Конспект урока И.А. Крылов. "Слон и Моська".
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Конспект урока по литературному чтению по теме: "И. А. Крылов "Слон и Моська",  3 класс по программе "Перспектива". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_i._a._krylov_basnya_slon_i_moska.docx401.65 КБ

Предварительный просмотр:

"И.А. Крылов. "Слон и Моська".

Цель урока: знакомство с произведением И.А.Крылова «Слон и Моська», определение

морали басни, повторение изученных басен И.А. Крылова;

Задачи урока:

  1. Систематизировать знания обучающихся о творчестве И.А.Крылова, об особенностях басенного жанра.
  2. Обеспечить в ходе урока закрепление понятий «басня», «иносказание», «мораль», «крылатые выражения»
  3. Учить работать с содержанием басни (характеристика героев, нахождение образного выражения, чтение отрывка к иллюстрированному фрагменту басни).
  4. Развивать умение выразительно читать басню, логично излагать мысли и обосновывать своё суждение, находить значение слов по толковому словарю, пополнять словарный запас обучающихся, расширить круг читаемых басен.
  5. Воспитывать положительные моральные качества.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедиапроектор, проекционный экран, презентация;
  • иллюстрации к фрагментам басни, карточки для самостоятельной работы;
  • аудиозапись басни в исполнении И.Ильинского.

Планируемые результаты:

Предметные : Читать произведение с соблюдением норм литературного произношения,  составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его надоступном уровне, устно иллюстрировать сюжет, соотносить поступки героев снравственными нормами.

Личностные: Иметь представление об общих нравственных категориях, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках, регулировать поведение всоответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями

Метапредметные: Договариваться с партнерами по совместной деятельности, устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений.

Ход урока

Организационный момент.

Нам пора начать урок.

Всем пойти он должен впрок.

Басни с вами мы читали.

Сколько нового узнали!

Сколько басен разных есть.

Всех их нам не перечесть.

Не хотите ли опять

О баснях новое узнать?

1.  Речевая разминка

Прочитай на одном дыхании:

        РА-РО-РУ-РЫ-РЭ

        РЯ-РЁ-РЮ-РИ-РЕ

        АРЬ-ОРЬ-УРЬ-ЫРЬ-ЕРЬ

2. – Давайте прочитаем  на слайде.

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.

- Читаем ее шепотом.
- Читаем ее громко.
- Читаем с вопросом.
- Читаем с чувством.
- Читаем первую строчку делая логическое ударение на 3 слово, 2- строчка на 2-е слово, 3-я строчка на 6-е слово.

-Откуда эти строчки? (Из басни «Лебедь, Рак, да Щука)

-Кто автор? (И. Крылов)

Вводная беседа.

-Как вы думаете, о произведениях какого писателя мы продолжим сегодня разговор?

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с этим удивительным человеком, жившем в 19 веке, и с его произведениями.

Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

1) Систематизация знаний о биографии, творчестве баснописца.

- Давайте перелистаем страницы биографии Крылова. Нам помогут мои помощники. (Слайд 2).

1-й ученик: Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера.  Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. Мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате.

2-й ученик: Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, они были опубликованы и поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже. Впервые они появились в печати в 1806 году, когда Крылову было 37 лет. Они сразу всем понравились, многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк». Но если прочесть имя справа налево сразу всем всё будет понятно.

3-й ученик: Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык.

4-й ученик: В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Поэтому автор высмеивал человеческие пороки через образы животных.

Учитель: В 1809 году опубликована первая книга басен.(Слайд 3).

- Есть ли интересные дополнения о баснописце?

Ученик: . В Санкт-Петербурге были открыты памятники   И.А.Крылову.(Слайд4).

Ученик:   Умер Иван Андреевич Крылов 21 ноября 1844 года от скоротечного воспаления легких.

За 30 лет работы он написал 205 басен.

2. Проблемный вопрос.

-К какому литературному жанру  мы относим произведения Крылова? (басня)

-Что такое?

Басня – это короткий рассказ, чаще   стихотворение, в котором есть скрытый смысл.

Басня – краткий,  нравоучительный  рассказ,  в  котором  высмеивают недостатки людей или одобряют достоинства  человека, персонажами  являются  животные.

- Что такое мораль басни?

(Мораль - это вывод или поучение, это главная мысль басни)

-Как называется приём, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей?  (Иносказание.)

-Иносказание придумал древнегреческий поэт Эзоп, живший около 3000 лет назад в древней Греции. Он был рабом и не мог открыто смеяться над людьми, обладающими властью, поэтому он рассказывал истории, которые якобы случились с животными. Каждое произведение чему- то учит. В каждой басне есть мораль.

3. Постановка проблемного вопроса:

- Крылов жил в 19 веке, а мы живём в 21. Почему мы до сих пор читаем, заучиваем басни И.А.Крылова и они актуальны в наши дни? 

-Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю выполнить следующее задание.

-Прочитайте слова, которые у вас написаны на карточках.

Разбейте их на две группы. 

-Работа в парах. СЛАЙД

1-я: черты характера, которые высмеивает баснописец. 
2-я: черты характера, которые
одобряет баснописец.

(Ложь, честность, глупость, добродушие, жадность, хитрость, храбрость, трусость, милосердие, лесть, лень,  щедрость, трудолюбие, хвастовство, скромность)

 – Послушав ваши ответы, я с вами соглашусь.  СЛАЙД

 – Так почему же басни Крылова актуальны в наше время?

(Высмеивают  недостатки и одобряют достоинства людей.)

4.Постановка проблемной задачи урока.

Знакомство с баснями мы продолжаем,

Но вывод их не сразу понимаем.

Внимательно басни надо читать,

                 Чтобы «эзопов язык» их понять.    СЛАЙД

-Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова

РАБОТА В ГРУППЕ

-Вам надо собрать пазл и может кто-то уже узнает название басни.

Слайд  РЕБУС

-Определите тему урока (Мы познакомимся с басней  «Слон и Моська») и новыми персонажами

- Какие цели и задачи поставим перед собой?

-постараемся выявить мораль произведения

-и подумаем, актуальна ли басня в наши дни,

-научимся правильно и выразительно читать басню

5. РАБОТА  НАД  БАСНЕЙ.

1) Прогнозирование содержания.

-Посмотрите на эту иллюстрацию.

- Предположите, о ком эта басня?

Кто из вас видел слона? Что вы о нем знаете?

Да, слон – огромное и очень сильное животное. Он бывает высотой до 3,5 м. Весит больше 4000 кг. Слона боятся даже тигры и львы.

- А кто, по-вашему, Моська? Какой она вам видится?  ( Слайд )

- Обратимся к составу слова Моська. Какая часть слова указывает на маленький размер собаки? (уменьшительно-ласкательный суффикс –к-)

-Сейчас мы с вами выполним задание.

-Какими вы представляете  Слона, Моську?

-Вы должны воспользоваться опорными словами, которые у вас находятся на столе.

Мальчики подбирают слова для Слона.

Девочки подбирают для Моськи.

Карточка:

 Разъярённый, большой, выдержанный, маленький, спокойный, злой, глупый, хороший, вредный, важный, умный, незначительный, добрый, слабый, задиристый, сильный.

2)Первичное жужжащее чтение.

-Давайте откроем учебник на стр. и прочитаем басню применяя технику жужжащего чтения.

-Понравилась басня? Чем?

- Оправдались ли ваши предположения о героях басни (работа по словам)

СЛАЙД

3) Словарная работа.  СЛАЙД

- Встретились ли вам незнакомые слова? Какие? (перечислить слова)

-Я тоже выбрала слова, которые у вас могли бы вызвать затруднения.

- Давайте объясним значения данных слов.

Напоказ – обратить внимание для вида.

Диковинка – странная, удивительная вещь или явление.

Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела.

Отколе – откуда.

Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая.

Забияка – человек, который любит затевать ссоры.

4) Чтение мастером художественного слова.

- Сядьте поудобнее, следив по тексту, послушайте басню в исполнении  великого русского актёра Игоря Ильинского – мастера художественного слова. Послушайте внимательно, с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром.

Грамзапись.

-Заметили разницу при чтении? Почему?

ФИЗМИНУТКА.

Давайте поиграем: встали, представьте себе, что все мы мартышки. Какие у нее повадки?

Мы весёлые мартышки

Мы играем громко слишком,

Мы в ладоши хлопаем,

Мы ногами топаем.

Надуваем щёчки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку.

Ручки поднесем к виску.

Оттопырим ушки.

Шире рот откроем.

Гримасы всем построим:

Как скажу я цифру «три»

Все с гримасами замри!

1-2-3….

5) Работа над содержанием басни.

- Кто попробует прочитать басню выразительно?

– Где происходит действие?

-Почему слона водят по улицам? СЛАЙД

-Слона привезли в город для выступления. Циркач-дрессировщик водит животное по улицам и зазывает зрителей на цирковое представление. Люди, никогда не видевшие слона, смотрят с удивлением.

-Как ведёт себя Моська? (Она громко лает и набрасывается на Слона.)

- Как слон отнесся к нападению Моськи? (Слон спокойно идет по улице и даже не замечает Моську.)

- Какой вы представляете Шавку?

6) Беседа. Выборочное чтение.

Найдите в тексте и прочитайте:

-Как себя ведет Моська при виде слона? (ну на него метаться…)

-Что советует Шавка Моське? (Соседка…….)

- Прочитайте, зачем Моська напала на слона?

    (что я, совсем без драки..)

-Что высмеивает И.А. Крылов в басне? (хвастовство) 

- Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы ее боялись, считали очень сильной и задиристой, привлечь к себе внимание.

-Какова мораль басни? (Ай, Моська….)

7) Работа над образными выражениями. СЛАЙД

Работа в парах

- Найдите  в тексте образные выражения, соответствующие данным словосочетаниям:

-Как называются эти слова? (крылатые)

Показывали на улице людям(Водили напоказ.)

 Невидаль, редкость. (В диковинку у нас.)

 Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам. (Толпы зевак ходили.)

 Откуда-то внезапно вдруг появиться(Отколе ни возьмись.)

 Перестань себя позорить(Перестань срамиться.)

 Придаёт смелости(Вот то-то мне и духу придаёт.)

8) Чтение по ролям.

- Давайте мы попробуем прочитать басню по ролям. 

-Сколько будет  ролей?

-Кто ?

-Что же будет читать четвертый ?( Мораль)

- Постарайтесь при чтении соблюдать правильную интонацию.

(Каждая группа готовит своих представителей)

(Слушание детей. Оценивание детей другими учащимися.)

 ИТОГ УРОКА.  СЛАЙД.

-С какой новой басней И.А. Крылова мы познакомились?

- Какие цели и задачи мы ставили в начале урока перед собой?

-постараемся выявить мораль произведения

-и подумаем, актуальна ли басня в наши дни,

-научимся правильно и выразительно читать басню

-Достигли мы целей?

-Какая мораль?

– Когда в жизни можно употребить слова: “Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!”?

(– Эти слова можно употребить тогда, когда человек берется за дело, которое ему не по силам. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)

-Актуальна ли басня в наши дни?

-Научились мы читать выразительно?

– Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня потрудились.

-Чему учат нас басни?  (быть дружными, трудолюбивыми, не смеяться над чужой бедой, помогать друг другу в трудную минуту).

РЕФЛЕКСИЯ.

- Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке.

- Оцените свою работу по принципу «трёх карандашей».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. СЛАЙД

Выучить басню Крылова “Слон и Моська”.

1.Работа в парах. 

1-я: черты характера, которые высмеивает баснописец. (1 чертой)
2-я: черты характера, которые
одобряет баснописец. (2 чертами)

Ложь, честность, глупость, добродушие, жадность, хитрость, храбрость, трусость, милосердие, лесть, лень,  щедрость, трудолюбие, хвастовство, скромность.

1. Работа в парах. 

1-я: черты характера, которые высмеивает баснописец. (1 чертой)
2-я: черты характера, которые
одобряет баснописец. (2 чертами)

Ложь, честность, глупость, добродушие, жадность, хитрость, храбрость, трусость, милосердие, лесть, лень,  щедрость, трудолюбие, хвастовство, скромность.

1.Работа в парах. 

1-я: черты характера, которые высмеивает баснописец. (1 чертой)
2-я: черты характера, которые
одобряет баснописец. (2 чертами)

Ложь, честность, глупость, добродушие, жадность, хитрость, храбрость, трусость, милосердие, лесть, лень,  щедрость, трудолюбие, хвастовство, скромность.

1.Работа в парах. 

1-я: черты характера, которые высмеивает баснописец. (1 чертой)
2-я: черты характера, которые
одобряет баснописец. (2 чертами)

Ложь, честность, глупость, добродушие, жадность, хитрость, храбрость, трусость, милосердие, лесть, лень,  щедрость, трудолюбие, хвастовство, скромность.

2. Карточка:

 Разъярённый, большой, выдержанный, маленький, спокойный, злой, глупый, хороший, вредный, важный, умный, незначительный, добрый, слабый, задиристый, сильный.

2. Карточка:

 Разъярённый, большой, выдержанный, маленький, спокойный, злой, глупый, хороший, вредный, важный, умный, незначительный, добрый, слабый, задиристый, сильный.

2. Карточка:

 Разъярённый, большой, выдержанный, маленький, спокойный, злой, глупый, хороший, вредный, важный, умный, незначительный, добрый, слабый, задиристый, сильный.

2. Карточка:

 Разъярённый, большой, выдержанный, маленький, спокойный, злой, глупый, хороший, вредный, важный, умный, незначительный, добрый, слабый, задиристый, сильный.

2. Карточка:

 Разъярённый, большой, выдержанный, маленький, спокойный, злой, глупый, хороший, вредный, важный, умный, незначительный, добрый, слабый, задиристый, сильный.

3. Работа в парах

 1. Показывали на улице людям. 

 2.Невидаль, редкость. 

 3.Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам.  

 4.Откуда-то внезапно вдруг появиться. 

 5.Перестань себя позорить. 

 6. Придаёт смелости. 

3. Работа в парах

 1. Показывали на улице людям. 

 2.Невидаль, редкость. 

 3.Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам.  

 4.Откуда-то внезапно вдруг появиться. 

 5.Перестань себя позорить. 

 6. Придаёт смелости. 

3. Работа в парах

 1. Показывали на улице людям. 

 2.Невидаль, редкость. 

 3.Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам.  

 4.Откуда-то внезапно вдруг появиться. 

 5.Перестань себя позорить. 

 6. Придаёт смелости.

3. Работа в парах

 1. Показывали на улице людям. 

 2.Невидаль, редкость. 

 3.Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам.  

 4.Откуда-то внезапно вдруг появиться. 

 5.Перестань себя позорить. 

 6. Придаёт смелости. 

http://fs00.infourok.ru/images/doc/251/255599/2/img10.jpg

http://fs00.infourok.ru/images/doc/251/255599/2/img10.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме :И.А.Крылов "Слон и Моська".Особенности структуры басни.3 класс.УМК "Перспектива".

Данный урок литературного чтения-второй по изучению проиэведений великого русского баснописца И.А.Крылова. Дан в рамках Методической недели начальной школы....

Презентация к уроку ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ.3 класс.УМК "Перспектива".Тема урока: И.А. Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни.

Данная презентация к уроку литературного чтения, 3 класс, тема "Слон и Моська", И.А.Крылов. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: И.А.Крылов "Слон и Моська". 3 класс (конспект + презентация)

Конспект урока и призентация по литературному чтению на тему: И.А.Крылов "Слон и Моська". 3 класс...

Урок литературного чтения 4 класс Тема: И.А. Крылов "Слон и Моська"

Цель урока: Познакомить детей с басней И.А. Крылова “Слон и Моська” И.Крылова.Задачи:Образовательные: систематизировать знания учащихся о творчестве И.А.Крылова, выделить особенности басенного жа...

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе по теме: "Москва начала XIX века. И.А.Крылов "Слон и Моська"

Презентация к уроку литературного чтения по теме:"Москва начала XIX века. И.А.Крылов "Слон и Моська"...