Урок литературного слушания "М.М. Пришвин "Лисичкин хлеб""
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Малашенко Маргарита Николаевна

Конспект урока литературного чтения в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_literturnogo_slushaniya_m.prishvin_lisichkin_hleb.zip17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока Литературного слушания 1 класс

М.М.Пришвин «Лисичкин хлеб»

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели:

Образовательные:

Формировать умение слушать и слышать художественное слово; способствовать развитию

связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления;

активизировать словарь детей новыми словами;

уточнять представления детей о лесе, о птицах, о растениях;

Формировать УУД:

Личностные: уметь высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,

вырабатывать способность к самооценке.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты:

Предметные:

Уметь правильно называть произведение (фамилию автора, заголовок).

Уметь работать с текстом (отвечать на вопросы, понимать основное

содержание произведения, осуществлять выборочное чтение, чтение по ролям).

Уметь читать вслух слова, предложения и отрывки из текста.

Личностные:

Уметь высказывать свое отношение к произведению, его героям. 

Оборудование: стеллаж с выставкой книг М. М. Пришвина, компьютер, проектор, учебник "Литературное слушание.1 класс" (авт. Л. А. Ефросинина и др.), карточки с заданиями, презентация, цветные карандаши, ручка.

ХОД УРОКА

М.М.Пришвин «Лисичкин хлеб»

  1. Организационный момент.

II. Мотивация 

- Ребята, перед вами девиз нашего урока.

Удивитесь Вы сегодня

 Не один лишь только раз!

Книги открывают тайны

Для самых любознательных ребят!

-Как вы понимаете эти слова?

-Нужно быть любопытными, внимательными, чтобы вам открылась тайна нашего произведения.

III. Актуализация знаний

- Ребята, прочитайте и отгадайте загадку:

Богатырь стоит богат, угощает всех ребят.

Ваню – земляникой, Таню – костяникой,

Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой,

Катеньку – малинкой, Васю – хворостинкой!

- Правильно, это лес!

- Кто из вас бывал в лесу? Можете назвать, какие растения вы там видели? Каких лесных зверей и птиц вы знаете?

Лес - удивительное место: дом для многих животных, гостеприимный хозяин, готовый поделиться с нами своими дарами.

- Сегодня мы познакомимся с автором, который написал очень много произведений о природе и животных, в том числе и истории, связанные с лесными обитателями.

Имя писателя – Михаил Михайлович Пришвин.

Взгляните на нашу выставку. Это лишь малая часть произведений Михаила Пришвина.

Читали ли вы эти рассказы?

- Будучи ребёнком Михаил Михайлович был убеждён, что все люди находятся во власти злого Кощея, поэтому он хотел быстрее вырасти и избавить людей от кощеева плена. Из первого класса гимназии мальчик убегает в солнечную и «золотую» страну Азию, чтобы найти место, где нет власти Кощея. Его, конечно, находят и возвращают в семью, но мечты о путешествии не оставляют будущего писателя. С дорожной сумкой и охотничьим ружьём он изучает сначала северные земли, затем азиатские степи. А вскоре рождаются и первые его книги о природе: «В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком». Книги Пришвина – пример большой любви ко всему живому на Земле. Писать он мог только тогда, когда жил среди лесов и полей.

Михаил Михайлович прожил длинную жизнь, 81 год.

Мама научила вставать его рано, до восхода солнца, когда природа пробуждается и открывает человеку свои тайны. Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди.

Любил Михаил Михайлович лес. Шёл он туда за открытиями. «Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и, может быть, никто ещё в своей жизни с этим не встречался», – писал Пришвин. Пусть и для вас каждая встреча с природой станет чудесным открытием. А помогут совершать эти открытия рассказы Михаила Михайловича Пришвина!

-Ребята, каким человеком был М.М. Пришвин?

- Ещё лучше понять писателя нам помогут его произведения.

VI. Открытие новых знаний

- Сегодня на уроке мы будем читать произведение «Лисичкин хлеб».

Можете предположить, о чем будет эта история?

Учитель читает рассказ.

- Подтвердились ли наши предположения?

- Назовите главных героев рассказа.

- О каком случае рассказывает нам рассказчик? (автор)

- Какие лесные дары принес дедушка? Перечислите, что запомнили. (На доске изображение сумки с дарами)

- Посмотрите, как выглядят «дары леса». Думаю, что многие из них вы видели.

V. Самостоятельная работа

- Возьмите карточку

Задание №1: вам необходимо раскрасить иллюстрации в соответствии с описанием ягод в тексте.

Прочитайте название ягод, найдите в тексте, как их описывает М. Пришвин.

(кровавая костяника, голубая черника, красная брусника).

VI. Включение в систему знаний

- Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (кусок чёрного хлеба)

- Почему дедушка назвал обычный кусочек хлеба «лисичкиным»?

- А как еще дедушка пытается вызвать у внучки интерес к лесной жизни?

- Назовите этих птиц.

- Как дедушка называет тетерева? Взгляните на фото птицы.

- Посмотрите, как выглядит рябчик. Как вы думаете, почему эту птицу так назвали?

- Прочитайте, что рассказал дедушка про птиц своей внучке.

- Скажите, что интересного вы узнали о сосновой смоле?

Кто-нибудь может нам объяснить, как деревья лечатся смолой?

- Ребята, что вы можете сказать о дедушке, какой это человек?

- Как дедушка относится к природе?

- Как вы считаете, о чем мечтает и думает дедушка, когда рассказывает Зиночке про лесных жителей и приносит ей лесные дары?

- Ребята, в тексте вам встретились незнакомые слова, узнаем их значение.

- Кого автор называет копулей и почему?

Копуля -  это ласковое слово, обозначающее копушу, человека, который возится, долго собирается.

- Что значит дочиста? Обомлела?

Дочиста – значит до конца, до последней крошки

Обомлела – удивилась, ахнула, озадачилась.

- Как вы понимаете слово добыча?

Добыча – это жертва, которая попалась или охотнику, или животному-хищнику.

VII. Физминутка

Зайке холодно сидеть.

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз.

На носочки становись.

Ставим лапки на бочок.

На носочках скок, скок, скок.

А потом вприсядку,

 Чтоб не мёрзли лапки

- На стр. 68 рубрика прочитай. (Читают дети)

-Поработаем над обложкой нашего произведения.

К какому литературному жанру мы отнесем произведение?

-Почему?

-С помощью какой геометрической фигуры мы обозначаем рассказ? (Опорная схема на презентации)

-Каким цветом будет наш прямоугольник?

-Что ещё необходимо указать? (автора, название)

-Замечательно, наша обложка готова.

После урока соберём нами обложки и изготовим из них книжку-самоделку.

VIII. Рефлексия

- В начале урока мы с вами говорили о том, что тот, кто будет внимателен, любознателен, откроет тайну произведения.

- В чём же кроется тайна произведения?

(в его названии)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного слушания в 1 классе "Сутеев "Дядя Миша"

       Были использованы задания, направленные на детей разного уровня      подготовки Все эти методы, формы и средства помогали осуществлению...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО СЛУШАНИЯ В 1 КЛАССЕ (УМК «Начальная школа XXI века») Тема урока: Авторские сказки. Сказка В.Сутеева "Палочка-выручалочка"

Тема урока: Авторские сказки.Сказка  В.Сутеева "Палочка-выручалочка"Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:Предметные: создать условия для формирования навыка правильного,  осознанного  ч...

Методическая разработка: Конспект урока литературного слушания в 1 классе "М.Пришвин "Лисичкин хлеб"

В материале вы найдете подробрый конспект урока.Далее размещаю Презентацию к этому уроку....

Методическая разработка: Презентация к уроку литературного слушания "М.Пришвин "Лисичкин хлеб"

Презентация является приложением к размещенному Конспекту урока....