Урок литературного слушания "М.М. Пришвин "Лисичкин хлеб""
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Конспект урока литературного чтения в 1 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literturnogo_slushaniya_m.prishvin_lisichkin_hleb.zip | 17.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока Литературного слушания 1 класс
М.М.Пришвин «Лисичкин хлеб»
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели:
Образовательные:
Формировать умение слушать и слышать художественное слово; способствовать развитию
связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления;
активизировать словарь детей новыми словами;
уточнять представления детей о лесе, о птицах, о растениях;
Формировать УУД:
Личностные: уметь высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
вырабатывать способность к самооценке.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемые результаты:
Предметные:
Уметь правильно называть произведение (фамилию автора, заголовок).
Уметь работать с текстом (отвечать на вопросы, понимать основное
содержание произведения, осуществлять выборочное чтение, чтение по ролям).
Уметь читать вслух слова, предложения и отрывки из текста.
Личностные:
Уметь высказывать свое отношение к произведению, его героям.
Оборудование: стеллаж с выставкой книг М. М. Пришвина, компьютер, проектор, учебник "Литературное слушание.1 класс" (авт. Л. А. Ефросинина и др.), карточки с заданиями, презентация, цветные карандаши, ручка.
ХОД УРОКА
М.М.Пришвин «Лисичкин хлеб»
- Организационный момент.
II. Мотивация
- Ребята, перед вами девиз нашего урока.
Удивитесь Вы сегодня
Не один лишь только раз!
Книги открывают тайны
Для самых любознательных ребят!
-Как вы понимаете эти слова?
-Нужно быть любопытными, внимательными, чтобы вам открылась тайна нашего произведения.
III. Актуализация знаний
- Ребята, прочитайте и отгадайте загадку:
Богатырь стоит богат, угощает всех ребят.
Ваню – земляникой, Таню – костяникой,
Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой, Васю – хворостинкой!
- Правильно, это лес!
- Кто из вас бывал в лесу? Можете назвать, какие растения вы там видели? Каких лесных зверей и птиц вы знаете?
Лес - удивительное место: дом для многих животных, гостеприимный хозяин, готовый поделиться с нами своими дарами.
- Сегодня мы познакомимся с автором, который написал очень много произведений о природе и животных, в том числе и истории, связанные с лесными обитателями.
Имя писателя – Михаил Михайлович Пришвин.
Взгляните на нашу выставку. Это лишь малая часть произведений Михаила Пришвина.
Читали ли вы эти рассказы?
- Будучи ребёнком Михаил Михайлович был убеждён, что все люди находятся во власти злого Кощея, поэтому он хотел быстрее вырасти и избавить людей от кощеева плена. Из первого класса гимназии мальчик убегает в солнечную и «золотую» страну Азию, чтобы найти место, где нет власти Кощея. Его, конечно, находят и возвращают в семью, но мечты о путешествии не оставляют будущего писателя. С дорожной сумкой и охотничьим ружьём он изучает сначала северные земли, затем азиатские степи. А вскоре рождаются и первые его книги о природе: «В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком». Книги Пришвина – пример большой любви ко всему живому на Земле. Писать он мог только тогда, когда жил среди лесов и полей.
Михаил Михайлович прожил длинную жизнь, 81 год.
Мама научила вставать его рано, до восхода солнца, когда природа пробуждается и открывает человеку свои тайны. Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди.
Любил Михаил Михайлович лес. Шёл он туда за открытиями. «Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и, может быть, никто ещё в своей жизни с этим не встречался», – писал Пришвин. Пусть и для вас каждая встреча с природой станет чудесным открытием. А помогут совершать эти открытия рассказы Михаила Михайловича Пришвина!
-Ребята, каким человеком был М.М. Пришвин?
- Ещё лучше понять писателя нам помогут его произведения.
VI. Открытие новых знаний
- Сегодня на уроке мы будем читать произведение «Лисичкин хлеб».
Можете предположить, о чем будет эта история?
Учитель читает рассказ.
- Подтвердились ли наши предположения?
- Назовите главных героев рассказа.
- О каком случае рассказывает нам рассказчик? (автор)
- Какие лесные дары принес дедушка? Перечислите, что запомнили. (На доске изображение сумки с дарами)
- Посмотрите, как выглядят «дары леса». Думаю, что многие из них вы видели.
V. Самостоятельная работа
- Возьмите карточку
Задание №1: вам необходимо раскрасить иллюстрации в соответствии с описанием ягод в тексте.
Прочитайте название ягод, найдите в тексте, как их описывает М. Пришвин.
(кровавая костяника, голубая черника, красная брусника).
VI. Включение в систему знаний
- Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (кусок чёрного хлеба)
- Почему дедушка назвал обычный кусочек хлеба «лисичкиным»?
- А как еще дедушка пытается вызвать у внучки интерес к лесной жизни?
- Назовите этих птиц.
- Как дедушка называет тетерева? Взгляните на фото птицы.
- Посмотрите, как выглядит рябчик. Как вы думаете, почему эту птицу так назвали?
- Прочитайте, что рассказал дедушка про птиц своей внучке.
- Скажите, что интересного вы узнали о сосновой смоле?
Кто-нибудь может нам объяснить, как деревья лечатся смолой?
- Ребята, что вы можете сказать о дедушке, какой это человек?
- Как дедушка относится к природе?
- Как вы считаете, о чем мечтает и думает дедушка, когда рассказывает Зиночке про лесных жителей и приносит ей лесные дары?
- Ребята, в тексте вам встретились незнакомые слова, узнаем их значение.
- Кого автор называет копулей и почему?
Копуля - это ласковое слово, обозначающее копушу, человека, который возится, долго собирается.
- Что значит дочиста? Обомлела?
Дочиста – значит до конца, до последней крошки
Обомлела – удивилась, ахнула, озадачилась.
- Как вы понимаете слово добыча?
Добыча – это жертва, которая попалась или охотнику, или животному-хищнику.
VII. Физминутка
Зайке холодно сидеть.
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз.
На носочки становись.
Ставим лапки на бочок.
На носочках скок, скок, скок.
А потом вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки
- На стр. 68 рубрика прочитай. (Читают дети)
-Поработаем над обложкой нашего произведения.
К какому литературному жанру мы отнесем произведение?
-Почему?
-С помощью какой геометрической фигуры мы обозначаем рассказ? (Опорная схема на презентации)
-Каким цветом будет наш прямоугольник?
-Что ещё необходимо указать? (автора, название)
-Замечательно, наша обложка готова.
После урока соберём нами обложки и изготовим из них книжку-самоделку.
VIII. Рефлексия
- В начале урока мы с вами говорили о том, что тот, кто будет внимателен, любознателен, откроет тайну произведения.
- В чём же кроется тайна произведения?
(в его названии)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного слушания в первом классе (УМК "Начальная школа XXI века"
Русская сказка "Лисичка-сестричка и волк"...
урок литературного слушания в 1 классе "Сутеев "Дядя Миша"
Были использованы задания, направленные на детей разного уровня подготовки Все эти методы, формы и средства помогали осуществлению...
Урок литературного слушания "Ш.Перро "Красная Шапочка"
Урок по программе "Школа XXIвека"....
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО СЛУШАНИЯ В 1 КЛАССЕ (УМК «Начальная школа XXI века») Тема урока: Авторские сказки. Сказка В.Сутеева "Палочка-выручалочка"
Тема урока: Авторские сказки.Сказка В.Сутеева "Палочка-выручалочка"Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:Предметные: создать условия для формирования навыка правильного, осознанного ч...
Урок литературного слушания "Дядя Миша" В.Г.Сутеев: конспект- урока, презентация
Программа Начальная школа XXI ВЕК...
Методическая разработка: Конспект урока литературного слушания в 1 классе "М.Пришвин "Лисичкин хлеб"
В материале вы найдете подробрый конспект урока.Далее размещаю Презентацию к этому уроку....
Методическая разработка: Презентация к уроку литературного слушания "М.Пришвин "Лисичкин хлеб"
Презентация является приложением к размещенному Конспекту урока....