Открытый урок по чтению на тему: Ю. Яковлев "Мама"
план-конспект занятия по чтению (4 класс)

 Александрова Светлана Сергеевна

Цель:

обогащение знаний о содержании понятий « Родина», «мама» .Формировать умение определять главную мысль произведения, приобщение к искусству художественного слова посредством знакомства с новым произведением

Задачи:

развивать внимание к внутренней жизни человека к интонации, темпу при чтении прозаического произведения, развивать речь учащихся в совместной деятельности; развивать творческие возможности и неординарность мышления в проектно-исследовательской деятельности.

Воспитывать умение чувствовать красоту слова. Прививать любовь и уважение к Родине, своей маме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_chteniyu_yu._yakovlev_mama.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

        Литературное чтение 4 класс

ФИО учителя: Александрова Светлана Сергеевна

Технологическая карта

предмет

Литературное чтение

тема

Ю. Яковлев «Мама»

тип урока

открытие новых знаний

цель

обогащение знаний о содержании понятий « Родина», «мама» .Формировать умение определять главную мысль произведения, приобщение к искусству художественного слова посредством знакомства с новым произведением

Задачи

развивать внимание к внутренней жизни человека к интонации, темпу при чтении прозаического произведения, развивать речь учащихся в совместной деятельности; развивать творческие возможности и неординарность мышления в проектно-исследовательской деятельности.

Воспитывать умение чувствовать красоту слова. Прививать любовь и уважение к Родине, своей маме.

Применяемые технологии:

1.Педагогика сотрудничества.

2.Технология уровневой дифференциации обучения.

3.Групповые технологии.

4.Здоровье-сберегающие технологии.

Форма проведения урока

групповая работа, индивидуальная работа, работа в парах.

оборудование

Учебник, проектор, карточки

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивация

Ребята, прежде чем начать наш урок, я попрошу вас всех взяться крепко-крепко за руки. Запомните эти ощущения.

- Что вы ощущаете?

Каждый сегодня на уроке может рассчитывать на поддержку своего друга-одноклассника и конечно мою, ведь уча вас, я сама учусь заново.

- Но это еще не все. Я хочу, чтобы на нашем уроке кроме поддержки вы ощущали себе спокойно, комфортно и радостно. Поэтому давайте друг другу улыбнемся. И не забудем о наших гостях. Подарим хорошее настроение и им.

Тепло, поддержку

Актуализация знаний

На уроке ОРКСЭ ребята написали сочинение. Давайте послушаем.

- О ком или о чем ребята написали сочинения?

- Какие смысловые ассоциации у вас возникают, когда произносим слово «Родина»?

- А когда слышим слово «мама»?

Дети заслушивают 2 сочинения

- о маме, Родине

-Дом, Малая Родина, там, где родился

-близкий человек…

Выявление затруднения

- Подумайте, чем же является Родина для каждого из вас?

- Кем является для вас мама?

- Как вы думаете, о ком или о чем мы будем говорить на уроке чтения?

Чтобы ответить на вопрос кем же является мама и Родина необходимо определить цель

- А хотели бы вы узнать, о чем думал автор, вспоминая о своей маме?

Где живу, расту

- родной человек…

- о маме, Родине

-На уроке мы должны учиться правильно строить и задавать вопросы, верно выражать свои мысли. Продолжим учиться пониманию и правильному чтению текста. Будем развивать свои творческие способности

Построение проекта и выхода из затруднения

Начинаю читать первый абзац, далее читают подготовленные дети.

- Определите жанр произведения?

-Верно, это рассказ, в котором писатель делится своими воспоминаниями о маме.

- Какие слова, выражения показались незнакомыми, смысл которых надо раскрыть?

- Какое впечатление произвел на вас рассказ?

- Кому обращается автор?

- Юрий Яковлев родился 22 июня 1922 году. Вы знаете, ребята, Юрий Яковлев не спроста написал это произведение, с которым мы познакомимся. Все дело в том, что он, как и вы, учился в школе. Как и многие ребята, после школы пошел в армию. И тут началась война. Война разлучила его и его маму. Участвовал в обороне Москвы.

А в это время его мама находилась в блокадном Ленинграде, где и погибла. Но свою любовь к ней он пронес в своем сердце через всю жизнь и отразил в произведении «Мама».

- Если вас заинтересовала жизнь и творчество такого интересного писателя Ю. Яковлева, то вы можете найти информацию в библиотеке, интернете.

Читают по очереди

-Рассказ

- Блокада, багульник, Ленинград

- грустно, печально, вспомнил маму

- К нам

Реализация построенного проекта

- Давайте, мы с вами разделим  на смысловые части текст рассказа композиционно и озаглавим каждую часть

(на столах листочки построения плана). Работаете в парах

Работают в парах

Первичное закрепление

1часть Вступление

- О ком идет речь в первой части? Докажите

-Озаглавьте

Найдите повторы. Как вы думаете, зачем автор использует повторы?

- Давайте из последнего предложения уберем повторы и прочитаем без них. Что получилось?

2 часть Завязка

- Какова главная мысль этой части?

- С какого предложения начинается завязка?

Для чего мама знакомила с книгами, показывала незнакомые растения ? (Перечислить события)

Ответьте словами из  текста. Мама чувствует своего ребенка, когда он еще находится в животе, всю жизнь она будет любить своего ребенка

-- Какие чудеса открыла мама? Зачитайте из текста

- Озаглавьте эту часть

3 часть Кульминация

- Найдите в тексте самый напряженный момент в кульминации?

Озаглавьте.

4 часть Развязка

- О ком Ю. Яковлев вспоминает в развязке?

Озаглавьте

- Давайте с вами вернемся к самым первым вопросам, которые я задавал?

1в. – Чем является Родина для каждого из нас? А мама кем является?

- Прочитайте самый последний абзац рассказа.

- Какова же главная мысль произведения?

- о маме, детях, авторе

- Мамин голос, дорогой образ матери

- в каждое слово писатель вложил нежность, любовь

- потерялись авторские чувства и отношение к маме

- говорится о том, что мама- человек,  который больше, чем другой, понимает детей и заботится о них.

Зачитывают 1 предложение 

- Мама вводила меня в мир и помогала в нем освоиться . Мама «умеет любить и жалеть, прощать и помогать» детям в трудную минуту

Дети находят и зачитывают

(«Мама всегда рядом», «Мама научит и поможет», «Мама открывает мир», «Мама вводит в жизнь», «С мамой по жизни»

- Гибель матери

«Воспоминание о маме»

Мама- Родина, Родина-мама

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

- работаем по группам

-первая группа составляет тонкие вопросы, вторая толстые

- Задайте вопросы друг другу

Работают по группам

Задают вопросы

Включение в систему знаний и повторения

- Любая мама достойна того, чтобы о ней написали книгу или нарисовали ее портрет. И я вам предлагаю стать книгоиздателями. Вот сейчас каждый из вас попытается издать такую книгу.

Перед вами инструкции, как создать книгу. Внимательно изучите ее. И выпустите свою книгу.

-Напишите самое яркое событие, воспоминание о маме, какая ваша мама, пожелание своей маме, стихотворение

Дети по инструкции создают сборник

Презентация книг

Рефлексия учебной деятельности

Как нужно относиться к матерям, Родине?

- Когда вы слышите слова «мама» и «Родина», то...

Автор хотел найти отклик в наших сердцах, в нашей душе, заставить задуматься об отношении к своей маме, чтобы берегли, любили своих мам. Чтобы потом, когда повзрослеете, вам не пришлось сожалеть, что вы ее огорчали, были к ней невнимательны.

Понятия слов «Родина» и «мама» близки. Родина, как и мама оберегает ,заботится, учит, защищает нас. Нельзя не любить свою Родину,не любя маму.

д\з 1 уровень- выразительное чтение рассказа.

2 уровень- наизусть 2 абзаца ( рисунок мамы по желанию)

3 уровень- написать сочинение о своей маме.

Дети продолжают предложение

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературного чтения по теме: И.А. Крылов. Басни. « Лебедь, Щука и Рак»

Урок литературного чтения в 4 классе при изучении темы " Басни"....

Открытый урок по чтению по теме "Иван Соколов-Микитов «Черёмуха». 3 класс VIII вид

Тема: Иван Соколов-Микитов «Черѐмуха».Цели: учить детей любить, понимать и беречь природу;создавать условия для воспитания интереса к творчеству писателя и миру природы;развивать память, речь, мы...

Открытый урок литературного чтения по теме: «Тихая сказка».

Цели: создать условия для знакомства учащихся с буквой Ш, ш ,для  формирования навыка чте­ния слов, предложений с изученными буквами; способствовать развитию речи, фо­нематического  слуха, т...

Открытый урок литературного чтения на тему. А Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"

Урок проведен в 3 классе по УМК "Школа России" в соответствии с требованиями ФГОС....

Открытый урок литературного чтения по теме "Путешествие по городу Сказок" (1 класс)

Нестандартные уроки или уроки с применением различных игровых моментов (уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-игры, уроки-практикумы, уроки-праздники, интегрированные уроки) способствуют развитию тво...

Открытый урок литературного чтения по теме: Л. Пантелеев "Честное слово"

Открытый урок литературного чтения по теме: Л. Пантелеев "Честное слово"...