Рабочая программа кружка "Юный читатель"
рабочая программа по чтению
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Программа разработана на основе учебно – методического комплекта О.Н.Крыловой «Работа с текстом».
Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать.
При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится видеть и понимать отдельные языковые умения и определять их место в системе языка в целом, учиться интерпретировать текст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_yunyy_chitatel.doc | 277.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Программа разработана на основе учебно – методического комплекта О.Н.Крыловой «Работа с текстом».
Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать.
При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится видеть и понимать отдельные языковые умения и определять их место в системе языка в целом, учиться интерпретировать текст.
Цель.
Создание условий для формирования у учащихся начальных классов всех видов речевой деятельности при работе с информацией.
Задачи.
- Формировать у учащихся позитивное отношение к чтению, к книге;
- расширить читательский кругозор школьников;
- укрепить семейные отношения в процессе чтения, поиска информации детьми совместно с родителями;
- развивать познавательные интересы, формировать стремление детей к размышлению и поиску;
- способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников.
Актуальность.
Актуальность программы можно выразить словами Д. Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Современные дети всё меньше и неохотней читают книги. С прекращением чтения разрушается самая важная связь передачи опыта между поколениями. Снижение ценности чтения для современного ребенка является только фактом его адаптации к условиям современного мира. Переставая читать книги, у детей не развивается устная речь, умение размышлять, высказывать своё мнение.
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать информацию и понимать её. Получалось как в русской пословице «Читает – летает, да ничего не понимает». Наращивание темпов чтения, проверка техники чтения на скорость, по утверждению психологов и врачей-дефектологов, способно привести к неврозам и дислексии. Исходя из этого, появляется необходимость сместить акцент с наращивания темпа чтения к формированию осознанного чтения.
Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения.
Механизм реализации.
На изучение курса «Юный читатель» отводится 1 час в неделю, продолжительностью 40 минут, всего 34 часа в год. В первом классе – 33 часа. Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства.
Ценность семьи. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Содержание программы.
Реализация программы предусматривается в классе в течение 4 лет. Пользуясь программой, можно проводить целенаправленную и активную работу со всеми учащимися класса. Каждый год изучение текстов сопровождается рабочей тетрадью.
К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. В систему вопросов для анализа текста включены вопросы по орфографии, фонетике, лексике, пунктуации. В ходе работы обучающиеся:
- определяют тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания;
- определяют главную мысль текста;
- озаглавливают текст;
- различают абзацы;
- подбирают антонимы и синонимы к словам;
- определяют сравнение.
Вставляя пропущенные орфограммы, подбирая проверочные слова, учащиеся используют ранее полученные знания на уроках русского языка и литературного чтения.
Особое внимание уделено работе со словом, которая в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога, словообразование. Работая с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, ученик тренирует свою зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
Работа с текстом способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать её. В ходе работы развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям.
С целью развития познавательной активности продуманна работа с иллюстративным материалом.
При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.
Виды речевой и читательской деятельности.
- Умение слушать (аудирование). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
- Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры, учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
- Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
- Работа с текстом художественного произведения. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
- Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
- Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
- Письмо (культура письменной речи). Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему.
Формы и виды деятельности:
- игровая;
- познавательная;
- просмотр мультфильмов;
- конкурсы;
- посещение библиотек;
- праздники.
Планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности.
К концу обучения учащиеся научатся:
- осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации;
- систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать имеющуюся в тексте информацию;
- интерпретировать и преобразовывать информацию;
- использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей;
- объяснять, обосновывать утверждения;
- принимать решения в простых учебных и практических ситуациях;
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
- работать с несколькими источниками информации;
- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников;
- сопоставлять различные точки зрения;
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
- овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме;
- приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У обучающихся будут развиты такие читательские действия, как:
- поиск информации;
- выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации.
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий.
Личностные УДД:
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- формирование интереса к чтению; мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности; первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к успешности учебной деятельности.
Регулятивные УДД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УДД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УДД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;
- ориентироваться в понятиях дружба, дружеские отношения, эмоционально воспринимать слова собеседников.
Предметными результатами освоения, учащимися программы являются следующие умения:
- определять тип и стиль текста;
- находить главную мысль;
- определять тему текста;
- делить текст на части, озаглавливать каждую часть;
- подбирать антонимы и синонимы к словам;
- находить сравнения;
- составлять план текста.
Список используемой литературы.
- Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 1 класс. ФГОС - 18-е изд., - М.: Издательство «Экзамен», 2016.
- Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 2 класс. ФГОС - 18-е изд., - М.: Издательство «Экзамен», 2016.
- Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 3 класс. ФГОС - 18-е изд., - М.: Издательство «Экзамен», 2016.
- Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 4 класс. ФГОС - 18-е изд., - М.: Издательство «Экзамен», 2016.
Заключение.
Авторская программа «Юный читатель» способствует созданию условий для формирования у учащихся начальных классов всех видов речевой деятельности. Смысл работы по программе состоит в том, чтобы помочь ребенку в освоении элементарных навыков работы с текстом, где необходимо не просто прочитать содержание, а понять, осмыслить и применить полученные знания в жизни.
Календарно-тематическое планирование 1 класс.
№ урока | Дата проведения | Тема занятия | Характеристика видов деятельности |
1. | Экскурсия в библиотеку. | Знакомство с возникновением книги, с её структурой. | |
2. | Знакомство с тетрадью. Особенности работы. | Беседа с учащимися. Знакомство с условными обозначениями. | |
3. | Работа с последовательностью событий на основе рассказа Л. Толстого «Спала кошка ...». | Чтение и анализ прочитанного Работа с предложением и последовательностью событий. | |
4. | Л. Толстой. «Была у Насти кукла…». Содержание текста. | Чтение и анализ прочитанного. Работа по содержанию текста. Словарная работа. | |
5. | Е. Чарушин «Медведь». Главная мысль текста. | Чтение и анализ прочитанного. Выделение главной мысли текста. | |
6. | Л. Толстой «Хотела галка пить». Словарная работа. | Чтение и анализ прочитанного. Звукобуквенный анализ слов. Словарная работа. | |
7. | Выделение главной мысли в произведении Л. Толстого. «Старик сажал яблони...» | Чтение и анализ прочитанного. Работа с таблицей. Выделение главной мысли текста. Звукобуквенный анализ слов. | |
8. | Л. Толстой. «Старик сажал яблони...». Работа с таблицей. | ||
9. | Последовательность событий в произведении Е. Чарушина. «Лиса». | Чтение и анализ прочитанного. Деление слов для переноса. Определение последовательности событий. Работа над произношением слов. | |
10. | Е. Чарушин. «Лиса». Деление слов для переноса. | ||
11. | А. Тихонов. «Весной скворец...». Работа с предложением. | Чтение и анализ прочитанного. Озаглавливание текста. Словарная работа. Работа с предложением. | |
12. | А. Тихонов. «Хороша весна...». Работа с содержанием текста. | Чтение и анализ прочитанного. Работа по содержанию текста. Работа с предложением. | |
13. | Работа с предложением. Л. Толстой «Пошла Катя по утру...» | Чтение и анализ прочитанного. Выбор ответа. Работа с предложением. | |
14. | Е. Чарушин. «Слон». Деление слов на слоги. | Чтение и анализ прочитанного. Деление слов на слоги. | |
15. | Я. Тайц. «Надя приехала к бабушке...». Число имен существительных. | Чтение и анализ прочитанного. Образование новых слов. Число имён существительных. Определение последовательности событий. | |
16. | Главная мысль произведения А. Тихонова «Издали горы...» | Чтение и анализ прочитанного. Определение главной мысли текста. Выбор заголовка текста. Деление слов для переноса. | |
17. | А. Сахарнов «Охотился кит...». Работа с предложением. | Чтение и анализ прочитанного. Работа со схемой предложения. Составление предложений из слов. Определение последовательности событий. | |
18. | Я. Тайц «Все здесь». Знакомство с понятием «Диалог». | Чтение и анализ прочитанного. Знакомство с понятием «Диалог». Работа с вопросительным и восклицательным предложениями. | |
19. | Главная мысль текста В. Осеевой «Просто старушка». | Чтение и анализ прочитанного. Выделение главной мысли текста. Анализ поступков героев. Определение последовательности событий. | |
20. | Определение последовательности событий в произведении Я. Тайц «По пояс» | Чтение и анализ прочитанного. Составление предложения по схеме. Работа с парными согласными на конце слова. Определение последовательности событий. | |
21. | С Резодубов «Зимой». Главные члены предложения. | Чтение и анализ прочитанного. Главные члены предложения. Выделение главной мысли текста. Определение последовательности событий. | |
22. | Энциклопедия «Почему с тополей падает «снег»? Работа с безударными гласными. | Чтение и анализ прочитанного. Работа с безударными гласными. Работа с синонимами. Соотношение иллюстрации с содержанием текста. | |
23. | Энциклопедия «Почему с тополей падает «снег»? Работа с синонимами. | ||
24. | Я. Тайц «Дома у бабушки...». Работа над предложением. | Чтение и анализ прочитанного. Определение последовательности событий. Составление предложения из слов. | |
25. | Последовательность событий А. Тихонова «Что касается сообразительности...» | Чтение и анализ прочитанного. Выбор ответа. Определение последовательности событий. Работа с таблицей. | |
26. | А. Тихонов «Что касается сообразительности...». Работа с таблицей. | ||
27. | Я. Тайц «По грибы». Выбор ответа с опорой на текст. | Чтение и анализ прочитанного. Работа с антонимами. Главные члены предложения. Выбор ответа с опорой на текст. Определение главной мысли текста. | |
28. | Основная мысль произведения В. Осеевой «Три товарища». | Чтение и анализ прочитанного. Определение последовательности событий. Выделение основной мысли текста. Работа с вопросительными предложениями. | |
29. | И. Шустова «Собака - близкий родственник волка». Заглавие текста. | Чтение и анализ прочитанного. Работа с буквосочетаниями жи – ши. Озаглавливание текста. Работа с синонимами. | |
30. | И. Шустова «Собака - близкий родственник волка». Работа с синонимами. | ||
31. | Н. Юрцевич «Издали на лесной опушке...». Определение главной мысли текста. | Чтение и анализ прочитанного. Озаглавливание текста. Определение главной мысли текста. | |
32. | Н. Юрцевич «Дедушка рассказал Кате...». Характеристика главных героев. | Чтение и анализ прочитанного. Характеристика поступков главного героя. | |
33. | «С книгой вместе веселей». | Обобщение и систематизация полученных знаний. |
Календарно-тематическое планирование 2 класс.
№ урока | Дата проведения | Тема занятия | Характеристика видов деятельности |
1. | Знакомство с тетрадью. Особенности работы. | Беседа с учащимися. Знакомство с условными обозначениями. | |
2. | Текст и предложение. | Обобщение знаний учащихся по теме «Текст. Предложение». | |
3. | Выделение главной мысли текста на примере произведения И. Соколова-Микитова. | Чтение и анализ прочитанного. Выделение главной мысли текста. | |
4. | Определение последовательности событий в тексте В. Осеева «Плохо». | Чтение и анализ прочитанного. Выбор ответа. Выражение отношения к герою. | |
5. | Определение темы текста в произведении Л. Толстого «Два товарища». | Чтение и анализ прочитанного. Выборочное чтение. Выражение своего отношения к прочитанному. | |
6. | Составление плана текста. Рассказы В. Бурлакова. | Чтение и анализ прочитанного. Пересказ, определение последовательности событий. Знакомство с понятием «абзац». | |
7. | Рассказы А. Тихонова. Подбираем заголовок к тексту. | Чтение и анализ прочитанного. Соотношение иллюстраций и текста. Ответы на вопросы. | |
8. | С. Михалков «Аисты и лягушки». Знакомство с понятием «диалог». | Чтение и анализ прочитанного. Выделение главной мысли. Знакомство с особенностями диалога. Деление текста на предложения. | |
9. | Рассказы И. Пузанова. Вопросы к тексту. | Чтение и анализ прочитанного. Работа с иллюстрациями по содержанию текста. Формулировка вопросов к прочитанному. | |
10. | Работа с синонимами. Рассказы В. Бахревского. | Чтение и анализ прочитанного. Определение последовательности событий. Выбор заголовка. | |
11. | Рассказы И. Соколова – Микитова. Оформление обложки книги. | Чтение и анализ прочитанного. Знакомство с понятиями «название книги», «автор», «художник-оформитель», «издательство». | |
12. | Рассказы Л. Яхтина. Деление текста на части. | Чтение и анализ прочитанного. Деление текста на части. Определение типов предложений по цели высказывания. | |
13. | Составление плана текста на примере произведений В. Осеевой. | Чтение и анализ прочитанного. Пересказ текста. Деление на части, составление плана. | |
14. | Рассказы А.Тихонова. Знакомство с приемом «сравнение». | Чтение и анализ прочитанного. Выборочное чтение. Определение границ предложений. | |
15. | Чтение научных текстов. Определение главной мысли. | Чтение и анализ прочитанного. Озаглавливание текстов. Определение главной мысли текста. | |
16. | Определение отношения к тексту. Рассказы К. Ушинского. | Чтение и анализ прочитанного. Выборочное чтение. Определение количества звуков и букв в словах. | |
17. | Рассказы И. Соколова – Микитова. Ищем сравнения. Подбираем заголовок. | Чтение и анализ прочитанного. Выделение в тексте «сравнений», работа с однокоренными словами. | |
18. | Рассказы Е. Пермяка. Определение стиля речи. | Чтение и анализ прочитанного. Работа с понятиями «научный, художественный стили речи». | |
19. | Рассказы И. Соколова – Микитова. Определение типов текста. | Чтение и анализ прочитанного. Характеристика героев. Выражение своего отношения. | |
20. | Работа с антонимами. Рассказы С. Михалкова. | Чтение и анализ прочитанного. Формирование умения подбирать антонимы. Характеристика героев. | |
21. | Г. Цыферов «Жил на свете слонёнок». Сказка или быль. Учимся обосновывать свои ответы. | Чтение и анализ прочитанного. Доказательство своего мнения. | |
22. | В. Кологрив «Кузнечик». Определение типа речи. | Чтение и анализ прочитанного. Учимся отвечать на вопросы по тексту. | |
23. | Определение стиля текста на примере рассказов С Аксакова. | Чтение и анализ прочитанного. Работа с однокоренными словами. Образование новых слов. | |
24. | Знакомство с творчеством Б.Житкова. | Чтение и анализ прочитанного. Характеристика характеров героев, определение главной мысли. | |
25. | Сказки Ш. Перро. Определение последовательности пунктов плана. | Чтение и анализ прочитанного. Последовательность событий, работа с антонимами, с иллюстрациями. | |
26. | Знакомство с творчеством М. Пришвина. | Чтение и анализ прочитанного. Характеристика характеров героев, определение главной мысли. | |
27. | Н. Юрцевич «Берёза». Дополнение предложений, опираясь на содержание текста. | Чтение и анализ прочитанного. Выборочное чтение. Работа с иллюстрациями. | |
28. | Работа с пословицами на примере рассказа С. Юцзунь. | Чтение и анализ прочитанного. Работа с диалогом. Восстановление текста. | |
29. | Рассказы В. Танасийчук. Стиль текста. Заголовок. | Чтение и анализ прочитанного. Определение стиля речи. Определение границ предложений. | |
30. | Работа с иллюстрациями на примере рассказов В. Коржикова. | Чтение и анализ прочитанного. Работа с синонимами. Определение количества звуков и букв в словах. | |
31. | Занимательные книги Э. Успенского. | Чтение и анализ прочитанного. Пересказ текста. Выделение главной мысли текста. | |
32. | Знакомство с жизнью и творчеством С. Маршака. | Чтение и анализ прочитанного. Пересказ текста. Выделение главной мысли текста. | |
33. | Знакомство с жизнью и творчеством А. Барто | Чтение и анализ прочитанного. Пересказ текста. Выделение главной мысли текста. | |
34. | Обобщающий урок – игра: «Я читал, много узнал, а значит уже подрос…». | Обобщение и систематизация полученных знаний. |
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ урока | Дата проведения | Тема занятия | Характеристика видов деятельности |
1. | Знакомство с тетрадью. Особенности работы. | Беседа с учащимися. Знакомство с условными обозначениями. | |
2. | Определение темы в произведении Г.Скребицкого «Синица». | Чтение и анализ прочитанного. Чтение по слогам. Определение темы текста. Работа с иллюстрацией. | |
3. | А. Тихонова «Долгоносики». Работа со схемами. | Чтение и анализ прочитанного. Чтение по слогам. Определение темы текста. Работа со схемами, иллюстрацией. | |
4. | Определение последовательности в произведении Э.Бауэра «Фламинго». Тип текста. | Чтение и анализ прочитанного. Ведение диалога. Определение последовательности. Работа с иллюстрацией. Подбор антонимов. Заглавие текста. | |
5. | Энциклопедия «Хочу все знать». Грызуны. Стили текста. | Чтение и анализ прочитанного. Ведение диалога. Определение последовательности. Работа с иллюстрацией. Подбор антонимов. Работа со стилями текста. | |
6. | Энциклопедия «Хочу все знать». Бактерии. Работа с пословицами. | Чтение и анализ прочитанного. Определение главной мысли. Деление слов для переноса. Подбор синонимов. Работа с пословицами. Определение последовательности событий. | |
7. | Знакомство с содержанием произведения А.П. Чехова. | Чтение и анализ прочитанного. Работа со словосочетаниями. Работа с планом текста. Определение главной темы текста. Определение типа текста. Составление и дополнение плана текста. | |
8. | Составление плана текста А.П. Чехова. | ||
9. | Последовательность событий в произведении | Чтение и анализ прочитанного. Установление последовательности пунктов плана. Восстановление деформированных предложений. Подбор заголовка текста. Работа с иллюстрациями. | |
10. | Обобщение знаний о синонимах и антонимах на основе произведения А. Солженицына. | Чтение и анализ прочитанного. Определение главной темы текста. Определение типа текста. Работа с антонимами и синонимами. | |
11. | Работа с текстом из энциклопедии «Хочу все знать». Работа со словосочетаниями. | Чтение и анализ прочитанного. Определение главной темы текста. Определение стиля текста и грамматической основы предложения. Работа со словосочетаниями. | |
12. | Работа с текстом А.Старостина «Оленье стадо». | Чтение и анализ прочитанного. Постановка ударения в словах. Подбор заголовка к тексту. Работа с иллюстрацией. | |
13. | Работа с текстом из энциклопедии «Что такое? Кто такой?» Змеи. | Чтение и анализ прочитанного. Выделение главной мысли текста. Участие в диалоге. Работа с вопросительными предложениями, формирование умений их находить в тексте. | |
14. | Составление плана текста «Змеи». | ||
15. | Работа с текстом Э.Шиму «Вид земли». Работа с предложением. | Чтение и анализ прочитанного. Выделение главной мысли текста. Работа с вопросительными предложениями, формирование умений их находить в тексте. | |
16. | Работа с текстом из энциклопедии «Что такое? Кто такой?» На арене цирка. | Чтение и анализ прочитанного. Работа над заголовком. Работать с кроссвордом, с иллюстрацией. Выделение частей слова. | |
17. | Работа с текстом Л.Киселевой «И так бывает». Схема предложения. | Чтение и анализ прочитанного. Определение главной темы текста. Определение стиля текста. Определение последовательности событий. | |
18. | Работа с текстом из энциклопедии «Что такое. Кто такой». Радуга. | Чтение и анализ прочитанного. Определение главной темы, типа текста. Работа с однокоренными словами. Выделение грамматической основы предложения. | |
19. | Определение главной мысли в произведении А. Тихонова. | Чтение и анализ прочитанного. Определение типа текста. Работа с однокоренными словами и синонимами. | |
20. | Работа над содержанием произведения И.Соколова Микитова «Сосновый бор». | Чтение и анализ прочитанного. Определение главной темы, типа текста. Составление плана текста. Однородные и второстепенные члены предложения. | |
21. | Работа с текстом из энциклопедии «Что такое? Кто такой?» Дельфины. | Чтение и анализ прочитанного. Подбор синонимов, заголовка к тексту. Работа с последовательностью событий. Работа с иллюстрацией. | |
22. | Составление плана на основе текста из энциклопедии «Дельфины». | ||
23. | Работа с текстом Л.Киселевой «Башмачки». | Чтение и анализ прочитанного. Подбор синонимов, заголовка к тексту. Работа с последовательностью событий. Работа с иллюстрацией. | |
24. | Работа с текстом Э.Бауэра «Немецкая овчарка». | Чтение и анализ прочитанного. Подбор синонимов, заголовка к тексту. Работа с последовательностью событий. Работа с иллюстрацией. | |
25. | Работа с текстом С.Михалкова «Осел и бобр». | Чтение и анализ прочитанного. Постановка ударения в словах. Деление текста на части. Определение основной мысли текста. Работа с синонимами. | |
26. | Работа с текстом В. Васильевой «Весна». Словосочетания. | Чтение и анализ прочитанного. Определение главной мысли, типа текста. Озаглавливание текста. Установление последовательности событий. Работа с синонимами. Составление словосочетаний. | |
27. | Определение главной мысли в произведении В. Осеевой. | Чтение и анализ прочитанного. Определение главной темы, типа текста. Составление плана текста. Работа с иллюстративным материалом, антонимами. | |
28. | Работать с текстом из энциклопедии «Хочу все знать». Растения. | Чтение и анализ прочитанного. Определение последовательности пунктов плана. Разбор слов по составу. Постановка ударения в словах. | |
29. | Определение последовательности событий в тексте «Растения». | ||
30. | Работа с текстом И.Соколова – Микитова «Калина». | Чтение и анализ прочитанного. Определение главной темы, типа текста. Составление плана текста. Работа с антонимами и однокоренными словами. | |
31. | Составление плана на основе произведения И.Соколова – Микитова «Калина». | ||
32. | Комплексная проверочная работа. | Выполнение комплексной проверочной работы. | |
33. | Анализ и коррекция ошибок, допущенных в работе. | Анализ ошибок, допущенных при выполнении комплексной проверочной работы. | |
34. | Обобщающий урок «В дорогу с книгой». | Обобщение и систематизация полученных знаний. |
Календарно-тематическое планирование 4 класс.
№ урока | Дата проведения | Тема занятия | Характеристика видов деятельности |
1. | Знакомство с тетрадью. Особенности работы. | Беседа с учащимися. Знакомство с условными обозначениями. | |
2. | Работа с синонимами. Г.Николаева «Ливень» | Чтение и анализ прочитанного. Работа с синонимами. Определение главной мысли и типа текста. Работа с однокоренными словами. | |
3. | Прием сравнения в произведении Г.Скребицкого «Солнечный день». | Чтение и анализ прочитанного. Работа с синонимами, безударными гласными, правописание предлогов. Работа со словосочетаниями. | |
4. | К.Ушинский «Гнездо ласточки». План текста. | Чтение и анализ прочитанного. Работа с антонимами, определение последовательности событий. Деление текста на части, определение главной мысли текста. | |
5. | Работать с текстом из энциклопедии «Хочу все знать». Сахар. | Чтение и анализ прочитанного. Определение частей речи, стиля текста, главной мысли. Выделение грамматических основ предложений. | |
6. | «Хочу все знать». Сахар. Основа предложения. | ||
7. | А. Бостром «Кошка и еж». Работа со схемами. | Чтение и анализ прочитанного. Определение частей речи, стиля текста, главной мысли. Работа со схемами предложения и слов. | |
8. | Работа с текстом С. Аксакова «Осень». Способы образования новых слов. | Чтение и анализ прочитанного. Определение частей речи, стиля текста, главной мысли. Работа со схемами предложения. Образование новых слов. | |
9. | Работа с текстом И.Соколова - Микитова «Клены». Границы предложений. | Чтение и анализ прочитанного. Работа с синонимами, безударными гласными, частями речи. Определение границ предложений. | |
10. | И.Соколов - Микитов «Клены». Части речи. | ||
11. | Р.Киплинг «Слоненок» - реальность и вымысел. | Чтение и анализ прочитанного. Образование словосочетаний. Работа с местоимение. Подбор проверочных слов. | |
12. | Работать с текстом из энциклопедии «Хочу все знать». Язык-средство общения. | Чтение и анализ прочитанного. Работа с текстом: выборочное чтение. Определение стиля текста, главной мысли. Работа с синонимами и антонимами. Работа с предлогами и приставками. | |
13. | Работа с текстом А. Тихонова «Колибри». | Чтение и анализ прочитанного. Работа с текстом: выборочное чтение. Прием «сравнение». Определение частей речи, стиля текста, главной мысли. Работа с синонимами и антонимами. | |
14. | А. Тихонов «Колибри». Синонимы и антонимы. | ||
15. | Работать с текстом из энциклопедии «Хочу все знать». Экология. | Чтение и анализ прочитанного. Выбор заголовка. Составление предложения. Определение частей речи, стиля текста, главной мысли. Работа с антонимами. | |
16. | Работа с текстом «Осень» по И.Соколову-Микитову | Чтение и анализ прочитанного. Работа с планом текста. Выбор заголовка. Определение границ предложения. Определение стиля текста, главной мысли. Работа с антонимами. | |
17. | К. Ушинский «Четыре желания». Работа по содержанию. | Чтение и анализ прочитанного. Работа с однокоренными словами. Составление предложения. Определение частей речи, стиля текста, главной мысли. Соотношение текста и иллюстраций. | |
18. | К. Ушинский «Четыре желания». Работа с иллюстрациями. | ||
19. | Работать с текстом из энциклопедии «Хочу все знать». Планеты. Кроссворд. | Чтение и анализ прочитанного. Работа с текстом: выборочное чтение. Определение стиля текста, главной мысли. Выборочное чтение. | |
20. | Работа с текстом Э.Бауэра «Жираф». | Чтение и анализ прочитанного. Работа с глаголами. Соотношение иллюстрации и текста. Определение стиля текста, главной мысли. Работа с антонимами. | |
21. | С. Михалков «Жадный Заяц». Диалог. | Чтение и анализ прочитанного. Работа с понятием «Диалог». Выбор заголовка. Определение падежа прилагательных. Определение стиля текста, главной мысли. Отгадывание кроссворда. | |
22. | С. Михалков «Жадный Заяц». Кроссворд. | ||
23. | «Рябина» И. Соколов-Микитов. Соотношение понятия и описания. | Чтение и анализ прочитанного. Деление текста на части, составление плана. Подбор проверочных слов. Соотношение понятия и описания. Определение стиля текста, главной мысли. | |
24. | «Совы» Н. Дудников. Работа с орфограммами. | Чтение и анализ прочитанного. Подбор проверочных слов. Соотношение иллюстрации и текста. Определение стиля текста, главной мысли. Работа с орфограммами. | |
25. | Работа с текстом К. Ушинского «Утренние лучи». | Чтение и анализ прочитанного. Определение стиля текста, главной мысли. Выделение в тексте реального и вымышленного. Работа с антонимами. Определение грамматической основы предложения. | |
26. | Е. Пермяк «Как Маша стала большой». Выборочное чтение. | Чтение и анализ прочитанного. Определение последовательности событий. Соотношение понятия и описания. Определение стиля текста, главной мысли. | |
27. | С. Михалков. Оформление обложки книги. | Чтение и анализ прочитанного. Выбор заголовка. Работа с антонимами. Определение стиля текста, главной мысли. Оформление обложки книги. | |
28. | В. Осеева «Злая мать и добрая тетя». План текста. | Чтение и анализ прочитанного. Определение стиля текста, главной мысли. Составление плана текста. Работа с пословицами. | |
29. | Работа с текстом «Однажды в лесу» по Г.Скребицкому | Чтение и анализ прочитанного. Определение стиля текста, главной мысли. Составление плана текста. Работа с антонимами. Разгадывание кроссворда. Определение грамматической основы. | |
30. | П. Молчанов «Рыбалка». | Чтение и анализ прочитанного. Определение стиля текста, главной мысли. Соотношение иллюстрации и текста. Работа с антонимами. | |
31. | Работа с текстом по Г. Скребицкому «Художник-Осень» | Чтение и анализ прочитанного. Работа с однокоренными словами, приемом «Сравнение». Определение стиля текста, главной мысли. Составление плана текста. Определение грамматической основы. | |
32. | Комплексная проверочная работа. | Выполнение комплексной проверочной работы. | |
33. | Анализ и коррекция ошибок, допущенных в работе. | Анализ ошибок, допущенных при выполнении комплексной проверочной работы. | |
34. | Книга – мой лучший друг. | Обобщение и систематизация полученных знаний. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Клуб юного читателя"
Программа рассчитана для 2 класса. Требования новых стандартов соблюдены....
Рабочая программа курса "Я - читатель"
Рабочая программа курса "Я - читатель"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности БУДУ НАСТОЯЩИМ ЧИТАТЕЛЕМ
Цель программы: общеинтеллектуальное развитие личности учащихся средствами технологии продуктивного чтения на основе совместной с педагогом (родителем) деятельности в процессе чтения....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Буду настоящим читателем»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Буду настоящим читателем»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности к курсу " Я читатель", 4 класс.
Программа данного курса представляет систему занятий, направленных на расширение представлений учащихся о детской литературе, раскрытие перед детьми мира нравственно-эстетических ценностей, накопленны...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Буду настоящим читателем"
Проектная деятельность-рабочая программа: "Буду настоящим читателем"....
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу : "Буду настоящим читателем"для 3-его класса.
Цель программы: общеинтеллектуальное развитие личности учащихся средствами технологии продуктивного чтения на основе совместной с педагогом и родителями деятельности в процессе чтения....