Внеурочное занятие : Путешествие в мир литературного вымысла . Даниил Хармс «Врун».
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Выявить значение литературного вымысла для создания и понимания смысла произведения на примере произведения Д.Хармса «Врун»;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ролевая игра | 21.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема внеурочного занятия : Путешествие в мир литературного вымысла . Даниил Хармс «Врун».
Форма внеурочного занятия : ролевая игра
Класс : 3 класс
Цели : выявить значение литературного вымысла для создания и понимания смысла произведения на примере произведения Д.Хармса «Врун»; продолжить работу над формированием навыков чтения и совершенствованием дикции , умением выделять главную мысль произведения ; учащиеся попробуют « сочинять» собственные небылицы ; будут учиться задавать вопросы, строить монологические высказывания, участвовать в диалоге.
Оборудование : Хрестоматия для чтения в начальной школе « Соловушка» /Сост.О.О. Барышникова, Е. А. Демидова, Н.Е. Демидова, Л.А. Кабанова, И.Е. Короленко, Е.Е. Маркова, Р.Г. Селюкова, О.Л.Чурилова, Ястремская Л. В. – Курск, РПК « Гиром-принт».
Ход занятия
1.Подготовительный этап.
Учитель предлагает прослушать стихотворение :
Если плачет кто-то рядом
Если слёзы льются градом
Подойдите вы к нему
И спросите : «Почему ?»
Это, дети, сделать надо-
Плохо плакать одному.
- А как вы утешите плачущего?
- Я прочитала это стихотворение в детском журнале « Весёлые картинки» №11 за 1983 год.
- А что такое журнал?
- Послушаем, что означает слово журнал в толковом словаре Ожегова.
- Где вы можете взять детские журналы?
- Посмотрите на выставку книг и скажите, произведения ,какого писателя здесь
собраны? Почему?
-Почему ещё одна фамилия в скобках? Что вы узнали о жизненном пути
Даниила Хармса? В каких журналах работал поэт?
- Какое настроение создают произведения поэта?
- Действительно произведения Даниила Хармса не дадут скучать. Они очень
забавные, весёлые, чудные.
- Послушайте , какие ещё весёлые стихи написал поэт.
( Учащиеся рассказывают стихи)
- Вы уже поняли, что Даниил Хармс и его друзья по литературному
объединению любили играть со словами. Поиграем и мы с вами.
- Сейчас понадобится ваше умение подбирать рифмы.
- А помните ли вы, что такое рифмы?
- Будем выполнять с движениями.
Та-та-та-та-
В нашем доме три … кота. ( прохлопать)
Ты-ты-ты-ты-
У них рыжие … хвосты. ( протопать правой ногой)
То-то-то-то-
Почитай стихи… Барто. ( протопать левой ногой)
Ту-ту-ту-ту-
Ты любимому …коту. (похлопать по коленкам).
- Назовите созвучие в конце строк.
- А теперь поиграем в игру « Наоборот»
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь…низко
Скажу я слово « далеко»,
А ты ответишь…близко.
Скажу я слово «потолок»,
А ты ответишь…пол.
Скажу я слово « потерял»,
А скажешь ты … нашёл.
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты …храбрец.
Теперь « начало» я скажу.
Ну, отвечай…конец.
- Приходилось ли вам когда –нибудь говорить неправду?
- Как на это реагируют ваши близкие, друзья – те , кого вы обманывали?
- Чем отличается ложь от фантазии?
- Как вы думаете, есть ли польза от фантазии?
2. Основной этап
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением Д.Хармса и сочиним
его продолжение .Поэт назвал своё стихотворение « Врун».
- Предлагаю найти это произведение в книге. Как вы думаете, в каком разделе
хрестоматии « Соловушка» надо искать стихи Даниила Хармса?
- Прочитайте стихотворение и подумайте, почему оно так называется?
- Понравилось стихотворение? Какой характер у этого стихотворения?
- На что похоже стихотворение? Что делает автор, чтобы нас рассмешить?
- Найдите юмор и преувеличения в содержании стихотворения, которые делают ситуации абсурдными.
- Какое бы название придумали вы этому произведению ?
- Сколько действующих лиц в стихотворении?
- В какой форме написано оно?
- На первый взгляд, кажется, что мальчик обманывает ребят. Проверим , так ли
это? ( чтение стихотворения учащимися по ролям)
- Зачем мальчик повторяет одни и те же слова ?
- Что отвечают ему ребята? Что это означает? Верят ли ребята мальчику? По
чему же они не расходятся, а слушают следующие выдумки?
- А зачем мальчик рассказывает небылицы? Он действительно хочет обмануть?
- Значит, он не просто выдумывает, он придумал новую игру.
- Какое же из предложенных названий подходит больше других? (« Ерунда»,
« Фантазёры»)
- Что необычного в этом стихотворении? С чего начинается вопрос? А ответ?
- Прочитайте концовку.
-Как вы думаете , почему здесь нет концовки? А какой могла бы быть концов-
ка?
- Зачем автор использует повторы слов?
- Каким вы видите главного героя стихотворения? О чём бы хотелось у него спросить?
- Изменился бы мир, если бы не было фантазёров? Как?
- Есть ли польза от такой чепухи, как игра слов? Автор с помощью фантазии
превращает произведение в игру. Можем ли мы поучаствовать в подобной иг-
ре? Сейчас попробуйте это сделать. ( инсценировка стихотворения)
Задание :
Придумайте свою небылицу . Начинайте словами : « А вы знаете, что…»
3. Рефлексия
- Какие ассоциации связаны у вас со словом « фантазия»?
- Какая польза может быть от фантазии?
- Зачем взрослые люди - детские писатели - тратят время на вымысел, небы-
лицу, ерунду?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочное занятие Путешествие на остров Сокровищ с друзьями
Конспект занятия и презентация + диагностика на компьтере...
внеурочное занятие "Путешествие в русскую деревню"
Занятие по краеведению в виде спектакля, в котором участвуют дети как экскурсоводы по русской деревне. Рассказывают о жизни, быте, традициях крестьян на Руси....
внеурочное занятие Путешествие в королевство шахмат. 2 класс. Рахимова Фарзана Фаритовна МБОУ СОШ №4
Тема: Путешествие в королевство шахматЦели:Образовательные:повторить и закрепить знания детей о шахматных фигурах, движении фигур,активизировать мыслительную деятельность.Воспитательные:вырабатывать н...
Внеурочное занятие"Путешествие в страну Этикета"
Воспитание доброго отношения друг к другу, уважения к ровесникам и взрослым...
Внеурочное занятие "Путешествие по Стране Здоровья" для 2 класса
Данная разработка может быть использована учителями начальных классов для проведения классного часа, внеурочного занятия, урока окружающего мира. Нестандартная форма проведения (путешествие), использо...
Внеурочное занятие "Путешествие в страну здоровья"
Игра по станциям.Цель – формирование у учащихся представлений о негативных последствиях влияния вредных привычек на физическое и социальное здоровье человека, приобщение к здоровому образу жизни.Подго...
Презентация к внеурочному занятию по литературному чтению Д.Хармс "Врун"
Презентация к внеурочному занятию по литературному чтению Д.Хармс "Врун"...