Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс)
Программа разработана на основе:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- примерной программы по учебным предметам. Начальная школа
Москва «Просвещение» 2011.;
- авторской программы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. «Литературное чтение». (Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных. организаций [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий]. — М.: Просвещение, 2015)
- Учебник «Литературное чтение».Авторы : Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. Москва «Просвещение»2018
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_lit.chtenie_2_kl.docx | 42.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Хемчикская средняя общеобразовательная школа с. Хемчик
муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва»
Рассмотрено «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО зам. директор по УВР директора школы
Протокол № ____ _________Хертек Ч.А. ________ Салчак Ш.Б.
«__» _________ 2021 г. «__» __________ 2021 г. «__» ________ 2021 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Литературное чтение»
2 класс
Составитель:
учитель начальных классов,
Ооржак Шенне Буяновна.
с. Хемчик
2021 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 2 класса на 2021-2022 учебный год составлена на основе Федерального компонента стандарта начального общего образования по литературному чтению, Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы».
Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется:
- владение техникой чтения;
- приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- знанием книг и умением их выбирать;
- сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:
- Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает формирование у младших школьников осмысленного читательского навыка, т.е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией, интерпретировать информацию в соответствии с запросами.
- Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строя монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным материалом учебника, находя информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.
- Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения, как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.
- Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.
С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
У второклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- формирование чувства гордости за свою Родину, знакомство с культурно-историческим наследием России, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника;
- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
У второклассника продолжится формирование метапредметных результатов обучения:
- освоение приёмов поиска нужной информации;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;
- формирование представлений о правилах поведения и нормах поведения, принятых в обществе;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов, осознанное построение речевого высказывания в соответствии с поставленными целями и задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение основами коммуникативной деятельности, осознание на практическом уровне значимости работы в группе и освоение правил групповой работы;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
У второклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
- умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану; использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое);
- умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, умение работать с разными видами текстов, участвовать в их обсуждении, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ (102 ч)
Содержание рабочей программы определено с учётом особенностей изучения предмета в классе, занимающегося по УМК «Школа России».
В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей. Внутри литературных разделов выделяются тематические подборки произведений о природе и детях, юмористические произведения, а также стихи и рассказы из детских журналов.
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Введение. Наши проекты. «Читателю». Р. Сеф.
Устное народное творчество (12 ч)
Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевёртыши, загадки, пословицы и поговорки.
Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идёт…» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зёрнышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси – лебеди»).
Люблю природу русскую. Осень (9 ч)
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», К. Бальмонт «Поспевает брусника», А. Плещеев «Осень наступила…», А. Фет «Ласточки пропали…», А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…», С. Есенин «Закружилась листва золотая…», В. Брюсов «Сухие листья», И. Токмакова «Опустел скворечник…», В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом», Г. Сапгир «Считалочка».
Русские писатели (10 ч)
А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…», «Вот север тучи нагоняя», «Зима! Крестьянин, торжествуя…», «Сказка о рыбаке и рыбке». И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука», «Стрекоза и Муравей». Л. Толстой «Старый дед и внучек». Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек», «Филипок», «Правда всего дороже», «Котёнок», И. Токмакова «Десять птичек - стайка», Ю. Могутин «Над речушкою…».
О братьях наших меньших (10 ч)
Н. Сладков «Они и мы», А. Шибаев «Кто кем становится?», Б. Заходер «Плачет киска в коридоре...», В. Берестов. «Кошкин щенок», М. Пришвин «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утёнок», В. Бианки «Музыкант», «Сова», С. Брезкун «Грянул громко крик вороны…», М. Бородицкая «Грачиха».
Люблю природу русскую. Зима (8 ч)
И. Бунин «Зимним холодом...», К. Бальмонт «Светло-пушистая...», Я. Аким «Утром кот...», Ф. Тютчев « Чародейкою зимой…», С. Есенин «Поёт зима — аукает...», «Берёза»; русская народная сказка «Два Мороза», С. Михалков «Новогодняя быль», А. Барто «Дело было в январе…», С. Дрожжин «Улицей гуляет…», С. Погореловский «В гору…», А. Прокофьев «Как на горке…»
Писатели — детям (15 ч)
Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским («Путаница», «Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли», «Мой щенок»), А. Л. Барто («Верёвочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка — добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»).
Я и мои друзья (9 ч)
В. Берестов «За игрой», Э. Мошковская «Я ушёл в свою обиду...», В. Берестов «Гляжу с высоты...», В. Лунин «Я и Вовка», Н. Булгаков «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев «Два пирожных», В. Осеева «Хорошее».
Люблю природу русскую. Весна (8 ч)
Ф. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды». А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка». А. Блок «На лугу», С.Я. Маршак, И Бунин «Женский день», А. Плещеев «В бурю», Е. Благинина «Посидим в тишине», Э. Мошковская «Я маму мою обидел», С. Васильев «Белая берёза».
И в шутку и всерьёз (11 ч)
Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни - Пуха»; Э. Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; В. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; И. Токмакова «Плим», «В чудной стране»; Г. Остер «Будем знакомы».
Литература зарубежных стран (7 ч)
Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»), Г. X. Андерсена («Принцесса на горошине»), Э. Хогарт («Мафин и паук»).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Самое великое чудо на свете. | 4 |
Введение. | 1 | |
«Читателю». Р. Сеф. | 1 | |
Наши проекты. | 2 | |
2 | Устное народное творчество. | 12 |
Русские народные песни, потешки и прибаутки. | 2 | |
Считалки, небылицы и перевёртыши, загадки, пословицы и поговорки. | 2 | |
Сказки о животных, бытовые и волшебные. | 1 | |
«Сказка по лесу идёт…» Ю. Мориц, | 1 | |
«Петушок и бобовое зёрнышко» | 1 | |
«У страха глаза велики» | 1 | |
«Лиса и тетерев» | 1 | |
«Лиса и журавль» | 1 | |
«Каша из топора» | 1 | |
«Гуси – лебеди» | 1 | |
3 | Люблю природу русскую. Осень. | 9 |
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…» | 1 | |
К. Бальмонт «Поспевает брусника» | 1 | |
А. Плещеев «Осень наступила…» | 1 | |
А. Фет «Ласточки пропали…» | 1 | |
А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…» | 1 | |
С. Есенин «Закружилась листва золотая…» | 1 | |
В. Брюсов «Сухие листья» | 1 | |
И. Токмакова «Опустел скворечник…», В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), | 1 | |
М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом», Г. Сапгир «Считалочка». | 1 | |
4 | Русские писатели. | 10 |
А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…», | 1 | |
«Вот север тучи нагоняя» | 1 | |
«Зима! Крестьянин, торжествуя…» | 1 | |
«Сказка о рыбаке и рыбке». | 1 | |
И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука»,«Стрекоза и Муравей». | 1 | |
Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек». | 1 | |
Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек», «Филипок». | 1 | |
«Правда всего дороже», «Котёнок» | 1 | |
И. Токмакова «Десять птичек - стайка», | 1 | |
Ю. Могутин «Над речушкою…». | 1 | |
5 | О братьях наших меньших. | 10 |
Н. Сладков «Они и мы» | 1 | |
А.Шибаев «Кто кем становится?» | 1 | |
Б. Заходер «Плачет киска в коридоре...» | 1 | |
В. Берестов. «Кошкин щенок» | 1 | |
М. Пришвин «Ребята и утята» | 1 | |
Е. Чарушин. «Страшный рассказ» | 1 | |
Б. Житков. «Храбрый утёнок» | 1 | |
В. Бианки «Музыкант», «Сова». | 1 | |
С. Брезкун «Грянул громко крик вороны…». | 1 | |
М. Бородицкая «Грачиха» | 1 | |
6 | Люблю природу русскую. Зима. | 8 |
И. Бунин «Зимним холодом...», | 1 | |
К. Бальмонт «Светло-пушистая...», Я. Аким «Утром кот...» | 1 | |
Ф. Тютчев « Чародейкою зимой…» | 1 | |
С. Есенин «Поёт зима — аукает...» , «Берёза». | 1 | |
Русская народная сказка «Два Мороза», | 1 | |
С. Михалков «Новогодняя быль», | 1 | |
А. Барто «Дело было в январе…», С. Дрожжин «Улицей гуляет…», | 1 | |
С. Погореловский «В гору…», А. Прокофьев «Как на горке…» | 1 | |
7 | Писатели детям. | 15 |
Произведения о детях, о природе. | 1 | |
К. И. Чуковским «Путаница» | 1 | |
К. И. Чуковским «Радость» | 1 | |
С. Я. Маршаком «Кот и лодыри» | 1 | |
С. В. Михалковым «Мой секрет» | 1 | |
С. В. Михалковым «Сила воли», | 1 | |
С. В. Михалковым «Мой щенок» | 1 | |
А. Л. Барто «Верёвочка» | 1 | |
А. Л. Барто «Мы не заметили жука...» | 1 | |
А. Л. Барто «В школу» | 1 | |
А. Л. Барто «Вовка — добрая душа» | 1 | |
Н. Н. Носовым «Затейники» | 2 | |
Н. Н. Носовым «Живая шляпа». | 2 | |
8 | Я и мои друзья. | 9 |
В. Берестов «За игрой». | 1 | |
Э. Мошковская «Я ушёл в свою обиду...» | 2 | |
В. Берестов «Гляжу с высоты...» | 1 | |
В. Лунин «Я и Вовка» | 1 | |
Н. Булгаков «Анна, не грусти!», | 1 | |
Ю. Ермолаев «Два пирожных», | 1 | |
В. Осеева «Хорошее». | 2 | |
9 | Люблю природу русскую. Весна. | 8 |
Ф. Тютчев «Зима недаром злится», | 1 | |
Ф. Тютчев «Весенние воды». | 1 | |
А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка». | 1 | |
А. Блок «На лугу». | 1 | |
С.Я. Маршак, И Бунин «Женский день». | 1 | |
А. Плещеев «В бурю», | 1 | |
Е. Благинина «Посидим в тишине», | 1 | |
Э. Мошковская «Я маму мою обидел», С. Васильев «Белая берёза». | 1 | |
10 | И в шутку и всерьёз. | 11 |
Б. Заходер «Товарищам детям». | 1 | |
Б. Заходер «Что красивей всего?». | 1 | |
Б. Заходер «Песенки Винни - Пуха». | 1 | |
Э. Успенский «Чебурашка». | 1 | |
Э. Успенский «Если был бы я девчонкой...». | 1 | |
Э. Успенский «Над нашей квартирой». | 1 | |
Э. Успенский «Память». | 1 | |
В. Берестов «Знакомый», «Путешественники». | 1 | |
В. Берестов «Кисточка». | 1 | |
И. Токмакова «Плим», «В чудной стране»; | 1 | |
Г. Остер «Будем знакомы». | 1 | |
11 | Литература зарубежных стран. | 7 |
Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков. | 1 | |
«Бульдог по кличке Дог». | 1 | |
«Перчатки», «Храбрецы». | 1 | |
«Сюзон и мотылёк». «Знают мамы, знают дети». | 1 | |
Сказки Ш. Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка». | 1 | |
Г. X. Андерсена «Принцесса на горошине». | 1 | |
Э. Хогарт «Мафин и паук». | 1 | |
ИТОГО: | 102 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....