Конспект урока И.А. Крылов. "Слон и Моська".
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект урока по литературному чтению по теме: "И. А. Крылов "Слон и Моська", 3 класс по программе "Перспектива".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_i._a._krylov_basnya_slon_i_moska.docx | 401.65 КБ |
Предварительный просмотр:
"И.А. Крылов. "Слон и Моська".
Цель урока: знакомство с произведением И.А.Крылова «Слон и Моська», определение
морали басни, повторение изученных басен И.А. Крылова;
Задачи урока:
- Систематизировать знания обучающихся о творчестве И.А.Крылова, об особенностях басенного жанра.
- Обеспечить в ходе урока закрепление понятий «басня», «иносказание», «мораль», «крылатые выражения»
- Учить работать с содержанием басни (характеристика героев, нахождение образного выражения, чтение отрывка к иллюстрированному фрагменту басни).
- Развивать умение выразительно читать басню, логично излагать мысли и обосновывать своё суждение, находить значение слов по толковому словарю, пополнять словарный запас обучающихся, расширить круг читаемых басен.
- Воспитывать положительные моральные качества.
Оборудование:
- компьютер, мультимедиапроектор, проекционный экран, презентация;
- иллюстрации к фрагментам басни, карточки для самостоятельной работы;
- аудиозапись басни в исполнении И.Ильинского.
Планируемые результаты:
Предметные : Читать произведение с соблюдением норм литературного произношения, составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его надоступном уровне, устно иллюстрировать сюжет, соотносить поступки героев снравственными нормами.
Личностные: Иметь представление об общих нравственных категориях, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках, регулировать поведение всоответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями
Метапредметные: Договариваться с партнерами по совместной деятельности, устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений.
Ход урока
Организационный момент.
Нам пора начать урок.
Всем пойти он должен впрок.
Басни с вами мы читали.
Сколько нового узнали!
Сколько басен разных есть.
Всех их нам не перечесть.
Не хотите ли опять
О баснях новое узнать?
1. Речевая разминка
Прочитай на одном дыхании:
РА-РО-РУ-РЫ-РЭ
РЯ-РЁ-РЮ-РИ-РЕ
АРЬ-ОРЬ-УРЬ-ЫРЬ-ЕРЬ
2. – Давайте прочитаем на слайде.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
- Читаем ее шепотом.
- Читаем ее громко.
- Читаем с вопросом.
- Читаем с чувством.
- Читаем первую строчку делая логическое ударение на 3 слово, 2- строчка на 2-е слово, 3-я строчка на 6-е слово.
-Откуда эти строчки? (Из басни «Лебедь, Рак, да Щука)
-Кто автор? (И. Крылов)
Вводная беседа.
-Как вы думаете, о произведениях какого писателя мы продолжим сегодня разговор?
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с этим удивительным человеком, жившем в 19 веке, и с его произведениями.
Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
1) Систематизация знаний о биографии, творчестве баснописца.
- Давайте перелистаем страницы биографии Крылова. Нам помогут мои помощники. (Слайд 2).
1-й ученик: Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. Мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате.
2-й ученик: Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, они были опубликованы и поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже. Впервые они появились в печати в 1806 году, когда Крылову было 37 лет. Они сразу всем понравились, многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк». Но если прочесть имя справа налево сразу всем всё будет понятно.
3-й ученик: Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык.
4-й ученик: В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Поэтому автор высмеивал человеческие пороки через образы животных.
Учитель: В 1809 году опубликована первая книга басен.(Слайд 3).
- Есть ли интересные дополнения о баснописце?
Ученик: . В Санкт-Петербурге были открыты памятники И.А.Крылову.(Слайд4).
Ученик: Умер Иван Андреевич Крылов 21 ноября 1844 года от скоротечного воспаления легких.
За 30 лет работы он написал 205 басен.
2. Проблемный вопрос.
-К какому литературному жанру мы относим произведения Крылова? (басня)
-Что такое?
Басня – это короткий рассказ, чаще стихотворение, в котором есть скрытый смысл.
Басня – краткий, нравоучительный рассказ, в котором высмеивают недостатки людей или одобряют достоинства человека, персонажами являются животные.
- Что такое мораль басни?
(Мораль - это вывод или поучение, это главная мысль басни)
-Как называется приём, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей? (Иносказание.)
-Иносказание придумал древнегреческий поэт Эзоп, живший около 3000 лет назад в древней Греции. Он был рабом и не мог открыто смеяться над людьми, обладающими властью, поэтому он рассказывал истории, которые якобы случились с животными. Каждое произведение чему- то учит. В каждой басне есть мораль.
3. Постановка проблемного вопроса:
- Крылов жил в 19 веке, а мы живём в 21. Почему мы до сих пор читаем, заучиваем басни И.А.Крылова и они актуальны в наши дни?
-Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю выполнить следующее задание.
-Прочитайте слова, которые у вас написаны на карточках.
Разбейте их на две группы.
-Работа в парах. СЛАЙД
1-я: черты характера, которые высмеивает баснописец.
2-я: черты характера, которые одобряет баснописец.
(Ложь, честность, глупость, добродушие, жадность, хитрость, храбрость, трусость, милосердие, лесть, лень, щедрость, трудолюбие, хвастовство, скромность)
– Послушав ваши ответы, я с вами соглашусь. СЛАЙД
– Так почему же басни Крылова актуальны в наше время?
(Высмеивают недостатки и одобряют достоинства людей.)
4.Постановка проблемной задачи урока.
Знакомство с баснями мы продолжаем,
Но вывод их не сразу понимаем.
Внимательно басни надо читать,
Чтобы «эзопов язык» их понять. СЛАЙД
-Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова
РАБОТА В ГРУППЕ
-Вам надо собрать пазл и может кто-то уже узнает название басни.
Слайд РЕБУС
-Определите тему урока (Мы познакомимся с басней «Слон и Моська») и новыми персонажами
- Какие цели и задачи поставим перед собой?
-постараемся выявить мораль произведения
-и подумаем, актуальна ли басня в наши дни,
-научимся правильно и выразительно читать басню
5. РАБОТА НАД БАСНЕЙ.
1) Прогнозирование содержания.
-Посмотрите на эту иллюстрацию.
- Предположите, о ком эта басня?
Кто из вас видел слона? Что вы о нем знаете?
Да, слон – огромное и очень сильное животное. Он бывает высотой до 3,5 м. Весит больше 4000 кг. Слона боятся даже тигры и львы.
- А кто, по-вашему, Моська? Какой она вам видится? ( Слайд )
- Обратимся к составу слова Моська. Какая часть слова указывает на маленький размер собаки? (уменьшительно-ласкательный суффикс –к-)
-Сейчас мы с вами выполним задание.
-Какими вы представляете Слона, Моську?
-Вы должны воспользоваться опорными словами, которые у вас находятся на столе.
Мальчики подбирают слова для Слона.
Девочки подбирают для Моськи.
Карточка:
Разъярённый, большой, выдержанный, маленький, спокойный, злой, глупый, хороший, вредный, важный, умный, незначительный, добрый, слабый, задиристый, сильный.
2)Первичное жужжащее чтение.
-Давайте откроем учебник на стр. и прочитаем басню применяя технику жужжащего чтения.
-Понравилась басня? Чем?
- Оправдались ли ваши предположения о героях басни (работа по словам)
СЛАЙД
3) Словарная работа. СЛАЙД
- Встретились ли вам незнакомые слова? Какие? (перечислить слова)
-Я тоже выбрала слова, которые у вас могли бы вызвать затруднения.
- Давайте объясним значения данных слов.
Напоказ – обратить внимание для вида.
Диковинка – странная, удивительная вещь или явление.
Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела.
Отколе – откуда.
Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая.
Забияка – человек, который любит затевать ссоры.
4) Чтение мастером художественного слова.
- Сядьте поудобнее, следив по тексту, послушайте басню в исполнении великого русского актёра Игоря Ильинского – мастера художественного слова. Послушайте внимательно, с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром.
Грамзапись.
-Заметили разницу при чтении? Почему?
ФИЗМИНУТКА.
Давайте поиграем: встали, представьте себе, что все мы мартышки. Какие у нее повадки?
Мы весёлые мартышки
Мы играем громко слишком,
Мы в ладоши хлопаем,
Мы ногами топаем.
Надуваем щёчки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку.
Ручки поднесем к виску.
Оттопырим ушки.
Шире рот откроем.
Гримасы всем построим:
Как скажу я цифру «три»
Все с гримасами замри!
1-2-3….
5) Работа над содержанием басни.
- Кто попробует прочитать басню выразительно?
– Где происходит действие?
-Почему слона водят по улицам? СЛАЙД
-Слона привезли в город для выступления. Циркач-дрессировщик водит животное по улицам и зазывает зрителей на цирковое представление. Люди, никогда не видевшие слона, смотрят с удивлением.
-Как ведёт себя Моська? (Она громко лает и набрасывается на Слона.)
- Как слон отнесся к нападению Моськи? (Слон спокойно идет по улице и даже не замечает Моську.)
- Какой вы представляете Шавку?
6) Беседа. Выборочное чтение.
Найдите в тексте и прочитайте:
-Как себя ведет Моська при виде слона? (ну на него метаться…)
-Что советует Шавка Моське? (Соседка…….)
- Прочитайте, зачем Моська напала на слона?
(что я, совсем без драки..)
-Что высмеивает И.А. Крылов в басне? (хвастовство)
- Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы ее боялись, считали очень сильной и задиристой, привлечь к себе внимание.
-Какова мораль басни? (Ай, Моська….)
7) Работа над образными выражениями. СЛАЙД
Работа в парах
- Найдите в тексте образные выражения, соответствующие данным словосочетаниям:
-Как называются эти слова? (крылатые)
Показывали на улице людям. (Водили напоказ.)
Невидаль, редкость. (В диковинку у нас.)
Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам. (Толпы зевак ходили.)
Откуда-то внезапно вдруг появиться. (Отколе ни возьмись.)
Перестань себя позорить. (Перестань срамиться.)
Придаёт смелости. (Вот то-то мне и духу придаёт.)
8) Чтение по ролям.
- Давайте мы попробуем прочитать басню по ролям.
-Сколько будет ролей?
-Кто ?
-Что же будет читать четвертый ?( Мораль)
- Постарайтесь при чтении соблюдать правильную интонацию.
(Каждая группа готовит своих представителей)
(Слушание детей. Оценивание детей другими учащимися.)
ИТОГ УРОКА. СЛАЙД.
-С какой новой басней И.А. Крылова мы познакомились?
- Какие цели и задачи мы ставили в начале урока перед собой?
-постараемся выявить мораль произведения
-и подумаем, актуальна ли басня в наши дни,
-научимся правильно и выразительно читать басню
-Достигли мы целей?
-Какая мораль?
– Когда в жизни можно употребить слова: “Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!”?
(– Эти слова можно употребить тогда, когда человек берется за дело, которое ему не по силам. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)
-Актуальна ли басня в наши дни?
-Научились мы читать выразительно?
– Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня потрудились.
-Чему учат нас басни? (быть дружными, трудолюбивыми, не смеяться над чужой бедой, помогать друг другу в трудную минуту).
РЕФЛЕКСИЯ.
- Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке.
- Оцените свою работу по принципу «трёх карандашей».
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. СЛАЙД
Выучить басню Крылова “Слон и Моська”.
1.Работа в парах.
1-я: черты характера, которые высмеивает баснописец. (1 чертой)
2-я: черты характера, которые одобряет баснописец. (2 чертами)
Ложь, честность, глупость, добродушие, жадность, хитрость, храбрость, трусость, милосердие, лесть, лень, щедрость, трудолюбие, хвастовство, скромность.
1. Работа в парах.
1-я: черты характера, которые высмеивает баснописец. (1 чертой)
2-я: черты характера, которые одобряет баснописец. (2 чертами)
Ложь, честность, глупость, добродушие, жадность, хитрость, храбрость, трусость, милосердие, лесть, лень, щедрость, трудолюбие, хвастовство, скромность.
1.Работа в парах.
1-я: черты характера, которые высмеивает баснописец. (1 чертой)
2-я: черты характера, которые одобряет баснописец. (2 чертами)
Ложь, честность, глупость, добродушие, жадность, хитрость, храбрость, трусость, милосердие, лесть, лень, щедрость, трудолюбие, хвастовство, скромность.
1.Работа в парах.
1-я: черты характера, которые высмеивает баснописец. (1 чертой)
2-я: черты характера, которые одобряет баснописец. (2 чертами)
Ложь, честность, глупость, добродушие, жадность, хитрость, храбрость, трусость, милосердие, лесть, лень, щедрость, трудолюбие, хвастовство, скромность.
2. Карточка:
Разъярённый, большой, выдержанный, маленький, спокойный, злой, глупый, хороший, вредный, важный, умный, незначительный, добрый, слабый, задиристый, сильный.
2. Карточка:
Разъярённый, большой, выдержанный, маленький, спокойный, злой, глупый, хороший, вредный, важный, умный, незначительный, добрый, слабый, задиристый, сильный.
2. Карточка:
Разъярённый, большой, выдержанный, маленький, спокойный, злой, глупый, хороший, вредный, важный, умный, незначительный, добрый, слабый, задиристый, сильный.
2. Карточка:
Разъярённый, большой, выдержанный, маленький, спокойный, злой, глупый, хороший, вредный, важный, умный, незначительный, добрый, слабый, задиристый, сильный.
2. Карточка:
Разъярённый, большой, выдержанный, маленький, спокойный, злой, глупый, хороший, вредный, важный, умный, незначительный, добрый, слабый, задиристый, сильный.
3. Работа в парах
1. Показывали на улице людям.
2.Невидаль, редкость.
3.Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам.
4.Откуда-то внезапно вдруг появиться.
5.Перестань себя позорить.
6. Придаёт смелости.
3. Работа в парах
1. Показывали на улице людям.
2.Невидаль, редкость.
3.Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам.
4.Откуда-то внезапно вдруг появиться.
5.Перестань себя позорить.
6. Придаёт смелости.
3. Работа в парах
1. Показывали на улице людям.
2.Невидаль, редкость.
3.Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам.
4.Откуда-то внезапно вдруг появиться.
5.Перестань себя позорить.
6. Придаёт смелости.
3. Работа в парах
1. Показывали на улице людям.
2.Невидаль, редкость.
3.Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам.
4.Откуда-то внезапно вдруг появиться.
5.Перестань себя позорить.
6. Придаёт смелости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "ПУТЕШЕСТВИЕ 3. МОСКВА НАЧАЛА XIX ВЕКА. И. А. КРЫЛОВ. «СЛОН И МОСЬКА» "
Ознакомление с творчеством И.А.Крылова в 4 классе...
Урок литературного чтения по теме :И.А.Крылов "Слон и Моська".Особенности структуры басни.3 класс.УМК "Перспектива".
Данный урок литературного чтения-второй по изучению проиэведений великого русского баснописца И.А.Крылова. Дан в рамках Методической недели начальной школы....
Презентация к уроку ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ.3 класс.УМК "Перспектива".Тема урока: И.А. Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни.
Данная презентация к уроку литературного чтения, 3 класс, тема "Слон и Моська", И.А.Крылов. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: И.А.Крылов "Слон и Моська". 3 класс (конспект + презентация)
Конспект урока и призентация по литературному чтению на тему: И.А.Крылов "Слон и Моська". 3 класс...
Урок литературного чтения 4 класс Тема: И.А. Крылов "Слон и Моська"
Цель урока: Познакомить детей с басней И.А. Крылова “Слон и Моська” И.Крылова.Задачи:Образовательные: систематизировать знания учащихся о творчестве И.А.Крылова, выделить особенности басенного жа...
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе по теме: "Москва начала XIX века. И.А.Крылов "Слон и Моська"
Презентация к уроку литературного чтения по теме:"Москва начала XIX века. И.А.Крылов "Слон и Моська"...