Методическая разработка по внеклассному чтению в 1 классе. Русская народная сказка "Лисица, заяц и петух"
методическая разработка по чтению (1 класс)
Методическая разработка по литературному чтению в 1кл. Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Урок по литературному чтению, 1 класс.
Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская
Тема: Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»
Выполнено: Федоровой К.А.
Цель:
- познакомить школьников с русской народной сказкой;
- учить детей выразительному чтению;
- учить давать характеристику героям сказки.
Задачи:
Предметные:
- Умение анализировать поступки героев;
- Умение выражать свое отношение к героям;
- Умение ориентироваться в содержании произведения;
- Умение сопоставления иллюстрации с текстом произведения;
- Умение участвовать в обсуждении прочитанного.
Метапредметные:
- Умение работать с текстом;
- Умение строить рассуждения;
- Умение оформлять свои мысли в устной форме;
- Развитие монологической и диалогической речи;
- Развитие умения аргументировать свою точку зрения;
- Формирование навыка выразительного чтения.
Личностные:
- Умение высказывать свое отношение к произведению.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 1класс, проектор, компьютер, презентация.
Ход урока
I этап. Организационный момент
Раз – встать на носочки – подтянуться,
Два – опуститься – улыбнуться,
Три – ритм мой повтори.
II этап. Актуализация знаний
У: С какими сказками мы познакомились на прошлом уроке? (Русская народная сказка «Курочка Ряба» и сказка С. Маршака «Курочка Ряба и десять утят»).
У: Чем различаются эти две сказки? («Курочка Ряба» - это народная сказка, а «Курочка Ряба и десять утят» - авторская сказка).
У: Что мы знаем о народной сказке? (Авторы народных сказок неизвестны. У народной сказки не один автор? а много).
У: Что мы знаем об авторской сказке? (Это сказки, которые придумали писатели для детей.).
III этап. Сообщение темы урока (презентация, слайд 1 – 3)
У: Сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуете отгадать.
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост – ее краса.
Этот зверь лесной – … (Лиса)
Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверёк живёт в тревоге,
От беды уносит ноги. (Заяц)
Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка, важная походка.
Раньше всех встаёт, голосисто поёт. (Петух)
(на экране загадка и картинка - отгадка)
У: Молодцы, вы отгадали все загадки. Как вы думаете, о ком будет сказка? Как она называется? (Ответы детей).
У: Сегодня на уроке мы познакомимся с русской народной сказкой «Лиса, заяц и питух». (слайд 4)
IV этап. Первичное знакомство со сказкой
Учитель читает сказку/прослушивание аудиосказки, у детей учебники закрыты.
У: Кто из героев понравился? Почему, чем понравился? (Ответы детей).
У: В какой момент вы больше всего волновались? (Ответы детей).
У: А какие герои еще живут в этой сказке? (Ответы детей).
У: Почему не все герои перечислены в заглавии сказки? (Ответы детей).
У: Можно было бы назвать сказку «Лиса и заяц»? Почему? (Ответы детей).
У: Чем сказка отличается от стихотворения, рассказа? (Ответы детей).
У: Сейчас мы познакомимся со сказочными приметами и постараемся их увидеть в сказке, когда будем ее читать.
У: Давайте разберем приметы сказок и узнаем? что же такое зачин, победа добра над злом и концовка сказки.
У: Зачин – это начало сказки. Например, русская народная сказка «Маша и медведь» начинается со слов: «Жили-были дедушка да бабушка».
У: Победа добра над злом. В сказке Ш. Перро «Красная шапочка» добро побеждает над злом.
У: Концовка сказки – это последние слова сказки, чем кончилась история. Например сказка «Три поросенка» заканчивается такими словами: «С этих пор братья стали жить вместе, под одной крышей». (слайд 5, 6)
V эта. Физкультминутка
«Зайчик»
Зайчик быстро скачет в поле –
Очень весело на воле!
(Прыжки на двух ногах)
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы-ребятишки.
На поляну мы заходим, (ходьба на месте)
Много ягод там находим.
Земляника так душиста,
Соберем ее мы быстро!
(Имитация сбора ягод)
VI этап. Работа со сказкой.
Цель: поиск сказочных примет в сказке, анализ поступков героев, умение ориентироваться в содержании произведения.
У: Откройте учебники
Чтение сказки и разбор каждой части.
Чтение первой части сказки
У: С каких слов начинается сказки? (Жили-были лиса да заяц).
У: В какой избушке жила лиса? (Лиса жила в ледяной избушке).
У: В какой избушке жил заяц? (Заяц жил в лубяной избушке).
У: Кто знает, что такое ледяная избушка? (Избушка, которая сделана из льда).
Ледяная избушка – сделанная из льда.
(на экране значение слово ледяная и картинка ледяной избушки).
У: Кто знает, что такое лубяная избушка? (Ответы детей).
Лубяная избушка – сделана из кусков коры дерева, например липы.
(на экране значение слова лубяная и картинка лубяной избушки). (слайд 7)
У: Что случилось с зайчиком? (Лиса выгнала зайчика из избушки).
У: Почему это случилось? (Когда пришла весна у лисы избушка растаяла).
У: Кого зайчик встретил первым? (Собак).
У: Почему собаки не смогли выгнать лису? (Лиса напугала собак).
У: Что сказала лиса собакам? Найдите в тексте и прочитайте. («Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по заулочкам!»).
У: Что можно сказать о собаках, какие они? (Трусливые).
У: Когда лиса выгоняет собак, она говорит: «пойдут клочки по заулочкам». Давайте узнаем, что такое заулочки.
У: Заулочки – места в доме, куда трудно добраться. (слайд 8)
Чтение второй части сказки
У: Кого зайчик встретил? (Медведя).
У: Как хотел помочь медведь зайчику? (Медведь хотел выгнать лису).
У: Почему зайчик сказал, что медведь не сможет выгнать лису? Найдите в тексте и прочитайте. («Собаки гнали – не выгнали, и ты не выгонишь»).
У: Почему медведь не смог выгнать лису? (Лиса напугала медведя).
У: Что сказала лиса медведю? Найдите и прочитайте в тексте. («Как выскочу, как выпрыгну – полетят клочки по заулочкам!»).
Чтение третей части сказки
У: Кого зайчик встретил? (Петушка).
У: Что спросил петушок у зайчика? (Почему зайчик плачешь).
У: Что рассказал зайчик петушку? Найдите и прочитайте в тексте. («Как мне не плакать. Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяна. Ее избушка растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да меня из избушки-то и выгнала).
У: Что пообещал петушок зайчику? (Выгнать лису).
У: Почему зайчик сказал, что петушок не сможет выгнать лису? Найдите в тексте и прочитайте. («Собаки гнали – не выгнали, медведь гнал – не выгнал, и ты не выгонишь»).
У: Как петушок выгнал лису? Найдите в тексте и прочитайте. (Подошли к избушке. Петух и запел: «Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лесу посечи. Ступай, лиса, вон!»).
У: Где стал жить зайчик? (В своей избушке).
VII этап. Продолжение работы со сказкой
Образ лисы и зайца в сказке
У: Что вы узнали о сказочных животных? (Ответы детей).
У: Какая лиса в сказке? (Ответы детей).
У: Докажите, найдите в тексте.
У: Каким мы видим зайчика в сказке? (Ответы детей).
У: В сказке победило добро над злом? (Ответы детей).
У: Как заканчивается сказка? Найдите и прочитайте в тексте конец сказки. (И стал зайчик опять жить в своей избушке).
VIII этап. Итог урока
- С какой сказкой познакомились на уроке?
- Сказка авторская или народна?
- Во всех сказках добро побеждает, а зло наказывается?
- С какими новыми словами познакомились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по технологии. Знакомство с русской народной куклой. Изготовление куклы - скрутки.
Наша школа является городской экспериментальной площадкой по вопросам толерантности. Этот урок разработан в рамках этой программы. На уроке используется и презентация....
Методическая разработка урока литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Белые пёрышки»» УМК «Начальная школа XXI век».
ТемаРусская народная сказка «Белые пёрышки» Цели Образовательные: продолжить знакомство с русскими народными сказками, учить анализировать и оценивать прочитанное, совершенствовать тех...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки".Система Занкова Л.В., 2 класс.
Урок построен в проблемно - диалогической технологии. С целью формирования познавательного интереса используется инсценирование, презентация, работа в парах и группах....
Урок литературного чтения УМК "Гармония" "Русская народная сказка "Заяц - хваста" 2 класс
Урок литературного чтения УМК "Гармония" "Русская народная сказка "Заяц - хваста" 2 класс. Рекомендую использовать в качестве открытого урока. Конспект урока содержит все разд...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Белые пёрышки»» УМК «Начальная школа XXI век».
Образовательные: продолжить знакомство с русскими народными сказками, учить анализировать и оценивать прочитанное, совершенствовать технику чтения; развивать речь, пополнять словарный запас, при...
Конспект урока литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Заяц-хваста»»
УМК«Гармония»Тип урокаУрок изучения и первичного закрепления новых знаний.Цель, задачиЦель знакомство учащихся с русской народной сказкой «Заяц- хваста»Задачи:Образовател...
Технологическая карта урока чтения во 2 классе. Русская народная сказка «Заяц-хвастун»
Цель: Выявить авторское и собственное отношение к литературному герою, узнать мораль (цель) сказки....