Технология проведения | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | УУД |
1. Организационный момент 2. Психологический настрой Цель: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Слайд. Дети читают хором: Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Будем вместе мы трудиться, Чтобы весело учиться. – Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. – Что вы почувствовали? – Какое у вас настроение?
| Л1 формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
|
3. Проверка домашнего задания. Цель: - заинтересовать учащихся, удивить, постановка проблем | Ребята, что вы готовили к уроку дома? (выразительное чтение отрывков из рассказов В. Осеевой). Дети рассказывают отрывки. Делятся впечатлениями о прочитанном. Слайды. «Просто старушка», «На катке», «Сыновья», «Хорошее», «Кто всех глупее», «Обидчики». – Что объединяет все эти рассказы? (Они поучительные. Рассказы учат уважать людей, заботиться, приходить на помощь.
| Л1 формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Р3 умение определять цель деятельности на уроке
|
4.Подготовительный. Цель: - выяснить то, что знают дети по теме; - активизация имеющихся знаний. | Стадия вызова Предлагается синквейн без первой строчки Слайд. - ----------- (уважение)
- воспитанный, внимательный, вежливый
- помогает, заботится, радует
- Он доброжелателен к окружающим.
- Человек.
Вопрос: – Определите первое слово синквейна. (Дети говорят свои предположения. Выбирается ключевое слово «уважение») – О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (Об уважении, вежливости во взаимоотношениях между людьми). – Как человек может показать, что он уважает другого? – Дети, как вы понимаете слова «уважение», «вежливость»? Заполняется бортовой журнал. Уважение Я знаю | Я узнал | Говорить вежливые слова Радовать Помогать Дарить добро Быть неравнодушным Любить | |
Слайд. В. Осеева «Волшебное слово». – Прочитайте название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся Прогнозирование. – О чем может быть рассказ с таким названием? Дети говорят свои предложения. – Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный?
| П2 умение на основе анализа объектов делать выводы К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами К3 умение оформлять свои мысли в устной форме Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
П2 умение на основе анализа объектов делать выводы К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами К3 умение оформлять свои мысли в устной форме Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию Л2 формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией |
5. Физминутка | Физминутка для глаз «Солнечные зайчики» |
|
6. Восприятие нового. Цель: Развивать читательские умения формулировать основную мысль текста, выбору наиболее подходящего заглавия, нахождения ключевых слов. | Стадия осмысления Слайд. Иллюстрации к рассказу. Фрагмент 1 Начинает читать учитель. Затем читают дети, уловившие интонацию чтения. (По ходу чтения подчеркивают непонятные слова, объясняют значения слов, используя словарь). Вопросы по осмыслению текста: – Как выглядел мальчик, когда он встретился со стариком? – Какое у него было настроение? Выборочное чтение. – Выделите и прочитайте отрывки, в которых говорится об отношении Павлика к сестре, брату, бабушке. – Как Павлик вёл себя при общении с сестрой? (Раздраженно). – С бабушкой? (Он обижался на неё). – С братом? (Был назойлив и злился на него). Заполнение кластера. – Давайте вспомним, каким был Павлик до встречи со стариком и заполним синие ячейки.
| П1 умение извлекать информацию из текста П2 умение на основе анализа объектов делать выводы П4 умение делать выводы в результате совместной работы П5 умение находить ответы на вопросы по иллюстрации К1 умение слушать и понимать других К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами К3 умение оформлять свои мысли в устной форме Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию Р4 умение принимать и сохранять учебную цель и задачу Р5 умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль Л1 формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
|
7. Физминутка под музыку.
|
|
|
8. Восприятие нового. Цель: -выяснить как учащиеся поняли произведение; -развивать читательские умения формулировать основную мысль текста, выбору наиболее подходящего заглавия, нахождения ключевых слов.
| Прогноз: – Можете вы предположить, что сказал Павлику старик? Фрагмент 2. Читают дети «цепочкой» Вопросы по осмыслению: – О чем Павлик узнал от старика? (Он узнал о «волшебном слове»). Слайд «Волшебное слово» – Как изменяется герой под влиянием мудрого совета старика? – Какие изменения произошли в отношениях Павлика с родными? – Какое волшебное слово говорил Павлик? Слайд «Пожалуйста» – Как можно по-другому назвать слово «пожалуйста». (Вежливое слово) – Какие ещё вежливые слова вы знаете? Слайд: пожалуйста, спасибо, будьте добры, извините, доброго пути, добрый день. Работа в группах. – Ребята, сейчас мы с вами поработаем в группах. – Какие правила общения в группе нужно соблюдать? (умение слушать другого, высказывать своё мнение, быть уважительным). Задания: Группа 1. Что чувствовал Павлик, когда говорил волшебное слово? Как нужно говорить слово «пожалуйста», чтобы оно стало волшебным? Группа 2. Что чувствовали люди, к которым обращался Павлик с волшебным словом. Почему они выполняли его просьбы? Группа 3. Что хотел сказать Павлик старику, когда он прибежал в сквер? Группа 4. Как вы думаете, каким человеком станет Павлик? Группа 5. Запишите антонимы: - Зло –
- Грусть –
- Ненависть –
- Капризный –
- Непослушный –
– Какие слова вы выберите для характеристики Павлика? Заполнение кластера. Игра «Добрый круг» Дети встают в круг, по часовой стрелке передают игрушку-сердечко и говорят вежливые слова. (группы по 5 человек). | П1 умение извлекать информацию из текста К1 умение слушать и понимать других К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами К3 умение оформлять свои мысли в устной форме
|
9. Присвоение информации Цель: - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Вопросы: – Как вы думаете, как автор относится к своему герою? – Рассказ начинается и заканчивается противоположными событиями. Почему? – Считаете ли вы, что слова могут изменить отношения между людьми? – Всегда ли вежливый человек является уважительным, добрым? – Какие добрые дела вы сделали, или хотели бы сделать? – Давайте вспомним, какие добрые дела мы делали в классе. Слайды: «Наши добрые дела» (фотографии из классного альбома). В чём разница между значением слов «вежливость» и «уважение»? – Что ещё необходимо в общении между людьми? (Люди должны быть терпимыми друг к другу). Заполняется бортовой журнал. Уважение Я знаю | Я узнал | Говорить вежливые слова Радовать Помогать Дарить добро Быть неравнодушным Любить | терпимость толерантность |
| Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию Р5 умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль |
10. Д.З. | – Какое задание вы предложили бы выполнить дома? На доске: стр. 100-103 по ролям. стр. 104-105, вопросы. |
|
11. Итог урока | Чтение на доске: Относись к людям так, Как бы ты хотел, Чтоб относились к тебе. – Могут ли эти слова быть итогом нашей работы на уроке? Дети проявляют своё отношение к происходящему на уроке с помощью «солнечных зайчиков», которые они приклеивают вокруг яркого, улыбающегося солнышка. - Зеленые «зайчики» – я уважителен и доброжелателен к людям,
- Розовые «зайчики» – я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться.
- Коричневые «зайчики» – мне трудно быть уважительным и вежливым.
– Спасибо за урок!
|
|