Урок "Согласные звуки [г] [г,], буквы Г, г."
методическая разработка по чтению (1 класс)

Александрова Тамара Дмитриевна

Урок "Согласные звуки [г] [г,], буквы Г, г."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_1_kl.docx26.09 КБ

Предварительный просмотр:

26 ноября 2020 года

Учитель: Александрова Тамара Дмитриевна

Предмет: литературное чтение

Класс: 1

УМК: «Школа России»

Тема: Согласные звуки [г] [г,], буквы Г, г.

Цель урока: формировать и развивать ценностное отношение обучающихся к учебно–познавательной, учебно–практической деятельности по определению согласных звуков [г], [г,] в словах на основе звуковой модели слова и применению изученных букв при работе со слогами, словами и предложениями.

 Задачи:

- учить звуковому и сравнительному анализу слов;

- способствовать продуктивному формированию навыка чтения;

- продолжить работу по развитию познавательной деятельности; развивать речь, воображение, логическое мышление;

- развивать фонематическую и устную речь;

- воспитывать культуру поведения на уроке;

- воспитывать мотивацию к учению.

Формирование УУД:

Личностные: проявлять интерес к новому содержанию занятия; проявлять уважение к своим товарищам через понимание «золотого правила этики». Метапредметные:

 регулятивные:

- понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

познавательные:

- находить в тексте ответы на вопросы;

- определять основную мысль текста;

- классифицировать слова в соответствии со значением (слова, называющие предметы; слова, называющие действия); группировать и классифицировать все изученные буквы;

коммуникативные:

- составлять рассказ по картинке;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- выполнять правила работы в группе.

Предметные:

 - выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух;

- определять место новой буквы на «ленте букв»; соотносить все изученные буквы со звуками.

Оборудование:  слоговая таблица, учебник В.Г. Горецкого «Азбука», карточки с индивидуальными заданиями, карточки-схемы, предметные рисунки.

Ход урока

1. Организационный момент  (1 мин)

- Ребята,  сейчас урок литературного чтения.

Прозвенел звонок и вот

Начинаем наш урок.

Быть активными старайтесь,

Отвечайте,  не стесняйтесь.

 - Сегодня мы с вами снова отправимся в мир знаний. Будем выполнять интересные задания, чтобы научиться хорошо читать.

2. Актуализация знаний  (9 мин)

1) Фонетическая зарядка.          

   Самолеты взлетают у-у-у.

   Машины едут ж-ж-ж-ж-ж.

   Лошадки поскакали цок-цок.

   Рядом ползет змея ш-ш-ш-ш.

   Муха бьется о стекло з-з-з-з.

- Проверим ваши накопленные знания, проведем гимнастику для ума.  Вспомним, чему учились на прошлых уроках.

2)  Игра «Доскажи словечко».

- Наша речь состоит из …(предложений).

- Предложения состоят из…(из слов).

- Звуки бывают…(гласные и согласные).

- При  произнесении гласного звука…(воздух во рту проходит свободно, а губы стремятся раскрыться).

- При произнесении согласного звука…(воздух во рту встречает преграду, а губы стремятся сомкнуться).

- Согласные бывают…(глухие и звонкие, твёрдые и мягкие).

- Гласные буквы а, о, у, ы   обозначают…(твёрдость согласных).

- Гласные буквы  и, е обозначают…(мягкость согласных).

- Буква е в начале слова…(обозначает два звука).

- Выполним звуковой разбор слова белка.

Проверка. Итог.

3) Индивидуальная работа

У доски работают Яна Р. и Марина Р.

Марина Р. готовит для чтения вслух печатный текст.

Я открыл рот. Доктор посмотрел на язык и сказал:

- Ты болен.

Яна Р. готовит для чтения вслух письменный текст.

У колокола язык. Колокол без языка нем.

           4) Проверка индивидуальной работы. Итог.

3. Подготовительная работа к изучению нового материала  (5 мин)

1) Работа по сюжетной картинке (с. 118).

- Как вы понимаете выражение «Не делай другим того, чего себе не пожелаешь»?

(Это значит, надо делать другим только добро. Т.к. ты желаешь и себе только добра.)

- Что изображено на картинке? (Город грибов.)

- Кто является жителями этого города? (Жители – гномики.)

- Чем они занимаются? (Они трудятся.)

- Как они трудятся? (Дружно. Помогают друг другу.)

Вывод: все должны жить в мире и согласии, трудиться и помогать друг другу.

- Как объяснить смысл пословиц:

 «Сам себя губит, кто других не любит.» (Человеку, который не любит других, жить трудно, одиноко. Поэтому он страдает.)

«Не говори «гоп» пока не перепрыгнешь» (Эта пословица о хвастовстве. Никогда не хвастайся раньше времени тем, чего ещё не сделал.)

«Ты, гроза, грозись, а мы друг друга держись». (В любом несчастье людям лучше держаться вместе. Тогда и горе легче пережить.)

2) Целеполагание.

 - Какая буква в пословицах выделена жирным шрифтом?

- Сформулируйте тему урока. (Буква Г,г и звуки, которые она обозначает.)

- Какова цель? (Научиться находить эти звуки в словах и читать с новой буквой.)

Итог.

4. Работа над новым материалом  (5 мин)

1) - Отгадайте загадку:    

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

           Ножка есть, но нет сапожек.

           Шапка есть – нет головы! (Гриб, грибы)

- Выполним неполный звуковой разбор слова грибы.

2) - Отгадайте другую загадку:  

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку, и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой? (Круг, круги)            

- Выполним неполный звуковой разбор слова круги.

3) – Сравним звуки, которые мы выделили в начале слова грибы и в середине слова круги.

(Оба согласные, глухие, один-мягкий, другой-твёрдый.)

           4) - Составим слоги с новой буквой.

- Прочитаем их.

Итог.

5. Физминутка   (1 мин)

Утром дети в лес пошли

(Шагают, высоко поднимая ноги)

И в лесу грибы нашли.

(Приседания)

Наклонялись, собирали,

(Наклоны вправо, влево)

По дороге растеряли.

(Разводят руки в стороны)

-А теперь представьте, что муха летает у вас перед глазами.

1) Не поворачивая головы, посмотрите вверх, вниз, влево, вправо.

2) Представьте, что муха летает по кругу. Проследите глазами сначала по часовой стрелке, затем против.

3) Быстро поморгайте глазами.

6. Закрепление изученного  (12 мин)

1) Чтение слогов (с. 119)

-Прочитайте слоги.  (Где согласный звук г произносится мягко? Твёрдо?).

- Дополните данные слоги до слов.  (Гиря, гусь, гайка, гений, голос.)

2) Чтение слов (с. 119) 

- Давайте прочитаем слова с пометами.

- Какую особенность заметили при чтении слов? (Слова Галя, Гена написаны с заглавной буквы.) Почему? Объясните.

-Рассмотрите схему, которая дана выше слов.

- Сколько звуков на схеме?

- Сколько слогов?

- Какие звуки в схеме? Первый, каким цветом выделен, значит это ….(Согласный, мягкий)

-Во втором слоге, какой первый звук? (Согласный, твердый)

-Посмотрите, какое слово подходит к этой схеме? (ГЕНА)

-А какие грибы вы знаете?

-А вот какие грибы собрали дети Гена и Галя, мы узнаем, когда прочитаем рассказ.

 3) Словарная работа

-Кто такие грибники?

(Грибники - те, кто собирает грибы.)

-А что такое грибное место?

(Грибные места там, где много грибов.)

-А что может означать фраза: горе-грибник?

(Горе – грибник– неудачник.)

4) Работа над текстом:

а) чтение текста учителем;

б) беседа по содержанию

-Что собирали Галя и Гена? (Грибы.)

-Как их можно назвать? (Грибники.)

-Какие грибы нашла Галя? (Боровики.) А Гена? (Поганки.)

-Как можно назвать Гену? (Горе-грибник.)

в) чтение текста детьми вслух по цепочке;

г) определите тему, идею (Тема: грибы. Идея: нужно хорошо знать грибы, чтобы ими не отравиться.)

Итог.

  5) Работа в группах. Распределить грибы на 2 группы: съедобные и несъедобные по их названиям.

 

Съедобные грибы:

Несъедобные грибы:

(Подосиновик, боровик, поганка, мухомор, опята, ложные опята)

Итог.

7. Рефлексия (1 мин)

-Что вам больше всего понравилось на уроке?

          - Оцените свою работу на уроке.

- Кто на уроке всё понял и выполнил, может сказать себе: «Молодец!»

8. Итог урока   (1 мин)

-С какими звуками знакомились на уроке? Дайте характеристику звуку [г], звуку [г'].

-Как называется буква, которая на письме обозначает эти звуки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)

Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

Звуки С-Сь .Буква" С". Звук Ш . Буква " Ш " .

Уточнение произношения звуков С , Сь , Ш. Соотнесение звука с буквой . Сравнительная характеристика звуков ....