Занимательный алфавит
методическая разработка по чтению (1 класс)

Сечина Елена Николаевна

Методическая разработка поможет в интересной игровой форме познакомить детей со звуком [а] и буквой А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_vneklassnogo_zanyatiya.docx205.51 КБ

Предварительный просмотр:

Занимательный  алфавит

(занятие по внеурочной деятельности)

Сечина Елена Николаевна

учитель первой категории

Звук [а], буква А

Блоки

Эврика

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ

Тема: Звук [а], буква А.

Цель: Закреплять правильное произношение звука [а], познакомить с буквой А.

Задачи:

  - уточнить произношение звука [а];

  - определять позицию звука в слове;

- учить детей выделять звук [а] из состава слогов, слов и предложений;

 - развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;

 - учить детей изменению силы и высоты голоса;

 - развивать фонематический слух и восприятие;

 - формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно – вибрационный и акустический контроль.

Путь изучения любой буквы начинается с изучения звука (звуков)!

С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин —
Это спелый...
апельсин.

Педагог демонстрирует картинки с изображением апельсина.

Какой первый звук в слове «апельсин»? (звук [а])

Давайте все вместе произнесем этот звук.

Какое положение принимает наш рот? (рот широко открыт)

Ребята, а можно ли как-то поймать этот звук и потом увидеть, потрогать?

Если вариантов достойных ответов нет, педагог предлагает поиграть со звуком:

Сначала произнесем звук [а] беззвучно. Педагог открывает рот, дети  копируют его мимические движения;

теперь шепотом – педагог выдыхает звук [а];

- тихо;

- громко;

- потянуть;

- быстро;

А теперь наоборот: громко – тихо – шепотом – беззвучная артикуляция.

Как же нам этот звук поймать? 

Давайте попробуем в ладошки его произнести.

Разжимаем ладошки: ничего нет.

А как вы думаете, можем ли этот звук нарисовать или написать?

Педагог выслушивает все варианты рассуждений детей.

Оказывается, звук можно изобразить и обозначить буквой – педагог разжимает ладони: там буква А. Раздает детям букву А. 

Рассмотрите эту букву. Русские люди знают, что звук а мы обозначаем такой буквой А. И вы теперь тоже будете знать!

Педагог демонстрирует карточку со словом, обозначающим апельсин.

Мы можем не только произнести звук, но и записать его.

Вот, это буква А его обозначающая в слове АПЕЛЬСИН.

Буква А выделена жирным шрифтом и цветом.

Апельсин

Давайте прочитаем слово слева направо вместе.

Посмотрите на букву А.

Запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А.

Давайте в воздухе нарисуем букву А: палочка вверх, палочка вниз, полочка между ними.

Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков (указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок»). А еще давайте сделаем букву А из счетных палочек.  

В тетрадях мы видим две буквы А  - большая (заглавная) и маленькая. Нам надо их раскрасить.

Решите сами, в какие цвета вы раскрасите свои буквы А.

Справа изображены предметы.

Что вы видите на картинках? (ананас, аквариум, арбуз)

Какой первый звук в слове АНАНАС? Звук [а]

Мы его тоже обозначим на письме буквой А.

Какой первый звук в слове АКВАРИУМ? Звук [а]

И он обозначается на письме буквой А.

Какой первый звук в слове АРБУЗ? Звук [а]

Звук [а] обозначается на письме буквой А.

Оказывается, звук можно «поймать», то есть обозначить. И этот значок – буква!

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Материалы и оборудование

альбомный лист;

красная и желтая гуашевые краски;

палитра;

кисточки;

стаканчик с водой; апельсин

Задача: Необходимо нарисовать апельсин

Дети обнаруживают, что оранжевой краски нет. Педагог просит предложить варианты выходов из создавшейся ситуации. Дети пробуют нарисовать апельсин желтой краской. Пусть рисуют. Сравнивают с оригиналом – не похоже. Потом пробуют нарисовать апельсин красной краской. На что похоже? – На помидор или красное яблоко. На апельсин не похоже. Что же делать? Может, попробовать смешать краски? Возникает трудность и в самом смешивании. Педагог помогает. Демонстрирует первые результаты. Помогает остальным «добыть» оранжевую краску.

Оказывается, что оранжевую краску можно получить путем смешивания желтой и красной

МАТЕМАТИКА

На первых занятиях педагогу необходимо выявить математические представления детей: каждого в отдельности и в целом уровень группы. На данном занятии: выяснить знания детей по теме «Геометрические фигуры»: круг, овал, треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат.

Педагог сообщает детям, что на занятии необходимо выполнить несколько заданий. Кто с ними справится, получит наклейку.

Работа в тетради (у всех детей тетради открыты на нужной странице).

В пустом прямоугольнике (педагог показывает его карандашом на 3 странице своей тетради) предлагает нарисовать красный круг. Попробуете?

Если дети выполнили задание с легкостью, можно попробовать дать другие задания, например, нарисовать внутри круга зеленый квадрат  или поставить под кругом жирную черную точку.

Педагог наблюдает, как держат дети карандаш, если неверно, - помогает способом «рука в руке».

Педагог подмечает, различают ли дети цвета и фигуры, как производят нажим карандашом и помогают детям выполнить данное задание.

Педагог показывает по одной фигуре из картона и просит назвать их.

Дети называют известные им фигуры.

Найдите в тетради ТРЕУГОЛЬНИК и раскрасьте его желтым цветом,

ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК – синим,

КРУГ – коричневым,

КВАДРАТ – оранжевым,

ПРЯМОУГЛЬНИК оставьте белым.

Именно в такой цветовой гамме и у педагога фигуры.

Педагог предлагает детям выйти из-за столов и приглашает их присесть на пол на ковер, где раскладывает все фигуры из картона.

Как вы думаете, какая фигура не такая, как все? Какая лишняя? 

Дети могут называть разные варианты, например, прямоугольник – так как его не раскрасили.

Педагог поощряет одобрением такие варианты, так как они тоже являются верными, если  имеют логическое объяснение.

Самое главное, чтобы дети вычислили лишнюю фигуру – круг – по признаку отсутствия углов.

Почему треугольник так называется? (рассматривание фигуры и подсчет углов)

Почему четырехугольник так называется?

Почему прямоугольник так называется?

Покажите углы у треугольника (у квадрата, у четырехугольника, у прямоугольника). Потрогайте.

А знаете ли вы еще какую-то фигуру, в которой нет углов? (это овал). 

Педагог показывает эту фигуру, вырезанную из картона.

Давайте разделим (разложим) фигуры на 2 группы.

СЛЕВА – фигуры с углами. А СПРАВА – фигуры без углов. Назовите эти фигуры.

Есть фигуры с углами,  есть без углов

ИТОГИ

Что вы узнали нового, чего не знали раньше?

Кт узнал, что звук можно потрогать?

Кто узнал новые фигуры?

Кто научился получать оранжевую краску?

Поощрение

Раздача наклеек в дневнички (блокноты) с озвучиванием заслуг каждого ребенка в отдельности. Маше – за внимательность, Арише – за то, что она букву А раскрасила очень аккуратно, Сереже – за то, что он помог геометрические фигуры собрать, Диме – за то, что он правильно первым назвал прямоугольник и т.д.

По мере необходимости можно проводить в блоках гимнастику:

Обучение чтению

Дыхательная гимнастика

Давайте с вами надуем животик, как шарик.

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем (надуваем живот).

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Математика

Пальчиковая гимнастика

Апельсин

(Рука сжата в кулачок)
Мы делили апельсин.
(Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один!
(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа,
(Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для чижа,
(Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для утят,
(Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для котят,
(Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра,
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку - кожура.
(Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас - беда!
(Складываем руки домиком)
В домик прячемся - сюда!

Окружающий мир

Двигательная гимнастика

Давайте превратимся в листочки.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились – полетели

И на землю тихо сели.

E:\Тоба\1 (1).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алфавит в стихах

Красивые иллюстрации и стихи помогут лучше запомнить алфавит.1 часть (А-Н)...

Алфавит в стихах 2 часть

Красивые иллюстрации и стихи помогут запомнить буквы алфавита. 2 часть (О-Я)...

Занимательный алфавит в стихах.

Буквы и азбуку детки могут легко выучить в виде веселых стишков. Читайте и учите вместе с детками....

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука. Что такое алфавит" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука. Что такое алфавит. " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика»

Программа по внеурочной деятельности (кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика») для 2в класса  разработана  в...

Внеурочная деятельность «Занимательная математика»: программа 1-4 2022г, олимпиады и занимательный материал

Внеурочная деятельность «Занимательная математика»: программа 1-4  2022г, олимпиады и занимательный материал...