Ключевая компетентность: креативность.Опыт «продуктивного» обучения.От «продуктивного чтения» до «продуктивного обучения»
материал

Зайцева Любовь Анатольевна

Современная действительность- это переизбыток информации. Умения добывать нужные сведения из текста, преобразовывать их и использовать их на практике становятся очень важными для жизни в обществе и достижения личностных результатов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kongress.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Ключевая компетентность: креативность

Опыт «продуктивного» обучения

От «продуктивного чтения» до «продуктивного обучения»

     Современная действительность- это переизбыток информации. Умения добывать нужные сведения из текста, преобразовывать их и использовать их на практике становятся очень важными для жизни в обществе и достижения личностных результатов. Но для этого нужно правильно ,«продуктивно», уметь читать, быть компетентным читателем. Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения часто возникают из-за неумения детей понимать прочитанное.

     Технология продуктивного чтения- образовательная технология, основанная на теории формирования читательской самостоятельности профессора Н.Н. Светловской, обеспечивает с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Продуктивное чтение является не только основой успешности для обучения в школе, но и способом получения удовольствия в духовной сфере. К сожалению, современные дети мало читают, телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное и смысловое чтение.

     Для формирования у детей потребности к чтению мной был разработан и осуществлён проект «Круг семейного чтения». Целью проекта стало возрождение традиции семейного чтения. Один мудрый человек когда-то сказал, что «Искусство читать- это искусство мыслить с некоторой помощью другого». На уроках семейного чтения под этим «другим» подразумевается не только автор, но и взрослый (учитель, родитель), который хочет научить ребёнка читать «по- настоящему». В проект вошли разнообразные формы деятельности, но наиболее популярными оказались уроки семейного чтения. Местом их проведения стал школьный музей « Старая квартира». Атмосфера послевоенной «коммуналки» способствует особому восприятию читаемого произведения, и дискуссия между участниками  отдаём тем произведениям, которые затрагивают проблемы человеческих отношений, интересны и взрослым и детям. «Бабка» В. Осеевой, «Чук и Гек» А. Гайдара, «Товарищи ленинградцы» В. Карасёвой, «Правдивая история Деда Мороза» А. Жвалевского и Е. Пастернак, «Дети капитана Гранта» Жюля Верна – вот некоторые из произведений, которые мы читали вместе. На уроках семейного чтения дети и взрослые работают в небольших группах, где есть представители разных поколений. Участники урока вместе читают книгу, обсуждают её содержимое, выполняют задания, работая с текстом. Затем происходит смена состава групп. Образуются три группы, символизирующие три поколения: бабушки и дедушки, мамы и папы, дети. И начинается самое интересное действо: обсуждаются три взгляда на одни и те же ситуации. Иногда эти взгляды одинаковы, иногда различны, но обсуждение неизменно эмоционально. И всегда находится что-то общее, объединяющее разные поколения. Заканчивается занятие рекомендациями по выбору книг для семейного чтения. И радует то, что с каждым уроком всё больше становится семей, в которых читают, обсуждают книги вместе. Ведь совместное чтение, пересказ прочитанного друг другу и возникающий при этом обмен мнениями и эмоциями- один из способов приобщения ребёнка к чтению.

     В средней школе своеобразным продолжением работы над формированием «компетентного читателя» оказался другой проект, осуществляемый инициативной группой преподавателей разных предметов. Мы его назвали « Весь день с книгой». Целью, так называемого «дня погружения» ,была работа с одним литературным произведением на уроках пяти разных предметных областей- в течение одного учебного дня. У нас родилась идея обеспечить получение учащимися новых и актуализацию уже накопленных ими знаний по различным предметам через обращение к одному литературному произведению. Иными словами, это попытка «охватить» программные знания и навыки обучающихся по разным учебным  предметам в некий единый комплекс, обусловленный созданием одного скрепляющего элемента- заранее прочитанного учащимися художественного произведения. Первым произведением был роман известного учёного- геолога В. А . Обручева «Земля Санникова». Выбор этого произведения был не в последнюю очередь связан с проявлением интереса у учащихся к топонимике объектов нашего района, а именно-к вопросу о наименовании одной из улиц, расположенных вблизи нашей гимназии- улице Обручевых. Учителями- предметниками было проведено пять уроков  по следующим предметам четырёх седьмых классах: литература, изобразительное искусство, математика, география, история и культура Санкт- Петербурга. Особенно следует отметить, что каждый из уроков отличался от остальных не только своим тематическим содержанием, но и формой, применяемыми технологиями и методами обучения. Так, урок литературы носил характер урока- беседы, в какой-то мере, урока- размышления, с преобладанием фронтальной формы организации работы учащихся. Урок изобразительного искусства планировался с целью выявления творческого потенциала детей в процессе создания ими иллюстраций к произведению. Кроме того, в ходе уроков учащимися было предложено прослушать музыкальные произведения из кинофильма «Земля Санникова», и даже спеть одну из песен. Урок математики проводился с использованием приёмов командно-эстафетной игры , а также содержал помимо задач на вычисление, задания практико- ориентированного характера. Урок географии был проведён с использованием приёма «Зигзаг» технологии развития критического мышления. Урок истории и культуры Санкт- Петербурга, который проводился в музее гимназии «Старая квартира», решал сразу две задачи: обсудить биографии Обручевых и связанных с ними объектов нашего города и подвести некий итог всему дню- рефлексию  не только со стороны учащихся, но только со стороны учащихся, но и со стороны педагогов, а также родителей учащихся, принявших участие в проекте.

Данное мероприятие очень понравилось и детям и взрослым и на следующий год был проведён ещё один «Весь день с книгой». На этот раз это был роман В. Каверина «Два капитана»

               ми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Доклад на тему: Формирование ключевых компетентностей младшего школьника в процессе обучения...

Влияние активных форм обучения на формирование ключевых компетентностей

Статья "Влияние активных форм обучение на формирование ключевых компетентностей"...

Продуктивное чтение - залог успешного обучения

Данная презентация поможет разобраться в технологии продуктивного чтения...

Формирование ключевых компетентностей через активные методы обучения в начальной школе как эффективное средство реализации ФГОС

Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...

"Формирование ключевых компетентностей обучающихся в процессе обучения в начальной школе"

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, ч...

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...