Дополнительная общеобразовательная программа интеллектуальной направленности "Читай-ка"
рабочая программа по чтению (2 класс)
Значение чтения для успешного освоения учебного материала учащимися состоит в том, что сформированный навык смыслового чтения на основе быстрого и осознанного чтения является фундаментом всех УУД и предметных действий. Через смысловое чтение формируются УУД: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка.
Главное при обучении учащихся быстрого чтения - это помочь ученику стать более эффективным в результате освоения навыка скорочтения. Обязательно нужно учитывать, что каждый ученик индивидуален, поэтому необходимо корректировать его обучение.
Обучить детей технике чтения нелегко, но ещё труднее научить понимать и анализировать прочитанное. Помочь преодолеть эти трудности призван используемый на занятиях комплекс заданий и по данному курсу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_chitayka_21-22_uch.god_.doc | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Принята на заседании Педагогического Совета от «___» _______2021 Протокол №_________ | Утверждаю: ________ «_____»_______2021 Директор ______________ |
Дополнительная общеобразовательная программа
Общеразвивающая программа
Интеллектуальной направленности
«Читай-ка»
Возраст учащихся : 7-9 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик программы:
Солонко Ольга Сергеевна
учитель начальных классов,
учитель – дефектолог, олигофренопедагог
Кемерово 2021
Содержание
- Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка……………………………………………3
Актуальность………………………………………………………3
Цель и задачи программы…………………………………………6
Содержание учебного курса ……………………………………...8
Календарно-тематическое планирование………………………..16
Учебно - методическое обеспечение …………………………….20
- Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы………………………………….21
Прогнозируемые результаты программы………………………..21
Литература…………………………………………………………25
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Значение чтения для успешного освоения учебного материала учащимися состоит в том, что сформированный навык смыслового чтения на основе быстрого и осознанного чтения является фундаментом всех УУД и предметных действий. Через смысловое чтение формируются УУД: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка.
Главное при обучении учащихся быстрого чтения - это помочь ученику стать более эффективным в результате освоения навыка скорочтения. Обязательно нужно учитывать, что каждый ученик индивидуален, поэтому необходимо корректировать его обучение.
Обучить детей технике чтения нелегко, но ещё труднее научить понимать и анализировать прочитанное. Помочь преодолеть эти трудности призван используемый на занятиях комплекс заданий и по данному курсу.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
на основе диагностических фактов у учащихся отмечается низкая скорость чтения, они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов – это, в большинстве случаев, затрудняет учащимся понимание прочитанного.
5 основных причин медленного чтения:
- артикуляция (движения губ, языка, у кого-то челюсти, других органов, которые участвуют в процессе чтения)
- регрессии ( возвратное движение глаз при чтении)
- «мало вижу - медленно читаю» ( малое пятно ясного видения). Ученик, который читает медленно, видит за один взгляд от 8 до 12 символов (букв). Владеющий скорочтением, видит несколько слов (от 20 символов) и воспринимает их сразу.
- слабое внимание
- отсутствие плана при чтении
Немаловажное умение для ученика - это умение постигать информацию эффективно, с высоким уровнем освоения содержательных глубин текста. Это умение становится особенно востребованным в среднем школьном звене, когда материал по изучаемым учебным дисциплинам становится объемным. Именно поэтому внедрение технологий обучения скорочтению в школе первой ступени становится оправданным.
Скорочтение — это не просто умение быстро осваивать большие текстовые объёмы информации. От скорости чтения зависит также процесс развития. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность ученика. Поэтому навык скоростного чтения должен быть сформирован еще в начальной школе.
Параллельно с формированием навыка беглого чтения, ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, выразительного чтения, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения.
Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только повысить уровень понимания текста, но и умение его анализировать. На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Новизна представленной программы заключается в том, что ученики имеют возможность в полной мере получить знания не только по быстрому чтению, но и улучшить зрительную и слуховую память, а также освоить смысловое, выразительное чтение, развить свою речь. За счет выполнения разнообразных упражнений концентрируется внимание, расширяется поле зрения, синхронизируются оба полушария. При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится видеть и понимать отдельные языковые явления и определять их место в системе языка в целом, учится интерпретировать текст.
Рабочая программа к курсу «Читай-ка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторских методик по скорочтению Ш.Ахмадуллина, С.Г. Зотова, М.А. Зотовой и О.Н. Крыловой «Чтение. Работа с текстом», М.В. Беденко «Смысловое чтение».
Работа по программе осуществляется в соответствие с нормативно – правовыми документами:
- Разработано на основании Закона об образовании в Российской Федерации, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; Федерального -- закона от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- СанПиН 2.4.2.1.3049 – 13, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26;
- Федерального закона от 24 июля 1998 г. №124 –ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
- Уставом МБОУ«СОШ №77»;
- Положением об оплатных дополнительных услугах МБОУ «СОШ №77»
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 7-9 лет. Курс рассчитан на 2 часа в неделю: всего-66 ч.
При составлении программы использованы авторские теоретические и практические материалы.
Цель реализации программы: создать условия для эффективного обучения быстрому чтению, повысить скорость и правильность чтения.
Задачи программы:
- освоение приёмов и техник скорочтения;
- развитие памяти и внимания;
- учить работать с текстом литературного произведения;
- улучшение понимания прочитанной информации;
- развитие речи;
-развитие познавательной и творческой активности, интеллектуальных способностей;
-создание комфортной обстановки для раскрытия умственных способностей обучающихся;
-развитие навыков воображения, восприятия, умения работать и отдыхать, переключаясь на другое задание;
-формирование практических навыков по скорочтению, умственной и психологической деятельности;
- расширить читательский кругозор;
- способствовать раскрытию творческого потенциала ребёнка.
Основными принципами работы программы являются:
- учет современных требований;
- учет возрастных особенностей;
- доступность;
- последовательность;
- системность;
- эффективность;
- системно-деятельностный подход;
- управляемость образовательным процессом;
Принципы обучения:
- принцип сознательности, творческой активности, самостоятельности ребёнка при руководящей роли педагога;
- принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного обучения скорочтению, улучшению зрительной и слуховой памяти, как выражение комплексного подхода;
- принцип связи обучения с жизнью;
- постоянный поиск новых форм работы и совершенствования технологии.
Приемы и методы обучения:
- словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение
- наглядные: демонстрация
- практические: упражнения, выполнение графических записей
- аналитические: наблюдение, сравнение, самоанализ
Данная программа предполагает тесную теоретическую связь с практикой.
Важным аспектом выполнения программы является обеспечение комфортных условий на занятиях.
Содержание учебного курса
Программа предполагает следующую структуру занятия: разминка (дыхательная, артикуляционная, развитие мелкой моторики, упражнения на внимание, упражнения на расширение поля зрения, синхронизацию обоих полушарий, чтение с указкой и т.д.), применение логоритмики (заучивание и проговаривание скороговорок), чтение слогов различной сложности, чтение слов различной сложности, аудирование (чтение текстов разной сложности), упражнение на развитие психических процессов, логоритмика и пантомимика.
Упражнения на внимание
Первое упражнение на внимание — это струп-тест.
Струп-тест — это последовательность слов, описывающих цвета. Например, слова зеленый, красный, синий, фиолетовый и т. д. записаны разными цветами, при этом цвет слова не соответствует цвету, этим словом обозначаемому. То есть слово зеленый желтого цвета, слово красный — зеленого. Ученику нужно внимательно читать про себя и называть не слово, которое написано, а цвет, которым это слово написано.
Следующее упражнение для тренировки внимания — это лабиринты. Здесь никаких особенностей нет, однако очень важно, чтобы ученик не помогал себе пальцем или указкой. Он должен лишь при помощи глаз искать выход из лабиринта, либо соответствие какой-нибудь букве или цифре, в зависимости от того, каково задание. Лабиринты также очень сильно тренируют внимание, заставляют ребенка напрягать его по максимуму. Делаем лабиринты как в прямом, так и в обратном порядке. Лабиринты будут повторяться, и это позволит развить и зрительную память.
Также к упражнениям, тренирующим внимание, относится упражнение «Большие и малые числа». Оно никогда не надоедает, можно одной и той же картинкой пользоваться бесконечное количество раз, работая то в прямом, то в обратном порядке. Необходимо найти цифры от 1 до 99
В чем особенность этого упражнения? Все числа написаны разным шрифтом, они разного размера, и мозгу ученика приходится очень быстро перестраиваться, чтобы выполнить данное упражнение. Вообще, мозг довольно быстро адаптируется. Тренируется он для быстрого переключения. Ученик понимает, что характеристики шрифта — ширина, высота, начертание, угол наклона — меняются и единственным критерием для правильного ответа является форма написания (один пишется так-то, два — так-то).
Упражнение «Разноцветные числа». Одна из вариаций «Больших и малых чисел», но проще. Здесь необходимо искать числа по порядку, чередуя цвет: 1 белое (серое), 1 черное, 2 белое (серое), 2 черное и т. д.
Упражнения на расширение поля зрения
Следующий блок упражнений — на расширение поля зрения. Логично предположить следующее: для того чтобы увидеть достаточно большой объем информации, ученику необходимо видеть ясным взором большую область. Это называется «пятно ясного видения». Одно из лучших упражнений для увеличения пятна ясного видения — это таблицы Шульте. Таблица Шульте состоит из чисел, расположенных в произвольном порядке Есть разные интерпретации: от 3 х 3 (для маленьких детей) до 4 х 4 и 5 х 5.
Как работать с таблицей Шульте? Нужно расположить таблицу так, чтобы расстояние до глаз в 3-4 раза превышало длину ее стороны. То есть если сторона таблицы равна 10 см, то требуемое расстояние составит 30-40 см.
Необходимо, сконцентрировавшись на центре таблицы, боковым зрением находить цифры от 1 до 25.
В процессе тренировки движение глаз будет уменьшаться. Конечно, полностью его исключить невозможно, но ученики смогут свести эти движения к минимуму, потому что пятно ясного видения у них будет большим. Это говорит о том, что данный навык хорошо тренируется и очень важно делать это упражнение честно, особенно на начальных этапах. Честность ученика во многом зависит от учителя, потому что если сильно давить на ученика, есть вероятность, что ему захочется обмануть, показать, что он делает лучше, чем на самом деле. Очень важно дать понять ученику следующее: чем честнее он выполнит упражнение, тем более высоких результатов достигнет.
Следующее упражнение — на расширение горизонтальной и вертикальной составляющей пятна ясного видения, так называемые клиновидные таблицы.
Цель этого задания — глядя на центральную линию, при каждом движении взгляда увидеть цифры или буквы, которые находятся по разным сторонам. Тем самым расширяется поле зрения. При ошибке необходимо вернуться на два шага назад и продолжать
Упражнения на синхронизацию обоих полушарий
Третий блок упражнений — это упражнения на одновременную работу обоих полушарий мозга. То есть если левое полушарие — это последовательность, логика и структура, то правое полушарие — это интуиция, воображение, образы и т. д.
Есть один медицинский факт: за левую часть тела отвечает правое полушарие мозга, а за правую часть, соответственно, левое полушарие. И все мы знаем, что непереученные левши — личности более творческие. Еще один практический вывод заключается в том, что, заставляя синхронно работать оба полушария мозга, можно получать состояние сверхобучаемости, в котором процесс обучения проходит намного легче и намного эффективнее. Поэтому в программу внедрено большое количество упражнений на одновременную работу обоих полушарий мозга.
Рисование обеими руками.
Ученику необходимо нарисовать рисунок двумя руками. Очень важно не давить на него. Ученик показывает хороший результат, если у него получается на 30-40-50 %. Это тот уровень, на котором нужно поддерживать достигнутый результат.
Упражнение «Алфавит» также синхронизирует оба полушария мозга. Выполнять его необходимо следующим образом: ученик произносит громко верхнюю букву в паре и поднимает, соответственно, правую руку, если снизу буква П, и левую руку, если снизу буква JI. Если же это буква О, то одновременно обе руки.
В более сложной интерпретации необходимо поднимать еще и соответствующую ногу.
Упражнение «Устный счет». Необходимо быстро считать в уме и громко произносить ответы. Начинаете решать примеры с любого места. Время решения — 1 минута.
Чтение с указкой
При выполнении чтения в тренинге необходимо читать с помощью указки, ведя ручкой или карандашом под читаемым текстом и избегая возвратных движений. При этом неважно, читает ли ученик вслух или про себя. Указку он ведет непрерывно, не останавливаясь, и постоянно ускоряет свои движения.
В процессе обучения очень важно, чтобы у ребенка накапливались победы: чем больше побед, тем более уверенным человеком он будет и лучшие результаты получит.
Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата (артикуляцию и дикцию)
Дыхательные упражнения
Чтение на выдохе 15 согласных букв одного ряда (звуками).
Работа со скороговорками и чистоговорками
Во время проговаривания всех скороговорок и чистоговорок звуки должны произноситься чётко, ясно, не торопясь. Соединять
скороговорку с различными движениями пальцев: играем пальцами «на
пианино»; загибанием пальцев правой и левой руки; с щелчками пальцев
левой и правой руки.
Скороговорки и чистоговорки необходимы для отработки чистоты произнесения звуков, для выработки правильного дыхания, чувства ритма и для создания радостного настроения.
Замеры скорости чтения.
Используются тексты с различным количеством слов. После каждого текста предлагается ряд вопросов. На начало и конец измерения предлагается один и тот же текст.
Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата (артикуляцию и дикцию)
Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
1. Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.
2. Представьте, что на руке стоят 3 свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечку.
3. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как много больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
4. Обрызгайте бельё водой. Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на бельё.
5. В цветочном магазине. Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом. (2-3 раза.)
Аудирование
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений).
Работа с разными видами текста
Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания произведения по его названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Работа с научно-популярным, учебным текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема | Дата |
Вводное занятие. Знакомство учащихся с материалами, необходимыми для работы. | ||
Скороговорки. Логоритмика. | ||
Работа с простейшими слогами. Знакомство со слогами, чтение их по столбцам, строкам. | ||
Работа с минутным текстом. | ||
Работа с таблицами. | ||
Чтение слов лесенкой. | ||
Чтение слогов из 4, 5, 6 букв. | ||
Закрепление пройденного. | ||
Скороговорки. Логоритмика. | ||
Работа с рисунками и словами. Запоминание слов. | ||
Работа с таблицей с буквами и цифрами. | ||
Чтение слогов из 4, 5, 6 букв. | ||
Чтение слоги повышенной сложности. | ||
Работа с рисунками и словами. Запоминание слов. | ||
Работа с 3-х минутным текстом. | ||
Чтение слов лесенкой. | ||
Работа с текстами на время. Отработка чтения с ускорением. | ||
Чтение таблиц с точкой внимания текстов. | ||
Работа с разными слогами. | ||
Чтение. Слоги. Отработка грамотного чтения. | ||
Чтение слоги повышенной сложности. | ||
Работа с текстами на время. Отработка чтения с ускорением. | ||
Чтение таблиц с точкой внимания текстов. | ||
Игра-путешествие «В стране Читалия». | ||
Работа с движением глаз.Работа с артикуляцией губ, языка и других органов речи при чтении. | ||
Работа с разными текстами. Отработка ускорения.Увеличение малого поля зрения. | ||
Знакомство с основными способами чтения. Углубленное чтение. | ||
Панорамное чтение. | ||
Выборочное чтение. | ||
Чтение-просмотр и чтение-сканирование. | ||
Знакомство со зрительным алгоритмом чтения - правильным шестиугольником. | ||
Закрепление пройденного. Чтение разными способами. | ||
Работа с текстами по интегральному алгоритму. Зрительное видение названия текста, автора, основное содержание страницы. | ||
Работа с алгоритмом и умение заполнять все блоки. | ||
Работа с текстом. Знакомство с фильтрацией, ключевыми словами, смысловыми рядами. | ||
Чтение текстов с одновременным выстукиванием ритма. | ||
Работа с алгоритмами и умением заполнять все блоки. | ||
Знакомство с чтением и отбиванием одновременно. | ||
Работа с карандашом и движением рук. | ||
Работа с таблицами Шульте. Поиск цифр и букв. | ||
Работа с таблицами Шульте. Тренировка горизонтального движения глаз. | ||
Работа с текстами. Доминанта. Созерцание зеленой точки. | ||
Конструирование смысла текстов. Ассоциативная связь с понятием. | ||
Чтение текстов с одновременным выстукиванием ритма. | ||
Чтение текстов, используя «Метод штурма», используя вертикальные линии . | ||
Чтение текстов, используя «Метод штурма», используя вертикальные линии. | ||
Игра «Кто читает?!». Закрепление навыков чтения. | ||
Работа с текстом, используя организацию внимания. Понимание и запись под диктовку. | ||
Работа с текстом, используя оперативную память, осмысливание текстов. | ||
Работа с текстом, непроизвольное внимание, знакомство с поставленной целью. | ||
Работа с текстом, произвольное внимание, связь поставленной цели и интересами. | ||
Работа с текстами научно-популярных журналов. | ||
Тексты на время. Отработка ускорения. Увеличение малого поля зрения. | ||
Работа с разными текстами. | ||
Текст. Метод сверхбыстрого чтения. Аутогенная тренировка. Активизация цветного зрения. | ||
Работа над собой, используя аутогенную тренировку. | ||
Работа по тренировке памяти, используя специальные упражнения. Отработка упражнений на время. | ||
Тексты на время. Отработка ускорения. Увеличение малого поля зрения. Отработка конспектирования. | ||
Работа с текстом, непроизвольное внимание, знакомство с поставленной целью. Отработка чтения способами организации внимания. | ||
Работа с разными текстами. | ||
Работа с текстом, используя оперативную память, осмысливание текстов. | ||
Работа с разными текстами. Отработка упражнений. | ||
Работа с текстами, используя метод сверхбыстрого чтения. Аутогенная тренировка. Активация цветного зрения. | ||
Работа с текстами, используя метод сверхбыстрого чтения. Аутогенная тренировка. Активация цветного зрения. | ||
Работа с текстами повышенной сложности, используя выученные упражнения. Отработка навыков чтения. | ||
Игра «Кто как читает?!». Закрепление навыков чтения. |
Материально-технические средства обучения:
1.наглядный материал: таблицы, схемы, образцы;
2.методическая литература: книги, журналы, интернет- сайты;
3.оборудование: книги, ручки, карандаши; секундомер.
4.материалы: тексты для чтения, таблицы, рисунки для запоминания
Условия реализации программы
1. Групповые занятия – 5 - 7 человек.
2. Занятия организуются на базе МБОУ СОШ №77 в течение всего учебного года (сентябрь – май)
3.Временная структура - 2 раза в неделю, с 50 минутными занятиями.
4. Гигиенические требования по организации обучения детей:
1. Каждый ребёнок обеспечивается удобным рабочим местом за партой, в соответствии с его ростом и состоянием здоровья;
2. Искусственное освещение соответствует государственным гигиеническим требованиям к нему;
3. Во время занятий обязательно проводятся физминутки, гимнастика для глаз, динамические паузы с целью профилактики переутомления, нарушения осанки и зрения детей;
4. Перед каждым занятием осуществляется влажная уборка помещения и сквозное проветривание;
5. На занятии осуществляется смена видов деятельности, а все темы изучаются в ходе разнообразных игр, что соответствует возрастным особенностям школьников.
Предполагаемый результат:
- увеличение скорости чтения;
-освоение техник запоминания материала, улучшение качества запоминания и понимания прочитанного;
- активизация высших психических функций;
- расширение поля зрения;
- освоение алгоритма рационального чтения;
-осознанное чтение текстов;
-развитие читательских способностей (поиск, выделение нужной информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение информации).
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
-новые знания и умения для организации внимания и памяти для дальнейшей успешной учёбы, активизации познавательной деятельности;
-мотивация к саморазвитию познавательных и творческих способностей;
-умение использовать техники запоминания при работе с учебным материалом;
-положительная самооценка за счёт повышения успешности деятельности;
-умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
-способность понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать, выражать свои эмоции;
-высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: обучающийся научится:
- управлять своим вниманием;
-использовать технику дыхательных упражнений для достижения высокой умственной работоспособности;
- справляться с информационным «завалом»;
- максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в чтение;
- определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на занятиях;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД: обучающийся научится:
-выделять в тексте самое важное и необходимое;
-логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- обоснованно делать выводы, доказывать;
- извлекать и анализировать информацию из различных источников;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД: обучающийся научится:
- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- обоснованно делать выводы, доказывать;
- развивать способность взаимодействия и общения с другими людьми за счет улучшения качества устной речи;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
-выразительно читать и пересказывать текст;
-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Освоение учащимися программы «Читай-ка» должно обеспечить следующие предметные результаты: обучающийся научится:
-читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью позволяющей понимать прочитанное;
-свободно читать тексты больших объёмов;
-владеть навыками быстрого «предосмотра» читаемого текста;
- владеть техникой скорочтения;
-читать с применением эффективных стратегий запоминания;
-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
-осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
-понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
-делить текст на части, озаглавливать части;
-выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
-подробно и выборочно пересказывать текст;
-составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
- размышлять о характере и поступках героя;
-относить произведение к одному из жанров.
Основной показатель качества освоения программы – увеличение скорости чтения и быстрое усвоение необходимой информации, осознанности прочитанного.
Литература:
1. Ахмадуллин Ш. Скорочтение для детей: как научить ребенка читать и понимать прочитанное.- М.: Билингва, 2015.- 160 с.
2. Беденко М.В. Формирование навыков смыслового чтения, 1-3 классы, 2013.-80с.
3.Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с.
4. Жиренко О.Е. смысловое чтение. 1-4 классы. Методические рекомендации, 2017.-192с.
5. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М.: "Просвещение”, 1991. – 32с.
6. Зотов С.Г., Зотова М.А. Повышение скорости чтения, Ростов-на-Дону, изд. «Феникс», 2017.
6. Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом. 2,3 класс. О.Н. Крылова. М.: «Экзамен», 2013.
7. Синицын В.А. Мастерская выразительного чтения. Читаем, слушаем, рассказываем, 2 класс, 2012.-96с.
8. Узорова О., Нефёдова Е. Быстрое обучение чтению, изд. «Астрель», 2002.
9. Федоренко И.Т. Развитие оперативной памяти.
10. Экгардт Р.Н. Книга для обучения детей быстрому чтению, изд. «Рекпол» г. Челябинск, 2011.
Интернет-ресурсы
http://pedsovet.su/
http://www.gcro.ru/
http://www.prosv.ru/
http://www.char.ru/
http://www.proshkolu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Волшебный мир оригами» в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» Тема: «История праздника День Матери. Изготовление открытки ко Дню Матери».
Конспект открытого занятияпо дополнительной общеобразовательной программе«Волшебный мир оригами»в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»Тема: «История праздника День Матер...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА в рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММАв рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к дополнительной общеобразовательной программе "Загадки природы" для детей 8-9 лет
Программа курса внеурочной деятельности «Загадки природы» составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Пресс-центр Мыскаменской школы-интерната
Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процес...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Поколение NEXT"
Программа предполагает включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный ...
Разработка и реализация педагогом программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ
Разработка и реализация педагогом программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юный эколог"
Актуальность и социальная значимость данной программы состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологическо...