Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке
рабочая программа по чтению (4 класс)
Программа учебного курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 4 класса составлена на основе примерной программы по литературному чтению к учебно-методическому комплексу «Школа России» (Сборник рабочих программ 1-4 классы «Школа России» / М. : Просвещение, 2011 г.), научный ру-ководитель А. А. Плешаков, авторы: С. В. Анащенкова, М. А. Бантова, М. В. Бойкина, С. И. Волко-ва, В. Г. Горецкий, М. Н. Дементьева, Л. М. Зеленина, В. П. Канакина, Л. Ф. Климанова, М. И. Мо-ро, А. А. Плешаков, Н. И. Роговцева, С. В. Степанова, Н. А. Стефаненко, Т. Е. Хохлова, к учебнику «Литературное чтение 3 класс в 2 частях / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградова, М. В. Бойкина - М.: Просвещение, 2014 г.».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_na_rodnom_russkom_yazyke_.docx | 44.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) для 4 класса разработана на основе нормативных документов:
- Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закона Российской Федерации от 25 октября 1991г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ от 06 октября 2009г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576);
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 7 апреля 2015г. № 1/15 в редакции протокола №3/15 от 28.10.2015г. федерального учебно-методического объединения по общему образованию).
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Излучинская ОСШУИОП №2:
Программа учебного курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 4 класса составлена на основе примерной программы по литературному чтению к учебно-методическому комплексу «Школа России» (Сборник рабочих программ 1-4 классы «Школа России» / М. : Просвещение, 2011 г.), научный ру-ководитель А. А. Плешаков, авторы: С. В. Анащенкова, М. А. Бантова, М. В. Бойкина, С. И. Волко-ва, В. Г. Горецкий, М. Н. Дементьева, Л. М. Зеленина, В. П. Канакина, Л. Ф. Климанова, М. И. Мо-ро, А. А. Плешаков, Н. И. Роговцева, С. В. Степанова, Н. А. Стефаненко, Т. Е. Хохлова, к учебнику «Литературное чтение 3 класс в 2 частях / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградова, М. В. Бойкина - М.: Просвещение, 2014 г.». Данное учебное пособие включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в начальной школе (Приказ Минобрнауки России от 05.09. 2013 № 1047 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»).
На изучение предмета «Литературное чтение на родном языке» в 4 классе отводится 17 часов
Цели и задачи изучения предмета.
Цель программы:
- формирование первоначальных представлений о единстве языкового и культурного
пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- развитие диалогической и монологической устной.
- развитие коммуникативных умений.
- развитие нравственных и эстетических чувств.
- развитие способностей к творческой деятельности.
Задачи программы:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в
соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно читать,
участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства
сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
- пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Планируемые результаты.
В результате изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» (русском) у учащихся 4 класса будут сформированы личностные и метапредметные результаты (регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться).
Личностные УУД:
У учащихся будут сформированы:
- ценностные ориентиры в области языкознания;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития
речи;
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- духовные и эстетические потребностей;
- готовность к отстаиванию своего мнения;
- интерес к изучению языка.
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные УУД:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- оформлять свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста) с учетом речевых ситуаций;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Познавательные УУД:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение);
-устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения;
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: подтекстовую, концептуальную;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- перерабатывать и преобразовывать полученную информацию из одной формы в другую: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- пользоваться словарями, справочниками;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
В результате изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» (русском языке) учащиеся 4 класса овладеют умениями и навыками:
- воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
- прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
- использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
- для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения;
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
- участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
- высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
- устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
- составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
- осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике или по собственному желанию;
- вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и в неучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
- составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой;
- самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
- распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
- отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
- различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
- находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
- создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
- восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
- составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
- составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
- вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке».
I. Виды речевой деятельности
1. Аудирование (слушание)
Осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
2. Чтение
а) Чтение вслух
Постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
б) Чтение про себя
Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Умение находить в тексте необходимую информацию.
в) Работа с разными видами текста
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание.
г) Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний.
Типы книг (изданий): справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
д) Работа с текстом художественного произведения
Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе русского народа.
Схожесть тем, идей, героев в фольклоре русского народа. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.
Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста.
Характеристика героя произведения. Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
3. Говорение (культура речевого общения)
Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания, прочитанного или прослушанного с учётом специфики художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (сравнение) с учётом особенностей монологического высказывания.
II. Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной литературы XIX—ХХ вв., доступные для восприятия младших школьников.
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, юмористические произведения. Детский игровой фольклор, малый фольклорный жанр. Русские народные сказки (волшебные, бытовые, о животных).
Литературные сказки русских авторов. Произведения русской классики, вошедшие в круг детского чтения.
III. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Стихотворная речь: выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Жанровое разнообразие произведений.
Басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
знать:
- изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;
- иностранные заимствования.
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.
- определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
- восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Содержание урока | Характеристика деятельности обучающихся | Дата проведения | |||
Предметнее результаты | Метапредметные | личностные | По плану | По факту | ||||
Раздел 1. Летописи, былины, жития. | ||||||||
1 | «Житие Сергия Радонежского». Характеристика главного героя | 1 | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, соблюдая нормы построения текста. | Воспроизводить содержание текста с элементами описания вида героя, особенностью речи, выявлять мотивы поведения | Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями Познавательные: анализировать, сравнивать героев, их поступки, факты. Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану | Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей | ||
Раздел 2. Чудесный мир классики | ||||||||
2 | А.С. Пушкин. | 1 | Характеристика героев произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Наблюдение за выразительностью литературного языка | Знать название и основное содержание изученного произведения. Характеризовать героев сказки, выражать своё отношение к ним. Анализировать поведение героев | Регулятивные: учиться пооперационному контролю учебной работы как своей, так и других. Познавательные: обобщение и систематизация. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. | ||
3 | Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М.Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб» | 1 | Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них. Анализ поступков героев | Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка | Регулятивные: учиться пооперационному контролю учебной работы как своей, так и других. Познавательные: обобщение и систематизация. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. | ||
Раздел 3. Поэтическая тетрадь | ||||||||
4 | Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…» | 1 | Чтение «про себя» с осознанием содержания текста. Определение эмоционального характера текста. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. Отбирать средства художественной выразительности для создания картин природы. Определять ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте. Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины | Регулятивные: В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: строить рассуждения. Коммуникативные: самостоятельно выбирать и читать детские книги. | Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. | ||
5 | Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А. Бунина «Листопад». | 1 | Чтение про себя с осознанием содержания текста. Определение эмоционального характера текста. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов | Описывать картины осени в стихотворении. Определять слово как средство художественной выразительности. Называть произведения русских поэтов. Рассказывать о листьях, как о живых существах, анализировать поэтическое изображение листьев в стихах, читать выразительно стихотворение. Сочинять маленький рассказ | Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. | ||
Раздел 4. Литературные сказки | ||||||||
6 | Особенности речи героев сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце» | 1 | Сравнение содержания народной и литературной сказок; определение нравственного смысла сказки. Наблюдение за развитием и последовательностью | Работать с иллюстрациями. Анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану. | Регулятивные: Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями Познавательные: Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Коммуникативные: Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, любовь к Родине | ||
Раздел 5. Делу время – потехе час | ||||||||
7 | Авторская литературная сказка Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» | 1 | Прогноз содержания раздела. План работы с произведением на уроке, используя условные обозначения. Определение основной мысли рассказа | Определять особенности данного литературного жанра. Объяснять заглавие и называть главных героев литературной сказки. Различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном | Регулятивные: Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями Познавательные: Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Коммуникативные: Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы | ||
Раздел 6. Страна детства | ||||||||
8 | Авторское отношение к герою в рассказе В.В. Галявкина «Никакой я горчицы не ел». | 1 | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально - нравственных переживаний | Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Пересказывать кратко. Читать по ролям | Регулятивные: составление плана и последовательности действий Познавательные: использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных; Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; | Формирование познавательного интереса к способам обобщения и систематизации знаний | ||
9 | Средства художественной выразительности, используемые в рассказе К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками. | 1 | Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа. | Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Регулятивные: работать в заданном темпе. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. Коммуникативные: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявление креативных способностей | ||
Раздел 7. Поэтическая тетрадь | ||||||||
10 | Тема природы и Родины в стихах М.И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» | 1 | Умение следить за выражением и развитием чувства в лирическом стихотворении. Иллюстрировать стихотворение | Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. Анализировать средства художественной выразительности | Регулятивные: работать в заданном темпе. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. Коммуникативные: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявление креативных способностей | ||
Раздел 8. Природа и мы | ||||||||
11 | Тема самопожертвования в рассказе А.И. Куприна «Барбос и Жулька» | 1 | Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа | Создавать небольшой устный текст на заданную тему | Регулятивные: работать в заданном темпе. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. Коммуникативные: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Формирование желания осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе | ||
12 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». | 1 | Составление плана произведения. Умение рассказывать от имени героя, подбирая в произведении слова - определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнение своих наблюдений за жизнью животных с рассказом автора. | Определять эмоциональный тон персонажа, проводить лексическую работу, составлять план, создать устный текст на заданную тему | Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения | Формирование познавательного интереса к способам обобщения и систематизации знаний | ||
Раздел 9. Родина | ||||||||
13 | С.А. Есенин «Лебедушка» | 1 | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. Иллюстрация стихотворения | Определять эмоциональность характера текста (представить картину, изображённую поэтом); читать осознанно текст художественного произведения Анализировать средства художественной выразительности | Регулятивные: составление плана и последовательности действий Познавательные: использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных; Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; | Формирование желания осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе | ||
14 | Проект (на выбор): «Они защищали Родину», «Россия – Родина моя», «Как не гордиться мне тобой, о Родина моя» | 1 | Участие в проекте: распределение роли, нахождение нужной информации, представление её в соответствии с тематикой. Составление рассказов о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине | Определять смысл произведения, поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста. Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения | Регулятивные: работать в заданном темпе. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. Коммуникативные: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения | Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы | ||
Раздел 10. Страна Фантазия | ||||||||
15 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы» | 1 | Умение определять особенности фантастического жанра | Определять особенности фантастического жанра. Прогнозировать содержание текста по заголовку | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Познавательные: строить рассуждения. Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном материале. | Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи. | ||
16 | Персонажи сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка» | 1 | Умение определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Иллюстрировать сказку | Определять эмоциональный характер читаемого произведения; читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости), выразительно; высказываться о чтении товарища | Регулятивные: работать в заданном темпе. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. Коммуникативные: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявление креативных способностей | ||
Раздел 11 Зарубежная литература | ||||||||
17 | Библейские сказания. С. Лагерлеф «Святая ночь» | 1 | Умение определять нравственный смысл произведения (с помощью учителя), воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Объяснять смысл названия произведения. | Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения | Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи; Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием для 1 класса. Программа рассчитана на 2 часа в месяц....
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 3 класса
рабочая программа...
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке
Цель программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетическ...
Рабочая программа по литературному чтению на родном русскому языку 2 класс
Программа рассчитана на 1 час в неделю...
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 2 класс...
Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке на 2 полугодие 1 класса...
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для учащихся 3 класса по программе "Школа России"
Содержание: Стр. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»3- 5Содержание учебного предмета5Тематическое планирование5-7...