Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке
рабочая программа по чтению
Цель программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_literaturnoe_chtenie_na_rodnom_yazyke.docx | 76.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООП МБОУ СОШ № 129 и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа предназначена для учащихся 1-4 классов. За основу данной разработки взята программа Н. Н. Светловской «Внеклассное чтение», а также включены и другие произведения, допустимые для детского чтения.
Цель программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Задачи программы:
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• работать с различными типами текстов;
• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
На изучение литературного чтения на родном (русском) языке выделяется 71 ч . В 1 классе 17 ч. (1 ч в неделю, 17 учебных недель во втором полугодии), во 2-3 классах по 18 часов ( 1 час в неделю, 18 учебных недель во втором полугодии).
- Планируемые результаты освоения учебного курса «Литературное чтение на родном (русском) языке».
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
1 класс
Личностные результаты изучения предмета « Литературное чтение на родном (русском) языке»
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты: изучения курса «Литературное чтение на родном (русском) языке».
Регулятивные :
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные :
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные :
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметные результаты изучения курса «Литературное чтение на родном (русском) языке»
1) осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение литературного чтения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека;
2) понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
3) применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создание различных форм интерпретации текста;
4) составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
5) вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
6) работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусств) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);
7) полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища;
8) осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах, работать со справочно-энциклопедическими изданиями;
9) формирование потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность»
2 класс
Личностные результаты:
1) Основы российской гражданской идентичности; чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества; гуманистические и демократические ценностные ориентации.
2) Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7) эстетические потребности, ценности и чувства.
8) этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
9) навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10) установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат, бережное отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты: изучения курса «Литературное чтение на родном (русском) языке.
Регулятивные :
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные :
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные :
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметные результаты:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Обучающиеся должны научиться:
- воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
- осмысленно, правильно читать целыми словами;
- подробно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ по картинке;
- заучивать наизусть небольшие стихотворения;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
- различать рассказ и стихотворение
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.
3 класс
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- осуществление речевого самоконтроля в процессе учебой деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
4 класс
Личностные результаты:
1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- осуществление речевого самоконтроля в процессе учебой деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению и систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной деятельности.
Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.
Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста; читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание; использовать различные формы интерпретации содержания текстов: для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов); различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научнопопулярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов); участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст; устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию; вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения; составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой;
самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится: распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов; различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений; находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях; сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет); определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки; восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения; создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
II.Содержание учебного курса «Литературное чтение на родном (русском) языке»
В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:
1. Круг чтения.
2. Работа с детской книгой.
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребёнка, умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.
Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.
Основные виды деятельности и предполагаемые формы.
Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога:
- занятие-диспут,
- занятие-спектакль,
- занятие-праздник,
- занятие-интервью,
- интегрированное занятие,
- конференция,
- устный журнал,
- конкурсы,
- литературные встречи,
- литературная гостиная,
- литературный ринг и т. д.
Формы и средства контроля результатов по программе.
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка наблюдений). В качестве форм подведения итогов применяются:
- диагностика (проверка читательского кругозора);
- беседа, которая проводится в конце каждого занятия;
- защита проекта.
Содержание учебного предмета
1 класс – 17 ч |
Совершенствование навыков плавного слогового чтения и умения читать целыми словами; воспитание интереса к природе и бережное отношение к ней. Познакомить с жанром народной сказки. Знакомство с русской народной сказкой. Формирование интереса к самостоятельному чтению. Вдумчивое прочитывание произведений. Формирование навыков выразительного и осознанного чтения, умения находить главную мысль. Развитие памяти, связной речи. Знакомство с литературной сказкой. Отличие литературной сказки от народной. Чем простое повествовательное описание отличается от стихотворного? Особенности звучания стихотворных текстов, сравнение стихотворных текстов. Чтение по ролям. развитие умения воспроизводства предложения с разной интонацией; нахождение в тексте слов, которые характеризуют героев произведения. Наблюдение за взаимоотношениями героев друг с другом; осмысление содержания текста. |
2 класс - 18 ч |
Совершенствование навыка чтения. Развитие речи, внимания. Нахождение главной мысли в произведении, а также слов, несущих основное содержание и смысл произведения. Воспитание стремления заботиться о животных. Составление плана. Воспитание доброго отношения к сверстникам. Развитие интереса к чтению; формирование навыков связной речи. Составление рассказа по картинке, формирование навыков выразительного чтения. Знакомство с поучительными рассказами. Развитие логического мышления, творческих способностей. Развитие навыков выразительного, беглого чтения. Обогащение словарного запаса. Развитие умения анализировать поступки героев. расширение читательского кругозора. Определение басни как жанра литературы. Нахождение морали в произведении. Развитие навыков выборочного чтения. Формирование мотивов достижения и социального признания. |
3 класс – 18 ч. |
Знакомство с устной народной словесностью. Сравнение учебного, художественного и научно-популярного текста: выделение особенностей каждого, установление общих черт и различий. Конструирование монологического высказывания: формулирование главной мысли, отбор доказательств, логичное и последовательное построение текста (высказывания), выбор выразительных средств языка. Участие в диалоге: понимание вопросов собеседника и ответ на них в соответствии с правилами речевого общения. Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определение жанра, темы. Формулирование главной мысли текста, его частей. Развитие умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; выделение главной мысли; обогащение словарного запаса; воспитание доброты, милосердия. Анализ особенностей авторских выразительных средств, соотношение их с жанром произведения. Выразительное чтение небольших стихотворных произведений. Конструирование монологических высказываний: отбор доказательств, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка. Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста. Наблюдать: сравнивать произведения разных жанров. Ориентироваться в литературоведческих терминах, кратко характеризовать их. Отбирать выразительные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения. |
4 класс – 18 ч |
Ориентироваться в книгах – справочниках, энциклопедиях. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужную информацию в содержании книги. Предполагать на основе названия содержание главы. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению книги. Прогнозировать содержание раздела. Читать отрывки из книг о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах – ученых изобретателях. Находить в тексте данные о биографических фактах. Читать отрывки из художественных текстов. Сравнивать вымышленных и настоящих героев. Давать характеристику героям. Составлять план по прочитанному тексту. Пересказывать прочитанное. Сопоставлять иллюстрации с текстом. Читать отрывки из художественных текстов. Наблюдать за выразительностью литературного языка. Читать выразительно, использовать интонации, соответствующие смыслу текста. Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусств. Составлять рассказ по репродукции картин известных художников. Читать бегло, выразительно. Делить текст на части, озаглавливать каждую часть. Пересказывать большие по объёму произведения. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. Сравнивать начало и конец сказки. |
- Тематическое планирование по литературному чтению на родном (русском) языке 1-4 классы
1 класс – 17 ч
Тема занятия | Кол-во часов | Предлагаемая к использованию литература |
«Лес не школа, а всему учит» | 1 | Ю.Тувим «Птичье радио» Н. Сладков «Лесные шорохи». |
Сказки о животных | 1 | Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок» |
Друзья детства | 1 | К.Чуковский «Краденое солнце» |
«Ступеньки мастерства» | 1 | А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки», |
О наших сверстниках | 1 | Н.Носов «Леденец» |
Русские народные и литературные сказки | 2 | Сборник русских народных и литературных сказок. |
«Поговорим о наших мамах» | 1 | Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», А. Барто «Разлука» и др.. |
Стихи о родном крае | 1 | И. Суриков «Вот моя деревня», А. Блок «На лугу». |
О героях | 1 | А.Митяев «Богатыри» |
О доброте | 1 | В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья» |
«В стране Вообразилии» | 1 | Б.Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой». |
Знакомые незнакомцы | 1 | Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал». |
О чем я мечтаю | 2 | В.Катаев « Цветик – семицветик» |
Про школу. | 1 | С. Баруздин « Как Алёше учиться надоело» |
Экскурсия в школьную библиотеку | 1 | Выставка «Книги для летнего чтения» |
Итого: | 17 ч. |
2 класс - 18 ч
Тема занятия | Кол-во часов | Предлагаемая к использованию литература |
Сказки о животных Хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце | 1 | В. Сутеев «Палочка – выручалочка», «Мешок яблок», «Яблоко» |
Рассказы о животных. Остановись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись: они ж тебе сродни….» | 2 | М.Пришвин «Лисичкин хлеб», «Гаечки», «Этажи леса» К.Ушинский Рассказы и сказки, «Орел» |
Я ещё не волшебник, я только учусь. | 1 | Е.Благинина «Чудесные часы», « Стихи о ёлке» |
Произведения о ребятах – сверстниках. | 1 | Киселев « Мальчик Огонек», С.Михалков « Про мимозу» Н. Г. Гарин- Михайловский «Тёма и Жучка» |
Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех | 2 | Н.Носов «Огурцы», А. Гайдар «Чук и Гек» |
Рассказы и стихи о подвигах | 1 | М.Зощенко «Самое главное» Емельянов «Храбрая девочка» |
О героизме и трусости Слава греет – позор жжет | 1 | С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар» Артюхова « Трусиха», С.Михалков «Прививка», К.Ушинский «Трусливый Ваня» |
Жизнь дана на добрые дела. | 1 | Б.Житков « Помощь идет» Е.Пермяк « Пичугин мост» |
Родину – мать учись защищать. | 1 | А.Гайдар « Поход», «Сказка о военной тайне» С.Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике» |
Стихи о Родине Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна учёных!... | 1 | Могилевская «Сказка о громком барабане», Стихи о Родине., |
Нет лучше дружка, чем родимая матушка | 1 | Е.Благинина « Вот какая мама», «Бабушка - забота», Емельянов « Рассказы о маме» Панькин « Легенда о матерях» Трутнева « Проталинки» |
Весна, весна на улице, весенние деньки! | 1 | Б. Заходер «Товарищам детям», Э Шим « Чем встречают весну?» Э. Шим «Чем пахнет весна». |
Знай и люби родную природу! | 1 | Е.Чарушин «Большие и маленькие», «Про Томку» Снегирев « Про пингвинов» Г.Скребицкий «Колючая семейка» |
Басни дедушки Крылова | 1 | Басни И. А. Крылова «Квартет», «Волк и журавль» и т. д. |
Обобщающее занятие | 2 | Проект «Сказки народов моего города» |
Итого: |
|
3 класс – 18 ч.
Тема занятия | Кол-во часов | Предлагаемая к использованию литература | |||
Устная народная словесность | 1 | «Лиса и рак», «Каша из топора», «Горшеня» | |||
Рассказы современных писателей о детях | 1 | Т. Лихоталь «Синяк», Рассказы В.Драгунского «Сестра моя Ксения», «Что я люблю», «….И чего не люблю», «где это видано, где это слыхано» | |||
Волшебный мир сказок Бажова | 1 | П. Бажов «Огневушка-поскакушка», «Змейка», «Каменный цветок» | |||
Произведения о тех, кто трудится | 1 | Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», В. Осеева «Простое дело" | |||
Книги о природе и человеке | 1 | М.Пришвин «Гаечки» Р.Киплинг «Маугли» Б.Житков «Мангуста» | |||
Рассказы о животных | 1 | Л.Толстой « Как волки учат своих детей», К.Паустовский «Барсучий нос», Андреева «Кусака» | |||
Книги о ребятах и их делах | 1 | А.Гайдар «Тимур и его команда». | |||
Произведения о долге и храбрости | 1 | И. Тургенев «Капля жизни» | |||
Произведения о мамах и детях | 1 | А. Милн «Непослушная мама» | |||
Весёлые истории | 1 | М.Зощенко « Глупая история» И.Сухин «Вот такой затейник» | |||
Книги о дружбе и взаимопомощи | 1 | Ю. Куклачев «Мои друзья кошки» В. Дуров «Наша Жучка» | |||
Как рождается герой | 1 | Б.Заходер « История гусеницы», Ю.Мориц « Жора Кошкин», Л.Яхнин « Лесные жуки» | |||
Люби живое | 1 | М.Пришвин «Рождение кастрюльки», Д. Мамин – Сибиряк «Емеля – Охотник» | |||
Стихи русских поэтов о любви к Родине. | 1 | Стихотворения Пушкина, Есенина. | |||
Разножанровые произведения о ратных подвигах родного народа | 1 | К.Ушинский «Александр Невский». | |||
Книги, которые надо читать долго | 2 | А. Волков «Волшебник изумрудного города» | |||
Урок обобщение за год. Итоговое диагностирование. | 1 | Тестирование по выявлению читательского кругозора. | |||
Итого: | 18 ч. |
4 класс – 18 ч
Тема занятия | Кол-во часов | Предлагаемая к использованию литература | |||
«Где, что, как и почему?» | 1 | Книги-справочники, энциклопедии | |||
«Вчера и сегодня» | 1 | Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах – ученых изобретателях. | |||
«В путь, друзья!» | 1 | Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных | |||
«Бороться и искать, найти и не сдаваться!» | 2 | Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ» | |||
Кир Булычов «Гостья из будущего» В.Губарев «Путешествие на Утреннюю Звезду» | |||||
«От благодарных читателей» | 2 | М.Твен «Приключения Тома Сойера» Д.Свифт «Путешествие Гулливера» | |||
«Современные писатели-детям» | 2 | Е.Велтисов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул» В. Медведев «Баранкин будь человеком» | |||
«Обыкновенная биография в необыкновенное время» | 2 | Художественные произведения, автобиографии, письма, дневники А. Гайдара; воспоминания, заметки о А. Гайдаре. | |||
«Ступеньки мудрости» | 2 | Сказки Леонардо да Винчи | |||
«С моей книжной полки» | 1 | В.Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук» Х.К.Андерсен «Русалочка» | |||
«Родные поэты». | 1 | Стихи поэтов – классиков 19-начала 20 века для детей: В. Жуковский, К. Рылеев, Е. Баратынский, А. Кольцов, М. Лермонтов, Н. Огарев, Н. Некрасов, С. Дрожжин и др. | |||
«Из истории нашей Родины» | 1 | Книги о далеких по времени событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века. Знакомство с творчеством С. Алексеева. | |||
«Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны ?» | 1 | Книги о ребятах-сверстниках, участниках ВОВ | |||
Защита проекта «По страницам любимых книг» | 1 | ||||
Итого: | 18 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием для 1 класса. Программа рассчитана на 2 часа в месяц....
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 3 класса
рабочая программа...
Рабочая программа по литературному чтению на родном русскому языку 2 класс
Программа рассчитана на 1 час в неделю...
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 2 класс...
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке
Программа учебного курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 4 класса составлена на основе примерной программы по литературному чтению к учебно-методическому комплексу &laq...
Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке на 2 полугодие 1 класса...
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для учащихся 3 класса по программе "Школа России"
Содержание: Стр. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»3- 5Содержание учебного предмета5Тематическое планирование5-7...