Продуктивное чтение текстов на уроках
статья по чтению
Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie._tehnologiya_produktivnogo_chteniya.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Продуктивное чтение текстов на уроках
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами».
В.А. Сухомлинский
Эпиграф выбран мною неслучайно, ведь кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать. Школьная практика подтверждает, что в досуге сегодняшнего ученика чтение занимает невысокую позицию, интерес к литературе у учащихся заметно снижается.
«Сквозная цель образования – воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления».
Что такое ЧТЕНИЕ?
- Учебный предмет
- Процесс освоения текста
- Общеучебное умение (компетенция)
- Кого можно назвать «грамотным читателем»?
Грамотность чтения – это способность
- понимать письменные тексты
- рефлексировать на содержание текстов:
- размышлять над содержанием
- оценивать прочитанное
- излагать свои мысли о прочитанном
- использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.)
Великий И.В. Гете сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не любит». Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное. Обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы, – одна из самых актуальных дидактических задач.
Что такое полное понимание текста?
Это вычитывание трёх видов информации:
- фактуальной (о чём в тексте сообщается в явном виде)
- подтекстовой (о чём в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»
- концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы).
Учителям начальных классов хорошо известно, как предлагает работать с новым текстом на уроке традиционная методика. Сначала учитель готовит ребёнка к восприятию текста: рассказывает о писателе, тематике его произведений, затем объясняет значение непонятных (с его точки зрения) слов, которые он сам заранее выписал из текста, потом (опять же сам) выразительно читает текст вслух, и только после этого к работе приступают дети: читают вслух, отвечают на вопросы учителя. Получается, что текст, который дети должны учиться читать, уже прочитан учителем. В результате деятельность детей немотивированна и им неинтересно. Более того, им не ясно, почему нужно отвечать именно на эти вопросы, как они задаются, по какому принципу. По сути дела, дети не получают ответа на главный вопрос: что же значит уметь читать текст? Не получают удовольствия и от самого процесса чтения, потому что этого процесса как такового просто нет. Отсюда – скука на уроке, нелюбовь к чтению.
Решением этой проблемы является технология формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная профессором
Н.Н. Светловской и заявленная в Образовательной программе «Школа 2100».
На материале текстов учебника строится развитие умений слушать и читать текст, формирование правильной читательской деятельности.
Традиционный урок:
- учитель готовит к восприятию текста;
- текст читает учитель или хорошо читающие дети;
- обучающиеся отвечают на многочисленные вопросы учителя.
Продуктивное чтение:
- обучающиеся прогнозируют содержание текста;
- обучающиеся читают и ведут диалог с автором;
- в ходе беседы обучающиеся уточняют позицию автора.
Структура урока:
1 этап. Работа с текстом до чтения.
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
3 этап. Работа с текстом после чтения.
Внутри каждого этапа существует определённая последовательность «шагов».
1-й этап. Работа с текстом до чтения
Цель: прогнозирование будущего чтения.
Задание: предположите, о чем данный текст (его направленность) по:
- названию
- имени автора
- иллюстрациям (перед текстом)
- выделенным словам (просмотровое чтение)
- привлекая предшествующий читательский опыт
мотивирование чтения
2-й этап. Работа с текстом во время чтения
- Изучающее чтение (вслух / про себя; индивидуально / классом) в сочетании с разными приемами (комментированное чтение, диалог с автором, словарная работа и т.д.)
- ПРИЕМ: диалог с автором
- Видеть в тексте прямые и скрытые Вопросы (выход на подтекстовый смысл)
- Прогнозировать Ответы на эти вопросы
- Проверять свои прогнозы, по ходу чтения
интерпретация текста
3-й этап. Работа с текстом после чтения
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
- Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией.
- Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов
↓
корректировка собственной интерпретации объективным авторским смыслом
Какие общеучебные умения развивает технология формирования типа правильной читательской деятельности ?
- Коммуникативные – формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника (автора)
- Интеллектуальные – извлекать информацию из текста
- Оценочные – в случае если анализ текста порождает оценочные суждения
- Организационные – умение работать по плану (алгоритму)
Но такая технология продуктивного чтения применима и на других уроках в начальной школе ( окружающий мир, русский язык, математика).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения «Произведения Л.Н. Толстого для детей. Сказка, описание, рассказ (из опыта работы с текстом по технологии продуктивного чтения)»
Урок литературного чтения в 4 классе по произведениям Л.Н. Толстого.Технология продуктивного чтения....
Технология продуктивного чтения Презентация к уроку С.В. Михалкова "Мой щенок"
Технология продуктивного чтения Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по программе "Школа России" С.В. Михалков "Мой щенок"...
Мастер-класс. Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения. Работа с текстом. Технология продуктивного чтения.
Главная цель школьного обучения – развитие личности ученика. Одним из сильнейших средств воздействия на личность, является книга, как средство сохранения и передачи нравственных ценн...
Мастер-класс «Технология продуктивного чтения. Работа с текстом на урока литературного чтения»
Цель:- совершенствование профессиональных компетенций в использование приёмов работы с текстом.Задачи:-освоить приёмы работы над текстом, способствующими формированию универсальных учебных действий.- ...
Ключевая компетентность: креативность.Опыт «продуктивного» обучения.От «продуктивного чтения» до «продуктивного обучения»
Современная действительность- это переизбыток информации. Умения добывать нужные сведения из текста, преобразовывать их и использовать их на практике становятся очень важными для жизни в обществе и до...
Мастер – класс (форма изложения – доклад) Тема « Работа с текстом на уроках литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения»
Цель: распространение опыта работы с текстом на уроках литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтени...
Памятка по подготовке урока с использованием текста в режиме продуктивного чтения.
Методический материал для работы учителям начальных классов...