План-конспект урока по литературному чтению "Лев и собачка".
план-конспект урока по чтению (3 класс)
План-конспект-урока по литературному чтению
Л.Н. Толстой. «Лев и собачка» Быль. Особенности сюжета.
В 3 классе. УМК «Перспектива»
Тема урока: «Л.Н.Толстой. «Лев и собачка» Быль. Особенности сюжета.
Цели урока: обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам; раскрытие трагедийного смысла рассказа «Лев и собачка»; пробуждение чувств любви и доброты к братьям нашим меньшим.
Планируемые результаты:
- Предметные: прогнозировать содержание произведения, понимать главную мысль произведения.
- Метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, работать с текстом, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, взаимодействовать в паре, в группе.
- Личностные осмыслять понятия благородство, дружба, понимание, сочувствие, проявлять интерес к произведениям Л. Н. Толстого.
Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Перспектива. «Просвещение» 2021; портрет Л.Н. Толстого, книги писателя, иллюстрации с изображением животных. Презентация в формате PowerPoint 97-2003
План урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Самоопределение к деятельности.
- Целеполагание (план урока).
- Работа по теме.
А) Биография писателя.
Б) Словарная работа.
В) Чтение текста
Г) Характеристика героев.
Д) Определение темы и главной мысли произведения.
6. Творческое задание*
7. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Я хочу пожелать, чтобы этот урок оставил в ваших сердцах капельки доброты.
2. Актуализация знаний.
-Чему учимся на уроках литературного чтения?
-Какой раздел изучаем?
-Какое произведение читали? Автор?
На слайде 1 названия произведений Л. Н. Толстого («Царь и рубашка», «Отец и сыновья»,«Лгун», «Комар и лев», «Прыжок»)
• Прочитайте названия произведений.
• К какому жанру относятся? Что такое рассказ, басня?
• Кто написал эти произведения?
С творчеством, какого писателя мы продолжим знакомство?
Слайд 2 (появляется портрет Л. Н. Толстого).
- Отгадайте загадки.
Этот маленький щенок
Вечно ластится у ног.
Не узнать его однако:
Стала сторожем …(собака)
Очень грозный и отважный,
Гривой он мохнатой машет
И рычит, как на распев,
Это храбрый, сильный…(лев)
- что вы знаете об этих животных?
Сообщения детей из научной литературы о животных.(2ч)
Собака: наш самый верный друг из домашних животных. Семь тысяч лет назад человек приручил собаку. Собака помогает человеку на охоте, в домашнем хозяйстве охраняет жилище и скот. Существует более 400 пород собак: мастифф, английский бульдог, боксёр, немецкая овчарка, сенбернар, русская борзая. Многие представители данных пород помогают спасать людей, согревают их своим телом. Самая маленькая собака в мире? чихуахуа. Её рост -15-20см.
Лев: царь зверей. Смотрит куда- то вверх, словно не замечая вас. У льва - грива, а у львицы гривы не бывает. Грива указывает на власть льва: она ему и скипетр, и держава. У льва не рёв? "гром небесный". Он может ползать по-пластунски и даже в невысокой траве так скроется, что его не заметишь. Лев может развивать скорость до 50км/час. Может лазить по деревьям. Царь зверей уступает дорогу взрослым носорогам, слонам, бегемотам, остерегается их. Всех ли лев сильнее? Оказывается, нет. В схватке с тигром лев в силе ему уступает.
3. Самоопределение к деятельности.
- Эпиграф нашего урока: «Чуткому сердцу откроются тайны»
4.Целепологание.
Произведение какого автора читаем сегодня? (На доске портрет Л. Толстого и запись «Лев Николаевич Толстой» с датами, название произведения – «Лев и собачка»).
- Можно ли по названию угадать, о чём будем читать?
-Чтобы проверить наше предположение, что нужно сделать?
- Можем ли мы сейчас назвать тему и главную мысль произведения?
- Что же будем определять на уроке?
- Назовите цель нашего урока (формировать умение определять тему и главную мысль произведения)- на доске открывается запись цели урока.
Давайте составим план наших действий.
(планируем деятельность для достижения цели)
– каковы учебные задачи? Дети предлагают свои действия.
- Найдите лишнее, а остальные расставьте в нужном порядке:
а- узнать биографию автора
б- объяснить значение слов
- нарисовать портрет автора – (лишняя задача)
в- отрабатывать навык сознательного чтения
г- дать характеристику героям
д- определить тему и главную мысль произведения
(Учитель прикрепляет задачи урока на доску по мере их нахождения.)
в) Сегодня мы прочитаем рассказ Л. Н. Толстого «Лев и собачка» рассмотрите иллюстрацию к нему на с.52 учебника, что вы видите? - Как вы думаете о чём этот рассказ?
Учитель читает, дети следят по учебнику, подчеркивают неизвестные и непонятные слова, после, обсуждаем их значение.
( после чтения учитель выдерживает паузу.)
- Сейчас сами внимательно вчитайтесь в текст, а потом поделитесь своими мыслями.
(Учащиеся читают текст самостоятельно.)
Что вас тронуло? Какие чувства вызвало?
– Прислушайтесь к себе. Что вы почувствовали, слушая этот рассказ?
– Какое чувство вызвал этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)
– Какой эпизод больше всего затронул ваши сердца?
- Мы прочитали с вами не просто рассказ, а рассказ – быль.
- Что такое быль? Подберите однокоренные слова к слову быль (быть, было, былина) (былина – русская народная этническая песня – сказание о богатырях)
Как вы понимаете слово "сострадание"? (умение чувствовать чужую боль, переживать и сочувствовать.)
Мне бы хотелось чтобы вы сегодня испытали это чувство. Ведь только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться.
- Ребята, как вы думаете. Собака и лев могут дружить? (ответы детей)
Физминутка.
Поднимите руки вверх, потянитесь.
Погладьте себя по голове.
Обхватите ладонями шею.
Слегка похлопайте себя по груди.
Почешите себе спину.
Погладьте себе живот. Садитесь.
Работа в парах.
- Сейчас вы будете работать в парах. Подумайте, если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече?
Собачка: Не тронь меня, я добрая. Давай дружить! Как я тебя боюсь! Ты такой большой.
Лев: Какая ты интересная собачка! Не бойся меня, собачка, я огромный, но добрый.
- Как произошло знакомство? Подтвердите из текста.
- Какое чувство проявил лев? (доброта)
- Когда и как знакомство переросли в дружбу и преданность? Подтвердите из текста.
- Какие чувства? (забота, нежность, ласка, защита)
- Как бы вы сказали, какая у них была жизнь вместе? (Счастливая)
- Что же нарушило их счастье?
- Найдите слова, показывающие недоумение льва о смерти собачки. (Чувство - сожаление)
- Найдите строки, показывающие нарастание горя льва. (Чувства – ярость, гнев, отчаяние)
- А когда лев показал любовь и преданность? Прочитайте. (Чувства – любовь, преданность)
- Как вы думаете, а от чего умер лев? (Тоска)
- Ребята, конец этой истории очень печален. Я вам предлагаю придумать другой конец рассказа.
2. Работа в группах.
Придумайте другой конец этой истории.
Групп - 4.. (работа на листочках).
Защита у доски.
д) Определяем тему и главную мысль.
-Верны ли оказались наши предположения? (Действительно ли этот рассказ о льве и собачке)
- О чём рассказ?
- Какова же главная мысль произведения Л. Толстого? На экране:
Выберите нужную пословицу.
Делу время, а потехе час.
У чуткого сердечка ласковы словечки.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Зачем же Толстой написал рассказ?
-О чём вы задумались, прочитав его?
- Заголовок рассказа отражает тему или главную мысль?
-Какова была цель урока?
- Достигли ли мы цели?
- Почему через животных автор рассказал нам об этом? (Если лев имеет чуткое сердце, то уж людям тем более надо проявлять сострадание, чуткость).
6. Творческие задания.*
а) игра «Да-нет»
1. Собака – домашнее животное.
2. Л.Н.Толстой жил в имении Ясная Поляна.
3. Барин – это бедный человек.
4. В своём имении автор открыл школу для крестьянских детей.
5. Тема рассказа – жизнь людей.
6. Собачку отдал льву человек.
7. Главная мысль – быть чутким, отзывчивым и к животным, и к людям.
8. В рассказе «Лев и собачка» лев изображён добрым и заботливым.
Продолжение работы по теме урока.
- Мне понятны ваши чувства. Давайте ещё раз перечитаем текст, отвечая на вопросы.
г) Дать характеристику героям.
– Как вы думаете, почему лев не тронул собачку? Ведь до неё он много съел собак.
(Был сытый, понравилась сначала с первого взгляда, она была забавной, ему было одиноко в клетке, скучно, он решил оставить собачку для дружбы).
- Как собачка оказалась в клетке?
- Как вы думаете, почему нет имени у этого человека?
(Автору не нравятся такие люди, они не достойны, чтобы их имена помнили или таких людей было много)
- Как произошло знакомство? Подтвердите из текста.
- Какое чувство проявил здесь лев, не тронув собаку? (Жалость) – на доске карточка со словом жалость.
Подведение итогов урока.
- Что нового мы узнали на уроке, с каким произведением познакомились на уроке, кто написал его?
-Какие общечеловеческие ценности нам открылись?
- Что будет с нами, если исчезнет добро, красота, любовь?
Рефлексия «Светофор»
Домашнее задание.- нарисовать иллюстрацию к эпизоду, который запомнился больше всего и прочитать его, составить синквейн про собачку или льва.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект по литературному чтению "Лев и собачка" | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект-урока по литературному чтению
Л.Н. Толстой. «Лев и собачка» Быль. Особенности сюжета.
В 3 классе. УМК «Перспектива»
Тема урока: «Л.Н.Толстой. «Лев и собачка» Быль. Особенности сюжета.
Цели урока: обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам; раскрытие трагедийного смысла рассказа «Лев и собачка»; пробуждение чувств любви и доброты к братьям нашим меньшим.
Планируемые результаты:
- Предметные: прогнозировать содержание произведения, понимать главную мысль произведения.
- Метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, работать с текстом, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, взаимодействовать в паре, в группе.
- Личностные осмыслять понятия благородство, дружба, понимание, сочувствие, проявлять интерес к произведениям Л. Н. Толстого.
Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Перспектива. «Просвещение» 2021; портрет Л.Н. Толстого, книги писателя, карточки с текстом речевой разминки и заданиями, иллюстрации с изображением животных. Презентация в формате PowerPoint 97-2003
План урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Самоопределение к деятельности.
- Целеполагание (план урока).
- Работа по теме.
А) Биография писателя.
Б) Словарная работа.
В) Чтение текста
Г) Характеристика героев.
Д) Определение темы и главной мысли произведения.
6. Творческое задание*
7. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Я хочу пожелать, чтобы этот урок оставил в ваших сердцах капельки доброты.
2. Актуализация знаний.
-Чему учимся на уроках литературного чтения?
-Какой раздел изучаем?
-Какое произведение читали? Автор?
На слайде 1 названия произведений Л. Н. Толстого («Царь и рубашка», «Отец и сыновья»,«Лгун», «Комар и лев», «Прыжок»)
• Прочитайте названия произведений.
• К какому жанру относятся? Что такое рассказ, басня?
• Кто написал эти произведения?
С творчеством, какого писателя мы продолжим знакомство?
Слайд 2 (появляется портрет Л. Н. Толстого).
- Отгадайте загадки.
Этот маленький щенок
Вечно ластится у ног.
Не узнать его однако:
Стала сторожем …(собака)
Очень грозный и отважный,
Гривой он мохнатой машет
И рычит, как на распев,
Это храбрый, сильный…(лев)
- что вы знаете об этих животных?
Сообщения детей из научной литературы о животных.(2ч)
Собака: наш самый верный друг из домашних животных. Семь тысяч лет назад человек приручил собаку. Собака помогает человеку на охоте, в домашнем хозяйстве охраняет жилище и скот. Существует более 400 пород собак: мастифф, английский бульдог, боксёр, немецкая овчарка, сенбернар, русская борзая. Многие представители данных пород помогают спасать людей, согревают их своим телом. Самая маленькая собака в мире? чихуахуа. Её рост -15-20см.
Лев: царь зверей. Смотрит куда- то вверх, словно не замечая вас. У льва - грива, а у львицы гривы не бывает. Грива указывает на власть льва: она ему и скипетр, и держава. У льва не рёв? "гром небесный". Он может ползать по-пластунски и даже в невысокой траве так скроется, что его не заметишь. Лев может развивать скорость до 50км/час. Может лазить по деревьям. Царь зверей уступает дорогу взрослым носорогам, слонам, бегемотам, остерегается их. Всех ли лев сильнее? Оказывается, нет. В схватке с тигром лев в силе ему уступает.
3. Самоопределение к деятельности.
- Эпиграф нашего урока: «Чуткому сердцу откроются тайны»
4.Целепологание.
Произведение какого автора читаем сегодня? (На доске портрет Л. Толстого и запись «Лев Николаевич Толстой» с датами, название произведения – «Лев и собачка»).
- Можно ли по названию угадать, о чём будем читать?
-Чтобы проверить наше предположение, что нужно сделать?
- Можем ли мы сейчас назвать тему и главную мысль произведения?
- Что же будем определять на уроке?
- Назовите цель нашего урока (формировать умение определять тему и главную мысль произведения)- на доске открывается запись цели урока.
Давайте составим план наших действий.
(планируем деятельность для достижения цели)
– каковы учебные задачи? Дети предлагают свои действия.
- Найдите лишнее, а остальные расставьте в нужном порядке:
а- узнать биографию автора
б- объяснить значение слов
- нарисовать портрет автора – (лишняя задача)
в- отрабатывать навык сознательного чтения
г- дать характеристику героям
д- определить тему и главную мысль произведения
(Учитель прикрепляет задачи урока на доску по мере их нахождения.)
в) Сегодня мы прочитаем рассказ Л. Н. Толстого «Лев и собачка» рассмотрите иллюстрацию к нему на с.52 учебника, что вы видите? - Как вы думаете о чём этот рассказ?
Учитель читает, дети следят по учебнику, подчеркивают неизвестные и непонятные слова, после, обсуждаем их значение.
( после чтения учитель выдерживает паузу.)
- Сейчас сами внимательно вчитайтесь в текст, а потом поделитесь своими мыслями.
(Учащиеся читают текст самостоятельно.)
Что вас тронуло? Какие чувства вызвало?
– Прислушайтесь к себе. Что вы почувствовали, слушая этот рассказ?
– Какое чувство вызвал этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)
– Какой эпизод больше всего затронул ваши сердца?
- Мы прочитали с вами не просто рассказ, а рассказ – быль.
- Что такое быль? Подберите однокоренные слова к слову быль (быть, было, былина) (былина – русская народная этническая песня – сказание о богатырях)
Как вы понимаете слово "сострадание"? (умение чувствовать чужую боль, переживать и сочувствовать.)
Мне бы хотелось чтобы вы сегодня испытали это чувство. Ведь только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться.
- Ребята, как вы думаете. Собака и лев могут дружить? (ответы детей)
Физминутка.
Поднимите руки вверх, потянитесь.
Погладьте себя по голове.
Обхватите ладонями шею.
Слегка похлопайте себя по груди.
Почешите себе спину.
Погладьте себе живот. Садитесь.
Работа в парах.
- Сейчас вы будете работать в парах. Подумайте, если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече?
Собачка: Не тронь меня, я добрая. Давай дружить! Как я тебя боюсь! Ты такой большой.
Лев: Какая ты интересная собачка! Не бойся меня, собачка, я огромный, но добрый.
- Как произошло знакомство? Подтвердите из текста.
- Какое чувство проявил лев? (доброта)
- Когда и как знакомство переросли в дружбу и преданность? Подтвердите из текста.
- Какие чувства? (забота, нежность, ласка, защита)
- Как бы вы сказали, какая у них была жизнь вместе? (Счастливая)
- Что же нарушило их счастье?
- Найдите слова, показывающие недоумение льва о смерти собачки. (Чувство - сожаление)
- Найдите строки, показывающие нарастание горя льва. (Чувства – ярость, гнев, отчаяние)
- А когда лев показал любовь и преданность? Прочитайте. (Чувства – любовь, преданность)
- Как вы думаете, а от чего умер лев? (Тоска)
- Ребята, конец этой истории очень печален. Я вам предлагаю придумать другой конец рассказа.
2. Работа в группах.
Придумайте другой конец этой истории.
Групп - 4.. (работа на листочках).
Защита у доски.
д) Определяем тему и главную мысль.
-Верны ли оказались наши предположения? (Действительно ли этот рассказ о льве и собачке)
- О чём рассказ?
- Какова же главная мысль произведения Л. Толстого? На экране:
Выберите нужную пословицу.
Делу время, а потехе час.
У чуткого сердечка ласковы словечки.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Зачем же Толстой написал рассказ?
-О чём вы задумались, прочитав его?
- Заголовок рассказа отражает тему или главную мысль?
-Какова была цель урока?
- Достигли ли мы цели?
- Почему через животных автор рассказал нам об этом? (Если лев имеет чуткое сердце, то уж людям тем более надо проявлять сострадание, чуткость).
6. Творческие задания.*
а) игра «Да-нет»
1. Собака – домашнее животное.
2. Л.Н.Толстой жил в имении Ясная Поляна.
3. Барин – это бедный человек.
4. В своём имении автор открыл школу для крестьянских детей.
5. Тема рассказа – жизнь людей.
6. Собачку отдал льву человек.
7. Главная мысль – быть чутким, отзывчивым и к животным, и к людям.
8. В рассказе «Лев и собачка» лев изображён добрым и заботливым.
Продолжение работы по теме урока.
- Мне понятны ваши чувства. Давайте ещё раз перечитаем текст, отвечая на вопросы.
г) Дать характеристику героям.
– Как вы думаете, почему лев не тронул собачку? Ведь до неё он много съел собак.
(Был сытый, понравилась сначала с первого взгляда, она была забавной, ему было одиноко в клетке, скучно, он решил оставить собачку для дружбы).
- Как собачка оказалась в клетке?
- Как вы думаете, почему нет имени у этого человека?
(Автору не нравятся такие люди, они не достойны, чтобы их имена помнили или таких людей было много)
- Как произошло знакомство? Подтвердите из текста.
- Какое чувство проявил здесь лев, не тронув собаку? (Жалость) – на доске карточка со словом жалость.
Подведение итогов урока.
- Что нового мы узнали на уроке, с каким произведением познакомились на уроке, кто написал его?
-Какие общечеловеческие ценности нам открылись?
- Что будет с нами, если исчезнет добро, красота, любовь?
Рефлексия «Светофор»
Домашнее задание.- нарисовать иллюстрацию к эпизоду, который запомнился больше всего и прочитать его, составить синквейн про собачку или льва.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".
План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний по сказкам зарубежных писат...
План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки» Проект выполнен в программе ПервоЛого.
План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки»Проект выполнен в программе ПервоЛого....
План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе
Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...
План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе "Как хорошо уметь читать!"
Тема урока: Как хорошо уметь читать!Цель: познакомить с произведениями С. Я. Маршака «Ты эти буквы заучи» и В. Д. Берестова «Читалочка»....
План-конспект открытого урока по литературному чтению во 2 кл по теме «Стрекоза и муравей»
План-конспект открытого урока по литературному чтению во 2 клпо теме «Стрекоза и муравей»...
План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 "Буква э"классе
Тема: Гласный звук [э], буквы Э, э.Задачи:1. Познакомить со звуком [э], буквами Э, э.2. Совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать, работать с те...
План-конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс Л.Н.Толстой "Акула"
Конспект урока по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой "Акула" 3 класс "Школа России"...