Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке
рабочая программа по чтению (2 класс)
Рабочая программа
по литературному чтению на родном (русском) языке, ФГОС НОО
для 2 класса
2020/2021 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_na_rodnom_yazyke_2_klass.docx | 43.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе
начального общего образования
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная начальная школа»
Рассмотрено на педагогическом совете школы Протокол от 22.05.2020г. № 5 | Согласовано Заместитель директора по УР _______ С.В. Бондаренко «__»__________2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Излучинская ОНШ» Е.В.Шагвалеева Приказ от 05.06.2020 г. № 262 |
Рабочая программа
по литературному чтению на родном (русском) языке, ФГОС НОО
для 2 класса
2020/2021 учебный год
Составитель:
Морозова Ольга Викторовна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
пгт. Излучинск
2020 г.
Пояснительная записка
Программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273 (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 №1576);
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 29
декабря 2010 г. № 189, 2.4.2.2821-10 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 3 от 22.05.2019 №8);
- Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Излучинская общеобразовательная начальная школа».
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО.
Программа учебного курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 2 класса составлена на основе примерной программы по литературному чтению к учебно-методическому комплексу «Школа России» (Сборник рабочих программ 1-4 классы «Школа России» / М.: Просвещение, 2011 г.), научный руководитель А. А. Плешаков, авторы: С. В. Анащенкова, М. А. Бантова, М. В. Бойкина, С. И. Волкова, В. Г. Горецкий, М. Н. Дементьева, Л. М. Зеленина, В. П. Канакина, Л. Ф. Климанова, М. И. Моро, А. А. Плешаков, Н. И. Роговцева, С. В. Степанова, Н. А. Стефаненко, Т. Е. Хохлова, к учебнику «Литературное чтение. 2 класс в 2 частях / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградова, М. В. Бойкина - М.: Просвещение, 2019 г.». Данное учебное пособие включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в начальной школе (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минпросвещения России от 08.05.2019 № 233, от 22.11.2019 № 632, от 18.05.2020 № 249)).
Изучение курса литературного чтения направлено на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
- освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
- овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
- воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.
- формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение.
1. Планируемые результаты освоения учебногопредмета
«Литературное чтение на родном языке»
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российскогообщества;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов,культур;
- воспитаниехудожественно-эстетическоговкуса,эстетическихпотребностей,ценностейичувствнаосновеопытаслушания и заучивания наизусть произведений художественнойлитературы;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формированиеуважительногоотношениякиномумнению,историиикультуредругихнародов,выработкаумениятерпимо относиться к людям иной национальнойпринадлежности;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьномуколлективу;
- принятиеиосвоениесоциальнойролиобучающегося,развитиемотивовучебнойдеятельностииформированиеличностного смыслаучения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установкина безопасный, здоровый образжизни.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- осмыслять цели изучения темы, под руководством учителя, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока, сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбеучителя);
- планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану); контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем; оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданномуучителем);
- определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость,позитивноотноситьсяксвоимуспехам,стремитьсякулучшениюрезультата;
- анализировать причины успеха/неуспеха, формулировать их в устной форме по просьбе учителя; осваивать с помощью учителя позитивныеустановки.
Познавательные УУД
- понимать и толковать условные знаки и символы для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки ипр.);
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений; понимать устройство слова, различать его содержание и форму (значение и звучание) с помощью моделей слов, стимулирующих развитие воссоздающего и творческого воображения;сравниватьисопоставлятьпроизведениямеждусобой,называяобщееиразличноевних(художественныеинаучно-познавательные тексты) под руководством учителя; сопоставлять эпизод из литературного произведения с иллюстрацией,спословицей (поговоркой). Анализировать поведение литературного героя, его поступок по вопросу, предложенному учителем. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 2-4 предложений;
- осознавать сущность малых фольклорных жанров устного народного творчества и литературных произведений как часть родной национальнойкультуры;
- осознавать смысл понятий: слово, предложение, текст, план текста, вопрос к тексту, пословицы и поговорки, тему,жанр;
- проявлятьиндивидуальныетворческиеспособностиприсоставлениизагадок,песенок,потешек,впроцессечтенияпоролям и инсценировании, при выполнении проектныхзаданий;
- понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого.
Коммуникативные УУД
- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в ходебеседы;
- формулировать вопросы к собеседнику. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 3-4предложений.
- строитьсвязноевысказываниеиз3-4предложенийпопредложеннойтеме.Слушатьпартнёрапообщению,вникатьвсмысл того, о чём говоритсобеседник;
- аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя,
используя доступные оценочные средства.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Выпускник научится:
Виды речевой и читательской деятельности
- воспринимать на слух различные видытекстов;
- различать понятие «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов исказок;
- принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и прочитанных самостоятельно вслухтекстов;
- называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературныхгероев;
- читать и понимать жанры устного народного творчества;
Выпускник получит возможность научиться:
- при чтении отражать настроение автора читаемоготекста.
Выпускник научится:
Творческая деятельность
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормычтения;
- пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководствомучителя;
- составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанногопроизведения (это произведение о животных, о детях; главными героямиявляются…).
Выпускник получит возможность научиться:
- пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководствомучителя;
- составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и ценности семейных отношений под руководствомучителя;
- соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленнымиучителем;
Выпускник научится:
Литературоведческая пропедевтика:
- различать произведения по жанру малые фольклорные формы, большие фольклорныеформы;
- отличать прозаический текст отпоэтического;
- называть героев произведения, давать их простейшуюхарактеристику.
Выпускник получит возможность научиться:
- находитьвтекстахнародныхсказокфакты,связанныесисториейРоссии,еёкультурой(традиции,костюмы,быт,праздники, верования);
- использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческойдеятельности.
2. Содержание учебного предмета
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России.
Произведения устного народного творчества (малые фольклорные жанры,
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор русского народа, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение) русские народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания:
повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Развитие устной и письменной речи.
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование. Знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта).
Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
2 класс 17часов
№ | Раздел | Кол-вочас | Содержание |
1. | Устное народное творчество на родном языке | 1 ч | Русская народная сказка « Морозко». Характеристика героев сказки. Рассказывание сказки |
2. | Творчество поэтов и писателей на родном языке | 13 ч | Времена года - 2ч К. Д. Ушинский « Четыре желания» М. Пришвин «Этажи леса» О братьях наших меньших-3ч. Рассказы о животных. М. Пришвин «Ёж» В. Бианки «Лесные домишки» Е. Чарушин «Про Томку» («Рябчонок»). Герои рассказов. Нравственный смысл поступков. Русские писатели - 3ч. К. Д. Ушинский «Ветер и Солнце» Л. Н. Толстой « Липунюшка». Герои произведений. Характеристика героев. Пересказ. В. И. Даль «Старик – годовик» Проект «Карусель сказок» Писатели – детям- 7ч. К. Чуковский «Краденое солнце», «Бармалей» С. Я. Маршак « Багаж», «Вот какой рассеянный» С. Михалков «Как медведь трубку нашёл», « Дядя Стёпа». Авторское отношение к изображаемому. Н. Носов « Фантазеры». Юмористические рассказы. Герои юмористического рассказа. |
3. | Детская публицистика на родном языке | 1 ч | По страницам детских журналов. Произведения из детских журналов. |
4. | Проверим и оценим свои достижения | 2 ч | Что узнали. Чему научились. Итоговый контроль Презентация творческих проектов учащихся |
Итого | 17 ч |
3. Тематическое планирование по литературному чтению на родном (русском) языке
- класс (17 часов)
Раздел программы | Программное содержание | Тема урока | № урока | Коли- чество часов | Дата проведения | |
план | факт | |||||
Устное народное творчество на родном языке (1 ч) | -читать, передавая настроение героев; -характеризовать героев сказки; -рассказывать сказку, используя иллюстрации в книге; - исправлять допущенные ошибки при пересказе. | Русская народная сказка «Морозко». | 1/1 | 1 | ||
Творчество поэтов и писателей на родном языке (13 ч) | -определять героев произведения, характеризовать их; -выражать своё собственное отношение к героям; -давать нравственную оценку поступкам героев; -видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях; -составлять план произведения; -пересказывать подробно по плану произведение; -участвовать в обсуждении; -оценивать свой ответ; -участвовать в проектной деятельности; -определять особенности юмористического произведения; - создавать свои собственные проекты. | К. Д. Ушинский «Четыре желания» | 2/1 | 1 | ||
М. Пришвин «Этажи леса» | 3/2 | 1 | ||||
М. Пришвин «Ёж» | 4/3 | 1 | ||||
В. Бианки «Лесные домишки» | 5/4 | 1 | ||||
Е. Чарушин «Про Томку» («Рябчонок»). | 6/5 | 1 | ||||
К. Д. Ушинский «Ветер и Солнце» | 7/6 | 1 | ||||
Л. Н. Толстой «Липунюшка». | 8/7 | 1 | ||||
В. И. Даль «Старик –годовик» | 9/8 | 1 | ||||
Проект «Карусель сказок» | 10/9 | 1 | ||||
К. Чуковский «Краденое солнце», «Бармалей» | 11/10 | 1 | ||||
С. Я. Маршак «Багаж», «Вот какой рассеянный» | 12/11 | 1 | ||||
С. Михалков «Как медведь трубку нашёл», «Дядя Стёпа» | 13/12 | 1 | ||||
Н. Носов «Фантазеры». | 14/13 | 1 | ||||
Детская публицисти- ка на родном языке (1 ч) | -отличать журнал от книги; -придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов; -находить интересные и нужные статьи в журнале; -находить нужную информацию по заданной теме; -выразительно читать. | По страницам детских журналов. | 15/1 | 1 | ||
Проверим и оценим свои достижения (2 ч) | -оценивать свои достижения; -планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок; В ходе выполнения проекта ученики учатся: - определять цель проекта; - распределять обязанности по проекту в группах; - собирать материал в дополнительной литературе, Интернете; - подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), оформлять стенд; -презентовать проект, -оценивать результаты работы | Что узнали. Чему научились. | 16/1 | 1 | ||
Презентация творческих проектов | 17/2 | 1 | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием для 1 класса. Программа рассчитана на 2 часа в месяц....
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 3 класса
рабочая программа...
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке
Цель программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетическ...
Рабочая программа по литературному чтению на родном русскому языку 2 класс
Программа рассчитана на 1 час в неделю...
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 2 класс...
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке
Программа учебного курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 4 класса составлена на основе примерной программы по литературному чтению к учебно-методическому комплексу &laq...
Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке на 2 полугодие 1 класса...