Рабочая программа «Литературное чтение»
рабочая программа по чтению (1 класс)

Мария Егоровна Панчуркеева

Рабочая программа «Литературное чтение» разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина «Русская азбука», Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение» в полном соответствии с  государственным стандартом и обязательном минимумом содержания по литературному чтению. Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными научно-познавательными текстами.
  • Воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Задачи обучения литературному чтению:

  1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитания интереса к чтению и книге.
  2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
  3. Воспитания эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
  4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_1klass.docx42.98 КБ

Предварительный просмотр:

             

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Литературное чтение» разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина «Русская азбука», Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение» в полном соответствии с  государственным стандартом и обязательном минимумом содержания по литературному чтению. Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными научно-познавательными текстами.
  • Воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Задачи обучения литературному чтению:

  1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитания интереса к чтению и книге.
  2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
  3. Воспитания эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
  4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом.

Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства. Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.

Национально-региональный компонент необходим для обогащения языка учащихся посредством приобщения учащихся к искусству слова и раскрытия их творческого потенциала на региональном содержании. Именно в младшем школьном возрасте закладывается привязанность к культуре своего народа, развитие национальной гордости.

Введение национально-регионального компонента позволяет младшим школьникам на основе знаний литературы своего региона открыть для себя имена татарских поэтов, писателей, особенности повествования литературных произведений. Развивает художественный кругозор учащихся. Знакомит с жанровым разнообразием литературного наследия Калмыкии. Развивает фантазию и образное мышление в непосредственном соприкосновении с местным литературным материалом.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану предмет «Литературное чтение» относится к предметной области «Филология». На изучение  литературного чтения выделяется в 1 классе -  33 часа: из них 23 часа (1 час в неделю, 23 учебных недели на обучение грамоте) и 10 часов (1 час в неделю, 10 учебных недель на уроки литературного чтения);

По учебному плану школы отводится на литературное чтение:

1 класс -  2 часа в неделю, 33 недели, всего 66 часов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметныерезультаты: 

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

6.Использование знаково-символических средств представления информации.

8.Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

9.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

10.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

11. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

12. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты: 

1.Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2.Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3.Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5. Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, ею, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов.чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий.

Чтение.

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Умение находить в тексте необходимую информацию.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Библиографическая культура.  Книга как источник необходимых знаний.  Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Анализ поступков героев. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа.

Озаглавливание, деление текста на части, определение главной мысли всего текста.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Передача впечатлений из повседневной жизни в рассказе (описание). Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку, использование в письменной речи выразительных средств языка, в мини-сочинениях на заданную тему.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений.

Ориентировка в литературных понятиях: сюжет, тема; герой произведения.

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные).

Рассказ, стихотворение – общее представление о жанре.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий.

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
  • читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
  • читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
  • ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения; тему и подтемы (микротемы); основные события и устанавливать их последовательность; выбирать из текста или подбирать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде);
  • использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактам и, опираясь на содержание текста; находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет, определяющие отношение автора к герою, событию;
  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, соотнося их с содержанием текста);
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-познавательного, учебного и художественного текстов в виде пересказа (полного, краткого или выборочного);
  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт.

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
  • выделять не только главную, но и избыточную информацию;
  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
  • определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам;
  • отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения;
  • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение): с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
  • высказывать эстетическое и нравственно-этическое суждение и подтверждать высказанное суждение примерами из текста;
  • делать выписки из прочитанных текстов для дальнейшего практического использования.

Круг детского чтения

Выпускник научится:

  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;
  • самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
  • пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Выпускник получит возможность научиться:

  • ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
  • определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
  • писать отзыв о прочитанной книге;
  • работать с тематическим каталогом;
  • работать с детской периодикой.

Литературоведческая пропедевтика

Выпускник научится:

  • сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два-три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).

Выпускник получит возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет);
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

Творческая деятельность

Выпускник научится:

  • читать по ролям литературное произведение;
  • создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
  • реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
  • создавать иллюстрации по содержанию произведения;
  • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
  • создавать собственный текст (повествование–по аналогии, рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя). 

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс       2 часа в неделю, всего 66 часов

Тема урока

Кол-во часов

Дата

проведения

план

факт

I четверть – 18 часов

Добукварный период – 10 часов

1

Азбука» — первая учебная книга.

Речь устная и письменная.

1

2

 Предложение.

Выделение слов из предложения. Различение слова и предложения.

Различение слова и обозначаемого им предмета. Значение слова. Графическое изображение слова в составе предложения.

Пословицы о труде и трудолюбии. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок.

1

3

Слово и предложение.

Слог как минимальная произносительная единица языка. Деление слов на слоги. Определение количества слогов в словах. Графическое изображение слова, разделённого на слоги.

Составление небольших рассказов по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений.

Дикие и домашние животные. Забота о животных

Составление небольших рассказов повествовательного характера по материалам наблюдений.

1

4

Слог. Ударение

Ударный слог.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

 Обозначение ударения на модели слова (слогоударные схемы).

Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений.

Семья. Взаимоотношения в дружной семье

1

5

Повторение и обобщение пройденного материала. Гласный звук, , буквы]а[А, а.

Звуки речи. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок.

1

6

, буквы]о[Гласный звук  О.

Особенности произнесения звука, его характеристика.

Буквы О, о как знаки звука [о].

Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

1

7

, буквы]и[ Гласный звук И, и.

Звуки речи. Наблюдение над значением слова. Понимание прочитанного текста при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по материалам собственных наблюдений.

1

8

, буква]ы[Гласный звук  ы.

Звуки речи. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Понимание прочитанного текста при его прослушивании.

1

9

, буквы]у[Гласный звук У, у.

Особенности произнесения нового звука. Характеристика нового звука.

Повторение гласных звуков [а], [о], [и], [ы].

1

10

Повторение и обобщение пройденного материала. Гласные звуки и буквы.

1

Букварный период (36 ч) Обучение чтению

11

, буквы]н’[, ]н[Согласные звуки  Н, н.

Твёрдость и мягкость согласных звуков. Смыслоразличительная функция твёрдых и мягких согласных звуков. Обозначение твёрдых и мягких согласных на схеме-модели слова. Функция букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге.

Способ чтения прямого слога (ориентация на букву, обозначающую гласный звук).

Чтение слияний согласного с гласным в слогах.

Знакомство с двумя видами чтения —орфографическим и орфоэпическим.

Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Звуки речи. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Различение гласных и согласных звуков, согласных твердых и мягких. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук).

1

12

, буквы]с’[, ]с[Согласные звуки С, с.

Звуки речи. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Различение гласных и согласных звуков, согласных твердых и мягких. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук).

1

13

, буквы]к’[, ]к[Согласные звуки К, к.

1

14

т[, ]т[Согласные звуки ′, буквы]Т, т.

Звуки речи. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Различение согласных твердых и мягких. Установление числа и последовательности звуков в слове. Формирование навыка слогового чтения. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.

1

15

л[, ]л[Согласные звуки ′, буквы] Л, л.

Звонкие и глухие согласные.

Формирование навыка плавного слогового чтения.

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и короткого текста.

Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Работа над речевым этикетом: приветствие, прощание, благодарность, обращение с просьбой

1

16

, буквы]р’[, ]р[Согласные звуки  Р, р.

Особенности артикуляции звуков [р], [р’].

Формирование навыка плавного слогового чтения.

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

1

17

, буквы]в’[, ]в[Согласные звуки В, в.

Звуки речи. Функция букв е. Формирование навыка слогового чтения. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).  Установление числа и последовательности звуков в слове.

1

18

Гласные буквыЕ, е.

Букваевначале слов и после гласных в середине и на конце слов.

Буквае — показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии.

Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами.

1

19

, буквы]п’[, ]п[Согласные звуки  П, п.Звуки речи. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

1

20

, буквы]м’[, ]м[Согласные звуки  М, м.

1

21

, буквы]з’[, ]з[Согласные звуки  З, з.

Сопоставление слогов и слов с буквами з и с.

1

22

, буквы]б’[, ]б[Согласные звуки  Б, б.Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.

Звуки речи. Различение согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений.

1

23

, буквы]д’[, ]д[Согласные звуки Д, д.

Установление числа и последовательности звуков в слове. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам наблюдений.

1

24

Гласные буквы Я, я.

Звуки речи. Функция буквы я.

1

25

Чтение слов с Еи Я.

Звуки речи. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Составление небольших рассказов повествовательного характера по материалам собственных игр, занятий

1

26

, буквы]г’[, ]г[Согласные звуки  Г, г.Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.

1

27

, буквы]ч’[Мягкий согласный звук  Ч, ч.

Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

1

28

Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

1

29

, буквы]ш[Твёрдый согласный звук  Ш, ш.Сочетаниеши.

Звуки речи. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений.  Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

1

30

, буквы]ж[Твёрдый согласный звук Ж, ж.

Звуки речи. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Составление небольших рассказов повествовательного характера по материалам собственных игр, занятий.

1

31

.Чтение слов с Ж и Ш.]ш[ и ]ж[Сопоставление звуков

1

32

Гласные буквы Ё, ё.

Звуки речи. Функция буквы ё. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок.

1

33

,буквы Й, й.]j’[Звук

Звуки речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий.

1

34

, буквы]х[Звук  Х, х.

Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

1

35

Твердые и мягкие согласные.

1

36

Гласные буквы Ю, ю. Ё, ё.

Звуки речи. Функция букв ё,ю. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

1

37

, буквы]ц[Твёрдый согласный звук  Ц, ц.

Звуки речи. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов.

1

38

, буквы]э[Гласный звук Э, э.

1

39

.]щ’[Мягкий глухой согласный звук

Буквы Щ, щ.

Звуки речи. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов.

1

40

Чтение и словарная работа.

Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов.

1

41

, буквы]ф’[, ]ф[Согласные звуки  Ф, ф.

Звуки речи. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов.

1

42

Буква Ъ.

1

43

Правописание слов с Ъ и Ь.

1

44

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

Развитие осознанности и выразительности чтения наматериале стихотворений.

Отработка техники чтения

1

45

Русский алфавит.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий.

1

46

Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление).

1

ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (20 Ч)

Жили-были буквы – 3ч.

47

Книга как источник необходимых знаний.  

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

В.Данько «Загадочные буквы».

И.Токмаков «Аля, Кляксич и буква А».

С.Чёрный «Живая азбука»

Ф.Кривин «Почему «А» поёт, а «Б» нет»

Г.Сапгир «Про медведя»

М.Бородицкая «Разговор с пчелой»

И.Гамазкова «Кто как кричит?»

И.Гамазкова, Е.Григорьева «Живая азбука»

С.Маршак «Автобус №26»

1

48

Из старинных книг.

      1

49

Урок обобщения по разделу «Жили-были буквы»

Проект «Создаем город букв», «Буквы - герои сказок»

      1

Сказки, загадки, небылицы – 2ч.

50

Озаглавливание, деление текста на части, определение главной мысли всего текста.

Русская народная сказка «Теремок»

Русская народная сказка «Рукавичка»

1

51

Особенности фольклорного текста. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла.

Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы.

Рифмы Матушки Гусыни.

Король Пипин.

Дом, который построил Джек.

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Русская народная сказка «Петух и собака»

1

Апрель, апрель. 3венит капель! – 4 ч.

52

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

А.Майков «Ласточка примчалась…»

А.Плещеев «Травка зеленеет.»

1

53

А.Майков «Весна»

Т Белозёров «Подснежники»

С.Маршак «Апрель» И.Токмакова «Ручей» Л.Ульяницкая Фонарик». Л.Яхнин «У дорожки».

1

54

Е.Трутнева, И.Токмакова «Когда это бывает?» В.Берестов «Воробушки»

Р.Сеф «Чудо» А.Майков «Христос Воскрес». Разноцветные страницы.

1

55

Проект «Составляем сборник загадок»

Оценка своих достижений

1

И в шутку и всерьёз – 4 ч.

56

Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

И.Токмакова «Мы играли в                               хохотушки».

Я.Тайц «Волк»

Г.Кружков «Ррры». Н.Артюхова

«Саша-дразнилка»

1

57

К.Чуковский«Федотка»

О.Дриз «Привет»

О.Григорьев «Стук»И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучка» И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки».

1

58

К.Чуковский «Телефон»

М.Пляцковский «Помощник».

Из старинных книг. К.Ушинский

«Что хорошо и что дурно?», «Ворон и сорока», «Худо тому, кто добра не делает никому».

1

59

Обобщающий урок. По теме «И в шутку и всерьез».

 Оценка своих достижений.

1

Я и мои друзья – 4ч.

60

Ориентировка в литературных понятиях: сюжет, тема; герой произведения.

Ю.Ермолаев «Лучший друг»

Е.Благинина «Подарок»

В.Орлов «Кто первый?»

С.Маршак «Хороший день»

1

61

С.Михалков «Бараны» .Р.Сеф «Совет».И.Пивоварова «Вежливый ослик»

В.Берестов «В магазине игрушек»

В Орлов «Если дружбой…»

Я.Аким «Моя родня»

1

62

По М.Пляцковскому «Сердитый дог Буль»

Ю.Энтин «Про дружбу»

Д.Тихомирова «Мальчик и лягушки», «Находка».

Разноцветные страницы.

1

63

Итоговая диагностика. Оценка своих достижений. Проект «Наш класс - дружная семья»

1

О братьях наших меньших – 3ч.

64

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

С.Михалков «Трезор»

Р.Сеф «Кто любит собак…»

В.Осеева «Собака яростно лаяла»

И.Токмакова «Купите собаку»

М Пляцковский «Цап Царапыч»

Г.Сапгир «Кошка»

1

65

В.Берестов «Лягушата»

В.Лунин «Никого не обижай»

С.Михалков «Важный совет»

Д.Хармс «Храбрый ёж»

Н.Сладков «Лисица и ёж»

С.Аксаков «Гнездо»

1

66

Обобщающий урок. Из старинных книг.

Разноцветные страницы.

Оценка своих достижений.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "Литературное чтение"

программа "Гармония", автор О.В. Кубасова, 2 класс...

Рабочая программа. Литературное чтение для 2 класса. "Начальная школа XXI века".

Рабочая программа по литературному чтению расчитана на 3 часа в неделю (регион Татарстан). Проект "Начальная школа XXI века"....

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс

По системе Занкова Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение»  для1 класса  составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2...

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс.

Автор программы Р.Н.Бунеев. УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа Литературное чтение 2 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе:- Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния (2009 ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;

Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;   приобщение ребенка к лите...

Рабочая программа "Литературное чтение" для 2 класса по программе "Школа России"

Представлена рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа России" на 2 часа в неделю...