Внеурочное занятие в 3 классе по теме "Литературный мир Даниила Хармса"
план-конспект занятия по чтению (3 класс)
Внеурочное занятие в 3 классе по теме "Литературный мир Даниила Хармса"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_harms.docx | 28.97 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Марина Алексеевна Верисокина,
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №25» г. Курска
Открытое занятие в 3 классе на тему
«Литературный мир Даниила Хармса»
1. Паспорт занятия
Тема занятия: «Литературный мир Даниила Хармса» | Тип занятия: открытия новых знаний | |
Цель: знакомство с жизнью и парадоксально-игровой поэзией Д. Хармса, привитие интереса к литературе и чтению, развитие творческих способностей, речевой изобретательности, артистических способностей. | ||
Задачи:
| ||
Планируемые результаты | ||
Предметные:
| Метапредметные: Регулятивные УУД: - формирование умения понимать и удерживать тему и цели занятия - планировать пути решения поставленной проблемы; - формировать умение оценивать свою работу на занятии. Познавательные УУД: -формирование критического мышления; -формирование умения извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения. Коммуникативные УУД: -формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения; -овладение диалогической и монологической речью; -формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению. | Личностные:
|
Ресурсы занятия: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, выставка книг Д.Хармса, карточки со стихотворениями Д.Хармса, песочные часы, звоночек, мячик, видео «Жил-был мальчик», запись мультфильма «Весёлый старичок» (по стихотворению Д.Хармса). | ||
Формы работы обучающихся: фронтальная, парная, групповая, самоконтроль, взаимоконтроль. |
2. Технологическая карта занятия
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Организационный момент (1 мин.) | Прозвенел уже звонок, Начинается наше занятие. А теперь все повернитесь, И друг другу улыбнитесь. Улыбнитесь мне, гостям И тихонько садитесь по местам. | Приветствие гостей, друг друга, пожелание друг другу удачи. | Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
2. Создание положительной мотивации (2 мин.) | - Садитесь поудобнее и слушайте внимательно! - Смотрите, сегодня мне будет помогать задавать вопросы – вот этот яркий мячик. - А ты любишь бегать, летать и скакать? - А у тебя в квартире живут 44 чижа? - А в зоопарке и цирке бывал? - А ты можешь раскрутить мяч на одном пальце? - А ты можешь досчитать до миллиона? - А кто из вас любит сочинять разные неправдоподобные и фантастические истории? - А может, ты хочешь оказаться в далёкой Бразилии, сейчас, немедленно? - Минуту терпения! - А я знаю одного человека, который, как и вы, любит играть, ходить в цирк и зоопарк, сочинять разные неправдоподобные и фантастические истории. - Хотите с ним познакомиться? | Отвечают на вопросы учителя. | Регулятивные: принимают учебную задачу. |
3. Включение в тему занятия (4 мин.) | Просмотр фильма о Данииле Хармсе, о его детстве «Жил-был мальчик» (слайд-шоу с фото, озвученное записью с пластинки «Радионяня») - С творчеством какого поэта мы сегодня будем знакомиться? (слайд с фотографией поэта) - Чем удивителен этот человек? | Смотрят фильм о Данииле Хармсе, о его детстве, ставят перед собой задачи. | Регулятивные: определяют и формулируют цель, задачи занятия. |
4. Работа над темой занятия (13 мин.) | 1. Игра «Очень-очень вкусный пирог» - Я хотела бы узнать, а любите ли вы ходить в гости? Даниил Хармс тоже очень любил принимать гостей. Предлагаю нам отправиться в гости к Даниилу Хармсу и поиграть в его любимую игру, которую он сам придумал. Хотите поиграть в такую игру? А называется эта игра «Очень-очень вкусный пирог». - Но прежде, чем начать игру, нужно подготовиться. Для этого поработайте в парах. - У вас на столе лежат белые листочки со стихотворением Даниила Ивановича Хармса, но в них пропущены слова. - Попробуйте продолжить строчку стихотворения, подберите подходящее слово, рифму. Время на выполнение – 1 минута (песочные часы) Очень-очень вкусный пирог Я захотел устроить бал, И я гостей к себе … позвал (созвал) Купил муку, купил творог, Испёк рассыпчатый … пирог. Пирог, ножи и вилки тут – Но что-то гости … не идут. Я ждал, пока хватило сил, Потом кусочек … отломил (откусил) Когда же гости подошли, То даже крошек … не нашли. - Давайте проверим то, что у вас получилось. Но только необычно. - А для этого представим себе, что чувствовал его герой – человек, пригласивший к себе гостей. – Читайте стихотворение по двустишию хором по «цепочке» и постарайтесь передать, какие чувства переживает герой, о чем он думает, произнося каждую строку. - А ребята, сидящие за первой партой, объявят громко название стихотворение. А каждая пара хором будет произносить своё двустишие. - Потренируйтесь.(30 секунд, песочные часы) - Внимание, внимание начинаем нашу игру. | Работают в парах. Продолжают строчку стихотворения, подбирая подходящее слово, рифму. Проверяют выполнение задания. Читают стихотворение по двустишию хором по «цепочке», стараясь передать чувства героя. | Коммуникативные слушают других, высказывают своё мнение. Регулятивные: учитывают правила работы в паре. Коммуникативные договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Регулятивные: планируют работу. Предметные: читают выразительно стихотворение, определяя темп и тон чтения, соблюдая паузы и выделяя логические ударения. Коммуникативные слушают других, высказывают своё мнение. Познавательные: обобщают, делают выводы. Познавательные: высказывают предположения. |
Коллективное чтение стихотворения детьми. | |||
- Молодцы, вы очень правильно подобрали рифму, и получилось целое стихотворение. Настоящие поэты. - Даниил Хармс не оставил нам правильного варианта, надеясь на вашу смекалку. И вы не подвели! - Вам понравилось играть? - Почему вы улыбались, когда прочитали это стихотворение? Чем вам оно понравилось? - Но у этого стихотворения есть еще маленькая загадка. Куда же исчез пирог? 2. Стихи-загадки Д.Хармса - Даниил Хармс правда очень любил загадки и прятал их в своих стихотворениях. - Он надеялся, что его стихи-загадки будут читать догадливые, умные дети. А вы же такие? Я уверена, что вы именно такие ребята. - Готовы отгадать загадки Хармса? - Их вам загадают ваши одноклассники. - Вот послушайте и угадайте. | Отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга. Отгадывают загадки. | ||
Кораблик По реке плывет кораблик. Он плывет издалека. На кораблике четыре Очень храбрых моряка. У них ушки на макушке, У них длинные хвосты, И страшны им только кошки, Только кошки да коты! | |||
Мышки | |||
Ч то это было? Я шел зимою вдоль болота В галошах, В шляпе И в очках. Вдруг по реке пронесся кто-то На металлических Крючках. Я побежал скорее к речке, А он бегом пустился в лес, К ногам приделал две дощечки, Присел, Подпрыгнул И исчез. И долго я стоял у речки, И долго думал, сняв очки: Какие странные Дощечки И непонятные Крючки! Что же это было? | |||
Лыжи, коньки | |||
- Молодцы! Все загадки отгадали. 3. Рассказ «Загадочный случай» - Ребята, Даниил Хармс так любил загадки, что иногда с ним происходили и в жизни происходили загадочные истории. - Послушайте небольшую историю, рассказанную самим поэтом, которую он положил в основу рассказа «Загадочный случай». Это невероятно! Кто объяснит мне, что произошло? Вот уже третий день я лежу на диване, и меня от страха трясет. Я ничего не понимаю. Случилось это так. В моей комнате, на стене, висит портрет моего приятеля. Третьего дня, когда я убирал свою комнату, я снял портрет со стены, вытер с него пыль и повесил его обратно. Потом я отошел, чтобы издали взглянуть, не криво ли он висит. Но когда я посмотрел, то у меня похолодели ноги, а волосы встали на голове дыбом: на меня глядел страшный бородатый старик в дурацкой шапочке (слайд). Я с криком выскочил из комнаты. Как мог приятель в одну минуту превратиться в этого странного бородача? Мне никто не может объяснить этого... - Ребята, вы поняли, почему так получилось? - Да! Портрет перевернули! (слайд) - А давайте представим, что мы в комнате у Даниила Хармса . И поможем ему завершить уборку. | Слушают историю. | Коммуникативные воспринимают текст с учётом поставленной задачи. Познавательные: вступают в диалог, высказывают предположения. | |
4. Физкультминутка (2 мин.) | Раз-два-три-четыре- Подметаем мы в квартире. Пять-шесть-семь-восемь- Мы ковры пропылесосим. Тряпку чистую возьмём И на полках пыль протрём. А потом польём цветы. Раз-два-три-четыре-пять- Дружно сели мы опять! | Повторяют движения за учителем. | Личностные результаты: формирование позитивного отношения к своему здоровью. |
4. Продолжение работы над темой занятия (12 мин.) | 4. Значение слова «парадокс» - Многие замечали, что Даниил Хармс не такой как все. Ему не нравился унылый мир взрослых. И поэта называли мастером парадокса. А что такое парадокс? - Где можно найти толкование слова? - Обратимся к толковому словарю Ожегова Сергея Ивановича, с которым мы часто работаем на уроках. - Я уже выписала словарную статью из словаря. Давайте с ней познакомимся (слайд). - Прочитайте значение этого слова сначала про себя. - А теперь вслух. Толкование слова из толкового словаря Ожегова: Парадо́кс - 1. ситуация, которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения; мысль, мнение, существенно расходящиеся с общепризнанными взглядами. 2. Странное мнение, высказывание, расходящееся с общепринятыми мнениями, научными положениями, а также мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу. | Высказывают свои предположения. Читают толкование слова парадокс сначала про себя, а затем один учащийся вслух. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Регулятивные: учитывают правила работы в группе. Предметные: читают выразительно стихотворение, определяя темп и тон чтения, соблюдая паузы и выделяя логические ударения. Личностные: формирование интереса к чтению, потребности в чтении Познавательные: вступают в диалог, высказывают предположения. |
5. Стихотворения Д. Хармса и парадокс - Я предлагаю вам поработать в группах и найти в предложенных стихотворениях парадокс, т.е. странное мнение или странную ситуацию, что-то невероятное. - Для этого ребята, сидящие за первыми партами, подсядьте к ребятам, сидящим за второй партой. - Не забудьте договориться, кто в вашей группе будет выразительно читать это стихотворение, а кто объяснять, где в стихотворении парадокс. Время для работы – 2 минуты. (песочные часы) Удивительная кошка Несчастная кошка порезала лапу, Сидит и ни шагу не может ступить. Скорее бы вылечить кошкину лапу, Воздушные шарики надо купить! И сразу столпился народ на дороге, Шумит и кричит и на кошку глядит. А кошка отчасти идет по дороге, Отчасти по воздуху плавно летит. Очень страшная история Доедая с маслом булку, Братья шли по переулку. Вдруг на них из закоулка Пес большой залаял гулко. Сказал младший: "Вот напасть, Хочет он на нас напасть. Чтоб в беду нам не попасть, Псу мы бросим булку в пасть". Все окончилось прекрасно. Братьям сразу стало ясно, Что на каждую прогулку Надо брать с собою... булку. Я сегодня лягу раньше Я сегодня лягу раньше, Раньше лампу погашу, Но зато тебя пораньше Разбудить меня прошу. Это просто удивленье Как легко меня будить! Ты поставь на стол варенье, - Я проснусь в одно мгновенье. Я проснусь в одно мгновенье, Чтобы чай с вареньем пить. - Молодцы! Понравились стихотворения Даниила Хармса? А чем? - Готовясь к занятию, чтобы познакомить вас с творчеством Даниила Хармса, я сходила в школьную библиотеку и взяла книги со стихотворениями поэта. - Сегодня я верну эти книги Галине Андреевне, и вы сможете взять их и познакомиться поближе. Выставка книг Даниила Хармса. 6. Мультфильм «Весёлый старичок» - Стихи Даниила Хармса легко представить тому, кто обладает фантазией и воображением. Поэтому, по многим из них были сняты мультфильмы. Давайте посмотрим один из них, в основу которого легло стихотворение Даниила Хармс «Весёлый старичок», с одноимённым названием. Беседа после просмотра мультфильма - А какое настроение у этого стихотворения и мультфильма? - Есть ли в нём парадокс? - Сегодня мы прикоснулись к удивительному миру поэта Даниила Хармса. Это был веселый и талантливый человек, который не забыл, что такое детство. | Работают в группах. Просмотрят мультфильм «Весёлый старичок». Отвечают на вопросы учителя. | ||
7. Рефлексия (4 мин.) | - А теперь возьмите чистый лист, лежащий перед вами. Обведите свою ладонь. В центре ладошки напишите имя и фамилию поэта, с творчеством которого мы знакомились на занятии. - Теперь представьте, что каждый палец – это позиция, по которой необходимо написать своё ощущение. Только старайтесь писать кратко, как будто sms. 1. Большой палец – Охарактеризуйте одним словом какой Даниил Хармс в вашем представлении. 2. Указательный палец – А как бы вы назвали его стихотворения? Только используйте другое прилагательное. 3. Средний палец – Какое настроение у вас было, когда вы слушали и читали стихи Даниила Хармса? 4. Безымянный палец – Хотели бы вы, чтобы такие стихотворения появились в учебниках? Поставьте плюс или минус. 5. Мизинец – А какого цвета было сегодняшнее занятие? Раскрасьте ноготок на мизинце. - Кто захочет поделиться со мной своими мыслями и чувствами, то можно после занятия положить свою ладошку ко мне на стол, как будто передать мне своё рукопожатие. | Обводят свою ладонь, выполняют задания учителя. | Регулятивные: самоконтроль; самооценка. Личностные результаты: оценивают собственную деятельность: свои достижения, самостоятельность. |
8. Завершение занятия (2 мин.) | - Многие поэты, полюбившие творчество Даниила Хармса, взяли на вооружение его приёмы. Наш известный поэт Роман Семёнович Сеф тоже сочинил стихотворение с неоконченными строками. И я предлагаю закончить наше занятие игрой Романа Сефа, потому что следующее занятие будет посвящено именно этому поэту. - Сейчас я буду читать это стихотворение, а вы должны будете назвать антоним к слову. - Встаньте в круг около меня. Учитель читает наизусть стихотворение. Прощальная игра Роман Семёнович Сеф А вот прощальная игра... Нам книгу Закрывать пора; Мы все надеемся, Что с ней Ты стал Немножечко умней, Узнал ты много Слов смешных И много Всяких всячин, И, если ты Запомнил их, Не зря Твой день потрачен. И нам с тобой Пришел черед Сыграть в игру "Hаоборот" Скажу я слово "Высоко", А ты ответишь: "Hизко". Скажу я слово "Далеко", А ты ответишь: | Встают вокруг учителя и договаривают подходящее по смыслу слово. | |
Близко | |||
Скажу я слово "Потолок", А ты ответишь: | |||
Пол | |||
Скажу я слово "Потерял". И скажешь ты: | |||
Нашёл | |||
Скажу тебе Я слово "Трус", Ответишь ты: | |||
Храбрец | |||
Теперь "Hачало" Я скажу, - Hу, отвечай: | |||
Конец | |||
Учитель протягивает детям свою ладонь, а дети кладут свои сверху. Затем покачать вверх и вниз. - Молодцы! До следующего занятия! Спасибо всем! | Пожелание друг другу удачи. | Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Даниил Хармс ( Даниил Иванович Ювачёв )
Парадокс – странное мнение, высказывание, расходящееся с общепринятыми мнениями, научными положениями, а также мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу.
Парадокс - ситуация, которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.
ХАРМС ДАНИИЛ ИВАНОВИЧ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеурочного занятия 2 класс ФГОС; кружок «БУМАГОПЛАСТИКА».Тема: «Изготовление силуэтной аппликации. Техника скручивания».
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.ТЕМА: «Изготовление силуэтной аппликации. Техника скручивания».ТИП ЗАНЯТИЯ: Комбинированное.ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: создать условия для закрепления у учащихся зна...
Внеурочное занятие 2 класс: «Я имею право …»
Цель занятия:формирование правовой культуры учащихся начальной школы через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка.Задачи:2. Помочь детям осознать, что н...
КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ 1 КЛАСС
НЕ БРАТЬ! МОЙ КОНСПЕКТ!...
КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ 2 класс
акпекрцеркеурку ОЛЕСЯ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ (Внеурочные занятия) 3 класс
Программа для внеурочных занятий по плаванию для третьего класса, 1 раз в неделю, всего 35 часов...
Внеурочная занятость детей класса
В списке указаны кружки, секции, которые посещают дети...
Внеурочное занятие : Путешествие в мир литературного вымысла . Даниил Хармс «Врун».
Выявить значение литературного вымысла для создания и понимания смысла произведения на примере произведения Д.Хармса «Врун»...