Открытый урок по чтению на тему: Ю. Яковлев "Мама"
план-конспект занятия по чтению (4 класс)
Цель:
обогащение знаний о содержании понятий « Родина», «мама» .Формировать умение определять главную мысль произведения, приобщение к искусству художественного слова посредством знакомства с новым произведением
Задачи:
развивать внимание к внутренней жизни человека к интонации, темпу при чтении прозаического произведения, развивать речь учащихся в совместной деятельности; развивать творческие возможности и неординарность мышления в проектно-исследовательской деятельности.
Воспитывать умение чувствовать красоту слова. Прививать любовь и уважение к Родине, своей маме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_chteniyu_yu._yakovlev_mama.docx | 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение 4 класс
ФИО учителя: Александрова Светлана Сергеевна
Технологическая карта
предмет | Литературное чтение |
тема | Ю. Яковлев «Мама» |
тип урока | открытие новых знаний |
цель | обогащение знаний о содержании понятий « Родина», «мама» .Формировать умение определять главную мысль произведения, приобщение к искусству художественного слова посредством знакомства с новым произведением |
Задачи | развивать внимание к внутренней жизни человека к интонации, темпу при чтении прозаического произведения, развивать речь учащихся в совместной деятельности; развивать творческие возможности и неординарность мышления в проектно-исследовательской деятельности. Воспитывать умение чувствовать красоту слова. Прививать любовь и уважение к Родине, своей маме. |
Применяемые технологии: | 1.Педагогика сотрудничества. 2.Технология уровневой дифференциации обучения. 3.Групповые технологии. 4.Здоровье-сберегающие технологии. |
Форма проведения урока | групповая работа, индивидуальная работа, работа в парах. |
оборудование | Учебник, проектор, карточки |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Мотивация | Ребята, прежде чем начать наш урок, я попрошу вас всех взяться крепко-крепко за руки. Запомните эти ощущения. - Что вы ощущаете? Каждый сегодня на уроке может рассчитывать на поддержку своего друга-одноклассника и конечно мою, ведь уча вас, я сама учусь заново. - Но это еще не все. Я хочу, чтобы на нашем уроке кроме поддержки вы ощущали себе спокойно, комфортно и радостно. Поэтому давайте друг другу улыбнемся. И не забудем о наших гостях. Подарим хорошее настроение и им. | Тепло, поддержку |
Актуализация знаний | На уроке ОРКСЭ ребята написали сочинение. Давайте послушаем. - О ком или о чем ребята написали сочинения? - Какие смысловые ассоциации у вас возникают, когда произносим слово «Родина»? - А когда слышим слово «мама»? | Дети заслушивают 2 сочинения - о маме, Родине -Дом, Малая Родина, там, где родился -близкий человек… |
Выявление затруднения | - Подумайте, чем же является Родина для каждого из вас? - Кем является для вас мама? - Как вы думаете, о ком или о чем мы будем говорить на уроке чтения? Чтобы ответить на вопрос кем же является мама и Родина необходимо определить цель - А хотели бы вы узнать, о чем думал автор, вспоминая о своей маме? | Где живу, расту - родной человек… - о маме, Родине -На уроке мы должны учиться правильно строить и задавать вопросы, верно выражать свои мысли. Продолжим учиться пониманию и правильному чтению текста. Будем развивать свои творческие способности |
Построение проекта и выхода из затруднения | Начинаю читать первый абзац, далее читают подготовленные дети. - Определите жанр произведения? -Верно, это рассказ, в котором писатель делится своими воспоминаниями о маме. - Какие слова, выражения показались незнакомыми, смысл которых надо раскрыть? - Какое впечатление произвел на вас рассказ? - Кому обращается автор? - Юрий Яковлев родился 22 июня 1922 году. Вы знаете, ребята, Юрий Яковлев не спроста написал это произведение, с которым мы познакомимся. Все дело в том, что он, как и вы, учился в школе. Как и многие ребята, после школы пошел в армию. И тут началась война. Война разлучила его и его маму. Участвовал в обороне Москвы. А в это время его мама находилась в блокадном Ленинграде, где и погибла. Но свою любовь к ней он пронес в своем сердце через всю жизнь и отразил в произведении «Мама». - Если вас заинтересовала жизнь и творчество такого интересного писателя Ю. Яковлева, то вы можете найти информацию в библиотеке, интернете. | Читают по очереди -Рассказ - Блокада, багульник, Ленинград - грустно, печально, вспомнил маму - К нам |
Реализация построенного проекта | - Давайте, мы с вами разделим на смысловые части текст рассказа композиционно и озаглавим каждую часть (на столах листочки построения плана). Работаете в парах | Работают в парах |
Первичное закрепление | 1часть Вступление - О ком идет речь в первой части? Докажите -Озаглавьте Найдите повторы. Как вы думаете, зачем автор использует повторы? - Давайте из последнего предложения уберем повторы и прочитаем без них. Что получилось? 2 часть Завязка - Какова главная мысль этой части? - С какого предложения начинается завязка? - Для чего мама знакомила с книгами, показывала незнакомые растения ? (Перечислить события) Ответьте словами из текста. Мама чувствует своего ребенка, когда он еще находится в животе, всю жизнь она будет любить своего ребенка -- Какие чудеса открыла мама? Зачитайте из текста - Озаглавьте эту часть 3 часть Кульминация - Найдите в тексте самый напряженный момент в кульминации? Озаглавьте. 4 часть Развязка - О ком Ю. Яковлев вспоминает в развязке? Озаглавьте - Давайте с вами вернемся к самым первым вопросам, которые я задавал? 1в. – Чем является Родина для каждого из нас? А мама кем является? - Прочитайте самый последний абзац рассказа. - Какова же главная мысль произведения? | - о маме, детях, авторе - Мамин голос, дорогой образ матери - в каждое слово писатель вложил нежность, любовь - потерялись авторские чувства и отношение к маме - говорится о том, что мама- человек, который больше, чем другой, понимает детей и заботится о них. Зачитывают 1 предложение - Мама вводила меня в мир и помогала в нем освоиться . Мама «умеет любить и жалеть, прощать и помогать» детям в трудную минуту Дети находят и зачитывают («Мама всегда рядом», «Мама научит и поможет», «Мама открывает мир», «Мама вводит в жизнь», «С мамой по жизни» - Гибель матери «Воспоминание о маме» Мама- Родина, Родина-мама |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | - работаем по группам -первая группа составляет тонкие вопросы, вторая толстые - Задайте вопросы друг другу | Работают по группам Задают вопросы |
Включение в систему знаний и повторения | - Любая мама достойна того, чтобы о ней написали книгу или нарисовали ее портрет. И я вам предлагаю стать книгоиздателями. Вот сейчас каждый из вас попытается издать такую книгу. Перед вами инструкции, как создать книгу. Внимательно изучите ее. И выпустите свою книгу. -Напишите самое яркое событие, воспоминание о маме, какая ваша мама, пожелание своей маме, стихотворение | Дети по инструкции создают сборник Презентация книг |
Рефлексия учебной деятельности | Как нужно относиться к матерям, Родине? - Когда вы слышите слова «мама» и «Родина», то... Автор хотел найти отклик в наших сердцах, в нашей душе, заставить задуматься об отношении к своей маме, чтобы берегли, любили своих мам. Чтобы потом, когда повзрослеете, вам не пришлось сожалеть, что вы ее огорчали, были к ней невнимательны. Понятия слов «Родина» и «мама» близки. Родина, как и мама оберегает ,заботится, учит, защищает нас. Нельзя не любить свою Родину,не любя маму. д\з 1 уровень- выразительное чтение рассказа. 2 уровень- наизусть 2 абзаца ( рисунок мамы по желанию) 3 уровень- написать сочинение о своей маме. | Дети продолжают предложение |
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературного чтения по теме: И.А. Крылов. Басни. « Лебедь, Щука и Рак»
Урок литературного чтения в 4 классе при изучении темы " Басни"....
Открытый урок по чтению по теме "Иван Соколов-Микитов «Черёмуха». 3 класс VIII вид
Тема: Иван Соколов-Микитов «Черѐмуха».Цели: учить детей любить, понимать и беречь природу;создавать условия для воспитания интереса к творчеству писателя и миру природы;развивать память, речь, мы...
Открытый урок литературного чтения по теме: «Тихая сказка».
Цели: создать условия для знакомства учащихся с буквой Ш, ш ,для формирования навыка чтения слов, предложений с изученными буквами; способствовать развитию речи, фонематического слуха, т...
Открытый урок по чтению на тему: "Любишь ли ты музыку? С. Козлов "Ёжикина скрипка". "Детский альбом" П.И. Чайковского"
Разработан интегрированый урок по чтению и музыке в 3 классе....
Открытый урок литературного чтения на тему. А Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"
Урок проведен в 3 классе по УМК "Школа России" в соответствии с требованиями ФГОС....
Открытый урок литературного чтения по теме "Путешествие по городу Сказок" (1 класс)
Нестандартные уроки или уроки с применением различных игровых моментов (уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-игры, уроки-практикумы, уроки-праздники, интегрированные уроки) способствуют развитию тво...
Открытый урок литературного чтения по теме: Л. Пантелеев "Честное слово"
Открытый урок литературного чтения по теме: Л. Пантелеев "Честное слово"...