Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Знакомство со стихотворением Е.Благининой "Посидим в тишине"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
УМК "Школа России". Урок открытия новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "Посидим в тишине" | 55.5 КБ |
Презентация "Посидим в тишине" | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Литературное чтение. УМК «Школа России»
Тема: Знакомство со стихотворением Е. Благининой «Посидим в тишине».
Тип урока : Открытие новых знаний.
Цели урока: Познакомить с биографией Е. Благининой, её стихотворением «Посидим в тишине»; работать над совершенствованием навыков чтения: правильность, беглость, выразительность, активизировать вдумчивое чтение, воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление ей помогать, радовать ее.
Планируемые результаты:
Предметные: - продолжить знакомство учащихся с произведениями о маме;
- формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения;
- развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста, память мышление, речь;
Метапредметные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом;
- развивать воображение, фантазию, творческие способности;
- совершенствовать умения слушать, выдвигать предположения;
- расширять словарный запас детей, способствовать развитию читательского кругозора;
- учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Личностные: - определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- показать важность соблюдения нравственных правил общения в семье, способность создания атмосферы доверия;
- воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям;
- учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.
Оборудование: мультимедийное оборудование, учебник «Литературное чтение 2 класс»Л.Ф.Климанова, портрет Благининой Е.А., презентация о поэтессе, карточки для парной работы, для групповой, звукозапись, книги Е.Благининой.
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый,
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
-Желаю всем удачи
Речевая разминка. (Слайд 1)
-Для чего нам нужна речевая разминка? (подготовить речевой аппарат, уметь выразительно читать)
-Прочитайте самостоятельно и скажите о ком стихотворение?
Моя мама как весна.
То, как солнце засмеётся,
То, как лёгкий ветерок,
Головы моей коснётся.
1.Прочитать тихо, громко.
2.Прочитать медленно, быстро.
3.Прочитать,каждый раз выделяя голосом следующее слово в первом предложении.
4.Прочитать,соблюдая паузы.
5.Прочитайте с удивлением, огорчением,восхищением.
- С чем автор сравнивает маму?
-Молодцы! Мы подготовились к выразительному чтению.
II. Определение темы урока и постановка целей.
Отгадайте загадку.
В мире нет её роднее,
Справедливей и добрее.
Я скажу, друзья вам прямо –
Лучше всех на свете…
- С самого первого дня, с того самого момента, как малыш появился на свет, о нем заботится мама.
–О ком будем сегодня говорить? (о маме)
-Продолжаем знакомиться с произведениями о маме.
-Прочитайте выразительно стихотворение, которое готовили дома.(Слайд 2)
-Вот какое стихотворение о маме написала Е.Благинина «Посидим в тишине» (Слайд 3)
-Каковы задачи урока? (Познакомимся с новым произведением, узнаем его автора, будем учиться читать выразительно и делать анализ произведения) (Слайд 4)
.III. Введение в тему урока. Работа по теме . (Слайд 5)
Елена Александровна Благинина (1903 – 1989) родилась в селе Яковлево Орловской губернии, недалеко от Мценска, в многодетной семье железнодорожника. Члены её семьи хорошо знали и любили литературу, народное творчество (отец организовал домашний театр, бабушка была сказительницей и любительницей песен). В доме часто звучали песни – петь не только любили, но и умели. В обычае были домашние спектакли, всевозможные маленькие сюрпризы для детей. Вот как Елена Благинина рассказывала об этом писателю Владимиру Приходько: (Слайд 6) «В домашнем театре инсценировали стихи, песни, сказки. Вечера, в которые устраивались представления, были особенно торжественны и любимы. Убогая обстановка преображалась словно по мановению палочки волшебника».(Слайд 7)
Именно для домашнего театра она начала писать свои первые стихи, сказки и пьесы. А было юному драматургу (сочинителю пьес) целых… восемь лет!(Слайд 8) Еще Е.А. работала над переводами. (Слайд 9) Мама – главное слово в жизни любого человека. А Елена Благинина в своих стихах учила детей любить, ценить, уважать, бережно и заботливо относиться к родному человеку.
-В нашей библиотеке есть книги Е.А.Благининой.
1. Вступительная беседа.
Мама – это самый родной и близкий человек, который заботится о вас.
-Какую заботу проявляет мама? Ответы детей
-Много работы делает мама и конечно устаёт.
-Как вы помогаете маме? Что вы делаете для того, чтобы она меньше уставала?
2.Первичное чтение.
-Послушайте стихотворение в исполнении Татьяны.
-Какую картину представили, слушая это произведение.
3.Словарная работа.
- Волчок, что это? (игрушка) — юла, детская игрушка, которая вращается и не падает.
-Крадётся - перемещаться, пробираться тайком, скрытно, стараясь быть незамеченным.
- Как понимаете: луч метнулся ?(устремился, бросился)
-Скользнул? (промелькнул)
4. Чтение детьми.
-Прочитайте стихотворение про себя.
-Почему девочка не играла с игрушками?
ФИЗМИНУТКА (Движения под музыку «Песенка Мамонтенка»)
-А сейчас пришло время отдохнуть. Повторяем за мной движения.
5. Анализ стихотворения.
- Что хотелось девочке? Прочитайте. (вслух читать, мяч катать, песню спеть, похохотать)
- Что девочка сказала лучу? (Я тоже двигаться хочу)
- Ребята, посмотрите на картинку, что на ней нарисовано? (девочка сидит, вокруг нее игрушки).
- Девочке трудно сидеть в тишине? ( Да)
- Почему? (Потому что вокруг столько игрушек, ей хочется в них играть)
- Что бы вы сделали на месте девочки?
- Как вы думаете, почему девочка не уходит из комнаты? (смотрит за мамой, что бы ее никто не побеспокоил)
- Понравилось ли вам стихотворение? (Да понравилось)
- А чем оно вам понравилось? (Что девочка сидит тихонечко и не мешает маме, заботится о ней, любит свою маму)
6.Работа над выразительностью чтения (работа в парах)
-Поработаете над выразительностью в парах. Подумайте, с какой интонацией вы должны произносить слова героини, какие слова выделить голосом, где поставить паузу.
–Прочитайте текст однокласснику выразительно, соблюдая все знаки препинания, передавая нужную интонацию голоса героини.
7.Целостное чтение.
-Прочитайте стихотворение выразительно вслух.
IV.Закрепление изученного.
1. Методики «Шесть шляп».
-Понравилась героиня этого стихотворения? Чем,какая она?
-Охарактеризуем нашу героиню с помощью игры «Шесть шляп». Каждая группа примеряет шляпы.
1группа. Белая шляпа- информация о девочке.(Маленькая, в школу не ходит, нет братьев и сестёр, хорошо воспитана).
2 группа. Жёлтая- что хорошего можно сказать о девочке?(Может себя сдерживать , контролировать, понимает почему нельзя шуметь, находит развлечение: разговаривает с лучом, любит маму).
3 группа. Чёрная – что плохого можно сказать о девочке? (Мы знаем, что двигаться это полезно. А девочка сидела, наверно, скучала. Это может плохо отразиться на её здоровье.)
4 группа. Красная- какие чувства у вас возникают?(Спокойствия, уважения, дружелюбия, доброты)
5 группа. Зелёная- как можно поступить иначе ?(Понаблюдать через окно за природой, порисовать, через наушники послушать музыку или мультфильм на телефоне или планшете).
6 группа. Синяя- выводы о девочке.(Девочка добрая и хорошая, очень любит маму, заботится о ней).
2.Выступления групп.
3.Беседа по теме. (Слайд 10)
– Чему хочет нас научить автор?
- И вы тоже должны любить и заботится о своей маме. Ведь очень часто ваши родители могут быть уставшими. У взрослых людей очень много хлопот и работы. И вы тоже, как главная героиня стихотворения " Посидим в тишине" , должны знать это, и не мешать своим родителям шумными играми, когда они отдыхают.
4. Составление синквейна о маме. (Слайд 11, 12)
-Составим синквейн о маме. ( Милая, любимая, добрая, красивая, нежная, умная, ненаглядная, очаровательная, внимательная, трудолюбивая, приветливая, чудесная, симпатичная)
5. Составление кластера (Работа в группах)
-Бывает ли так, что вы огорчаете свою маму? Каким нужно быть, чтобы не огорчать маму? Выполните в виде кластера.
-Какими должны быть мы. МЫ (правильным, послушный, добрый, ласковый, тихий, спокойный, нежный, понимающий, заботливый)
6. Инсценировка «Три мамы».
-Девочки приготовили сценку о мамах.
Действующие лица
Роль исполняет учитель: Ведущий
Роли исполняют дети: Камила, Мама Асем, Бабушка Вика
У доски стол, три стула.
На одном из стульев сидит кукла.
На столе блюдо с четырьмя ватрушками).
Ведущий:
Наши дети так упрямы!
Это каждый знает сам.
Говорят им часто мамы,
Но они не слышат мам.
Камила под вечер
С прогулки пришла
И куклу спросила:
Входит Камила, подходит к столу и присаживается на стул, куклу берет на руки.
Камила:
Как, дочка, дела?
Опять ты залезла под стол, непоседа?
Опять просидела весь день без обеда?
С этими дочками просто беда,
Скоро ты будешь, как спичка, худа.
Иди-ка обедать, вертушка!
Сегодня к обеду ватрушка!
Ведущий:
Камилина мама с работы пришла
И дочку спросила:
Входит мама, садится на стул около Камилы.
Мама:
Как, дочка, дела?
Опять заигралась, наверно, в саду?
Опять ухитрилась забыть про еду?
Обедать кричала бабуся не раз,
А ты отвечала: сейчас да сейчас.
С этими дочками просто беда,
Скоро ты будешь, как спичка, худа.
Иди-ка, обедать, вертушка!
Сегодня к обеду ватрушка!
Ведущий:
Тут бабушка — мамина мама — пришла
И маму спросила:
Входит бабушка с палочкой, подходит к столу и садится на третий стул.
Бабушка:
Как, дочка, дела?
Наверно, в больнице за целые сутки
Опять для еды не нашлось ни минутки,
А вечером съела сухой бутерброд.
Нельзя же весь день сидеть без обеда.
Уж доктором стала, а все непоседа.
С этими дочками просто беда.
Скоро ты будешь, как спичка, худа.
Иди-ка обедать, вертушка!
Сегодня к обеду ватрушка!
Все едят ватрушки.
Ведущий:
Три мамы в столовой сидят,
Три мамы на дочек глядят.
Что с дочками сделать упрямыми?
Все трое:Ох, как не просто быть мамами!
V. Итог урока.
– Какой опыт вы сегодня приобрели на уроке?(В семье нужно быть внимательными, терпеливыми, жалеть друг друга)
– Почему важно в семье любить друг друга? (Чтобы семья была хорошая, дружная, крепкая, жизнь яркая, богатая, счастливая)
– Как выразить свою любовь к маме?(Дарить открытки, объятия, улыбки, чаще говорить спасибо, рассказывать о себе)
–Как проявить своё особое внимание, чтобы она почувствовала заботу о ней?(Слушаться, помогать, выполнять свои обязанности, поддерживать, уважать, любить).
VI.Рефлексия.
-Кто все понял и было интересно встали и подняли руку.
-Кто испытывал трудности на этапах урока, но с ними справился просто встали.
-Кому тема урока показалась трудной, тот не встает.
VII. Домашнее задание. (Слайд 13)
Стр.119 выучить наизусть, Тане составить рассказ о маме, вставив в него пословицы о маме.
Дополнительно
Быть мамой это большой груз ответственности. Вот статистика одного журнала, который приводит такие цифры
Мамы проводят у постели больных детей более 3000 тысяч бессонных ночей
Мамы готовят в течение жизни более 500 видов самых разнообразных блюд
А еще они стирают горы белья. Если сложить постиранное ими белье, то получится гора по высоте с Эльбрус
Если сложить все выглаженные ими полотенца, то получится пояс для всего земного шара
Как звучит слово МАМА на других языках народов (Историческая справка).
- Мы сейчас много раз произносили слово «мама». Оно практически одинаково звучит на разных языках. (карточки)
Бенгальский – майера; Каталонский – мааре; Чешский – маминка; Датский – моа;
Эстонский – эма; Французский - маман (мамА); Гаитянский креольский – манма;
Иврит – има; Хинди - мА; Исландский, Итальянский – мама; Корейский – омма;
Латынь – мАтрем; Словацкий – мамичка; Испания, Италия – мадрэ;
Персидский - маман, аннэ; Нидерланды – мА; Литва – мамитэ; Турция - ана
Болгария - мамо, майка; Швеция –мур; Украинский – мати, мамо; Греческий – митэра, мана.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка домашнего задания
ТЕМА УРОКА: ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА БЛАГИНИНА «ПОСИДИМ В ТИШИНЕ»
Задачи урока: Мы познакомимся с … Мы узнаем… Мы будем учиться…
Елена Александровна Благинина (1903-1989) — поэтесса, переводчик. Над рожью, дождиком примятой, Стоит денёк почти сквозной. Орловский ветер пахнет мятой, Полынью, мёдом, тишиной... Автор этих строк, уроженка Орловской деревни Елена Благинина, не сразу поняла, что родилась поэтом.
Е.А.Благинина прожила долгую жизнь и работала постоянно. Она писала стихи, искрящиеся юмором, дразнилки, считалки, скороговорки, песенки, сказки.
Работала она и над переводами, знакомила ребят с поэзией Тараса Шевченко, Марии Конопницкой, Юлиана Тувима, Льва Квитко. Лучшее из всего созданного Еленой Благининой вошло в сборники «Журавушка», «Улетают - улетели», «Гори-гори ясно!» .
Мама – главное слово в жизни любого человека. А Елена Благинина в своих стихах учила детей любить, ценить, уважать, бережно и заботливо относиться к родному человеку.
Молодцы! СПАСИБО!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по теме: "Работа над анализом стихотворения И. Сурикова "Зима" 3 класс УМК "Школа России"
План-конспект урока литературного чтения по теме: "Работа над анализом стихотворения И. Сурикова "Зима" 3 класс УМК "Школа России"...
Урок литературного чтения 2 класс тема Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».
Данный урок способствует формированию у младших школьников ценностной ориентации, формированию нравственных суждений; содействует воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, умение и ...
Урок литературного чтения 2 класс: " Учимся слушать друг друга. Стихотворения о семье"
Мы будем учиться, не только выразительно читать стихи, но и внимательно слушать друг друга. За каждым столом сидит команда....
Урок литературного чтения 4 класс (II вид) Сергей Есенин стихотворение "Пороша"
Данный урок проводился в классе для детей с нарушениями слуха (слабослышащие, имплантированные). На уроке использовались прием моделорования для создания обложки книжки-малышки....
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»
Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...
Технологическая карта урока. Литературное чтение 2 класс (национальная школа). Тема. Знакомство с отрывком стихотворения С.Есенина «Поет зима-аукает…»
В конспекте урока отражена коллективная творческая деятельность учащихся. Используются современные информационные технологии. Учителем отработаны универсальные учебные действия.Педагог использует на у...
Урок литературного чтения 2 класс УМК «Перспектива»/ Мы идём в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природе
Урок литературного чтения 2 класс УМК «Перспектива»Тема Мы идём в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природеЦели урока: познакомить учащихся со сборниками стихотворений и рас...