Рабочая программа по родному (селькупскому) языку для 4 класса
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

сегодня перед образованием выдвинуты сложные задачи подготовки молодежи к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, формирования умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, конфессий. Поэтому система образования многонационального государства несет ответственность за формирование этнокультурной и региональной идентичности у учащихся, сохранение и развитие родных языков и национальных культур народов, проживающих на его территории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

         Актуальность разработки рабочей программы по родному (селькупскому) языку в том, что сегодня перед образованием выдвинуты сложные задачи подготовки молодежи к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, формирования умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, конфессий. Поэтому система образования многонационального государства несет ответственность за формирование этнокультурной и региональной идентичности у учащихся, сохранение и развитие родных языков и национальных культур народов, проживающих на его территории.

        Целями изучения родного (селькупского) языка в основной школе являются:

Цели и задачи рабочей программы

            Основная цель программы: учебный предмет «Родной (селькупский) язык» в 1-4 классах имеет познавательно – практическую направленность, т.е. даёт учащимся знания о родном (селькупском) языке и формирует у них языковые и речевые умения.

    Специальная цель: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

  • Языковая компетенция: освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах родного литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
  •     Коммуникативная компетенция: овладение родным языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
  • этнокультуроведческие знания: воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка:

Рабочая программа по родному (селькупскому) языку для 1-4 классов разработана в соответствии с положениями следующих документов по образованию:

  • Конституции РФ
  • Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования  (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).
  • Приказ об утверждении Федерального  компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 03.06.2008 №164, от 31.08.2009 №320, от 9.10.2009 №427).
  • законов «Об образовании РФ», «О языках народов РФ», «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» (М., Салехард, 2002-2003);
  • «Концепции модели этнической (национальной) школы для коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации» (М., 2001);
  • «Типовой общеобразовательной программы по языкам тунгусо-маньчжурской группы для школ народов Севера» (М., ИНПОФ, 2001);
  • проекта федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования с русским (родным) языком обучения (М., 2001);
  • окружного базисного учебного плана ОУ ЯНАО (вариант с преподаванием родных языков КМНС округа);
  • программ по родному (селькупскому) языку для  1-4 классов;
  • учебно-методической литературы по селькупскому языку для 1-4 классов;
  • дополнительной учебно-методической литературы по селькупскому языку и национальной («селькупской») литературы.

Место предмета в учебном плане

       Программа предусматривает 68 часов (2 часа в неделю) согласно количеству часов по учебному плану, отведенных для изучения родного языка в 4 классе.

 Данная программа предназначена для реализации в 2020-2021 учебном году в 3 классе.

Требования к результатам освоения

Личностные:

  1. понимание родного (селькупского) языка как национально-культурных ценностей селькупского народа в сохранении и развитии этнической культуры;
  2. осознание эстетической ценности родного (селькупского) языка; уважительное отношение к родному (селькупскому) языку, гордость за него; потребность сохранить родной (селькупский) язык как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

 Метапредметные результаты

          Выпускник национальной школы должен владеть следующими знаниями, умениями и навыками в различных видах речевой деятельности;

                                                        В аудировании:

  1. понимание обращенной к нему речи, осознавать цели высказывания, понимать пояснения учителя на родном (селькупском) языке;
  2. понимать магнитофонную запись. Речь диктора радио, речь персонажей спектаклей, кинофильмов;
  3. слушать и понимать речь окружающих;

                                                          В говорении:

  1. соблюдать нормы орфоэпии и интонирования;
  2. выражать свое желание, мнение, недоумение, сомнение, непонимание, согласие-несогласие.
  3. владеть выразительными средствами устной речи;
  4. описывать увиденное и услышанное, давать им оценку;
  5. составлять различные высказывания по ситуации;
  6. пересказывать полно и кратко содержание услышанного и прочитанного , отвечать на вопросы по тексту.

                                                          В чтении:

  1. читать текст с оптимальной скоростью;
  2. выразительно озвучивать текст с соблюдением нужной интонации;
  3. понимать содержание художественных произведений, газетных и журнальных статей, параграфов учебников;
  4. устанавливать тему и основную мысль текста, озаглавливать его;
  5. задавать вопросы по тексту и отвечать на них;                                             

В письме:

  1. выполнять письменные работы с соблюдением норм орфографии и пунктуации;
  2. письменно отвечать на вопросы по содержанию прослушанного, прочитанного;
  3. кратко или полно излагать содержание прочитанного, услышанного;
  4. давать описание различных предметов, животных, пейзажей;
  5. писать различные изложения (подробные и сжатые);
  6. писать различные сочинения по заданной теме, по прочитанному литературному произведению;

Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по родному  языку являются:

  1. представление о родном (селькупском) языке как языке селькупского народа; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
  2. понимание определяющей роли языка как средство общения;
  3. владение всеми видами речевой деятельности:

1. Аудирование (слушание)

Понимание речи учителя и других носителей языка в объёме, предусмотренном курсом.

Определение основной мысли звучащей речи, выделение основного от второстепенного. Ответы на вопросы и краткий пересказ текстов.

2. Говорение

Составление рассказа с опорой на наглядность (маннымпäт ныны мулаптäт).

Составление рассказа согласно ситуации (этып нэкырты).

Продолжение рассказа по заданному началу (этып пәлтäт).

Трансформация речевых высказываний.

3. Чтение

Чтение полного текста без заданий.

Чтение с пониманием основного содержания.

Чтение на вопросы по прочитанному.

4. Письмо

Списывание слов, словосочетаний, предложений и текстов (этып нэкырты).

Запись слов, словосочетаний, предложений и текстов под диктовку.

Выполнение письменных заданий (нэкыптä).

  1. умение работать с учебником, справочной литературой;
  2. пользоваться различными словарями;
  3. подбирать к учебным текстам иллюстративный материал;
  4. вести записи объяснения учителя.                         

Селькупский язык в 1-4 классах

В содержание курса обучения родному (селькупскому) языку в начальной школе входят:

1. Языковой материал (фонетика, лексика, грамматика, графика, орфография, пунктуация).

2. Сферы общения.

3. Речевые умения, характеризующие степень владения селькупским языком как средством общения.

4. Комплекс знаний и представлений о национально-культурных особенностях.

I. Языковой материал

1. Фонетика

Звуки и буквы. Названия букв. Соотношение букв со звуками речи.

Гласные, ассимиляция гласных, долгота и краткость.

Звуковые значения: е, ё, ю, я.

Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Стечение согласных.

2. Лексика

К концу обучения общий объём лексики должен составить примерно 550 слов по следующим тематическим группам:

  • семья –äсäсыт;
  • жилище и предметы обстановки –мөн ныны утак;
  • части тела –қумын кэпы;
  • одежда –тǝтокаймы;
  • город и посёлок –қэтты ныны сималя;
  • школа – школа – танталтукытый кыпа ийяй мөн;
  • профессии – учытый қум;
  • средства передвижения – қаңлын;
  • животный и растительный мир – сурын ныны нюты;
  • времена года – пон пеляк.

3. Грамматика

Имя существительное. Существительное в единственном, двойственном и множественном числе. Группы имён существительных.

Склонение имён существительных. Основные значения падежей: 

именительный (обозначение объекта), родительный (обозначение определения субъекта), винительный (обозначение прямого объекта), дательный (место или предмет, к которому направлено действие), местный (местонахождение, время действия, орудие действия), отложительный (место, от которого действие исходит), продольный (место, внутри или вдоль которого совершается действие).

Глагол. Виды глагола (на материале слов лексического минимума).

Времена глагола. Изменение глагола по лицам и числам. Три типа спряжения глаголов.

Имя прилагательное. Изменение прилагательных по числам. Образование имён прилагательных.

Местоимение (общее понятие). Личные местоимения первого, второго, третьего лица. Местоимения единственного, двойственного и множественного числа. Личные местоимения в начальной форме.

Послелог. Виды послелога (на материале слов лексического минимума). Правила оформления послелога.

Наречия времени, образа действия.

Количественные (кушшай? – сколько?) и порядковые (куттарǝтый? – который?) числительные. Образование числительных.

Предложение. Цель высказывания, интонация.

Предложения повествовательные, побудительные, вопросительные. Главные и второстепенные члены предложения. Строение простого предложения. Однородные члены предложения.

4. Графика. Орфография. Пунктуация.

Алфавит, буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Прописная буква в именах людей, кличках животных; названиях городов, сёл, рек; в начале предложения. Правописание безударных гласных. Правописание слов со звонкими и глухими согласными. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание слов с ь и ъ знаками. Точка, вопросительный и восклицательный знак в конце предложения. Запятая при перечислении.

5. Состав слова

Слово –эты, слог – этын пеляк, начало слова –этын укын, конец слова –этын чипоқын,  середина слова –этын чонтоқын, первое слово –посукый эты, второе слово –шиттымтäлый эты и т. д.

Родственные слова. Корень и окончание слов. Суффиксы. Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Проверяемые и непроверяемые согласные, и гласные в корне слова. Словообразовательные суффиксы. Слова, образованные с помощью сложения основ.

II. Сферы общения

1. Социально-бытовая:

Семья (äсäсыт), занятия членов семьи (учыптä). Профессии (қэлытчый қум, сурытчый қум, өтäй вэрытый қум). Самочувствие (қӱтыптä). Жилище и предметы обстановки (мөн ай утак). Друзья (яққан). Еда (апсы). Магазин (лапқы). Покупки (тэмтä). Домашние животные в жизни человека (мөтқый илынтый сурын).

2. Учебно-трудовая: 

Школа (танталтукытый шӱньчы). Распорядок дня. Каникулы (нишкултуқа).

3. Социально-культурная:

Город, село, социально-значимые объекты: магазин- (лапкы, мехпошив, пошивочная, пошивочный цех –шутырыптäй мөн), детский сад (ийяй мөн). Транспорт (қаңлы). Сезонные изменения в природе. Отношение к природе. Погода. Сказки, песни и стихи (чаптä, коймы).

4. Игровая:

Виды и типы игр (сонтырä). Игры в помещении, игры на улице, мужские и женские игры.

III. Речевые умения

1. Аудирование (слушание)

Понимание речи учителя и других носителей языка в объёме, предусмотренном курсом.

Определение основной мысли звучащей речи, выделение основного от второстепенного. Ответы на вопросы и краткий пересказ текстов.

2. Говорение

Составление рассказа с опорой на наглядность.

Составление рассказа согласно ситуации.

Продолжение рассказа по заданному началу.

Трансформация речевых высказываний.

3. Чтение

Чтение полного текста без заданий.

Чтение с пониманием основного содержания.

Чтение на вопросы по прочитанному.

4. Письмо

Списывание слов, словосочетаний, предложений и текстов.

Запись слов, словосочетаний, предложений и текстов под диктовку..

Выполнение письменных заданий (нэкыптä).

IV. Комплекс знаний и представлений

о национально-культурных особенностях жизни селькупов

1. Место расселения народа. Названия населённых пунктов.

2. Особенности природно-климатических условий региона: особенности времён года в Арктике, типичные виды трудовой деятельности, типичные животные Севера.

3. Факты, относящиеся к истории округа, населённого пункта.

4. Произведения селькупского детского фольклора (сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни).

5. Произведения селькупских писателей и поэтов.

6. Образцы орнаментов.

7. Жилище рыбаков, охотников, оленеводов – чум, его интерьер.

8. Орудия труда и средства передвижения.

9. Традиционная мужская и женская одежда.

10. Народные детские игры.

11. Традиционные виды труда и отдыха.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

  • имя существительное: единственное, двойственное и множественное число имени существительного; склонение существительного по падежам; суффиксы родительного, винительного, дательно-направительного падежей;
  • имя прилагательное: единственное, двойственное и множественное число имени прилагательного; образование прилагательного;
  • глагол: прошедшее, прошедшее повествовательное, настоящее и будущее время глагола; изменение глагола по лицам и числам (спряжение) глагола;
  • личные местоимения: личные местоимения первого, второго и третьего лица; личные местоимения единственного, двойственного и множественного числа;
  • предложение: главные и второстепенные члены предложения;
  • правила правописания безударных гласных, звонких и глухих согласных, слов с ъ и ь знаками; большая буква; правописание послелогов;
  • точка; вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения; запятая при перечислении;
  • части слова: корень, суффикс, окончание; словообразование с помощью слово-образовательных суффиксов.

Тематическое планирование

Дата

Изучаемая тема

I четверть

Основные виды деятельности

Домашнее задание

1.

Родная речь

Виды речи.

Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст).

С. 3

2.

Текст. Предложение. Словосочетание.

Что такое текст? Какие бывают тексты?

Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

С. 4 упр.3

3.

Предложение.

Что такое предложение?

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Выделять в письменном тексте диалог. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины.

С. 5 упр. 4

4.

Виды предложений по цели высказывания.

Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения.

Наблюдать за значением предложений, различных по цели высказывания; находить в тексте, составлять предложения такого типа.

С. 9 упр. 12

5.

Виды предложения по интонации.

Восклицательные и невосклицательные предложения.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

С. 10. Упр. 13

6.

Главные и второстепенные члены предложения.

Связь слов в предложении

Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. Читать и составлять модели предложения. Находить по ним предложения в тексте. Составлять сообщение по информации, представленной в таблице. Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам.

С. 11 Упр. 17

7.

Упражнение в установлении связи слов в предложении.

С. 12. Учить правила

8.

Простое и сложное предложение.

Простое предложение.

Составлять из двух простых предложений одно сложное.

С. 14 упр. 23

9.

Сложное предложение.

Составлять сообщение по таблице «Простое и сложное предложение». Разделять запятой части сложного предложения. Работать с памяткой «Как дать характеристику предложению». Рассуждать при определении характеристик заданного предложения

С. 15. Упр. 25

10.

Словосочетание.

Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении

С. 15. Учить загадку.

11.

Лексическое значение слова.

Слово и его значение.

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значении слов русского языка».

С. 16 упр. 28

12.

Слова однозначные и многозначные.

Записи в тетради

13.

Синонимы.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство со значениями слова погода. Находить синонимы, антонимы среди других слов в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове.

Работа со словарём

14.

Антонимы.

Работа со словарём

15.

Омонимы.

Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове.

Работа со словарём

16.

Использование словарей селькупского языка.

Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию.

Работа со словарём

17.

Контрольная работа за 2 четверть.

Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Работа со словарём

18.

Работа над ошибками.

Дата

Изучаемая тема

II четверть

Основные виды деятельности

Домашнее задание

1.

Фразеологизмы.

Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте

Работа со словарём

2.

Части речи

Имя существительное.

Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать их выделение.

Записи в тетради

3.

Имя прилагательное.

Записи в тетради

4.

Глагол.

Записи в тетради

5.

Имя числительное как часть речи.

Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов – имён числительных.

Записи в тетради

6.

Однокоренные слова.

Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем.

С. 20 учить правило

7.

Родственные слова.

С. 21 упр. 38

8.

Слово и слог.

Звуки и буквы. Гласные звуки. Особенности произношения гласных звуков:ä,ö,ө,і,ӱ,ә.

Работать с памяткой «Как делать звуко-буквенный разбор слова». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор определённого слова. Группировать слова по типу орфограммы. Приводить примеры с заданной орфограммой.

Записи в тетради

9.

Звуки и буквы. согласные звуки. Гортанные согласные буквы: ӈ,қ.

Записи в тетради

10.

Звонкие и глухие согласные звуки.

Объяснять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Записи в тетради

11.

Особенности фонетики верхнетазовского диалекта.

Записи в тетради

12.

Слог. Слогоделение. Перенос слова.

Записи в тетради

13.

Контрольная работа за 2 четверть.

Записи в тетради

14.

Работа над ошибками.

Дата

Изучаемая тема

III четверть

Основные виды деятельности

Домашнее задание

1.

Число имён существительных.

Имя существительное как часть речи.

Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные.

С. 42. Упр. 42

2.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Устаревшие слова.

Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению).

Записи в тетради

3.

Собственные и нарицательные имена существительные.

Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.

Записи в тетради

4.

Географические названия села Толька.

Проект «Тайна имени».

Проводить исследовательскую работу, составлять связный текст.

Записи в тетради

5.

Число имён существительных. Единственное и множественное число.

Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных.

С. 47 правило

6.

Число имён существительных.

Двойственное число.

С. 47 упр 103.

7.

Именительный падеж.

Распознавать именительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу.

Записи в тетради

8.

Родительный падеж.

Распознавать родительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.

Записи в тетради

9.

Винительный падеж.

Распознавать винительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных мужского рода и др.)

Записи в тетради

10.

Творительный падеж.

Распознавать творительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной

форме.

Записи в тетради

11.

Лишительный падеж.

Распознавать лишительный падеж падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.

Записи в тетради

12.

Превратительный падеж.

Распознавать превратительный  падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.

Записи в тетради

13.

Сопоставительный падеж.

Распознавать сопоставительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.

Записи в тетради

14.

Дательно-направительный падеж.

Распознавать дательный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.

Записи в тетради

15.

Вступительный падеж.

Распознавать вступительный  падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.

Записи в тетради

16.

Местный падеж.

Распознавать местный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.

Записи в тетради

17.

Исходный падеж.

Распознавать исходный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.

Записи в тетради

18.

Продольный падеж.

Распознавать продольный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.

Записи в тетради

19.

Контрольная работа за 3 четверть.

Записи в тетради

20.

Работа над ошибками.

Звательный падеж.

Распознавать звательный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.

Дата

Изучаемая тема

IV четверть

Основные виды деятельности

Домашнее задание

1.

Прилагательное.

Имя прилагательное как часть речи.

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи.

Определять лексическое значение имён прилагательных.

Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения.

С. 54 Упр. 118

2.

Значение и употребление прилагательных в речи.

С. 55 упр. 120

3.

Местоимение.

Личные местоимения.

Распознавать личные местоимения среди других частей речи.

Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений.

Записи в тетради

4.

Изменение местоимений по числам.

Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.

Составлять письмо другу или кому-либо из родственников.

Записи в тетради

5.

Изменение местоимений по лицам.

Записи в тетради

6.

Обучающее изложение.

Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста

Записи в тетради

7.

Глагол.

Глагол как часть речи.

Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос.

Определять лексическое значение глаголов.

С. 60 упр. 132

8.

Неопределённая форма глагола.

Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы.

Записи в тетради

9.

Изменение глаголов по числам.

Единственное число.

Распознавать число глаголов. Изменять глаголы по числам.

С. 61 упр. 133

10.

Изменение глаголов по числам.

Двойственное число.

С. 61 правило

11.

Изменение глаголов по числам.

Множественное число.

С. 61 упр. 134

12.

Изменение глаголов по временам.

Настоящее время.

Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам.

Записи в тетради

13.

Изменение глаголов по временам.

Прошедшее время.

Определять род и число глаголов в прошедшем времени.

Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о).

Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим словарём.

Записи в тетради

14.

Контрольная работа за 4 четверть.

Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Записи в тетради

15.

Работа над ошибками.

Прошедшее повествовательное время.

Определять род и число глаголов в прошедшем времени.

Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о).

Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим словарём.

Записи в тетради

16.

Изменение глаголов по временам.

Будущее время.

Записи в тетради

17.

Повторение.

Части речи.

Применить свои знания для выполнения заданий.

Записи в тетради

18.

Обобщение изученного о частях речи.

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы

Описание учебно-методическое обеспечение

Учебно-методическое  обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией данной программы, планируемыми результатами.

Учебно-методическое обеспечение включает:

-учебники:

УМК для обучающихся

УМК для учителя

  1. С.И. Ириков. Учебник для 3 класса. (СПб., 2002).

А.И. Кузнецова, О.А. Казакевич, Е.В. Грушкина, Е.В. Грушкина, Е.А. Хелимский

Селькупский язык. С-П. «Просвещение», 2002. ю

- методические материалы:

Для обучающихся

Для учителя

  1. А.И. Гашилов. Тематический словарь селькупского языка. Учебное пособие для старших классов школ. (СПб., 2008).
  2. С.И. Ириков. Словарь селькупско-русский и русско-селькупский. Пособие для учащихся. Ленинград, 1988.
  3. Г.Е. Аюпова, С.И. Ириков, Л.В. Хомич. Тазовские селькупы. Очерки традиционной культуры. (С.П.б., 2002).

  1. А.И. Гашилов. Тематический словарь селькупского языка. Учебное пособие для старших классов школ. (СПб., 2008).
  2. С.И. Ириков. Словарь селькупско-русский и русско-селькупский. Пособие для учащихся. Ленинград, 1988.
  3. С.И. Ириков. Учебник для 5 класса. (СПб., 2002).
  4. Г.Е. Аюпова, С.И. Ириков, Л.В. Хомич. Тазовские селькупы. Очерки традиционной культуры. (С.П.б., 2002).

-дидактические материалы:

1. Аудиокассета

2. Предметные и сюжетные картины

-материалы для контроля:

1. КИМы по разделам учебника

2. Карточки с заданиями по селькупскому языку

Планируемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  • части слова: корень, словообразовательные и словоизменительные суффиксы;
  • части речи: существительное, местоимение, глагол и к ним вопросы.

Учащиеся должны уметь:

  • читать сознательно, выразительно, целыми словами, доступные по содержанию стихотворения, сказки и рассказы;
  • делить текст на смысловые части, озаглавливая их;
  • составлять краткий план текста;
  • сформулировать основную мысль рассказа;
  • подробно и кратко пересказать содержание текста, прочитанного и разобранного коллективно в классе;
  • правильно оценить самотоятельно прочитанную книгу, доступную для детей этого возраста;
  • конструировать предложения, связывая слова между собой в соответствии с грамматическими нормами языка;
  • составлять связный текст, используя различные формы одних и тех же слов, их синонимов;
  • составлять и писать небольшие рассказы по картинке или серии картинок, а также на темы личного опыта учащихся по плану, составленному под руководством учителя;
  • письменно изложить прочитанный рассказ по плану, составленному в классе;
  • составить сочинение описательного характера о природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному (татарскому) языку 1 класс

Рабочая программа составлена к учебникам  "Татар теле"  и "Элифба"  Ф.А.Гафуровой, Л.Ш.Гайнетдиновой...

Рабочая программа по родному (чувашскому) языку. 2 класс

Иккĕмĕш класра вĕренмелли «Тăван чĕлхе» предметăн ĕç программине Раççей Федерацийĕн «Вĕренÿ çинчен» çырнă Законне,  Раççей Федерацийĕн вĕренÿ стандартне, шкул планне, пуçл...

Рабочая программа по родному (чувашскому) языку. 1 класс

Пӗрремӗш класс ӗҫ программине «Тӑван чӗлхепе литература вулавĕн тĕслĕх программисем»: чӑваш шкулӗн 1-4 класĕсем валли / М.К. Волков, Л.П. Сергеев, Т.В. Артемьева, О.И. Печников, А.Р.Кульев...

Рабочая программа по родному (чувашскому) языку. 3 класс

Виççĕмĕш класра вĕренмелли «Тăван чĕлхе» предметăн ĕç программине Раççей Федерацийĕн «Вĕренÿ çинчен» çырнă Законне,  Раççей Федерацийĕн вĕренÿ стандартне, шкул планне, пуç...

Рабочая программа по родному (чувашскому) языку. 4 класс.

4 класра вĕренмелли «Тăван чĕлхе» предметăн ĕç программине Раççей Федерацийĕн «Вĕренÿ çинчен» çырнă Законне, Раççей Федерацийĕн вĕренÿ стандартне, шкул планне, пуçламăш пĕтĕмĕшле пĕлÿлĕхĕн тĕп вĕре...

Рабочая программа по родному русскому языку 2 класс

Программа расчитана на 1 час в неделю....