II. Актуализация знаний и мотивация Практический: задание на соотнесение; Словесный: объяснение, беседа.
| 4-5 мин | -Начинайте читать медленно, постепенно ускоряя темп. Чёрной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь, Чёрная галка чернику склевала, только спасибо дрозду не сказала. -Ребята, откройте страницу 123 учебника и прочитайте название раздела. -Что необычного в названии этого раздела? Что это? -Какой смысл заключён в ней? -Как вы думаете, о чем будут произведения в этом разделе? -Чему они нас будут учить? | Выполняют речевую разминку.
-«Собирай по ягодке - наберешь кузовок». -Это пословица. -Только кропотливый и упорный труд может привести к ожидаемому результату. -Предположения детей. | Р: саморегуляция. Р: оценка результатов работы. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия. |
III. Постановка учебной задачи Словесный: подводящий диалог; Наглядный: работа с презентацией;
| 5 мин | -Откройте страницу 124 и прочитайте название рассказа, который будем читать сегодня. -Какое сходство вы заметили? -Сравните название рассказа и пословицу с которой мы начали урок. Чем они похожи? -Кто автор этого произведения? -Кто скажет тему урока? -Какую цель мы поставим? - Составим план на урок: 1. Узнать биографию Б.В. Шергина 2. Познакомиться с его произведение 3. Сделать выводы | -Соотносит пословицы с главным смыслом произведения. -Название рассказа совпадает с названием раздела. -Пословицы о труде. -Борис Викторович Шергин -Б.В. Шергин. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок. -Познакомиться с биографией Б.В. Шергин и с произведением Собирай по ягодке, наберёшь кузовок. | Р: целеполагание как постановка учебной задачи. |
IV. Открытие нового знания
Словесный: рассказ учителя, беседа; | 15 мин | - Начнём с 1 пункта нашего плана. - Знаете ли вы что-нибудь об этом авторе? Какие его произведения вы читали? -Внимательно прослушайте мой рассказ об авторе, затем я задам вопросы. - Борис Викторович Шергин (1896-1973 гг.) Русский писатель. Родился в Архангельске, там же провел детство и юность. Отец будущего писателя «был и кораблестроителем, и мореходцем... он сорок пять лет ходил в море... Зимой в свободный час он мастерил модели фрегатов, бригов, шхун». Свою мать Б. Шергин называл «хранительницей слова». Впоследствии он записал былины, рассказанные ею. Первым своим «серьезным рассказом» Б. Шергин считал легенду «Любовь сильнее смерти», напечатанную в 1912 г. Учился писатель в Москве в художественном училище, потому что его «с детских лет... интересовали кисти и краски». Многие книги со своими произведениями Б. Шергин оформлял сам, для многих создал иллюстрации. В Архангельске установлен памятник Борису Шергину и названа библиотека его именем. Ответьте на мои вопросы: - В каком году и где родился писатель? - Как он называл свою мать? - Где учился писатель и почему? - Мы познакомились с биографией Бориса Шергина? — Значит выполнили первый пункт плана? - Переходим ко 2 пункту плана. Словарная работа А сейчас, обратите внимание на новые слова, которые встретятся нам сегодня в тексте. ШТУКАТУРНОЕ дело. Слово штукатурное, произошло от слова – штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства. МАЛЯРНОЕ дело. Слово малярное, произошло от слова – маляр – рабочий, занимающийся окраской зданий, помещений. АКАДЕМИЯ - высшее учреждение. ВЫЛОЩИЛ ВОЛЧЬИМ ЗУБОМ – натёр до блеска. ПАРКЕТЧИК – мастер, который составляет из дощечек узоры. А сейчас мы с вами прочитаем произведение.(Начинает учитель). - Работа по рассказу.
- Ребята, о чем же этот рассказ?
- Кто является главными героями рассказа?
- Из каких строк рассказа можно узнать о Ваниной бабушке? Опиши ее.
- Почему Ваня назвал Митю паркетчиком, а бабушка художником?
- Что случилось с Митей?
- Как ему помогли Ванина бабушка и мастер?
- Какие пословицы, при чтении рассказа, вам встретились? Объясни их смысл.
- Как они помогают понять основную мысль произведения?
- Прочитай выразительно диалог мастера и Мити.
- С какой интонацией говорит мастер?
- Какой совет мастер дал Мите?
- Митя успел выполнить работу?
- В какие сроки Митя выполнил работу?
- Какими словами бабушка закончила свой рассказ?
|
Слушают информацию о писателе
-В 1896 году, г. Архангельск. -«Хранительница слова». -Учился в художественном училище. Ответы детей.
Познакомимся с произведением. Слушают и запоминают значение слов.
Ответы детей по тексту рассказа | : планирование учебного сотрудничества с учителем. П: смысловое чтение как осмысление смысла чтения. К: восприятие текстов художественного стиля. П: анализ с целью выделения существенных признаков. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П: произвольное построение высказывания в устной форме.
|
V.Первичное закрепление во внешней речи Словесный – беседа. Практический – подчеркивание непонятных слов;
| 4-5 мин | – Перечитайте отрывок, в котором рассказывается о Ваниной бабушке. – Какой она вам представляется? – Как Ваня относился к своей бабушке? – Расскажите о своих бабушках. За что вы их любите? - Какую особенность вы заметили в тексте? - Сейчас некоторые дети будут работать в группах. Ваша задача заключается в том, чтобы как можно точнее передать смысл пословицы или фразеологизма. Но для начала мы вспомним правила работы в группе. Правила работы в группе 1. Выслушивай товарища до конца. 2. Говори только по делу. 3. Помни: от твоей работы зависит результат всей группы 4. Работай дружно. 5.Изберите секретаря и презентатора группы. 6. Хорошее настроение – успех в работе. Можете приступать к работе. А мы с вами продолжим работу. - Рассмотрите картинку на стр.124. Кто на ней изображён? - Что они делают? - Как вы думаете, о чём они беседуют? К какому отрывку из произведения относится эта картинка? Зачитайте его. - А теперь откройте стр. 127, кто изображён на ней? - Видел ли Витя на самом деле работы Мити? - А как он узнал о них? - Молодцы, ребята! Всё верно. - Я приглашаю презентаторов доложить о результатах проделанной работы вашей группы. | -Доброй, весёлой, мудрой, она могла и утешить, и рассмешить, знала много ремёсел. гордился ею. - Встретилось много пословиц и фразеологизмов. - На картинке изображены Ваня с бабушкой. - Они беседуют. Дети читают отрывок из произведения. - На картинке изображены бабушка и Ваня, они наблюдают за работой Мити. -Нет, не видел. - О Митиных работах Вите рассказала бабушка. Объяснение смысла пословиц и фразеологизмов.
| К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П: произвольное построение высказывания в устной форме П: анализ с целью выделения существенных признаков К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями;
|
VII. Включение в систему знаний Словесный – беседа. | 3 мин | - Мы с вами познакомились с произведение. И теперь остался последний пункт плана, какой? - С каким произведением познакомились на уроке? - Кто его автор? - Какую главную мысль хотел донести до нас автор? | - Сделать выводы. - «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». - Б. Шергин. Ответы детей. | П: структурирование знаний.
|
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) Словесный – разъяснение; Практический – заполнение карточек.
| 1-2 мин | - Оцените свою работу на уроке, заполнив карточки. Вопросы | «Да» | «Нет» | Я хорошо работал на уроке. |
|
| Я без ошибок выполнил самостоятельную работу. |
|
| Я много нового узнал на уроке. |
|
|
- Поднимите руку те, кто на 1 вопрос ответил «Да». - Поднимите руку те, кто на 2 вопрос ответил «Нет». - Поднимите руку те, кто на 3 вопрос ответил «Да». - Запишите домашнее задание: с 129-135 составление плана и пересказ. - Ребята, спасибо за урок, до свидания! | - Оценивают свою работу на уроке. - Записывают домашнее задание и прощаются с учителем.
| Р: оценка – осознание качества и уровня усвоения. |