в ладони друг другу и улыбнитесь, пожелайте хорошей дружной работы на весь урок.

Проверка готовности к уроку.

- Проверьте, все ли у вас готово к уроку?

Приветствуют учителя.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Учебная презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф, И

Словесный метод: беседа.

Практический метод: работа с чистоговоркой;

Учитель проводит речевую разминку.

учебному процессу. - Ребята, чтобы настроится на хорошую работу,

сейчас мы с вами проведем разминку.

Для разминки мы с вами возьмем скороговорку.

Ах, вы сени, сени, сени

Вышел в сени сонный Сеня.

И в сенях споткнулся Сеня,

И кувырк через ступени.

- Какой звук, мы должны проговаривать четко в это скороговорке?

1. Читаем про себя.

2. Читаем хором словами.

3. Читаем медленно, быстрее, очень быстро.

4. Кто сможет быстро прочитать скороговорку?

- Молодцы, ребята!

Проверка домашнего задания

- Дома вам нужно было составить рассказ. Кто хочет его зачитать.

Подведение к теме урока

- Расшифруйте имя писателя:

ЙАЛОКИН ЧИВЕАЛОКИН ВОСОН.

-Верно, сегодня мы познакомимся с ещё одним его произведением, которое называется «Федина задача»

Выполняют самостоятельную работу

Читают скороговорку сначала про себя, затем все вместе

- Михаил Зощенко «Великие путешественники»

- Николай Николаевич Носов.

Предметные: повторить уже пройденный материал. Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию;

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план;

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Учебная презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный метод: формулирующий диалог.Составление плана работы.

Формулировка темы и цели урока.

-Сформулируйте тему урока.

-Какую цель поставим перед собой?

-Составим план нашей работы, как вы думаете, какие там будут пункты?

Формулируют тему и цели урока

- Н.Н.Носов «Федина задача».

- Познакомиться с жизнью и творчеством Н.Н.Носова; познакомиться с произведением «Федина задача».

План

1. Познакомиться с биографией Н.Н.Носова;

2. Прочитать произведение  «Федина задача»;

3. Сделать выводы

Предметные: уметь формулировать тему и цель урока Метапредметные:

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план;

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося

Учебная презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действийи формирование способности к его выполнению

Ф, П

Наглядный метод: презентация.

Словесный метод: беседа, учебный диалог.

Биография писателя

- Первый пункт плана – биография писателя. Давайте посмотрим небольшое видео.

- Чем занимался Носов в детстве?

- Почему начал писать?

- Назовите его первый рассказ.

Работа перед прочтением. Словарная работа        

-Когда мы будем читать произведение, вам встретятся незнаковые для вас слова. Давайте сейчас их разберем.

1) Рокочущим басом– низким мужским голосом.

2)Титулярный советник – гражданский чин.

3) Кафтан – длинная верхняя одежда с длинными рукавами.

4) Борзая – быстрая.

5) Репродуктор - Устройство для громкого воспроизведения звука.

- Посмотрите еще раз на название рассказа. Как вы думаете, о чем он?

Смотрят видео

Отвечают на вопросы

Предположения детей

Предметные: знать содержание рассказа.

Метапредметные:

П:структурировать найденную информацию в нужной форме.

К:уметь создавать устные и письменные высказывания.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Учебник

Учебная презентация

Видео

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

Словесный метод: беседа

Чтение рассказа

- Сейчас я начну читать рассказ «Федина задача», а вы следите внимательно и будете продолжать.

Остановка 1 (до слов: "и сел за стол ... ").

-Откуда пришёл Федя?

- Как понимаете выражение «по крайней мере, никто не будет мешать делать уроки?

 - А что же сделал, Федя?

- Что можно сказать про Федю?

- А кто-нибудь оказывался в такой ситуации, как Федя?

- Поднимите руки.

Остановка 2 (до слов: «интересно, кто такой титулярный советник?"). 

- Каким вы увидели Федю в этой части рассказа?

- А как бы вы поступили?

- Как будут развиваться события дальше? Предположите.

Читают хорошо читающие учащиеся.

- С катка.

- Может быть сестра, брат.

- Включил радио, решил делать уроки под музыку.

– Несосредоточенный, отвлекается, у него есть вредные привычки.

- Делает сразу несколько дел. Предполагают.

Предметные: знать содержание рассказа, уметь выделять главную мысль

Метапредметные:

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план;

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося

Учебник Учебная презентация

Чтение и анализ третьей части рассказа (до конца текста).

-Почему Федя, прослушав две песни, потёр

обеими руками уши?

- Почему Федя не мог решить

- Он пытался сосредоточиться, заставить себя не слушать радио.

Предположения детей.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф, П

Словесный метод: беседа

Практический метод: выполнение заданий

1.Выполнение самостоятельно задания

2. Организация самопроверки учащимися выполненной работы.

-Посмотрите на слайд. Что вы увидели?

1. Из репродуктора послышались звуки рояля.

2. Дома никого не было.

3. Он отрегулировал репродуктор.

4. Пойду лучше к Юре Сорокину.

5. Он почесал кончик носа и принялся читать задачу заново.

- Верно это план. И он перепутан. Вам нужно восстановить цепь событий в рассказе и записать правильный порядок цифр, обсуждая его с соседом по парте.

– Кто расскажет по данному плану, о чем рассказ Н.Н.Носова «Федина задача»?

 - Ребята оценим вашего одноклассника по образцу.

 -Какую оценку мы можем ему поставить?

 - Поднимите левую руку, то сделал это задание без ошибок?

- У кого была 1-2 ошибки, поднимите правую руку.

Выполняют задание.

- План.

- 2,3,1,5,4.

Предметные: знать содержание рассказа.

Метапредметные:

П:структурировать найденную информацию в нужной форме;

К:уметь вступать в диалог.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Учебник

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

П

Словесный метод: Беседа.

Повторение изученного материала.

Лексическая работа. Работа в парах.

 -Кому понравился рассказ? Чем?

-Оказались ли ваши предположения, о чем будет рассказ, верны? - Сейчас ребята, мы поработаем в парах. Вам необходимо объяснить значение пословиц, представленных на слайде.

1 ряд: «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь».

2 ряд: «Думай дважды — говори раз»

3 ряд: «Сначала подумай, тогда после не будешь жалеть»

- Как вы их понимаете?

 -Можно ли сказать, что пословицы выражают главную мысль произведения, его идею?

 - О чем вы задумались, прочитав рассказ?

- Как правильно нужно выполнять домашнее

задание?

- Чему учит рассказ Н. Н. Носова?

Работают в парах

- Если делать 2 дела одновременно, не

получится сделать качественно ни одного.

 - Нужно сначала сделать одно, а потом другое.

- Прежде, чем ты скажешь что-то, сначала подумай, а еще лучше подумай несколько раз, и только потом высказывай свое мнение, предложение или же вопрос.

- Смысл заключается в том, что человек должен не торопиться в своих суждениях. Скоропалительные выводы и слова, которые сразу готовы слететь с

языка, следует попридержать и сначала

хорошенько подумать, прежде чем их выпалить.

- Выключить телевизор и убрать все, что мешает, а потом в тишине делать домашнее задание.

Предметные: знать содержание рассказа.

Метапредметные:

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план;

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Учебник

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

И, Ф

Словесный метод: рефлексивные вопросы.

Организация предметной рефлексии

- Какова была тема урока?

- Посмотрите на план, мы смогли выполнить его?

Подведение эмоциональной рефлексии

- Вот и подошел к концу наш урок. Вы довольны своей работой?  Выберете смайлик, который соответствует вашей работе на уроке.

- Урок окончен. Всем спасибо.

Проводят рефлексию своей деятельности.

- Н.Н.Носов «Федина задача»

- Да

Предметные: уметь проводить рефлексию своей деятельности.

Метапредметные:

Р: самооценивание.

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности.

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта литературное чтение Б. Заходер «Песенки Винни Пуха» 2 класс УМК "Школа России"

Тема: Б. Заходер «Песенки Винни Пуха» Цели деятельности учителя: развитие и совершенствование навыков выразительно­го чтения, умение ставить вопросы по прочитанному материал...

Технологическая карта литературного чтения "А.П. Платонов "Еще мама" УМК "Школа России" (3 класс)

Тема урока «А.П. Платонов «Ещё мама»Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с произведением А.П. Платонова «Ещё мама», да...

Технологическая карта литературного чтения "Произведение Б.И. Шергина "Собирай по ягодке - наберешь кузовок" УМК "Школа России" (3 класс)

Тема урока «Произведение Б.И.Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представле...

Технологическая карта литературного чтения «М.М. Зощенко «Золотые слова»» ( УМК " Школа России", 3 класс)

Тема урока «М.М. Зощенко «Золотые слова»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением М....

Технологическая карта литературного чтения «М.М. Зощенко «Великие путешественники»» ( УМК " Школа России", 3 класс)

Тема урока «М.М. Зощенко «Великие путешественники»»Тип урока: урок рефлексияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением М.М. Зощенко ...

Технологическая карта литературного чтения «Н.Н. Носов «Федина задача»» ( УМК " Школа России", 3 класс)

Тема урока «Н.Н. Носов «Федина задача»»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением Н.Н...

Технологическая карта литературного чтения «Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»» ( УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над ...