План-конспект урока по литературному чтению "Лев и собачка".
план-конспект урока по чтению (3 класс)

План-конспект-урока  по литературному чтению

Л.Н. Толстой.  «Лев и собачка» Быль. Особенности сюжета.

В 3 классе. УМК «Перспектива»

 

 

Тема урока: «Л.Н.Толстой. «Лев и собачка» Быль. Особенности сюжета.

Цели урока: обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения  читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам; раскрытие трагедийного смысла рассказа «Лев и собачка»; пробуждение чувств любви и доброты к братьям нашим меньшим.

Планируемые результаты:

  • Предметные: прогнозировать содержание произведения, понимать главную мысль произведения.
  • Метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, работать с текстом, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, взаимодействовать в паре, в группе.
  • Личностные осмыслять понятия благородство, дружба, понимание, сочувствие, проявлять интерес к произведениям Л. Н. Толстого.

Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Перспектива. «Просвещение» 2021; портрет Л.Н. Толстого, книги писателя,  иллюстрации с изображением животных. Презентация в формате PowerPoint 97-2003

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Самоопределение к деятельности.
  4. Целеполагание (план урока).
  5. Работа по теме.

А) Биография писателя.

Б) Словарная работа.

В) Чтение текста

Г) Характеристика героев.

Д) Определение темы и главной мысли произведения.

6. Творческое задание*

7. Домашнее задание.


 

Ход урока

1. Организационный момент.

Я хочу пожелать, чтобы этот урок оставил в ваших сердцах капельки доброты.

2. Актуализация знаний.

-Чему учимся на уроках литературного чтения?

-Какой раздел изучаем?

-Какое произведение читали? Автор?

На слайде 1 названия произведений Л. Н. Толстого («Царь и рубашка»«Отец и сыновья»,«Лгун»«Комар и лев»«Прыжок»)

• Прочитайте названия произведений.

• К какому жанру относятся? Что такое рассказ, басня?

• Кто написал эти произведения?

С творчеством, какого писателя мы продолжим знакомство?

Слайд 2 (появляется портрет Л. Н. Толстого).

- Отгадайте загадки.

Этот маленький щенок

Вечно ластится у ног.

Не узнать его однако:

Стала сторожем …(собака)

 

Очень грозный и отважный,

Гривой он мохнатой машет

И рычит, как на распев,

Это храбрый, сильный…(лев)

- что вы знаете об этих животных?

Сообщения детей из научной литературы о животных.(2ч)

Собака: наш самый верный друг из домашних животных. Семь тысяч лет назад человек приручил собакуСобака помогает человеку на охоте, в домашнем хозяйстве охраняет жилище и скот. Существует более 400 пород собак: мастифф, английский бульдог, боксёр, немецкая овчарка, сенбернар, русская борзая. Многие представители данных пород помогают спасать людей, согревают их своим телом. Самая маленькая собака в мире? чихуахуа. Её рост -15-20см.

Лев: царь зверей. Смотрит куда- то вверх, словно не замечая вас. У льва - грива, а у львицы гривы не бывает. Грива указывает на власть льва: она ему и скипетр, и держава. У льва не рёв? "гром небесный". Он может ползать по-пластунски и даже в невысокой траве так скроется, что его не заметишь. Лев может развивать скорость до 50км/час. Может лазить по деревьям. Царь зверей уступает дорогу взрослым носорогам, слонам, бегемотам, остерегается их. Всех ли лев сильнее? Оказывается, нет. В схватке с тигром лев в силе ему уступает.

 

3. Самоопределение к деятельности.

- Эпиграф нашего урока: «Чуткому сердцу откроются тайны»

4.Целепологание.

Произведение какого автора читаем сегодня? (На доске портрет Л. Толстого и запись «Лев Николаевич Толстой» с датами, название произведения – «Лев и собачка»).

- Можно ли по названию угадать, о чём будем читать?

 -Чтобы проверить наше предположение, что нужно сделать?

- Можем ли мы сейчас назвать тему  и главную мысль произведения?

- Что же будем определять на уроке?

- Назовите цель нашего урока (формировать умение определять тему и главную мысль произведения)- на доске открывается запись цели урока.

  Давайте составим план наших действий.

(планируем деятельность для достижения цели)

– каковы учебные задачи? Дети предлагают свои действия.

- Найдите лишнее, а остальные расставьте в нужном порядке:

а- узнать биографию автора

б- объяснить значение слов

- нарисовать портрет автора – (лишняя задача)

в- отрабатывать навык сознательного чтения

г- дать характеристику героям

д- определить тему и главную мысль произведения

(Учитель прикрепляет задачи урока на доску  по мере их нахождения.)

в)  Сегодня мы прочитаем рассказ Л. Н. Толстого «Лев и собачка» рассмотрите иллюстрацию к нему на с.52 учебника, что вы видите? - Как вы думаете о чём этот рассказ?

Учитель читает, дети следят по учебнику, подчеркивают неизвестные и непонятные слова, после, обсуждаем их значение.

( после чтения учитель выдерживает паузу.)

- Сейчас сами внимательно вчитайтесь в текст, а потом поделитесь своими мыслями.

(Учащиеся читают текст самостоятельно.)

Что вас тронуло? Какие чувства вызвало?

– Прислушайтесь к себе. Что вы почувствовали, слушая этот рассказ?

– Какое чувство вызвал этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)

– Какой эпизод больше всего затронул ваши сердца?

- Мы прочитали с вами не просто рассказ, а рассказ – быль.

- Что такое быль? Подберите однокоренные слова к слову быль (быть, было, былина) (былина – русская народная этническая песня – сказание о богатырях)

Как вы понимаете слово "сострадание"? (умение чувствовать чужую боль, переживать и сочувствовать.)

Мне бы хотелось чтобы вы сегодня испытали это чувство. Ведь только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться.

- Ребята, как вы думаете. Собака и лев могут дружить(ответы детей)

 Физминутка.

Поднимите руки вверх, потянитесь.

Погладьте себя по голове.

Обхватите ладонями шею.

Слегка похлопайте себя по груди.

Почешите себе спину.

Погладьте себе живот. Садитесь.

 Работа в парах.

- Сейчас вы будете работать в парах. Подумайте, если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече?

Собачка: Не тронь меня, я добрая. Давай дружить! Как я тебя боюсь! Ты такой большой.

Лев: Какая ты интересная собачка! Не бойся меня, собачка, я огромный, но добрый.

- Как произошло знакомство? Подтвердите из текста.

- Какое чувство проявил лев? (доброта)

- Когда и как знакомство переросли в дружбу и преданность? Подтвердите из текста.

- Какие чувства? (забота, нежность, ласка, защита)

- Как бы вы сказали, какая у них была жизнь вместе? (Счастливая)

- Что же нарушило их счастье?

- Найдите слова, показывающие недоумение льва о смерти собачки. (Чувство - сожаление)

- Найдите строки, показывающие нарастание горя льва. (Чувства – ярость, гнев, отчаяние)

- А когда лев показал любовь и преданность? Прочитайте. (Чувства – любовь, преданность)

- Как вы думаете, а от чего умер лев? (Тоска)

- Ребята, конец этой истории очень печален. Я вам предлагаю придумать другой конец рассказа.

2. Работа в группах.

Придумайте другой конец этой истории.

Групп - 4.. (работа на листочках).

Защита у доски.

д) Определяем тему и главную мысль.

-Верны ли оказались наши предположения? (Действительно ли этот рассказ о льве и собачке)

- О чём рассказ?

- Какова же главная мысль произведения Л. Толстого? На экране:

 Выберите нужную пословицу.

Делу время, а потехе час.

У чуткого сердечка ласковы словечки.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

- Зачем же Толстой написал рассказ?

-О чём вы задумались, прочитав его?

- Заголовок рассказа отражает тему или главную мысль?

-Какова была цель урока?

- Достигли ли мы цели?

- Почему через животных автор рассказал нам об этом? (Если лев имеет чуткое сердце, то уж людям тем более надо проявлять сострадание, чуткость).

6. Творческие задания.*

 а)  игра «Да-нет»

1. Собака – домашнее животное.

2. Л.Н.Толстой жил в имении Ясная Поляна.

3. Барин – это бедный человек.

4. В своём имении  автор открыл школу для крестьянских детей.

5. Тема рассказа – жизнь людей.

6. Собачку отдал льву человек.

7. Главная мысль – быть чутким, отзывчивым и к животным,  и к людям.

8. В рассказе «Лев и собачка» лев изображён добрым и заботливым.

Продолжение работы по теме урока.

- Мне понятны ваши чувства. Давайте ещё раз перечитаем текст, отвечая на вопросы.

г) Дать характеристику героям.

– Как вы думаете, почему лев не тронул собачку? Ведь до неё он много съел собак.

(Был сытый, понравилась сначала с первого взгляда, она была забавной, ему было одиноко в клетке, скучно, он решил оставить собачку для дружбы).

- Как собачка оказалась в клетке?

- Как вы думаете, почему нет имени у этого человека?

(Автору не нравятся такие люди, они не достойны, чтобы их имена помнили или таких людей было много)

- Как произошло знакомство? Подтвердите из текста.

- Какое чувство проявил здесь лев, не тронув собаку? (Жалость) – на доске карточка со словом жалость.

 

Подведение итогов урока.

- Что нового мы узнали на уроке, с каким произведением познакомились на уроке, кто написал его?

-Какие общечеловеческие ценности нам открылись?

- Что будет с нами, если исчезнет добро, красота, любовь?

Рефлексия «Светофор»

 Домашнее задание.- нарисовать иллюстрацию к эпизоду, который запомнился больше всего и прочитать его, составить синквейн про собачку или льва.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект-урока  по литературному чтению

Л.Н. Толстой.  «Лев и собачка» Быль. Особенности сюжета.

В 3 классе. УМК «Перспектива»

Тема урока: «Л.Н.Толстой. «Лев и собачка» Быль. Особенности сюжета.

Цели урока: обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения  читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам; раскрытие трагедийного смысла рассказа «Лев и собачка»; пробуждение чувств любви и доброты к братьям нашим меньшим.

Планируемые результаты:

  • Предметные: прогнозировать содержание произведения, понимать главную мысль произведения.
  • Метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, работать с текстом, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, взаимодействовать в паре, в группе.
  • Личностные осмыслять понятия благородство, дружба, понимание, сочувствие, проявлять интерес к произведениям Л. Н. Толстого.

Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Перспектива. «Просвещение» 2021; портрет Л.Н. Толстого, книги писателя, карточки с текстом речевой разминки и заданиями, иллюстрации с изображением животных. Презентация в формате PowerPoint 97-2003

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Самоопределение к деятельности.
  4. Целеполагание (план урока).
  5. Работа по теме.

А) Биография писателя.

Б) Словарная работа.

В) Чтение текста

Г) Характеристика героев.

Д) Определение темы и главной мысли произведения.

6. Творческое задание*

7. Домашнее задание.



Ход урока

1. Организационный момент.

Я хочу пожелать, чтобы этот урок оставил в ваших сердцах капельки доброты.

2. Актуализация знаний.

-Чему учимся на уроках литературного чтения?

-Какой раздел изучаем?

-Какое произведение читали? Автор?

На слайде 1 названия произведений Л. Н. Толстого («Царь и рубашка»«Отец и сыновья»,«Лгун»«Комар и лев»«Прыжок»)

• Прочитайте названия произведений.

• К какому жанру относятся? Что такое рассказ, басня?

• Кто написал эти произведения?

С творчеством, какого писателя мы продолжим знакомство?

Слайд 2 (появляется портрет Л. Н. Толстого).

- Отгадайте загадки.

Этот маленький щенок

Вечно ластится у ног.

Не узнать его однако:

Стала сторожем …(собака)

Очень грозный и отважный,

Гривой он мохнатой машет

И рычит, как на распев,

Это храбрый, сильный…(лев)

- что вы знаете об этих животных?

Сообщения детей из научной литературы о животных.(2ч)

Собака: наш самый верный друг из домашних животных. Семь тысяч лет назад человек приручил собакуСобака помогает человеку на охоте, в домашнем хозяйстве охраняет жилище и скот. Существует более 400 пород собак: мастифф, английский бульдог, боксёр, немецкая овчарка, сенбернар, русская борзая. Многие представители данных пород помогают спасать людей, согревают их своим телом. Самая маленькая собака в мире? чихуахуа. Её рост -15-20см.

Лев: царь зверей. Смотрит куда- то вверх, словно не замечая вас. У льва - грива, а у львицы гривы не бывает. Грива указывает на власть льва: она ему и скипетр, и держава. У льва не рёв? "гром небесный". Он может ползать по-пластунски и даже в невысокой траве так скроется, что его не заметишь. Лев может развивать скорость до 50км/час. Может лазить по деревьям. Царь зверей уступает дорогу взрослым носорогам, слонам, бегемотам, остерегается их. Всех ли лев сильнее? Оказывается, нет. В схватке с тигром лев в силе ему уступает.

3. Самоопределение к деятельности.

- Эпиграф нашего урока: «Чуткому сердцу откроются тайны»

4.Целепологание.

Произведение какого автора читаем сегодня? (На доске портрет Л. Толстого и запись «Лев Николаевич Толстой» с датами, название произведения – «Лев и собачка»).

- Можно ли по названию угадать, о чём будем читать?

 -Чтобы проверить наше предположение, что нужно сделать?

- Можем ли мы сейчас назвать тему  и главную мысль произведения?

- Что же будем определять на уроке?

- Назовите цель нашего урока (формировать умение определять тему и главную мысль произведения)- на доске открывается запись цели урока.

  Давайте составим план наших действий.

(планируем деятельность для достижения цели)

– каковы учебные задачи? Дети предлагают свои действия.

- Найдите лишнее, а остальные расставьте в нужном порядке:

а- узнать биографию автора

б- объяснить значение слов

- нарисовать портрет автора – (лишняя задача)

в- отрабатывать навык сознательного чтения

г- дать характеристику героям

д- определить тему и главную мысль произведения

(Учитель прикрепляет задачи урока на доску  по мере их нахождения.)

в)  Сегодня мы прочитаем рассказ Л. Н. Толстого «Лев и собачка» рассмотрите иллюстрацию к нему на с.52 учебника, что вы видите? - Как вы думаете о чём этот рассказ? 

Учитель читает, дети следят по учебнику, подчеркивают неизвестные и непонятные слова, после, обсуждаем их значение.

( после чтения учитель выдерживает паузу.)

- Сейчас сами внимательно вчитайтесь в текст, а потом поделитесь своими мыслями.

(Учащиеся читают текст самостоятельно.)

Что вас тронуло? Какие чувства вызвало?

– Прислушайтесь к себе. Что вы почувствовали, слушая этот рассказ?

– Какое чувство вызвал этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)

– Какой эпизод больше всего затронул ваши сердца?

- Мы прочитали с вами не просто рассказ, а рассказ – быль.

- Что такое быль? Подберите однокоренные слова к слову быль (быть, было, былина) (былина – русская народная этническая песня – сказание о богатырях)

Как вы понимаете слово "сострадание"? (умение чувствовать чужую боль, переживать и сочувствовать.)

Мне бы хотелось чтобы вы сегодня испытали это чувство. Ведь только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться.

- Ребята, как вы думаете. Собака и лев могут дружить(ответы детей)

 Физминутка.

Поднимите руки вверх, потянитесь.

Погладьте себя по голове.

Обхватите ладонями шею.

Слегка похлопайте себя по груди.

Почешите себе спину.

Погладьте себе живот. Садитесь.

 Работа в парах.

- Сейчас вы будете работать в парах. Подумайте, если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече?

Собачка: Не тронь меня, я добрая. Давай дружить! Как я тебя боюсь! Ты такой большой.

Лев: Какая ты интересная собачка! Не бойся меня, собачка, я огромный, но добрый.

- Как произошло знакомство? Подтвердите из текста.

- Какое чувство проявил лев? (доброта)

- Когда и как знакомство переросли в дружбу и преданность? Подтвердите из текста.

- Какие чувства? (забота, нежность, ласка, защита)

- Как бы вы сказали, какая у них была жизнь вместе? (Счастливая)

- Что же нарушило их счастье?

- Найдите слова, показывающие недоумение льва о смерти собачки. (Чувство - сожаление)

- Найдите строки, показывающие нарастание горя льва. (Чувства – ярость, гнев, отчаяние)

- А когда лев показал любовь и преданность? Прочитайте. (Чувства – любовь, преданность)

- Как вы думаете, а от чего умер лев? (Тоска)

- Ребята, конец этой истории очень печален. Я вам предлагаю придумать другой конец рассказа.

2. Работа в группах.

Придумайте другой конец этой истории.

Групп - 4.. (работа на листочках).

Защита у доски.

д) Определяем тему и главную мысль.

-Верны ли оказались наши предположения? (Действительно ли этот рассказ о льве и собачке)

- О чём рассказ?

- Какова же главная мысль произведения Л. Толстого? На экране:

 Выберите нужную пословицу.

Делу время, а потехе час.

У чуткого сердечка ласковы словечки.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

- Зачем же Толстой написал рассказ?

-О чём вы задумались, прочитав его?

- Заголовок рассказа отражает тему или главную мысль?

-Какова была цель урока?

- Достигли ли мы цели?

- Почему через животных автор рассказал нам об этом? (Если лев имеет чуткое сердце, то уж людям тем более надо проявлять сострадание, чуткость).

6. Творческие задания.*

 а)  игра «Да-нет»

1. Собака – домашнее животное.

2. Л.Н.Толстой жил в имении Ясная Поляна.

3. Барин – это бедный человек.

4. В своём имении  автор открыл школу для крестьянских детей.

5. Тема рассказа – жизнь людей.

6. Собачку отдал льву человек.

7. Главная мысль – быть чутким, отзывчивым и к животным,  и к людям.

8. В рассказе «Лев и собачка» лев изображён добрым и заботливым.

Продолжение работы по теме урока.

- Мне понятны ваши чувства. Давайте ещё раз перечитаем текст, отвечая на вопросы.

г) Дать характеристику героям.

– Как вы думаете, почему лев не тронул собачку? Ведь до неё он много съел собак.

(Был сытый, понравилась сначала с первого взгляда, она была забавной, ему было одиноко в клетке, скучно, он решил оставить собачку для дружбы).

- Как собачка оказалась в клетке?

- Как вы думаете, почему нет имени у этого человека?

(Автору не нравятся такие люди, они не достойны, чтобы их имена помнили или таких людей было много)

- Как произошло знакомство? Подтвердите из текста.

- Какое чувство проявил здесь лев, не тронув собаку? (Жалость) – на доске карточка со словом жалость.

Подведение итогов урока.

- Что нового мы узнали на уроке, с каким произведением познакомились на уроке, кто написал его?

-Какие общечеловеческие ценности нам открылись?

- Что будет с нами, если исчезнет добро, красота, любовь?

Рефлексия «Светофор»

 Домашнее задание.- нарисовать иллюстрацию к эпизоду, который запомнился больше всего и прочитать его, составить синквейн про собачку или льва.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".

План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний  по сказкам зарубежных писат...

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки» Проект выполнен в программе ПервоЛого.

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки»Проект выполнен в программе ПервоЛого....

План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе

Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...

План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе "Как хорошо уметь читать!"

Тема урока: Как хорошо уметь читать!Цель: познакомить с произведениями С. Я. Маршака «Ты эти буквы заучи» и В. Д. Берестова «Читалочка»....

План-конспект открытого урока по литературному чтению во 2 кл по теме «Стрекоза и муравей»

План-конспект открытого  урока по литературному чтению во 2 клпо теме «Стрекоза и муравей»...

План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 "Буква э"классе

Тема: Гласный звук [э], буквы Э, э.Задачи:1.     Познакомить со звуком [э], буквами Э, э.2.     Совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать, работать с те...

План-конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс Л.Н.Толстой "Акула"

Конспект урока по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой "Акула" 3 класс "Школа России"...