Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок» (конспект урока литературного чтения для 3 класса)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Левина Светлана Сергеевна

С использованием ТРКМ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voyushinatrkm_lit._konspekt_uroka_3_klass.docx923.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения для 3 класса

с использованием технологии развития критического мышления

Тема: Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом 

Цель: создание условий для изучения учащимися сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок».

Планируемые результаты

Предметные

Знать: автора сказки «Гадкий утенок»

Понимать: содержание частей сказки, поступки героев

Применять: задавать вопросы по рассказу

Анализ: выделение из сказки понравившихся фраз

Синтез: составление рассказа по ключевым словам

Оценка: свою деятельность и знания, полученные на уроке

Метапредметные

Регулятивные: принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи, оценивать свои достижения

Познавательные: умение перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт

Коммуникативные: умение оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других.

Личностные

Формирование положительного отношения к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания.

Основные понятия: сказка, синквейн, двухчастный дневник, ключевые слова

Методы: наглядные, практические, беседа

Ресурсы урока:

Для учителя: учебник, указка, магниты, наглядный материал для оформления доски, раздаточный материал, презентация.

Для учащихся: учебник, раздаточный материал.

Ход урока

Этап урока в соответствии с дидактической системой ТРКМ

Этап урока по плану

Содержание обучения (деятельность учителя и учащихся)

Методические приемы обучения, средства обучения (слайды презентации, наглядные пособия, раздаточный материал и т.д.)

  1. Стадия вызова

Организационный момент

Актуализация знаний

Здравствуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку литературного чтения.

Девочка спит и пока что не знает,

Что в сказке её ожидает.

Жаба под утро её украдёт,

В нору упрячет бессовестный крот…

Впрочем, довольно!

Нужна ли подсказка?

Кто эта девочка?

И чья это сказка? 

 ( «Дюймовочка», написал её Ганс Христиан Андерсен)

Беседа об авторе, его произведениях.

Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в семье бедного башмачника и прачки. Отец – Андерсен Старший был книголюб, мечтатель. Но мечты его не сбылись: ни гимназии, ни дальних стран он так и не увидел. Зато свою любовь к чтению, желание учиться он передал своему сыну, раскрыв ему мудрость и красоту книг. Ганс рано научился читать и, побывав однажды в театре, сам начал сочинять пьесы и стихотворения. Он очень любил играть в кукольный театр. У него было множество самодельных кукол, для которых он мастерил костюмы из обрезков кожи и ткани.

Уже в детские годы Ганс сам сочинял «трагедии» и разыгрывал их с куклами.

Художественно одаренного мальчика многие в его родном городе называли «маленький Уильям Шекспир».

Выставка книг

Посмотрите на книги, которые лежат на столе.

Какие рассказы Г.Х. Андерсена вы читали?

Какой понравился больше всего?

Сегодня мы познакомимся еще с одной сказкой.

С какой вы узнаете, отгадав загадку.

Удивительный ребенок!

Только вышел из пеленок,

может плавать и нырять,

как его родная мать.

Как вы думаете, какую сказку мы будем читать сегодня? (Гадкий утенок)

Кто может сказать, какая цель нашего урока? (прочитать и проанализировать сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок»)

Ребята, как вы думаете, что обозначает прилагательное гадкий?

Прием ТРКМ «Ключевые слова»

На доске вы видите ключевые слова к рассказу:

Вылупление, утенок, путешествие, лебедь.

В паре составьте из этих слов небольшой рассказ.

Кто хочет представить свой рассказ?

C:\Users\Alena\Desktop\колледж\мря\литература\3642.jpgC:\Users\Alena\Desktop\колледж\мря\литература\89fa79cc531f4f1b9a4b532ada7ab2e5.jpg

C:\Users\Alena\Desktop\колледж\мря\литература\1024164303.jpgC:\Users\Alena\Desktop\колледж\мря\литература\e1d175eff4f64c1bc83dfec6e1c1de53.jpg

Прием ТРКМ «Ключевые слова»

  1. Стадия осмысления

Открытие нового

Первичное закрепление

Цитаты (фразы из рассказа)

Комментарии (мысли, чувства, ассоциации)

Послушайте внимательно первую часть сказки.

Прием ТРКМ «Двухчастный дневник»

У вас на столах лежат листы. Это двухчастный дневник.

В первую часть запишите понравившиеся вам фразы из первой части сказки.

Во второй ваши комментарии, мысли, чувства.

Кто хочет прочитать, что записал?

Прием ТРКМ «Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Как?»»

Сейчас вы разделитесь на 3 группы. 1 группа – колонка у окна. 2 группа – средняя колонка. 3 группа – колонка у стены.

У каждой группы должна быть одна таблица. С 1 частью мы поработали в начале урока при помощи двухчастного дневника. Теперь познакомимся с остальными частями. Прочитайте ту часть рассказа, которая вам досталась и заполните таблицу.

1 группа – вылупление

2 группа – путешествие гадкого утенка

3 группа – превращение в лебедя.

Представитель от группы  выступает, рассказывает о событиях, которые произошли.

Физминутка

Прием ТРКМ «Двухчастный дневник»

Цитаты (фразы из рассказа)

Комментарии (мысли, чувства, ассоциации)

Прием ТРКМ «Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Как?»»

Кто?

Что?

Когда?

Где?

Как?

  1. Стадия рефлексии

Рефлексия

Домашнее задание

Игра «Отгадай персонажа сказки»

На доске были записаны персонажи сказки, но буквы перепутались в словах. Сможете исправить эту ситуацию?

КАТУ, НОКУТЕ, ТОК, ЦАРИКУ, ХАСТАРУ, КАЙХОЗЯ, ТЕПХУ.

(утка, утенок, кот, курица, старуха, хозяйка, петух).

Прием ТРКМ «Синквейн»

Для подведения итогов урока составим синквейн.

Синквейн - это пятистрочие.

Первая строка – тема синквейна, выраженная одним словом, обычно именем существительным.

Вторая строчка – описание темы в двух словах, как правило прилагательными.

Третья строчка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами.

Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к рассказу.

Пятая строчка – одно слово, связанное с первым, отражающее суть темы.

На слайде вы видите пример синквейна на тему «Природа».

Каждый составляет свой синквейн.

Ребята, тема нашего урока  «Гадкий Утёнок», давайте первое слово в синквейне у нас будет утёнок, согласны?

Можете приступать, успехов.

Кто хочет прочитать свой синквейн?

Оцените свою деятельность и полученные знания на уроке с помощью незаконченных предложений.

Подготовить пересказ одной из частей сказки (с которой не работал в группе).

По желанию нарисуйте иллюстрацию к понравившейся главе.

На уроке я работал..

Активно/пассивно

Своей работой на уроке я..

Доволен/не доволен

Материал урока мне был..

Понятен/не понятен

Полезен/бесполезен

Что нового я узнал?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект

• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....

Из опыта работы по теме «Г.Х.Андерсен. Гадкий утенок» на уроке литературного чтения в 3 классе по программе «Школа России»

Приступив к знакомству со сказкой «Гадкий утенок» из  раздела «Зарубежная литература» по учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого столкнулась с тем, что многие дети уже знаю...

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....